Становление местного самоуправления в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 37 37 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 12.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы изучения местного самоуправления 5
1.1. Сущность местного самоуправления в России 5
1.2. Модели местного самоуправления 11
2. Оценка местного самоуправления в г. Петрозаводск 16
2.1. Характеристика г. Петрозаводск 16
2.2. Организация местного самоуправления г. Петрозаводск 18
3. Проблемы развития местного самоуправления и пути их решения 30
Заключение 34
Список использованных источников 36

Фрагмент для ознакомления

Безвозмездные поступления за 2022 год составили 6 281,5 млн руб., из них: безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 6 278,7 млн руб.
Расходы бюджета Петрозаводского городского округа за 2022 год составили 8 781,8 млн руб. или 94,4 процента от утвержденного годового плана, включая средства вышестоящих бюджетов, переданные на исполнении государственных полномочий Республики Карелия и на софинансирование расходных обязательств Петрозаводского городского округа – 6 278,7 млн руб. Рост расходов к 2021 году составил 24,7 процента.
В городе за год благоустроена 71 дворовая территория.
По национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2022 году отремонтировано 11 автомобильных дорог общей протяженностью 20 километров.
По проектам к 100–летию Карелии отремонтировано 15 участков дорог общей протяженностью более 8 километров.
В декабре 2022 года завершено строительство двух зданий детских садов по 150 мест в районе улиц Генерала Судакова и Энтузиастов. Началось строительство дошкольного учреждения на улице Хейкконена на 300 мест.
Впервые за много лет в рамках национального проекта «Образование» в столице Карелии строится школа на 1 350 мест. В большинстве образовательных учреждений проведены ремонты.
При поддержке главы Республики Карелия, правительства Республики Карелия, депутатов Законодательного собрания Республики Карелия, руководителей федеральных и республиканских органов исполнительной власти администрации Петрозаводского городского округа в 2022 году в особенных условиях развития пандемии коронавируса удалось осуществить большинство намеченных планов, реализовать мероприятия приоритетных национальных проектов, мероприятия по подготовке к 100–летию Республики Карелия, наметить направления дальнейшего развития города.



Проблемы развития местного самоуправления и пути их решения

Местное самоуправление в Российской Федерации является активной и самостоятельной деятельностью населения по решению вопросов местного значения через органы местного самоуправления. Оно осуществляется с учетом исторических и других местных традиций, всегда имея впереди интересы жителей. Местное самоуправление находится в постоянной гармонии с интересами и потребностями государства, одновременно отражая и охраняя волю населения.
Тем не менее, существует ряд проблем, которые значительно препятствуют развитию местного самоуправления. Улучшение его работы имеет огромное практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления на местном уровне. В современных исследованиях реализации задач, стоящих перед органами местного самоуправления в разных регионах России, ряд авторов выделяет несколько ключевых проблем, которые препятствуют дальнейшему развитию и процветанию местного самоуправления в стране.
Часто бывает так, что органы местного самоуправления приходятся недоступными для населения, которое не имеет свободного доступа к необходимой информации. Также население не проявляет активного интереса к участию в местном самоуправлении. Это связано с недостаточными знаниями о сути и возможностях самоуправления, а также с низкой эффективностью системы местного самоуправления в стране. В результате возникает недоверие к местному самоуправлению как средству влияния на управление и принятие важных решений, касающихся населения. В большинстве случаев участие населения в местном самоуправлении ограничивается муниципальными выборами и публичными слушаниями. К сожалению, даже эти формы участия не реализуются в нужной мере, не отвечая современным задачам, стоящим перед местным самоуправлением.
Многие муниципальные образования страдают от недостатка финансовых и земельных ресурсов. Местным властям также не хватает необходимой собственности, а объем полномочий органов местного самоуправления не соответствует имеющимся ресурсам. Помимо этого, существует острая нехватка средств для решения инфраструктурных вопросов, таких как оформление и регистрация земельных участков под многоквартирными жилыми домами и другое. Все это серьезно ограничивает возможности развития муниципальных образований. Также необходимо обратить внимание на проблему подбора новых кадров для органов муниципального управления, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также на рациональное использование их потенциала и общий профессиональный рост.
Имеет место быть проблема обеспечения новыми кадрами органов муниципального управления, подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, рационального использования их потенциала и профессионального становления и продвижения в целом.
Обозначив ключевые проблемы, нужно тщательно продумать направления, пути решения данных проблем. Необходимо активно привлекать граждан к разработке эффективной социально-экономической политики муниципалитетов. Таким образом, гражданам необходимо объяснить сущность, цели и задачи местного самоуправления, а также показать различные формы участия в реализации местного самоуправления. Только после этого граждане проявят интерес к улучшению сотрудничества с органами местного самоуправления для решения местных проблем.
Если недостаточно кадрового и финансового обеспечения органов местного самоуправления и существует дефицит местных бюджетов, то необходимо законодательно предусмотреть возможность создания межпоселенческих исполнительных органов.
Для обеспечения должного финансирования муниципалитетов и полноценного реализации местного самоуправления разумной мерой будет закрепление передачи средств из вышестоящих бюджетов. Эти трансферты будут выделяться муниципальным образованиям на определенный срок, с целью решения важных задач.
Анализируя текущие проблемы развития местного самоуправления в России и возможные способы их решения, мы считаем, что все уровни власти должны сделать все возможное для преодоления этих проблем. Организационно-правовые и экономические основы местного самоуправления должны быть укреплены, а территориальная оптимизация муниципалитетов должна быть завершена для создания эффективной и независимой системы органов местного самоуправления по всей стране. Важно, чтобы органы власти на местном уровне были открыты для сотрудничества с гражданами, и население могло самостоятельно решать различные вопросы и проблемы без каких-либо указаний сверху.
Несомненно, существующие проблемы в сфере местного самоуправления препятствуют его полной интеграции в общественную систему. Одной из основных причин этого является наличие директив сверху, что приводит к низкой эффективности работы местных органов власти. Население не проявляет готовности к активному участию в жизни страны, а государство, в свою очередь, не готово принять активную гражданскую позицию населения. Для повышения эффективности местного самоуправления важно уделить особое внимание различным формам взаимодействия и активному сотрудничеству с населением по вопросам, имеющим местное значение.
Таким образом, для полной реализации потенциала местного самоуправления необходимо соблюдение следующих условий: улучшение прозрачности работы органов и должностных лиц местного самоуправления; активная обратная связь между ними и гражданами; значительное повышение финансовой независимости местного самоуправления; активное участие населения в решении вопросов местного значения. Совместные действия всех трех ветвей власти будут способствовать решению большинства проблем в развитии местного самоуправления. В результате население будет проявлять большее доверие к местным органам власти и активно сотрудничать с ними в решении актуальных вопросов. Вместе мы сможем реализовать все институты народовластия, предусмотренные российским муниципальным законодательством, и стать активными партнерами в достижении общегосударственных задач.



Заключение

Местное самоуправление в России, начавшее формироваться после распада СССР и принятия новой Конституции в 1993 году, играет ключевую роль в развитии государства. Этот процесс включает создание и развитие органов местного самоуправления на всей территории страны, что способствует более эффективному управлению и учету интересов населения.
В современной ситуации важность органов местного самоуправления в управлении развитием городов резко возрастает, поскольку происходит изменение способов управления как социально-экономическим развитием городов, так и регионов, а также развитием страны в целом.Петрозаводский городской округ – муниципальное образование, в границах которого осуществляется местное самоуправление.
Представительным органом Петрозаводского городского округа является выборный орган – Петрозаводский городской Совет.
Глава Петрозаводского городского округа является высшим должностным лицом Петрозаводского городского округа.
Исполнительно–распорядительным органом Петрозаводского городского округа является Администрация Петрозаводского городского округа.
Контрольно–счетным органом Петрозаводского городского округа является Контрольно–счетная палата Петрозаводского городского округа.
Местный референдум проводится на всей территории Петрозаводского городского округа.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется в Петрозаводском городском округе непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
При поддержке главы Республики Карелия, правительства Республики Карелия, депутатов Законодательного собрания Республики Карелия, руководителей федеральных и республиканских органов исполнительной власти администрации Петрозаводского городского округа в 2022 году в особенных условиях развития пандемии коронавируса удалось осуществить большинство намеченных планов, реализовать мероприятия приоритетных национальных проектов, мероприятия по подготовке к 100–летию Республики Карелия, наметить направления дальнейшего развития города.
Со временем местное самоуправление в России стало все более разнообразным и совершенным. В каждом регионе и муниципалитете были созданы собственные органы местного самоуправления, осуществляющие решение проблем и удовлетворение потребностей своей территории. Это способствовало более эффективному развитию инфраструктуры, социальной сферы, охраны окружающей среды и других аспектов региональной жизни.
Однако процесс внедрения местного самоуправления в России не обходится без проблем и вызовов. В некоторых регионах наблюдается недостаточная эффективность работы муниципальных органов, наличие коррупционных схем и несоответствие законодательства. Это требует принятия дополнительных мер для усовершенствования системы местного самоуправления, включая более жесткий контроль со стороны вышестоящих органов власти и населения.
Таким образом, становление местного самоуправления в России является сложным и многоаспектным процессом, требующим дополнительных усилий со стороны государства и общества. Несмотря на некоторые проблемы, этот процесс способствует развитию региональных особенностей и учету интересов населения, что в итоге обеспечивает более эффективное и справедливое управление.

Список использованных источников

Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №36. – Ст. 4466.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.11.2023) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст. 3822.
Алексеев, И. А. Добровольно взятые полномочия органов местного самоуправления [Текст] / И. А. Алексеев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. – №12. – С. 35 – 39.
Безруких, П. С. Государственное регулирование экономики [Текст] : учебник / П. С. Безруких. – М. : ПРИОР, 2019. – 254 с.
Выдрин, И. В. «Основы городского хозяйства» профессора Л. А. Велихова : первый опыт академического курса, излагающего муниципальную науку в целом [Электронный ресурс] / И. В. Выдрин // Муниципалитет: экономика и управление. – 2023. – №1 (42). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-gorodskogo-hozyaystva-professora-l-a-velihova-pervyy-opyt-akademicheskogo-kursa-izlagayuschego-munitsipalnuyu-nauku-v-tselom (дата обращения: 13.12.2023).
Джагарян, А. А. Функционально–правовые ориентиры местного самоуправления: теоретический аспект [Текст] / А. А. Джагарян // Сравнительное конституционное обозрение. – 2017. – №5. – С. 94 – 115.
Дроботенко, И. И. Зарубежные модели местного самоуправления: опыт для России [Текст] / И. И. Дроботенко // Власть. – 2010. – №1.
Ершов, В. А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие [Текст] / В. А. Ершов. – М. : ГроссМедиа, 2019. – 255 с.
Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий [Текст] / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. – М.: Инфра–М, 2019. – 222 c.
Кайль, Я. Я. Система государственного и муниципального управления [Текст] : учебное пособие / Я. Я. Кайль. – М. : Феникс, 2018. – 364 с.
Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики [Текст] : учебное пособие / С. Г. Капканщиков. – М. : КноРус, 2018. – 520 с.
Кузин, В. И. Организационно–правовые основы системы государственного и муниципального управления [Текст] : учебное пособие / В. И. Кузин. – М. : Дело, 2018. – 120 с.
О городе Петрозаводске [Электронный ресурс]. – URL: http://petrozavodsk.holme.ru/info/about/ (дата обращения: 12.12.2023).
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия [Электронный ресурс]. – URL: https://10.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 12.12.2023).
Тупчиенко, В. А. Государственная экономическая политика [Текст] : учебное пособие / В. А. Тупчиенко. – М. : Юнити–Дана, 2019. – 663 с.
Щепачев, В. А. Развитое местное самоуправление – основа укрепления российского федерализма [Текст] / В. А. Щепачев // Российская юстиция. 2017. – №8. – С. 10 – 14.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 1993. № 31. Ст. 4398.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.11.2023) // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

Щепачев В.А. Развитое местное самоуправление – основа укрепления российского федерализма // Российская юстиция. 2017. №8. С. 13.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.11.2023) // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
Алексеев И.А. Добровольно взятые полномочия органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. №12. С. 36.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.11.2023) // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
Джагарян А.А. Функционально–правовые ориентиры местного самоуправления: теоретический аспект // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. №5. С. 107.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.11.2023) // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
Там же.
Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. 1998. №36. Ст. 4466.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 1993. № 31. Ст. 4398.
Дроботенко И.И. Зарубежные модели местного самоуправления: опыт для России // Власть. 2010. №1.
Безруких П.С. Государственное регулирование экономики: учебник. М.: ПРИОР, 2019. С. 45.
Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. М.: КноРус, 2018. С. 236.
Кайль Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. М.: Феникс, 2018. C. 24.
Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. М.: ГроссМедиа, 2019. С. 165.
Выдрин И.В. «Основы городского хозяйства» профессора Л. А. Велихова: первый опыт академического курса, излагающего муниципальную науку в целом. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-gorodskogo-hozyaystva-professora-l-a-velihova-pervyy-opyt-akademicheskogo-kursa-izlagayuschego-munitsipalnuyu-nauku-v-tselom (дата обращения: 13.12.2023).
Липски С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба. М.: Русайнс, 2019. С. 54.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 1993. № 31. Ст. 4398.
О городе Петрозаводске. URL: http://petrozavodsk.holme.ru/info/about/ (дата обращения: 12.12.2023).
Там же.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: https://10.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 12.12.2023).
Там же.
Там же.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: https://10.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 12.12.2023).
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: https://10.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 12.12.2023).
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: https://10.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 12.12.2023).
Кузин В.И. Организационно–правовые основы системы государственного и муниципального управления: учебное пособие. М.: Дело, 2018. С. 44.
Кузин В.И. Организационно–правовые основы системы государственного и муниципального управления: учебное пособие. М.: Дело, 2018. С. 63.









3





9


2

Список использованных источников

1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №36. – Ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.11.2023) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст. 3822.
4. Алексеев, И. А. Добровольно взятые полномочия органов местного самоуправления [Текст] / И. А. Алексеев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. – №12. – С. 35 – 39.
5. Безруких, П. С. Государственное регулирование экономики [Текст] : учебник / П. С. Безруких. – М. : ПРИОР, 2019. – 254 с.
6. Выдрин, И. В. «Основы городского хозяйства» профессора Л. А. Велихова : первый опыт академического курса, излагающего муниципальную науку в целом [Электронный ресурс] / И. В. Выдрин // Муниципалитет: экономика и управление. – 2023. – №1 (42). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-gorodskogo-hozyaystva-professora-l-a-velihova-pervyy-opyt-akademicheskogo-kursa-izlagayuschego-munitsipalnuyu-nauku-v-tselom (дата обращения: 13.12.2023).
7. Джагарян, А. А. Функционально–правовые ориентиры местного самоуправления: теоретический аспект [Текст] / А. А. Джагарян // Сравнительное конституционное обозрение. – 2017. – №5. – С. 94 – 115.
8. Дроботенко, И. И. Зарубежные модели местного самоуправления: опыт для России [Текст] / И. И. Дроботенко // Власть. – 2010. – №1.
9. Ершов, В. А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие [Текст] / В. А. Ершов. – М. : ГроссМедиа, 2019. – 255 с.
10. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий [Текст] / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. – М.: Инфра–М, 2019. – 222 c.
11. Кайль, Я. Я. Система государственного и муниципального управления [Текст] : учебное пособие / Я. Я. Кайль. – М. : Феникс, 2018. – 364 с.
12. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики [Текст] : учебное пособие / С. Г. Капканщиков. – М. : КноРус, 2018. – 520 с.
13. Кузин, В. И. Организационно–правовые основы системы государственного и муниципального управления [Текст] : учебное пособие / В. И. Кузин. – М. : Дело, 2018. – 120 с.
14. О городе Петрозаводске [Электронный ресурс]. – URL: http://petrozavodsk.holme.ru/info/about/ (дата обращения: 12.12.2023).
15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия [Электронный ресурс]. – URL: https://10.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 12.12.2023).
16. Тупчиенко, В. А. Государственная экономическая политика [Текст] : учебное пособие / В. А. Тупчиенко. – М. : Юнити–Дана, 2019. – 663 с.
17. Щепачев, В. А. Развитое местное самоуправление – основа укрепления российского федерализма [Текст] / В. А. Щепачев // Российская юстиция. 2017. – №8. – С. 10 – 14.