«Политическая философия анархизма»
Заказать уникальное эссе- 6 6 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 12.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Взаимопомощь же всегда способствовала развитию.Первой формой общества, основанной на ее принципах, для Кропоткина был род. Исследуя первобытие, он стремился показать род как образец общества, не знавшего власти кроме общественного мнения[4, с. 274].Таким образом, центральным было противопоставление взглядов Кропоткина на государство и взаимопомощь как движущей силы общественного прогресса.Кропоткин считал революцию необходимым элементом исторического прогресса.Он оптимистически полагал, что она никогда не является результатом отчаяния, а может произойти лишь на почве надежд на улучшение.Основой революции, по мнению учёного, всегда выступает творческое начало. Это отличало его концепцию от «философии бунта» Бакунина.Кропоткин призывал бороться и идти навстречу опасностям, ощущая свою солидарность с достойными. Это привлекало молодёжь.Хотя его теория не содержала прямых призывов к насилию, для радикалов начала XX века она казалась устаревшей.В отличие от Кропоткина, выходца из народнических традиций, для которых был характерен перенос вопросов в этическую плоскость, террористический анархизм де-эмпеизировал нравственные аспекты[5, с. 107-117].Таким образом, концепция Кропоткина имела конструктивный характер, но не соответствовала радикализму начала века.Мне представляется, что политическая философия анархизма, сформулированная Бакуниным и Кропоткиным, имеет как достоинства, так и недостатки.С одной стороны, критика государства как института, ограничивающего свободу личности, представляется обоснованной. Идеал равенства и взаимопомощи в обществе без иерархий тоже хорошо укладывается в демократические ценности.С другой стороны, концепции этих мыслителей носят в значительной степени утопический характер и не учитывают многих проблемных аспектов. В частности, трудно представить эффективное функционирование больших сообществ без какой-либо координации и централизованного управления.Кроме того, радикальные призывы Бакунина к насильственному свержению государства вызывают вопросы этического характера. Путь Кропоткина через постепенные преобразования представляется более гуманным.Список использованной литературыБакунин, М.А. Избранные труды / М.А. Бакунин; [сост. П.И. Талеров, А.А. Ширинянц; авт. вступ. ст. А.А. Ширинянц, Ю.А. Матвеева, П.И. Талеров; коммент., указ, имен П.И. Талеров]. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 816 с.Бакунин, М.А. Философия. Социология. Политика. – М.: Правда, 1989. – 621 с.Бакунин, М.А. Избранные философские сочинения и письма. – М.: Мысль, 1987. – 576 с.Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия/ П.А. Кропоткин. – М.: Правда, 1990. – 640 с.Хоруженко В. К. Историософия анархизма ПА Кропоткина //Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 1. – №. 2. – С. 107-117.
1. Бакунин, М.А. Избранные труды / М.А. Бакунин; [сост. П.И. Талеров, А.А. Ширинянц; авт. вступ. ст. А.А. Ширинянц, Ю.А. Матвеева, П.И. Талеров; коммент., указ, имен П.И. Талеров]. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 816 с.
2. Бакунин, М.А. Философия. Социология. Политика. – М.: Правда, 1989. – 621 с.
3. Бакунин, М.А. Избранные философские сочинения и письма. – М.: Мысль, 1987. – 576 с.
4. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия/ П.А. Кропоткин. – М.: Правда, 1990. – 640 с.
5. Хоруженко В. К. Историософия анархизма ПА Кропоткина //Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 1. – №. 2. – С. 107-117.