Психодрама, что это за метод и описать одну психодраматическую технику

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.01.2024
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 2
Психодрама 3
Стадии психодрамы 7
Техника психодрамы «Дублирование» 10
Заключение 13
Список литературы 14
Фрагмент для ознакомления

Протагонистсо временем начинает обращать своемвниманиененафизическоекопированиедублера,анаиныеаспектыего реализуемойдеятельности[3].Имитацияфизическойсторонывыступает самымпервымшагом,приводящий со временемкдостижениюпсихологическогоединства.Затемдублерунеобходимоубедитьсявтом,чтоеговербальныеформулировкиполностью соответствуютмыслям,чувствам ивосприятиюпротагониста.Протагониста,всвоюочередь,необходимонаучитьговоритьсосвоимдвойникомтак,какбудтоэто тольковнутреннийразговор.Когдаониобмениваются разнымисловами,протагонистуследуетподтвердитьсвоесогласиестем,как именнодублерегоизображает,или полностьюотвергнутьего.Чемболеепрочной представляетсяобратнаясвязь,темскореедублерсможетустановитьединство.Далеедублерможет продолжатьуглублятьсявразвитиероли.Ондолженсчитыватьмеждустроквсето,что способеннедоговариватьпротагонист.Иногдадублерунеобходимовыразитьмысль иличувство,которая,по его мнению,скрываетсяпротагонистом.Протагонист при этомможетсоглашатьсяилинесоглашатьсясо своимдублером.Впоследнемслучаедублерспособенстатьнасторонупротагонистаиотвергнуть тем самымсвоепредыдущееутверждение,или придерживатьсясвоегомнениявопрекипротесту со стороныпротагониста,попробоватьуглубитьсяи разобраться с источникомнесогласияпротагониста[8].Рольдублера непосредственнонацеленанапобуждениепротагонистакполноценному открытомувыражениюсвоихпроблемикпрямомусоприкосновению и взаимодействиюсними.Зачастуюдублерынедостигают особогоуспеха,потомучтостремятсязанятьпозициюнаблюдателя,аневовлеченного активногоучастника.Такиедублеры оченьчастосготовностьюмогут предлагатьличнуюинтерпретациюповеденияпротагонистаинепрерывнопроводятмини-интервьювсвоейроли,задаютбольшое количествовопросов.Лучшеедублированиереализуетсяпри помощиутверждений,аневопросов,которые повторяютвысказыванияпротагонистаиих последующегоинтерпретирования.Стремясьвыдатьскрытыемыслипротагониста,двойник существеннообогащаетеговыступление.Онможетбытьироничным,нейтральным,двойником-оппозиционером.Нейтральныйдвойник толькоподтверждаетилинезначительноусиливаетчувствапротагониста.Ироническийдвойниквыполняетрольпротагониставюмористическом,ироническомключе,подталкиваяегонаболееглубинноеизучениепроблемы.Страстныйдвойникзначительно усиливаетчувствапротагониста,делаетихнаиболееяркимиив большей мере понятными.Двойник-оппозиционерстремитсязанятьпозицию,кардинально противоположнуюпозициипротагониста, для тогочтобывызватьегонаспорипривлечьего основноевниманиек различнымальтернативнымвариантамповедения.Важным представляет то,чтобывовсехслучаяхдвойниквыражалчувствапротагониста,анесвоисобственные [7].Психодрама в целомнеявляетсянекойотдельнойтехникой,апредставляетсобойметодологию,синтетическийметод,посредствомкотороговызываетсясамыйширокийспектрпереживанийупациента.Клиентможетнеосознаватьзначительнойчастисвоегоэмоциональногоопыта,своихпотребностейинеудовлетворятьих.Поэтомуважныежизненныероли,связанныесними,оказываютсянеосвоенными.Психодраматическиетехникимоделируютразличныеаспектыпроцессапринятияроли.Психодрамаосновананатом,чтосоциальныйатом(психотерапевтическаягруппа)беретнасебячастьролевогоповедения,котораянеактуализироваласьвжизнипротагониста.Психодрамаотличаетсябольшойтехническойоснащенностью.Многиетехникибылисозданыииспользованыводнойконкретнойситуации,другиедостаточноуниверсальныинезависятотсодержанияпроблемы.ЗаключениеТеатральноеперевоплощениесуществуетпочтистолькоже,сколькоицивилизация.Исполнениероли,постановкапьесыидругиеприемы,заимствованныеповседневностьюутеатра, имеют те же цели в драматургии человеческихжизней.Неудивительно,чтоэтиприемыбыли использованы при лечении исталичастьюпсихотерапии.Дж.Л.Моренопионервиспользованиидраматургическихэлементоввтерапии,назвалоткрытыйимметодпсиходрамой.Множествособытийпроизошлосовремен основания метода. Сейчас психодрамапрочнозанимаетпозициюжизнеспособнойальтернативыдругимтерапевтическимподходам;онаразвиласьвсистематическийметодсразработаннымистратегиямиитехникамивомногомблагодаряЗеркеТ.Морено,чейвкладвэтуобластьогромен.Нопсиходраматическийподходвыходитзарамкипсихотерапии.Этоещеиобширныйнаборидейитехник,которыемогутбытьэффективны при самых разных формах индивидуальнойигрупповой работы и в настоящее время широкоиспользуются в других направлениях психотерапиииролевоготренинга,вобразованиииобучении,бизнесеиуправлении, а также в научных исследованиях. Важнымпреимуществомпсиходрамыкакуникальногоцелостногометодаявляетсясочетаниедетальнойтехнологическойпроработанностисфилософскойиэкзистенциальнойглубинойпонимания сущности человека и его взаимодействиясмиром.Преимуществопсиходрамыпосравнениюсдругимиметодамигрупповойпсихотерапиисостоитвтом,чтоеепроцесспредставляетсобойестественноеосуществлениевзаимосвязейповседневнойжизни.То,чтопережито,проделаноиобсуждено,–лучшевсегопрочегонаполненосмыслом.Психодраме еще предстоит развитие иусовершенствованиетеоретическойбазы и оттачивание практических методов, но уже сегодня можно сказать, что в работе с разными проблемами онаявляетсявесьмаэффективнымметодом.СписоклитературыВачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники; Ось-89 - М., 2018. - 256c.Групповая психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. – М.: Медицина, 2010. - 286 с.Киппер, Д. Клинические ролевые игры и психодрама; Класс - Москва, 2013. - 224 c.Кочюнас Р. -А. Б. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М.: Мир: Академический Проект, 2012. – 463 с.Лейтц, Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено; Когито-Центр - Москва, 2017. - 384 c.Рудестам, Э. Групповая психотерапия / КьелРудестам. - СПб. и др. -М.: Питер, 2011. - 376 с.Старшенбаум, Г. В. Психотерапия в группе / Г. В. Старшенбаум. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2015. - 316 с.Холмс, П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама / Пер. с англ. P.P. Муртазина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2019. - 288с.Эксакусто, Т.В. Групповая психокоррекция. Тренинги и ролевые игры; Феникс - М., 2015. - 286c.Ялом, И. Теория и практика групповой психотерапии; Питер - М., 2018. - 640c.

Список литературы
1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники; Ось-89 - М., 2018. - 256c.
2. Групповая психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. – М.: Медицина, 2010. - 286 с.
3. Киппер, Д. Клинические ролевые игры и психодрама; Класс - Москва, 2013. - 224 c.
4. Кочюнас Р. -А. Б. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М.: Мир: Академический Проект, 2012. – 463 с.
5. Лейтц, Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено; Когито-Центр - Москва, 2017. - 384 c.
6. Рудестам, Э. Групповая психотерапия / Кьел Рудестам. - СПб. и др. - М.: Питер, 2011. - 376 с.
7. Старшенбаум, Г. В. Психотерапия в группе / Г. В. Старшенбаум. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2015. - 316 с.
8. Холмс, П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама / Пер. с англ. P.P. Муртазина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2019. - 288с.
9. Эксакусто, Т.В. Групповая психокоррекция. Тренинги и ролевые игры; Феникс - М., 2015. - 286c.
10. Ялом, И. Теория и практика групповой психотерапии; Питер - М., 2018. - 640c.