Влияние современных цифровых технологий на психическое развитие ребёнка
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 13.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1 Цифровизация и развитие психики ребёнка: вызовы нового времени 5
2 Влияние современных цифровых технологий на психическое развитие ребёнка 11
2.1 Сущность гейминга 11
2.2 Интернет-зависимость и её влияние на психическое развитие ребёнка 15
Заключение 22
Список использованных источников 23
Тема суицида быстро распространилась в социальных сетях и средствах массовой информации, которые сообщают о сотнях подростковых самоубийств. Только в 2016 году более 700 подростков в России совершили самоубийство. В социальной сети Вконтакте было зарегистрировано более 4000 групп, направленных на самоизоляцию и суицидальные действия. Популярность и быстрый рост "групп смерти" связаны с использованием игровой формы взаимодействия в социальных сетях, в которой сочетаются онлайн и офлайн активности: виртуальные задания, передаваемые через контакты в социальных сетях, должны быть осуществлены в реальной жизни. Количество детских самоубийств с 2015 по 2017 год увеличилось на 57%, как указывают данные российского уполномоченного по правам ребёнка Анны Кузнецовой. К сожалению, Россия занимает лидирующее место среди стран Европы по числу самоубийств среди подростков.Далее нужно обсудить влияние цифровых технологий на нейрофизиологические системы у детей и подростков. В отличие от исследований, которые исследуют последствия увлечения социальными сетями и видеоиграми, а также изучают психологические особенности пользователей цифровых устройств, работы, посвящённые влиянию цифровых технологий на интеллектуальное развитие и нейрофизиологические процессы, являются крайне ограниченными. Наше исследование интеллектуального развития детей и подростков позволяет сделать вывод, что цифровые технологии и их использование оказывают положительное влияние на общий и невербальный интеллект. Они стимулируют созревание нейронных систем обработки сенсомоторной информации втеменной и теменно-височных отделах коры головного мозга. Однако следует отметить, что у нас нет данных об изменениях в развитии вербально-понятийного интеллекта у детей и подростков. Важно отметить, что у детей дошкольного возраста не выявлено психологической зависимости от Интернета и гаджетов ни в более ранних, ни в современных исследованиях. Однако при изучении риска интернет-зависимости у подростков и связанных с ней изменений автономной и центральной нервной системы получены иные результаты. В монографии Смолы и Воргана приведены экспериментальные данные, которые свидетельствуют о замедлении созревания лобных долей мозга у подростков, активно использующих цифровые технологии. Это приводит к ухудшению умственных способностей, снижению социальных навыков, эффективности социального интеллекта и, как следствие, к ухудшению социальной адаптации. Руководитель лаборатории нейронауки и поведения человека Сбербанка РФ А.В. Курпатов также высказывает подобное мнение о влиянии цифровизации образования и досуга на интеллектуальные функции и мозговые процессы молодого поколения. По его мнению, частое использование гаджетов может значительно снизить интеллектуальный потенциал молодых людей. Частое использование Интернета вызывает разнонаправленные изменения в работе функциональных систем мозга и разрушение нейронных связей, что негативно сказывается на поведении и психическом состоянии. У геймеров, которые проводят несколько часов в день играя в компьютерные игры, наблюдается синдром, когда лобные доли практически не активируются в обычных ситуациях, когда они не играют. Таким образом, долгая игровая деятельность приводит к дефициту функций лобной коры, вероятно, из-за доминирования в теменных и теменно-височных отделах мозга.Использование новейших цифровых технологий в медицине, например, для анализа МРТ-грамм и визуализации активности мозга, позволило получить достоверную информацию о структурно-функциональных паттернах нейронных сетей при изменении внимания. Проведённые исследования показали, что при сосредоточении на отправке СМС или чтении текста происходит активация трёх ключевых участков мозга, включая лобную кору, поясную извилину и височную долю. Однако такое интенсивное внимание на использовании телефона может привести к пропуску другой важной информации, особенно относящейся к зрительному восприятию. Исследования также подтверждают, что при выполнении многозадачных тестов происходит перестройка нейронных сетей, отвечающих за эффективность внимания, что может ухудшить его продуктивность. Таким образом, использование цифровых программ для изучения активности мозга подтверждает преобладающую роль гаджетов в ущерб остальной информации, возможно, связанную с интернет-зависимостью. Визуализационные методы также показали структурные изменения в головном мозге у подростков с интернет-зависимостью, включая уменьшение плотности серого вещества в различных участках коры, отвечающих за память и внимание. Подростки с интернет-зависимостью также проявляют клинические симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности, включая снижение селективного внимания, импульсивность и гиперактивность. Метаанализ исследований с использованием визуализационных методов также выявил активацию 14 различных регионов мозга при выполнении задач, требующих селективного внимания. У подростков с синдромом дефицита внимания/гиперактивности наблюдаются структурно-функциональные перестройки нейронных сетей. Продолжительное взаимодействие с гаджетами напоминает "полевое поведение" у больных с поражениями лобных отделов мозга, характеризующееся отвлекаемостью на любой стимул и невозможностью сосредоточиться на конкретной задаче. Подчёркивается нарушение функционирования нейронных сетей различных корковых полей мозга, что является неблагоприятным для прогноза. Кроме того, специалисты отмечают, что интеллектуальная деградация у подростков, злоупотребляющих интернетом, также связана с потреблением информации в небольших порциях, что характерно для социальных сетей и не требует длительных усилий мышления.Таким образом, эксперименты, проводимые в сфере психофизиологии и нейропсихологии, подтверждают, что чрезмерное использование гаджетов во время игры или виртуального общения приводит к замедлению или искажению формирования нейронных сетей лобных долей мозга, которые отвечают за ключевые психические функции. Эти функции включают организацию произвольного внимания, принятие адекватных решений, интеграцию образов при восприятии, сенсомоторную интеграцию в поведенческих ответных действиях, а также контроль всех произвольных актов и мотиваций. Известно, что произвольный контроль над ситуацией возникает благодаря активации дофаминэргических нейронных сетей, которые стимулируют большие области мозга, включая лобные доли. Недостаточность дофаминэргического метаболизма снижает активацию фронтомедиальной коры головного мозга, что играет значительную роль в возникновении риска формирования зависимости от интернета. Усиление активности в нейронной системе «подкрепление—вознаграждение», а также увеличение потребления глюкозы, связанной с импульсивным поведением и стремлением к повторению положительных ощущений и переживаний, оказывают особое воздействие на скорость развития зависимости. Таким образом, исследования морфофункциональных и метаболических нарушений у подростков и молодых людей, имеющих зависимость от интернета, свидетельствуют о незрелости определённых структур мозга, ответственных за контроль поведения (особенно лобных долей) и систему вознаграждения. ЗаключениеВ заключение, можно сказать, что влияние современных цифровых технологий на психическое развитие ребёнка является двойственным. С одной стороны, цифровые устройства и интернет предоставляют доступ к широкому спектру образовательных информационных ресурсов, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей и когнитивных навыков детей. Также многие игры и приложения развивают логическое мышление, проблемное решение и творческое мышление у детей.В результате выполнения поставленных задач были получены следующие выводы: 1. Изучение основных понятий и терминов, связанных с цифровыми технологиями и психическим развитием ребёнка позволило получить необходимую теоретическую базу для дальнейшего анализа. 2. Анализ научных исследований на данную тему подтвердил, что цифровые технологии могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка. 3. Были определены положительные аспекты влияния цифровых технологий на психическое развитие ребёнка. К ним относятся улучшение коммуникативных навыков, развитие креативности и улучшение познавательных способностей. 4. Были выявлены негативные аспекты использования цифровых технологий и их влияние на психическое развитие ребёнка. В частности, это могут быть проблемы социальной изоляции, зависимость от экрана, снижение физической активности и развитие агрессивного поведения.Таким образом, цифровые технологии имеют как положительные, так и отрицательные аспекты влияния на психическое развитие ребёнка, и важно соблюдать баланс и управлять их использованием с учётом возрастных особенностей и индивидуальных потребностей ребёнка.Список использованных источниковБабикова, Н. Н., Мальцева, О. А., Старцева, Е. Н. и Туркина, М. С. Исследование метакогнитивной осознанности студентов университета – М.: Вестник Марийского государственного университета, 2018 Бондаренко Т.А. Трансформации личности в условиях виртуальной реальности. Ростовн/Д: ДГТУ, 2006. Бызова В. М., Перикова Е. И., Ловягина А. Е. Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов – М.: Сибирский психологический журнал, 2019.Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А. Применение компьютерных игровых технологий для развития регуляторных функций дошкольников – М.: Российский психологический журнал. 2017. Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич А.В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г. – М.: Ярославский педагогический вестник, 2016.Каменская В.Г., Томанов Л.В., Татьянина Е.В. Дети и подростки цифрового мира // Семья и социум: психологические и социально-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения– М.: Материалы межрег. научно-практ. конф. с межд. участ. Липецк, 2020. Кружкова О.В., Воробьева И.В. Личностные особенности подростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду Интернет: зоны уязвимости для экстремистского воздействия в условиях цифровизации– М.: Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект – М.: Вопросы территориального развития, 2018.Марголис А.А., Куравский Л.С., Войтов В.К. и др. Интеллект, креативность и успешность решения задач учащимися среднегошкольноговозраста в компьютерной игре «PLines» – М.: Экспериментальная психология. 2020. Cмол Г. Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета –М.: КоЛибри, 2011.Солдатова Г.У., Теславская О.И. Видеоигры, академическая успеваемость и внимание: опыт и итоги зарубежных эмпирических исследований детей и подростков – М.: Современная зарубежная психология. 2017. Солдатова Г.У. Чигарькова С.В. Дренёва А.А. и др. Эффект Юлия Цезаря: типы медиамногозадачности у детей и подростков– М.: Вопросы психологии. 2020. Hwang Y., Jeong S.H. Multitasking and task performance: Role soft task hierarchy, sensory interference, and behavioral response // Computers in Hum. Behav. 2018. Park S.K., Kim J.Y., Cho C.B. Prevalence of Internet addiction and correlations with family factors among South Korean adolescents // Adolescence. 2008.
1. Бабикова, Н. Н., Мальцева, О. А., Старцева, Е. Н. и Туркина, М. С. Исследование метакогнитивной осознанности студентов университета – М.: Вестник Марийского государственного университета, 2018
2. Бондаренко Т.А. Трансформации личности в условиях виртуальной реальности. Ростовн/Д: ДГТУ, 2006.
3. Бызова В. М., Перикова Е. И., Ловягина А. Е. Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов – М.: Сибирский психологический журнал, 2019.
4. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А. Применение компьютерных игровых технологий для развития регуляторных функций дошкольников – М.: Российский психологический журнал. 2017.
5. Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич А.В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г. – М.: Ярославский педагогический вестник, 2016.
6. Каменская В.Г., Томанов Л.В., Татьянина Е.В. Дети и подростки цифрового мира // Семья и социум: психологические и социально-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения – М.: Материалы межрег. научно-практ. конф. с межд. участ. Липецк, 2020.
7. Кружкова О.В., Воробьева И.В. Личностные особенности подростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду Интернет: зоны уязвимости для экстремистского воздействия в условиях цифровизации – М.: Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019.
8. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект – М.: Вопросы территориального развития, 2018.
9. Марголис А.А., Куравский Л.С., Войтов В.К. и др. Интеллект, креативность и успешность решения задач учащимися среднегошкольного возраста в компьютерной игре «PLines» – М.: Экспериментальная психология. 2020.
10. Cмол Г. Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета – М.: КоЛибри, 2011.
11. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Видеоигры, академическая успеваемость и внимание: опыт и итоги зарубежных эмпирических исследований детей и подростков – М.: Современная зарубежная психология. 2017.
12. Солдатова Г.У. Чигарькова С.В. Дренёва А.А. и др. Эффект Юлия Цезаря: типы медиамногозадачности у детей и подростков – М.: Вопросы психологии. 2020.
13. Hwang Y., Jeong S.H. Multitasking and task performance: Role soft task hierarchy, sensory interference, and behavioral response // Computers in Hum. Behav. 2018.
14. Park S.K., Kim J.Y., Cho C.B. Prevalence of Internet addiction and correlations with family factors among South Korean adolescents // Adolescence. 2008.