География судостроения Российской Федерации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: География
  • 63 63 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 14.01.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Раздел 1 Методологические и методические аспекты изучения отрасли машиностроения в экономической географии 6
1.1 Теоретико-методологические вопросы географического изучения судостроения как отрасли промышленности 6
1.2 Методы географического изучения судостроения 13
Выводы к первому разделу 16
Раздел 2 Структура, динамика и география судостроения Российской Федерации 17
2.1 Предпосылки развития судостроения в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации 18
2.2 Современное состояние отрасли, структурные и динамические особенности развития 23
2.3 Особенности размещения судостроения в Российской Федерации 29
Выводы ко второму разделу 32
Раздел 3 Проблемы и перспективы развития судостроительной отрасли в России 33
Выводы к третьему разделу 50
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложение 59
Фрагмент для ознакомления

Также прорабатываются инструменты для стимулирования инвестиций – как на основе действующих государственных программ, так и через другие механизмы: ФРП, субсидирование лизинга и т.д. [2]Первые реальные меры для сохранения и развития в России судоремонтного бизнеса должны начать действовать уже в 2023 году с принятием во второй половине года нулевой ставки налога на добавленную стоимость. Правительство России подготовило поправки в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми ставка НДС на услуги по ремонту судов независимо от вида ремонта и назначения судов будет нулевой при условии, что сэкономленные от льготы средства (20% от выручки по оказанию услуг) заводы в течение семи лет будут направлять на инвестиции. Для этого они должны будут заключить соответствующее соглашение о развитии и модернизации собственных производственных мощностей с Минпромторгом и Минфином. Ежегодный размер инвестиций должен составлять не менее 20% стоимости услуг по ремонту судов, которые компания оказала в предыдущем году. Средства должны направляться на финансирование расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, используемых для судоремонта.Одним из существенных вопросов является рассмотрение перспектив развития судостроения в Северо-Западный федеральном округе. Еще с прошлого века на территории Северо-Западного федерального округа сформировался крупный судостроительный центр, который представлен крупными и уникальными производителями продукции гражданского судостроения и военно-морской техники, а так же разработчиками морских технологий – исследовательские центры и конструкторские бюро (ОСК 20% выручки тратит на научно-исследовательские работы). Большинство верфей СЗФО все же носят военную специализацию, и в этом секторе Россия достигла значительных показателей на мировом рынке. Однако за последние десятилетия произошла смена геополитических интересов и на первый план выходят незадачи обороноспособности, а развитие торговли и диверсификация производства, а соответственно, гражданского сектора судостроения [11].Следует отметить, что финансирование гражданского судостроения за 7 лет увеличилось более чем в 30 раз. Происходит рост объема заказов, что способствует увеличению загруженности производственных мощностей предприятий отрасли и создает возможность привлечения в отрасль новых высококвалифицированных кадров, а также позволяет запустить проекты модернизации материально-технической базы. По данным интервью вице-президента Объединенной судостроительной корпорации в 2019 году сдано 20 судов гражданского назначения на подведомственных верфях, и большая часть из них находится в Северо-Западный федеральный округ. На данный момент Объединенная судостроительная корпорация активно занимаются привлечением новых заказчиков, которых условно можно разделить на три группы. Первая это основные заказчики в отрасли - государственные организации и компании, например строительство атомных ледоколов для Росатома. Вторая группа заказчиков — российские частные рыбопромысловые, транспортные и круизные компании. И третьей потенциальной группой выступают зарубежные компании, заинтересованные в отечественной продукции. По словам Бойцова, в последние годы контракты заключаются по первым двум направлениям, а в сфере привлечения зарубежных заказчиков позиции пока достаточно слабы. Также вице-президент Объединенная судостроительная корпорация предполагает увеличение прибыли от продажи гражданской продукции в 2024 году. Перспективной задачей компании для развития гражданского сектора судостроения является модернизация производственных мощностей, а зачастую и создание новых с использованием интеллектуального потенциала. На мировом рынке судостроения сложно конкурировать с зарубежными странами в строительстве судов «из железа» с низкой добавленной стоимостью (балкеров, простых танкеров). Поэтому акцент в развитие делается на конструкторские бюро и проектирование и строительство высокотехнологичных судов (суда обеспечения, шельфовые, сейсмические, аварийно-спасательные суда), которые отвечают самым высоким мировым стандартам [22].Например, в рамках Федеральной целевой программы по модернизации предприятий «Балтийскому заводу» было выделено от государства четыре миллиарда рублей на реконструкцию и техническое перевооружение корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного производства, а также на строительство трубообрабатывающего комплекса. Также большая инвестиционная программа реализуется на «Севмаше», где введен в эксплуатацию новый деревообрабатывающий фрезерно-расточной центр, способный обрабатывать крупногабаритные заготовки любой конфигурации по предварительно созданной 3D-модели.Модернизация также проходит путем цифровизации, которая, согласно «Комплексной концепции цифровой трансформации», будет постепенно внедрена на всех предприятиях Объединенной судостроительной корпорации. Старший менеджер департамента консалтинга компании «Делойт» рассматривает цифровизацию как конкурентное преимущество, которое позволит быстро, эффективно, качественно и безопасно выполнять заказы на строительство судов. Внедрение цифровых технологий позволит снизить затраты на создание кораблей на 10...15%, отсюда более низкая стоимость конечной продукции и усиление конкурентной позиции на мировой арене. К примеру, введение телематических систем позволит дистанционно отслеживать состояние всех агрегатов судна. И его ремонт можно будет осуществлять именно тогда, когда он действительно необходим, а не по расписанию[7].Среди судостроительных предприятий Северо-Западный федеральный округ на заводе «Северная верфь» активно реализуется программа цифровизации производственного процесса. Совместно с ПКБ разработаны трехмерные модели строящихся кораблей и судов, цеха оснащены компьютерной техникой, организовано единое информационное пространство для оперативного решения возникающих проблем. Также внедрение концепции «цифровой верфи» осуществляют Онежский судостроительно-судоремонтный завод и СреднеНевский судостроительный завод. Эта концепция предполагает трансформацию сразу всех процессов верфи от этапов проектирования, производства, снабжения, логистики, ремонта до организационной структуры и использования передового программного обеспечения.По предварительной информации, стоимость реконструкции и технического перевооружения Онежского судостроительно-судоремонтного завода оценивается в пределах от 4,3 млрд. до 5,3 млрд. рублей. Опыт, который будет набираться на Онежский судостроительно-судоремонтныйзавод в Петрозаводске, позволит получить возможность импортозамещения всех видов судов для освоения запасов Арктики и Дальнего Востока России. Средне-Невский судостроительный завод будет первым в рамках масштабной программы по цифровизации, заявленной Минобороны и Объединенной судостроительной корпорацией. Планируемый бюджет составляет 600 миллионов рублей, и к 2022 году модель «цифровой верфи» должна быть полностью реализована на Средне-Невский судостроительном заводе. А затем Объединенная судостроительная корпорация сможет начать внедрение "цифровой верфи" на остальных предприятиях отрасли.На сегодняшний день дополнительную неопределенность с точки зрения оценок перспектив отрасли вносит и все усиливающийся режим санкций, который был введен в отношении России рядом стран. Для отечественной промышленности это означает ограничение доступа к целому ряду необходимой продукции и технологий, замещение которых требует, как минимум, дополнительного времени. Относительно санкционных ограничений вице-президент Объединенная судостроительная корпорация по техническому развитию высказывается двойственно: «какие-то компании-поставщики из стран Европейского союза ведут себя очень осторожно, не рискуют связываться с предприятиями Объединенная судостроительная корпорация, а какие-то относятся к санкциям спокойно и не боятся поставлять нам свою продукцию»Основным фактором развития отрасли и основным заказчиком продукции судостроения по-прежнему остается государство. Например, Минтранс России с 2014 по 2030 год выступает заказчиком в отношении 7100 судов, или более 91% общего числа заказов отрасли. Таким образом, для эффективности государственной поддержки необходимо реализовать комплекс мер, направленных на:- модернизацию производства предприятий отрасли и повышение производительности труда;- привлечение в отрасль квалифицированных молодых кадров;- повышение инвестиционной привлекательности отрасли;- внедрение новых технологий в производство;- продвижение отечественной продукции судостроения на зарубежные рынки.Это позволит ускорить темпы импортозамещения в отрасли и обеспечит ее долгосрочное развитие в условиях нестабильности мировой экономики. В связи с этим, Правительством был разработан ряд Стратегий и Программ, нацеленных на развитие отрасли, поэтому рассмотрим подробнее некоторые из них [2].Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года Цель Стратегии – обеспечить создание современных судов и нарастить объем производства в 2,2 раза. Для этого к 2035 году основные производственные фонды отрасли должны быть загружены на 80%, планируется также увеличить в 2 раза производительность труда и повысить долю отечественных составляющих в стоимости конечной гражданской продукции до 75% [25].Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика отечественной судостроительной отрасли – эту задачу планируется решать, развивая научно-технический и кадровый потенциал, обеспечивая технологическую независимость, а также совершенствуя нормативно - правовую базу.Согласно инновационному сценарию реализации Стратегии, который принимается как наиболее реалистичный, судостроительная промышленность будет развиваться стабильными темпами на фоне умеренного роста экономики. С учетом заложенных в данном сценарии условий доля продукции гражданского назначения достигнет 44%, а объемы гражданского экспорта составят порядка 25 миллиардов рублей. Экспортные поставки российской продукции судостроения к 2035 году должны увеличиться почти в два раза, в первую очередь речь идет о росте объемов экспорта гражданской морской техники [19].Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в гражданских судах различного класса и морской технике до 2035 года необходимо строительство около 250 морских транспортных судов и более 1500 транспортных судов класса "река-море". Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 годыРеализация Стратегии будет способствовать оптимизации производственных мощностей, их модернизации и техническому перевооружению - это позволит вывести судостроительные предприятия на новый уровень и удовлетворить потребности государства и других заказчиков в современных высокотехнологичных судах. То есть Минпромторг делает ставку на развитие именно высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует действиям Минпромторга и АО «ОСК» [14].В сфере гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 годов по консервативному сценарию.Но что касается количественного контроля показателей, то на данный момент эти показатели существенно отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся на конечных стадиях испытаний и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна, но проблема задержки сдачи заказчикам все же существует, поэтому рано судить о перевыполнении планов на период с 2020 года. Хотя стоит отметить, что заводы Северо-западный федеральный округ уже обеспечены заказами сверх плана, и предположительно будут заключены еще новые контракты на суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные в Стратегии индикаторы.Выводы к третьему разделуПодводя итог, можно с уверенностью сказать о том, что судостроение является одним из приоритетных направлений развития экономики страны и государство использует различные меры поддержки данного сектора: субсидирование, налоговые льготы, лизинг. Особое внимание уделяется гражданскому судостроению и увеличению его доли в общем производстве и экспорте, ледокольному и грузовому строительству для развития Северного Морского пути, высокотехнологичным и научно-исследовательским судам для разработки шельфовых месторождений.Введение санкционного режима способствует быстрому развитию судостроительной отрасли по многим аспектам. Ввиду зависимости от импортного оборудования и комплектующих государство выделило существенные средства для обеспечения их отечественного производства. Также намечены цели и этапы реализации программ по обновлению рыбопромыслового и рекреационного флота. В сжатые сроки построены суда нового типа с использованием местных комплектующих. Благодаря сложившейся геополитической обстановке, судостроительная отрасль получила огромную помощь от государства для обеспечения снижения ее зависимости от внешних факторов и развития для удовлетворения внутреннего спроса.ЗАКЛЮЧЕНИЕСудостроение Российской Федерации за последние годы сохраняет отрицательную динамику спроса при росте тоннажа производимых судов, как и во всем мире. Позиции России на мировой арене судостроения очень слабы, в доле мирового экспорта это всего 0,6 %. Характерными особенностями российского судостроения является ориентация на военное производство, неполная загрузка мощностей предприятий и большая доля импорта. Высокая доля импорта в стране является показателем нереализованного спроса на внутреннем рынке, так как в стране мало компаний, которые производят необходимые высококачественные комплектующие для судостроения. Способом решения этой проблемы является импортозамещение и строительство новых компаний, или же модернизация уже существующих. Также следует отметить системообразующую роль судостроения, которое аккумулирует в своей продукции достижения большого числа отраслей промышленности, тем самым способствуя технологическому развитию всей цепочки поставок комплектующих.Большая длительность циклов разработки и постройки и высокая капиталоемкость продукции отрасли являются необходимостью высокой доли участия и поддержки от государства. Оно активно участвует в развитии отрасли путем введения различных госпрограмм, а большинство верфей были консолидированы в Объединенную судостроительную корпорацию – государственный холдинг отрасли, туда входит большинство компаний исследуемого Северо-Западный федеральный округ. Именно в Северно-Западном регионе находится основная часть предприятий, на долю которых приходится 72% от общего объема производства по всей России. Северо-Западный федеральный округ занимает особое уникальное место в территориальной структуре России, его приморское положение издавна способствовало развитию судостроения и судоремонта. Что касается географии судостроительных и смежных предприятий в рамках Северо-Западного федерального округа, то стоитвыделить субъекты – центры консолидации: Санкт-Петербург и Ленинградская область, где исторически сформировался крупный судостроительный центр; север Архангельской области, охватывающий Северодвинск и Архангельск, где вокруг крупного стратегически важного «Севмаша» сосредоточены судоремонтные заводы и конструкторские бюро и Калининградская область.По итогам исследования производственных показателей крупнейших судостроительных компаний Северо-Западный федеральный округ была выполнена группировка произведенных судов по четырем категориям: военные (РФ), гражданские морские и речные и иностранные заказы, включая военные. По итогам исследования за период 2015...2020 годы почти половина построенных судов являются военными. Почти 1/3 заказов составили гражданские морские суда и 12 % – на речные суда. На иностранные заказы приходится 4% от всех построенных судов, основными заказчиками были Вьетнам, Алжир, Индия и Скандинавские страны. Что же касается структуры портфеля заказов, то разнообразие довольно ограничено. Военные суда в структуре заказов все также составляют чуть более половины от всех строящихся судов – 52%. Также необходимо отметить подъем в гражданском морском судостроении, что можно объяснить политикой государства в отношении развитии именно гражданского сектора. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что судостроительные компании Северо-Западный федеральный округ обеспечены заказами на ближайшие годы. Разумеется, рано говорить о резком подъеме производства, но при поддержке государства и грамотном управлении Объединенной судостроительной корпорации можно добиться постепенного развития отрасли и повышения ее конкурентоспособности.Приоритетами в стратегическом планировании отрасли являются модернизация заводов, улучшение производственных показателей и стремление к достижению независимости от иностранных поставщиков. Для этих целей государство использует различные меры поддержки: субсидирование, налоговые льготы, лизинг. Заводы Северо-Западного федерального округа под руководством Объединенной судостроительной корпорации постепенно внедряют цифровые технологии, осуществляют техническое переоснащение и модернизацию производственных мощностей.Правительством разработан ряд инициативных программ по развитию судостроительной отрасли, которые отражены в Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013...2030 годы», Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года, региональные целевые ориентиры субъектов РФ. Также особое внимание уделяется гражданскому судостроению и увеличению его доли в общем производстве и экспорте, ледокольному и грузовому строительству для развития Северного Морского пути, высокотехнологичным и научно-исследовательским судам для разработки шельфовых месторождений и в целом развитию Арктического региона. Все эти программы относительно новы, и рассчитаны на десятилетие вперед, поэтому мониторинг результатов и реализация программ достаточно преждевременна. Но стоит отметить, что некоторые промежуточные планы уже перевыполнены (например, относительно сдачи гражданских судов), что говорит о положительных результатах правительственных программ.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлехин М.Ю., Титов А.В. К вопросу о методологии формирования судостроительных программ в России // Экономика и управление. – 2020. – №3 (173). – С. 142-147.Алькатири К.Ю. Модернизация судостроительной отрасли России в условиях санкционного режима // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2023. – №18-1. – С. 552-554.Бельченко М.А. Некоторые направления достижения импорт независимости в судостроении Северо-Западного федерального округа // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2019. – № 3 (71). – С. 41–47.Бельченко М.А., Гарсия Л.В. Особенности развития судостроительного кластера Северо-Западного региона России в современных внешнеэкономических условиях // Ученые записки Санкт-Петербургского имени филиала Российской таможенной академии. – 2018. – № 1 (65). – С. 37–43.Василенкова Н.В. Специфика размещения судостроительно-судоремонтных предприятий на территории Российской Федерации // Вестник ЧелГУ. – 2020. – №2 (436). – С. 123-128. doi:10.24411/1994-2796-2020-10211.Волков Г.Ю. Перспективы развития судостроения РФ с учетом санкционной политики // Социосфера. – 2019. – № 2. – С. 24–27.Гречиков М.И., Грушников В.А. Наиболее значимые судостроительные инновации года // Компетентность. – 2022. – № 5. – С. 46-55. doi:10.24412/1993-8780-2022-5-46-55.Дехтярук Ю.Д., Чемоданов А.В. Судостроительный кластер: проблемы и перспективы // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2016. – №4 (65). – С. 55-59.Дружинин А.Г., Лачининский С.С. Место Санкт-Петербургского приморского региона в системе ведущих приморских регионов Европы // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2015. – № 4 (49). – С. 127–138.Ерохин В.Л. Арктическое судостроение и морская техника России: состояние, потребности, перспективы развития // Маркетинг и логистика. – 2019. – № 1 (21). – С. 12–31.Игнатьева Н.А. Современное состояние и перспективы развития судостроения в Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-6. – С. 1159-1162.Коваленко Н.В., Мархайчук М.М., Чекунов А.С. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественного судостроения // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – № 8 (2). – С. 4-11.Конкурентоспособность и инновационный потенциал судостроительной промышленности / А.В. Абрамов, В.Л. Александров, Б.А. Горелик и др. // РППЭ. – 2016. – №5 (67). – С. 14-22.Левкина Е.В., Попова Е.Г. Проблемы и перспективы развития судостроительной отрасли в России // Карельский научный журнал. – 2017. – №2 (19). – С. 126–130.Левкина Е.В., Пиядина И.И. Анализ и оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность организаций судостроения и судоремонта // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 2. – С. 255-264.Лысенко П.В. Актуальные проблемы развития судостроительной промышленности России // ТДР. – 2013. – № 3. – С. 72-74.Макарчук А.В., Макарчук Н.В., Голубов Н.К. Обеспечение конкурентоспособности судостроительных предприятий Санкт-Петербурга с применением цифровых технологий // Инновации и инвестиции. – 2023. – №6. – С. 456-458.Митрофанов П.О. Санкт-Петербург: лидер по строительству рыбопромыслового флота в России // Вестник науки. – 2023. – №1 (58). – С. 50-54.Накипов А.С., Власова А.М. Проблемы развития судостроительной промышленности России на современном этапе // Экономика и социум. – 2016. – №4-2 (23). – С. 3-6.Неснова М.В. Судостроительный рынок России: состояние и перспективы // Вестник ЗабГУ. – 2022. – № 4. – С. 117-125.Никитин В.С. Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений // Труды Крыловского государственного научного центра. – 2018. – №4 (386). – С. 5–10.Петрова Н.П., Пименов П.В. Анализ современного состояния судостроения в России с использованием бенчмаркинга // Вестник Евразийской науки. – 2018 – №6. – С. 37–38.Пилипенко Н.П., Пилипенко Р.К. Влияние инноваций на развитие предприятий в сфере судостроения // Производственные системы будущего: опыт внедрения Lean и экологических решений. – 2022. – С. 405.1-405.5.Полосков С.С. Судостроение России на инновационном пути развития: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – №3. – С. 465-478.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 2553-р «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года».Сергеева К.И. Стратегия повышения конкурентоспособности судостроительной отрасли // Вектор экономики. – 2022. – № 2 (68). – С. 1-13.Соловьев Э.В. Анализ рынка судостроения и судоремонта в развитии региональной экономики // Juvenis scientia. – 2017. – №7. – С. 19–22.Транспорт в России. 2018: Стат.сб./Росстат. - М., 2018. - 101 с.Тресорук А.А., Фролов И.Э. Российское судостроение: проблемы развития и пути повышения его конкурентоспособности // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2015. – Т. 13. – С. 463-485.Тулякова И.Р. Место Санкт-Петербурга в судостроительной отрасли России // Общество: политика, экономика, право. – 2014. – №1. – С. 100-106.Формирование финансовой структуры на судостроительном предприятии/ Т.В. Варкулевич, Н.С. Самарина, П.Т. Гавриш и др. // АНИ: экономика и управление. – 2021. – № 3 (36). – С. 94-98.Шарафутдинова Л.Р. Особенности ресурсных ограничений предприятий судостроительной промышленности // ТТПС. – 2021. – №3 (57). – С. 78-83.ПРИЛОЖЕНИЕ А1География судостроительной отрасли России 2022 годПРИЛОЖЕНИЕ А2Размещение судостроительных заводов и смежных предприятий Северо-Западный федеральный округПРИЛОЖЕНИЕ А3Территориальная структура судостроительной отрасли Ленинградской области и Санкт-Петербурга в 2015 годуПРИЛОЖЕНИЕ А4Территориальная структура судостроительной отрасли Ленинградской области и Санкт-Петербурга в 2020 годуПРИЛОЖЕНИЕ А5Структура судостроительной отрасли Ленинградской области и Санкт-Петербурга по имеющимся в портфеле заказам

1. Алехин М.Ю., Титов А.В. К вопросу о методологии формирования судостроительных программ в России // Экономика и управление. – 2020. – №3 (173). – С. 142-147.
2. Алькатири К.Ю. Модернизация судостроительной отрасли России в условиях санкционного режима // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2023. – №18-1. – С. 552-554.
3. Бельченко М.А. Некоторые направления достижения импорт независимости в судостроении Северо-Западного федерального округа // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2019. – № 3 (71). – С. 41–47.
4. Бельченко М.А., Гарсия Л.В. Особенности развития судостроительного кластера Северо-Западного региона России в современных внешнеэкономических условиях // Ученые записки Санкт-Петербургского имени филиала Российской таможенной академии. – 2018. – № 1 (65). – С. 37–43.
5. Василенкова Н.В. Специфика размещения судостроительно-судоремонтных предприятий на территории Российской Федерации // Вестник ЧелГУ. – 2020. – №2 (436). – С. 123-128. doi:10.24411/1994-2796-2020-10211.
6. Волков Г.Ю. Перспективы развития судостроения РФ с учетом санкционной политики // Социосфера. – 2019. – № 2. – С. 24–27.
7. Гречиков М.И., Грушников В.А. Наиболее значимые судостроительные инновации года // Компетентность. – 2022. – № 5. – С. 46-55. doi:10.24412/1993-8780-2022-5-46-55.
8. Дехтярук Ю.Д., Чемоданов А.В. Судостроительный кластер: проблемы и перспективы // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2016. – №4 (65). – С. 55-59.
9. Дружинин А.Г., Лачининский С.С. Место Санкт-Петербургского приморского региона в системе ведущих приморских регионов Европы // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2015. – № 4 (49). – С. 127–138.
10. Ерохин В.Л. Арктическое судостроение и морская техника России: состояние, потребности, перспективы развития // Маркетинг и логистика. – 2019. – № 1 (21). – С. 12–31.
11. Игнатьева Н.А. Современное состояние и перспективы развития судостроения в Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-6. – С. 1159-1162.
12. Коваленко Н.В., Мархайчук М.М., Чекунов А.С. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественного судостроения // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – № 8 (2). – С. 4-11.
13. Конкурентоспособность и инновационный потенциал судостроительной промышленности / А.В. Абрамов, В.Л. Александров, Б.А. Горелик и др. // РППЭ. – 2016. – №5 (67). – С. 14-22.
14. Левкина Е.В., Попова Е.Г. Проблемы и перспективы развития судостроительной отрасли в России // Карельский научный журнал. – 2017. – №2 (19). – С. 126–130.
15. Левкина Е.В., Пиядина И.И. Анализ и оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность организаций судостроения и судоремонта // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 2. – С. 255-264.
16. Лысенко П.В. Актуальные проблемы развития судостроительной промышленности России // ТДР. – 2013. – № 3. – С. 72-74.
17. Макарчук А.В., Макарчук Н.В., Голубов Н.К. Обеспечение конкурентоспособности судостроительных предприятий Санкт-Петербурга с применением цифровых технологий // Инновации и инвестиции. – 2023. – №6. – С. 456-458.
18. Митрофанов П.О. Санкт-Петербург: лидер по строительству рыбопромыслового флота в России // Вестник науки. – 2023. – №1 (58). – С. 50-54.
19. Накипов А.С., Власова А.М. Проблемы развития судостроительной промышленности России на современном этапе // Экономика и социум. – 2016. – №4-2 (23). – С. 3-6.
20. Неснова М.В. Судостроительный рынок России: состояние и перспективы // Вестник ЗабГУ. – 2022. – № 4. – С. 117-125.
21. Никитин В.С. Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений // Труды Крыловского государственного научного центра. – 2018. – №4 (386). – С. 5–10.
22. Петрова Н.П., Пименов П.В. Анализ современного состояния судостроения в России с использованием бенчмаркинга // Вестник Евразийской науки. – 2018 – №6. – С. 37–38.
23. Пилипенко Н.П., Пилипенко Р.К. Влияние инноваций на развитие предприятий в сфере судостроения // Производственные системы будущего: опыт внедрения Lean и экологических решений. – 2022. – С. 405.1-405.5.
24. Полосков С.С. Судостроение России на инновационном пути развития: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – №3. – С. 465-478.
25. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 2553-р «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года».
26. Сергеева К.И. Стратегия повышения конкурентоспособности судостроительной отрасли // Вектор экономики. – 2022. – № 2 (68). – С. 1-13.
27. Соловьев Э.В. Анализ рынка судостроения и судоремонта в развитии региональной экономики // Juvenis scientia. – 2017. – №7. – С. 19–22.
28. Транспорт в России. 2018: Стат.сб./Росстат. - М., 2018. - 101 с.
29. Тресорук А.А., Фролов И.Э. Российское судостроение: проблемы развития и пути повышения его конкурентоспособности // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2015. – Т. 13. – С. 463-485.
30. Тулякова И.Р. Место Санкт-Петербурга в судостроительной отрасли России // Общество: политика, экономика, право. – 2014. – №1. – С. 100-106.
31. Формирование финансовой структуры на судостроительном предприятии/ Т.В. Варкулевич, Н.С. Самарина, П.Т. Гавриш и др. // АНИ: экономика и управление. – 2021. – № 3 (36). – С. 94-98.
32. Шарафутдинова Л.Р. Особенности ресурсных ограничений предприятий судостроительной промышленности // ТТПС. – 2021. – №3 (57). – С. 78-83.