Сангина и ее художественные возможности в рисунке
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 05.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Сангина как графический материал 4
ГЛАВА 2. Художественные возможности сангины 7
2.1 Начальный этап применения сангины как графической техники 7
2.1 Сангина в европейской и российской графике 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
ИЛЛЮСТРАЦИИ 18
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 23
Так, в рисунке О.А. Кипренского «Натурщик на фоне красной драпировки» использован уголь, сангина, пастель и белый мел, а в работе К. Брюллова «Два натурщика» 1817 г. художник сочетает пастель, мел, уголь, итальянский карандаш и сангину. (илл. 10)Интерес к сангине сохранялся и в последующее время. Но особенно часто к ней обращались художники портретного жанра конца XIX - начала XX века.В этот период происходит окончательное утверждение рисунка не как подсобного материала к живописи, а как полноценной части изобразительного искусства. Рисунки часто выполнялись в смешанной технике, сангина сочеталась с углем или соусом. В такой технике исполнен портрет Валерия Брюсова работы Михаила Врубеля, последнее произведение художника. (илл. 12)В портретах приёмы растушёвки сангиной позволяли тонко моделировать лицо и руки человека, остальные же части фигуры оставлялись в наброске – чаще всего графитным карандашом. Такого рода портреты встречаются, в частности, в творчествеК. А. Сомова, М. В. Добужинского,Н. Э. Радлова, В. И. Шухаева, А. Е. Яковлева. Портреты Сомова являются целостными произведениями графики.КонстантинСомов, по свидетельству А. Бенуа, очень тщательно работал над своими графическими произведениями – часто он сидел часами «над какой-нибудь одной линией». В погрудном портрете М.В. Добужинского, выполненном сангиной и графитным карандашом, проработанная тончайшая нюансировка головы и лица дополняется точно выверенной карандашной линией, которой намечена одежда.(илл. 13)Особое место рисунки сангиной занимают в творчестве Александра Яковлева и Василия Шухаева. Еще во время обучения в Академии художеств они разработали новую технику применения сангины, растирая ее резинкой, что не только ускорило процесс рисунка, но позволило добиться оригинальных художественных решений. Оба художника считали сангину лучшим графическим материалом, чтобы выразить форму, показать конструкцию человеческого тела. Так, Шухаев предварительно растирал на бумаге сангину резинкой или тряпкой, создавая тоновую и конструктивную основу, поверх наносил штриховой рисунок, часто также сангиной. (илл. 14)Работы этих мастеров продемонстрировали, что сангина, как графический материал, обладает большими возможностями, и ее применение зависит от творческих задач художника.ЗАКЛЮЧЕНИЕСкульптор Лоренцо Бернини считал, что «рисунки великих мастеров доставляют, в известной степени, больше удовольствия, чем произведения, написанные по ним потом с большим старанием».Действительно, изучение графического наследия художников разных эпох, открывает нам новые грани их талантов, помогает постичь их творческие методы и процесс создания произведений. Часто в подготовительном рисунке художник более свободен и независим, чем в окончательном живописном произведении. И именно сангина дала многим художником богатые возможности для самовыражения.Подводя итог, можно сделать следующие выводы:Став популярной в период Высокого Возрождения, сангина изначально было наилучшим графически материалом для передачи особенностей человеческого тела, создания и штрихового и тонового рисунка.Позднее ее свойства как «мягкого материала» стали использовать в сочетании с другими графическими техниками в подготовительном процессе при создании исторических, мифологических, религиозных композиций и портретов.В эпоху, когда гравюра была единственным средством тиражирования изображения, сангина часто становилось материалом для подготовительных рисунков. В конце XIX - начале XX века, когда графика окончательно становится полноценным самостоятельным видом искусства, расширяются и возможности применения сангины – от материала для передачи тональных переходов в человеческом лице, до самостоятельной техники, которая может передать плотность изображаемой фактуры. Сангина относится к числу графических материалов, которые требуют особых навыков. В процессе обучения художников она используется в практической работе над длительным рисунком с натуры.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВиппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: В. Шевчук, 2008. – 364 с.Всеобщая история искусств.В 6 т. – М.: АХ СССР, 1956-1966.Гращенков В.Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1963.— 425 с.История искусства зарубежных стран. В 3 т. – М.: АХ СССР, 1961-1964. Королев В.А. Материалы и техника рисунка. – М.: Изобразительное искусство, 1984. – 96 с.Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. - М.: Искусство, 1972.- 633 с.Мастера искусства об искусстве. В 7 т. – М.: Искусство, 1965-1970.Микеланджело. Жизнь. Творчество. Вступительная статья В.Н. Лазарева. - М.: Искусство, 1964. – 417 с.Пахомова В.А. Рисунки Ганса Гольбейна младшего. – Л.: Искусство, 1989. – 228 с.Пружан И.Н. Константин Сомов. – М.: Изобразительное искусство, 1972. – 127 с.Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI века. - Памятники мирового искусства». - М.: Искусство, 1967. – 124, XXXIII с.Ротенберг Е.И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. – М.: Искусство, 1966. – 232 с.Флекель М.И. Великие мастера рисунка. – М.: Искусство,1974. – 269 с.ИЛЛЮСТРАЦИИСПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙЛеонардо да Винчи. Мужчина в тюрбане. Между 1503 и 1511 гг. Сангина на красной бумаге.Рафаэль Санти. Эскиз. Ок. 1511. Сангина по рисунку карандашом на белой бумаге.Микеланджело Буонарроти. «Ливийская сивилла». Эскиз росписи Сикстинской капеллы. 1511. Сангина на бумаге.Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора. 1526. Бумага, смешанная техника. Франсуа Клуэ. Портрет Франциска II. 1560. Бумага, смешанная техника.Питер Пауль Рубенс. Портрет сына Николаса. Ок. 1619. Бумага, смешанная техника.Рембрандт Харменсван Рейн. Сидящий старик. 1630. Бумага, сангина.Антуан Ватто. Женщина с прялкой. 1710-е. Коричневая бумага, сангина, черный мел.Франсиско Гойя. Рисунок из серии «Капричос». 1799. Бумага, смешанная техника.Орест Кипренский. Натурщик на фоне красной драпировки. 1802. Бумага, смешанная техника.Карл Брюллов. Два натурщика. 1817. Бумага, смешанная техника.Михаил Врубель. Портрет В. Брюсова. 1906. Бумага, смешанная техника.Константин Сомов. Портрет М. Добужинского. 1910. Бумага, граф. кар., сангина. Василий Шухаев. Портрет С.Н. Андронниковой. 1917г. Бумага, сангина, графитный карандаш.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: В. Шевчук, 2008. – 364 с.
2. Всеобщая история искусств. В 6 т. – М.: АХ СССР, 1956-1966.
3. Гращенков В.Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1963.— 425 с.
4. История искусства зарубежных стран. В 3 т. – М.: АХ СССР, 1961-1964.
5. Королев В.А. Материалы и техника рисунка. – М.: Изобразительное искусство, 1984. – 96 с.
6. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. - М.: Искусство, 1972.- 633 с.
7. Мастера искусства об искусстве. В 7 т. – М.: Искусство, 1965-1970.
8. Микеланджело. Жизнь. Творчество. Вступительная статья В.Н. Лазарева. - М.: Искусство, 1964. – 417 с.
9. Пахомова В.А. Рисунки Ганса Гольбейна младшего. – Л.: Искусство, 1989. – 228 с.
10. Пружан И.Н. Константин Сомов. – М.: Изобразительное искусство, 1972. – 127 с.
11. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI века. - Памятники мирового искусства». - М.: Искусство, 1967. – 124, XXXIII с.
12. Ротенберг Е.И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. – М.: Искусство, 1966. – 232 с.
13. Флекель М.И. Великие мастера рисунка. – М.: Искусство, 1974. – 269 с.