Прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования на примере городского округа Новокуйбышевск

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 42 42 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 14.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
1.1. Понятие и общая характеристика прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования 4
1.2. Характеристика системы стратегического планирования на муниципальном уровне 6
2. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ НОВОКУЙБЫШЕВСК 16
2.1. Анализ социально-экономического развития муниципального образования городской округ Новокуйбышевск 16
2.2. Прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования городского округа Новокуйбышевск 20
2.3. Проблемы и перспективы развития прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования городского округа Новокуйбышевск 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Фрагмент для ознакомления

Из аналитики обратной связи о принятых мерах Стратегии можно проследить общий уровень удовлетворенности населения в разрезе применяемой программы и общего уровня развития города и качества жизни в нем. При этом всё еще остаются вопросы, требующие отдельного внимания.Для одного единичного петербуржца документация стратегии является достаточно абстрактной, т.к. описанные процедуры и мероприятия по повышению эффективности развития города описаны достаточно сложным языком для человека не имеющего высшего экономического образования. Очень важно обеспечить доступность и понятность описываемых методов и процедур.Основываясь на анализе зарубежного и отечественного опыта, есть возможность сформулировать перечень путей решения проблем, связанных со стратегическим планированием. Данные проблемы связанны с низкой вовлеченностью населения в процессы государства и субъектов федерации. Применение нижеописанных методов позволит повысить эффективность применения документов планирования и прогнозирования на различных уровнях. Внедрение «мастер-плана» в планировочные и прогнозные процессы, который обеспечит унификацию пространственного и стратегического планирований. «Мастер-план» представляет собой комплекс элементов пространственного планирования, а также различных подходов к усовершенствованию социально-экономического развития. Первые упоминания о данном подходе можно проследить ещё в начале XXI столетия, а точнее в середине 10-х годов.Концепция реализации «мастер-плана» подразумевает, что в процессе подготовки документации проводится тщательная аналитика образа территории, составляется план долгосрочного развития, а также предусматривает широкое использование широкого аспекта различных внутренних и внешних факторов. При этом уровень разработки на уровне субъекта позволяет опираться на локальные характеристики конкретного региона или города. В каждом из них имеется свой индивидуальный подход к различным процедурам, будь то локальные правила землепользования и застройки, или более глобальные как планы поселения на каждой отдельной территории, продиктованные характеристиками ландшафта. При этом также существует множество различий, связанных со спецификой, которую не учитывает генеральный «мастер-план».«Мастер-план» субъекта представлен генеральной и комплексной стратегией, и его разработка производится на основании специфических отличительных особенностей территории субъекта, а также с учетом интересов заинтересованных сторон. Помимо этого, присутствует адресная направленность на жителей, которые и будут выступать объектами его реализации. «Мастер-план» составляется понятным для восприятия местным населением языком, что упрощает его понимание и реализацию.И последнее, но не по важности: в основе концепции лежат ценности, а не процедуры, которые обеспечивают уникальность стратегии.Реализация в процессе разработки «мастер-плана» таких механизмов как «адвокативное планирование» и «соучаствующее проектирование». Данные механизмы позволяют обеспечить максимизацию вовлеченности заинтересованных сторон в процесс планирования и прогнозирования для создания эффективной стратегии развития.Адвокативное планирование предполагает под собой ликвидацию дисбаланса в переговорной силе между сторонами, в процессе долгосрочного планирования. Оно применимо при строительстве или сносе значимых зданий, реализации решения инфраструктурных вопросов, а также при принятии решения о возведении предприятий промышленного комплекса. Реализация данного направления осуществляется с помощью проведения общественной экспертизы. При реализации соучаствующего проектирования выделяются формы общественного участия жителей в процессе планирования на различных уровнях от краткосрочного до долгосрочного. При этом образуются группы с численностью до 100 человек, с участием различных представителей населения, и они в игровой форме имеют возможность принимать участие в формировании программ развития, что обеспечивает высокий уровень идентификации с проблемой.Таким образом обеспечивается эффективный и качественный диалог между представителями власти и жителями субъекта в процессе планирования и разработки стратегии социально-экономического развития. У управляющего аппарата появляется возможность выслушать «народное мнение» и на принимать дальнейшие меры по совершенствованию на основании четкого понимания существующих локальных проблем.Также обеспечивается ещё одна важная функция – развивается публичная жизнь местного общества и вместе с ней городская среда. Таким образом у жителей появляется возможность реализовывать свои креативные идеи по благоустройству и качественному развитию своего региона или города.На основании Федеральный законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» производится оптимизация процессов стратегического планирования и прогнозирования за счет эффективного задействования общественных слушаний.В рамках слушания освещаются вопросы, которые активно обсуждаются в обществе. Публичные слушания различных вопросов, касающихся документации стратегического планирования способны быть важным инструментом, в ходе реализации которого затрагиваются интересы различных социальных групп.Современный уровень развития технологий способствует размыканию различных кругов неосведомленности населения относительно вопросов развития субъекта. К сожалению, даже это не способствует в полной мере обеспечению знания граждан, так как низкий уровень организации становится препятствием.За счет осуществления внедрения различных существующих моделей и механизмов стратегического менеджмента из корпоративного сегмента возможно повышение эффективности организации процесса стратегического планирования и прогнозирования.Существуют определенные отличия между целями и механизмами управления в рамках субъекта федерации и на предприятии. При этом некоторые корпоративные решения вполне применимы в рамках реализации устойчивого развития города или региона. «Корпорация развития» моногородов с последующим применением должностного лица в роли «сити-менеджера» на территории РФ может стать эффективной практикой. В таком городе жители будут восприниматься как основные акционеры, которыми, по сути, они и являются вкладывая средства в виде налоговых отчислений в бюджет образования и рассчитывая на дивиденды в виде качественного уровня жизни. Также в данной модели граждане ждут получения полноценной картины существующей деятельности управления. В данном случае документация стратегического развития должна ложиться в основу деятельности города. Также важно отметить, что при составлении стратегического плана необходимо придерживаться принципа понятности, не только для представителей местного населения, но также и для возможных инвесторов, которые смогут принимать решения о вложении средств на основании прозрачности и доступности поставленных целей и задач стратегии.За счет обмена полученных знаний и опыта между сотрудниками управляющей власти и заинтересованных жителей в области разработки и реализации стратегических документов можно достигнуть повышения эффективности применения стратегии.В связи с тем, что прогнозирования и планирование не является новым течением в рамках развития города и его социально-экономической жизни, у сотрудников местного самоуправления имеются сформированные годами схемы, методы и процедуры по урегулированию. В данном случае нельзя опускать «человеческий фактор» - если всё работало до этого момента, то нет смысла вносить изменения в практику. Это неэффективное мышление. Для качественного развития региона необходимо постоянно совершенствовать и улучшать свои навыки, в том числе за счет получения рекомендаций и развития компетенций на основании чужого жизненного опыта.Основываясь на углубленном тематическом исследовании, можно заключить, что множество участников участвуют в формальном процессе стратегического планирования, который проявляется в письменном стратегическом документе. Таким образом, этот документ занимает центральное место в циклах итеративного обсуждения текста. По мере того, как отдельные лица высказывают свою интерпретацию текущего стратегического плана в ходе беседы, они могут вносить поправки в текст, которые затем формируют будущие текстовые версии плана. Этот цикл повторяется в рекурсивном процессе, в котором значения, приписываемые разговору и тексту, все больше сходятся в рамках окончательного согласованного плана. Все вышеперечисленные методы и модели способны обеспечить эффективность прогнозирования и планирования стратегии социально-экономического развития в рамках субъектов федерации. На основании приведенных методов существует возможность повышение качества стратегической документации, обеспечение вовлеченности местного населения к вопросам и проблемам региона или города.ЗАКЛЮЧЕНИЕПланирование социально экономического развития в системе стратегического планирования России играют большую роль в развитии регионов и выявлению подходов к урегулированию различных вопросов и вызовов, возникающих перед управленческим аппаратом субъекта.В ходе проведения исследования была достигнута его основная цель, а именно было изучено влияние планирования социально-экономического развития на систему стратегического управления на государственном уровне и его отдельных субъектов (на примере городского округа Новокуйбышевск).В ходе достижения цели были решены следующие задачи:изучены теоретические основы формирования программ социально-экономического развития и системы стратегического планирования в России. Стратегическое планирование на территории РФ осуществляется на различных уровнях: федеральном, субъектов РФ и муниципалитетов. Данный вид деятельности осуществляется на основании федеральных законодательных актов, контролирующих и регулирующих процесс планирования социально-экономического состояния территорий. определены основы нормативно-правового регулирования сферы стратегического планирования Российской Федерации. Основу нормативно-правого регулирования данной сферы составляют: Указ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».изучена практическая реализация программ социально-экономического развития городского округа Новокуйбышевск. На основании данного обзора были выявлены сильные стороны развития региона, проанализирована динамика таких показателей как ВРП за период с 2013 года и выявлена позитивная взаимосвязь реализации Стратегии развития городского округа Новокуйбышевскдо 2026 года.был проведен анализ социально-экономического развития городского округа Новокуйбышевск. Выявлено, что развитие социально-экономических программ является результатом воздействия большого количества различных факторов помимо действий местных органов управления. Так важную роль играют экономический и человеческий потенциал, развитие социальной инфраструктуры, транспорта, инженерного дела и энергетики, природные условия и многие другие факторы.был осуществлен анализ проблем социально-экономических программ в системе стратегического планирования социально-экономического развитиягородского округа Новокуйбышевск. Основными проблемами являются: длительный период реализации программ снижает эффективность проведения смежной аналитики, большое количество документов стратегического планирования снижает эффективность их исполнения в связи с возникающими конфликтами при исполнении, недостаточна «локализация» текстов снижает эффективность программ, формальный характер обсуждения стратегических документов влечет за собой снижение вовлеченности населения, а также низкая осведомленность населения о программах стратегического развития.Все вышеперечисленные методы и модели способны обеспечить эффективность прогнозирования и планирования стратегии социально-экономического развития в рамках субъектов федерации. На основании приведенных методов существует возможность повышение качества стратегической документации, обеспечение вовлеченности местного населения к вопросам и проблемам региона или города.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.:https://legalacts.ru/doc/FZ-o-strategicheskom-planirovanii-v-Rossijskoj-Federacii/(дата обращения 15.12.2023)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 10.10.2021) (дата обращения 15.12.2023)Стратегическое планирование на муниципальном уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]. URL.: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/116286/(дата обращения 15.12.2023)Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/33a5cdf9333f53cef027414fffcd6dd89e3fa53a/ (дата обращения 15.12.2023)Стратегия инновационного развития РФ на период до 2030 года, от 08.12.2011 года № 2227-р в редакции от 18.10.2018 года [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/(дата обращения 15.12.2023)Прогнозы социально-экономического развития городского округа Новокуйбышевск. [Электронный ресурс]. URL.: http://city-hall.nvkb.ru/city/economy/forecast/forecast.php (дата обращения 15.12.2023)Андрианов А.Ю., Воробьев П.В., Валдайцев С.В. Инвестиции: учебное пособие / А.Ю. Андрианов, П.В. Воробьев, С.В. Валдайцев - М.: Проспект,- 2019 г. - 592 cАзанова, О. Ю. Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень / О. Ю. Азанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 159-161Бабина, О. И. Теория, методология и практика регионального стратегического планирования : монография / О.И. Бабина. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 122 с. Болтунов С.А. Развитие регионов и муниципальных образований в поиске методов разработки стратегии развития региона / С.А. Болтунов, Ю.Н. Лапыгин // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 115-121Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.Доменко Ю.Ю. Социально-экономическое развитие региона на основе эффективного стратегического планирования / Ю.Ю. Доменко // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 2265-2269Жестянников С. Г. Современные подходы к муниципальному управлению: актуальные практики для социально-экономического развития территории // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 136-143Карасев А.Т. Муниципалитет – орган местного самоуправления или территориальная единица: история, теория, практика применения и нормативно-правового регулирования / А.Т. Карасев, С.В. Макаркин, И.И. Тепляков // Муниципалитет: экономика и управление. – 2021. – № 2 (35). – С. 78-89 Каменских, Н. А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития :учебное пособие / Н.А. Каменских. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 127 с.Катов В.В. Управление социально-экономическим развитием территории на основе законодательства РФ о прогнозировании, программировании, стратегическом планировании / В.В. Катов // Ученые записки. – 2020. – № 1 (33). – С. 21-27Лапыгин Ю.Н. Планирование в развитии территории региона / Ю.Н. Лапыгин // Ученые записки. – 2021. – № 1 (37). – С. 45-48.Секушина И.А. Межмуниципальное сотрудничество как инструмент управления социально-экономическим развитием малых и средних городов // Проблемы развития территории. – 2021. – № 4. – С. 100-118.Сираждинов Р.Ж. Современный этап реализации стратегии территориального развития России // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 122-127Ульянов А.Ю. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: проблемы и вызовы // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 6. – С. 25-29Хазлитт Г. Основы государственного регулирования экономики: перевод с английского / Г. Хазлитт. - Москва; Санкт-Петербург: Диалектика, 2020. – 252 сЦакаев А.Х. Стратегическое планирование развития регионов РФ / А.Х. Цакаев // Вестник Чеченского государственного университета. – 2020. – Т. 39. – № 3. – С. 5-17Шилова Н.Н. Документарный анализ результативности процесса стратегического планирования региона / Н.Н. Шилова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 5 (40). – С. 475-482Эсмурзиева И.А. Планирование и прогнозирование социально-экономического развития в условиях пандемии / И.А. Эсмурзиева // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 10 (49). – С. 506-510. Яковлев Н.С. Роль прогнозирования в стратегическом планировании / Н.С. Яковлев // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. – № 5 (44). – С. 622-625.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/(дата обращения 15.12.2023)Официальный сайт Администрации городского округа Новокуйбышевск. [Электронный ресурс]. http://city-hall.nvkb.ru/index.php (дата обращения 21.11.2023)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.: https://legalacts.ru/doc/FZ-o-strategicheskom-planirovanii-v-Rossijskoj-Federacii/ (дата обращения 15.12.2023)
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398
3. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 10.10.2021) (дата обращения 15.12.2023)
4. Стратегическое планирование на муниципальном уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]. URL.: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/116286/ (дата обращения 15.12.2023)
5. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/33a5cdf9333f53cef027414fffcd6dd89e3fa53a/ (дата обращения 15.12.2023)
6. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2030 года, от 08.12.2011 года № 2227-р в редакции от 18.10.2018 года [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения 15.12.2023)
7. Прогнозы социально-экономического развития городского округа Новокуйбышевск. [Электронный ресурс]. URL.: http://city-hall.nvkb.ru/city/economy/forecast/forecast.php (дата обращения 15.12.2023)
8. Андрианов А.Ю., Воробьев П.В., Валдайцев С.В. Инвестиции: учебное пособие / А.Ю. Андрианов, П.В. Воробьев, С.В. Валдайцев - М.: Проспект,- 2019 г. - 592 c
9. Азанова, О. Ю. Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень / О. Ю. Азанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 159-161
10. Бабина, О. И. Теория, методология и практика регионального стратегического планирования : монография / О.И. Бабина. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 122 с.
11. Болтунов С.А. Развитие регионов и муниципальных образований в поиске методов разработки стратегии развития региона / С.А. Болтунов, Ю.Н. Лапыгин // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 115-121
12. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
13. Доменко Ю.Ю. Социально-экономическое развитие региона на основе эффективного стратегического планирования / Ю.Ю. Доменко // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 2265-2269
14. Жестянников С. Г. Современные подходы к муниципальному управлению: актуальные практики для социально-экономического развития территории // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 136-143
15. Карасев А.Т. Муниципалитет – орган местного самоуправления или территориальная единица: история, теория, практика применения и нормативно-правового регулирования / А.Т. Карасев, С.В. Макаркин, И.И. Тепляков // Муниципалитет: экономика и управление. – 2021. – № 2 (35). – С. 78-89
16. Каменских, Н. А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития : учебное пособие / Н.А. Каменских. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 127 с.
17. Катов В.В. Управление социально-экономическим развитием территории на основе законодательства РФ о прогнозировании, программировании, стратегическом планировании / В.В. Катов // Ученые записки. – 2020. – № 1 (33). – С. 21-27
18. Лапыгин Ю.Н. Планирование в развитии территории региона / Ю.Н. Лапыгин // Ученые записки. – 2021. – № 1 (37). – С. 45-48.
19. Секушина И.А. Межмуниципальное сотрудничество как инструмент управления социально-экономическим развитием малых и средних городов // Проблемы развития территории. – 2021. – № 4. – С. 100-118.
20. Сираждинов Р.Ж. Современный этап реализации стратегии территориального развития России // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 122-127
21. Ульянов А.Ю. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: проблемы и вызовы // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 6. – С. 25-29
22. Хазлитт Г. Основы государственного регулирования экономики: перевод с английского / Г. Хазлитт. - Москва; Санкт-Петербург: Диалектика, 2020. – 252 с
23. Цакаев А.Х. Стратегическое планирование развития регионов РФ / А.Х. Цакаев // Вестник Чеченского государственного университета. – 2020. – Т. 39. – № 3. – С. 5-17
24. Шилова Н.Н. Документарный анализ результативности процесса стратегического планирования региона / Н.Н. Шилова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 5 (40). – С. 475-482
25. Эсмурзиева И.А. Планирование и прогнозирование социально-экономического развития в условиях пандемии / И.А. Эсмурзиева // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 10 (49). – С. 506-510.
26. Яковлев Н.С. Роль прогнозирования в стратегическом планировании / Н.С. Яковлев // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. – № 5 (44). – С. 622-625.
27. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 15.12.2023)
28. Официальный сайт Администрации городского округа Новокуйбышевск. [Электронный ресурс]. http://city-hall.nvkb.ru/index.php (дата обращения 21.11.2023)