Анализ розничной торговли: сущность, функции и тенденции развития в России
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 24.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы розничной торговли 8
1.1 История возникновения торговли 8
1.2 Сущность, понятия и функции розничной торговли 11
1.3 Форматы предприятий розничной торговли 16
Глава 2. Анализ развития розничной торговли в России 20
2.1 Особенности отражения финансовой устойчивости организаций розничной торговли 20
2.2 Перспективы развития розничной торговли в России в современных экономических условиях 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Существуют различные взгляды на бизнес-модели: долгосрочные инвестиционные проекты со сроком окупаемости пять и более лет мало кому интересны, инвесторы готовы вкладывать средства в проекты, которые дадут положительный денежный поток на более коротком горизонте. Исходя из проведенного анализа, можно сказать о том, что розничная торговля, претерпев ряд проблем, имеет высокие шансы на восстановление с дальнейшим развитием и оптимизированными каналами торговли. Немаловажно здесь и участие государства, которое стремится поддерживать малый и средний бизнес и предпринимает важные меры по урегулированию неблагоприятных ситуаций, возникших на рынке.С учетом текущей геополитической ситуации важным фактором, который может отрицательно сказаться на темпах роста товарооборота розничной торговли в нашей стране, является уход из России ряда популярных брендов, быстро заместить которые не всегда возможно. Этот уход брендов сужает потребительский выбор и негативно влияет на деятельность передовых торговых форматов (таких, как торговые центры). При этом уход иностранных арендаторов создает отрицательные последствия и для тех магазинов, которые продолжили свою работу в этих торговых центрах, поскольку привлекательность этих центров для клиентов снизилась (из-за сужения набора представленных в них брендов), что влечет за собой падение клиентского трафика, и, как следствие, снижение продаж. Можно выделить ключевые факторы успеха, характерные для предприятий розничной торговли в современных условиях: – структура и динамика ассортимента товаров и услуг, которые оказывают предприятия розничной торговли, его соответствие потребностям населения на территории, где находится розничная компания или ее филиал; – способность поддерживать конкурентоспособные цены, то есть грамотная экономическая, финансовая политика; – возможности в формировании спроса, потребительского поведения у населения посредством маркетинговой политики, политики продаж. Совершенствование организации системы розничной торговли должно происходить с помощью: развития материально-технической базы розничной торговли (включая внедрение современных видов торгово-технологического оборудования, которое позволит повысить производительность труда торгового персонала и улучшить качество обслуживания потребителей); рационального размещения магазинов на территории населенных пунктов, чтобы, с одной стороны, обеспечить доступность торговых предприятий для потребителей, а, с другой стороны, сформировать условия для роста эффективности розничных магазинов (путем создания для них достаточной клиентской аудитории); оптимизации набора используемых торговых форматов с учетом спроса населения и его покупательной способности (в частности, в текущей экономической ситуации востребованным становится формат дискаунтеров. Внедрение новых торговых форматов может происходить путем переформатирования существующих магазинов, диверсификации портфеля форматов действующих операторов сетевой розницы, а также выхода на рынок новых компаний; повышения качества взаимодействия торговых предприятий со своими поставщиками, что создаст условия для оптимизации ассортимента и позволит снизить издержки торговых предприятий; внедрения передовых инструментов взаимодействия с потребителями; оптимального размещения товаров в специализированных магазинах, что облегчит выбор товаров покупателями и упростит для них совершение покупки; рационального режима работы предприятий (как и в случае с рациональным размещением торговых предприятий, речь идет об обеспечении баланса между необходимостью создать наиболее удобные условия приобретения товаров для потребителей с точки зрения режима работы магазинов и максимизацией прибыли операторов розничной торговли от деятельности соответствующих торговых точек); внедрения современных форм и методов торгового обслуживания (включая самообслуживание и цифровые технологии, включая phygital-инструменты); внедрения передовых моделей организации торговой деятельности (маркетплейсы, электронная торговля); предоставления покупателям дополнительных торговых услуг, что создает условия как для повышения качества обслуживания клиентов, так и для роста выручки торговых предприятий; расширения перечня доступных способов оплаты товара для обеспечения максимального комфорта потребителя при совершении покупки. При этом укажем на недопустимость отказа от наличных платежей (идея которого активно продвигается в рамках перехода к цифровой экономике), поскольку такой способ оплаты продолжает оставаться предпочтительным для ряда потребителей, и недопустимо ограничивать их свободу выбора при совершении платежа; замещения брендов и предприятий, прекративших свою деятельность в России из-за международных санкций, чтобы не допустить резкого сужения потребительского выбора. ЗАКЛЮЧЕНИЕВыполнив курсовую работу, удалось сделать следующие выводы:– мы изучили понятие, историю возникновения торговли, в соответствии с чем, можно сказать, что торговля имеет древние корни, уходящие в глубокую историю человечества. Это древнее явление, появившееся задолго до появления денег, имеет огромное значение для развития общества. С течением времени торговля претерпела множество изменений и превратилась в сложную систему обмена товарами и услугами;– мы рассмотрели сущность и функции розничной торговли, на основании чего установили, что розничная торговля – это реализация товаров и услуг через торговые центры, частные салоны, интернет-магазины, с целью осуществления коммерческой деятельности. Также продажа товаров или услуг осуществляется в определенном месте, то есть происходит товарно-денежный обмен на территории магазина, либо при заказе онлайн, при получении товара на руки. Организация, специализирующаяся на розничной торговле, может быт крупной, средней или малой, но ее деятельность обязательно основывается на правилах взаимодействия с покупателями и контролирующими службами, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и качеством реализуемых товаров. Розничная торговля играет ключевую роль в развитии экономики, поскольку она обеспечивает доступ потребителей к товарам и услугам, а также способствует устойчивому росту рыночных отношений. На сегодняшний день исследование социально-экономических значений розничной торговли в условиях рыночной экономики становится все более актуальным в контексте стремительно меняющейся мировой экономической среды;– мы ознакомились с форматами предприятий розничной торговли и выяснили, что рациональная организация товародвижения играет ключевую роль в успешной деятельности предприятий розничной торговли в условиях рыночной экономики. Она обеспечивает эффективное взаимодействие поставщиков и розничной сети, оптимизацию запасов и обеспечение спроса потребителей;– мы проанализировали развитие розничной торговли в России и выяснили, чтотовары, приобретаемые в розницу, не используются в дальнейшем в процессе ведения предпринимательской деятельности. Основные и оборотные средства организаций сектора розничной торговли функционируют в сфере обращения, а не в сфере производства, в связи, с чем структура актива и пассива баланса организаций данной отрасли несколько отличается от структуры актива и пассива баланса производственных компаний;– нами отражены особенности финансовой устойчивости организаций розничной торговли, в соответствии, с чем выяснили, что основой анализа финансовой устойчивости является расчёт таких коэффициентов, как коэффициент автономии, коэффициент зависимости, коэффициент капитализации и т.д., которые отражают соотношение собственного и заёмного капитала анализируемой компании. При этом низкая доля собственных источников финансирования приводит к получению таких значений коэффициентов финансовой устойчивости, при которых организация может быть отнесена к числу финансово неустойчивых;– мы исследовали перспективы развития розничной торговли в России и выявили основные характеристики, которые свидетельствуют о перспективном развитии розничной торговли в России.Таким образом, розничная торговля – это важнейшая отрасль экономики, которая развивается глобально, а также на локальном уровне, от ее развития зависит благосостояние общества, соответственно, государствам необходимо формировать инструменты торговой политики, ориентированные на развитие и укрепление данной отрасли.Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативно правовые акты:Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;Федеральный закон от15.02.1992 года № 2300 1 "О защите прав потребителей» (в ред. от (ред. от 05.12.2022) Основная литература:Апатова, Н. В. Управление процессами цифровой трансформации бизнеса / Н. В. Апатова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2022. – Т. 8. – № 2. – С. 3-8. – EDN SCWJEG.Алексеева, Е. А. Магазины-дискаунтеры как драйвер развития торговой отрасли в России / Е. А. Алексеева, Э. А. Назарова, А. А. Гракун // Будущее науки -2022 : Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 21–22 апреля 2022 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 38-40. – EDN NRYOXA.Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Бариленко В.И., под ред., Кузнецов С.И., Кайро О.В., Плотникова Л.К. — Москва : КноРус, 2021. — 234 – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/Боярский А. Торговля в собственном соку. / А. Боярский, О. Зотикова. // Деньги, 2008. - №11. - С. 9 Бондаренко Е.В., Ермаков М.П. Повышение эффективности розничной торговли на основе системы менеджмента качества //Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 5. с.211-218 Баранова А. А. Разработка системы рекрутинга линейного персонала в компании розничной торговли // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 6. с.66-72.Веремеенко О.С. Модели развития розничной торговли в России / О.С. Веремеенко, Л.Т. Смоленцева //Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2020. – № 9. – С. 253-256. Великороссов В.В. Сущность и направления регулирования бизнеспроцессов в розничной торговле /В.В. Великороссов, Л. Сыжуй, А.Ж. Якушев //Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 6 (114). – С. 65-72. Веремеенко О.С. Модели развития розничной торговли в России / О.С. Веремеенко, Л.Т. Смоленцева //Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2020. – № 9. – С. 253-256. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/Воронова, О. В. Формирование системы управления контрактами сетевых торговых компаний FMСG-сегмента в условиях цифровой трансформации / О. В. Воронова, И. В. Ильин, В. А. Шелейко // Экономика и управление. – 2021. – Т. 27. – № 10(192). – С. 786-795. – DOI 10.35854/1998-1627-2021-10-786-795. – EDN ECTZZT.Гарматюк К. С. Исследование роли и значения услуг розничной торговли: монография. - Ставрополь: Фабула, 2017. – 221 с. Гарматюк К. С. Исследование ключевых элементов функционирования торговых сетей сферы розничной торговли региона // Вопросы экономики и права. - 2019. – № 3. - С. 30- 35. Гарматюк К. С. Исследование роли и значения услуг розничной торговли: монография. - Ставрополь: Фабула, 2017. – 221 с.Головко Ю.И. Проект развития черноморской торговли (последняя четверть XVIII – начало XIX в.) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. – 2014. – Вып. 17. – С. 83 – 107.Зимин В. А. Региональная специфика формирования торговых сетевых структур // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2019. - № 1. - С. 20-26.Куликова, О. М. Синтетические форматы торговли: организационно-экономический аспект / О. М. Куликова, С. Д. Суворова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 5(39). – С. 142-149. – EDN AYAUBR.Корецкая Л.К. Потенциал розничной торговли потребительской кооперации /Л.К. Корецкая, Л.П. Наговицина, Е.В. Наговицина //Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2021. – № 1 (35). – С. 32-36. Краснов, А. С. Применение phygital-инструментов на розничном рынке / А. С. Краснов, А. А. Шашкова // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции, в 4 ч., Санкт-Петербург, 01–04 июня 2021 года. Том Часть 3. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. – С. 201-205. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/Кнышбаев А.А. Понятие и сущность предприятий розничной торговли /А.А. Кнышбаев //Молодой ученый. – 2021. – № 25 (367). – С. 197-201. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/Махдиева Ю.М. Тенденции развития и нынешнее состояние розничной торговли в России / Ю.М. Махдиева, С.З. Магомедова //Столица науки. – 2020. – № 5 (22). – С. 129-136.– Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/Невешкина Е.В. Бухгалтерский учет в торговле: Практическое пособие / Невешкина Е.В., Соснаускене О.И., Шредер Е.Г. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 412 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/Дополнительная литература:Алесина, Н. В. Роль электронных платежных систем в процессе цифровой трансформации экономики / Н. В. Алесина, А. С. Чуйков, Н. Э. Безматерных // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 2(84). – С. 10-13. – DOI 10.24412/2411-0450-2022-284-10-13. – EDN YZHABP.Алиев А.Р.. Социально-экономическое значение сферы общественного питания в развитии рыночной экономики. Вестник, ТГУ ПБП. Худжанд, 2019. №1 (78). С- 27-35 – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/Котляров, И. Д. Возможная маркетинговая инновация: организация, нормирование и компенсация потребительской активности / И. Д. Котляров // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2017. – № 2. – С. 100-107. – EDN YNLMYZ. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений: 4-е изд., перераб. М.: Азбуковник, 1998. – 944 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/Общероссийский классификатор видов экономической деятельности утв. Приказом Росстандарта № 14-ст от 31.01.2014 г. (ред. от 14.11.2019г.). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/Стефанова Н. А., Карягина М. Новая экономическая реальность в сфере торговли малого и среднего бизнеса // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 5. с.160-164 – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/Шибаршина О.Ю. К вопросу об устойчивом развитии социально значимых рынков в Рязанской области // Материалы III международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие социально экономических систем: наука и практика» - М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2016. С. 717-725. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/Интернет – ресурсы:№ п/пНаименование портала(издания, курса, документа)Ссылка1.Официальный сайт X5 Retail Group N.V.https://www.x5.ru/2.Официальный сайт ПАО «Магнит»https://www.magnit.com/3.Официальный сайт ООО «Лента»https://lenta.com/4.Российский статистический ежегодник 2022: Стат. Сб. / Росстат. – М., 2023. – 692 с.https://rosstat.gov.ru/5.Финансовая экспертиза за 2022 годhttps://finexpertiza.ru/pressservice/researches/ 2022/dol-imp-v-oborot/6.Экономика. ТАСС.https://tass.ru/ekonomika/15270123Кодекс чести купечестваhttps://histrf.ru/read/articles/7.Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом»https://fishki.net/2014570
2. Федеральный закон от15.02.1992 года № 2300 1 "О защите прав потребителей» (в ред. от (ред. от 05.12.2022)
Основная литература:
1. Апатова, Н. В. Управление процессами цифровой трансформации бизнеса / Н. В. Апатова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2022. – Т. 8. – № 2. – С. 3-8. – EDN SCWJEG.
2. Алексеева, Е. А. Магазины-дискаунтеры как драйвер развития торговой отрасли в России / Е. А. Алексеева, Э. А. Назарова, А. А. Гракун // Будущее науки -2022 : Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 21–22 апреля 2022 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 38-40. – EDN NRYOXA.
3. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Бариленко В.И., под ред., Кузнецов С.И., Кайро О.В., Плотникова Л.К. — Москва : КноРус, 2021. — 234 – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
4. Боярский А. Торговля в собственном соку. / А. Боярский, О. Зотикова. // Деньги, 2008. - №11. - С. 9
5. Бондаренко Е.В., Ермаков М.П. Повышение эффективности розничной торговли на основе системы менеджмента качества //Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 5. с.211-218
6. Баранова А. А. Разработка системы рекрутинга линейного персонала в компании розничной торговли // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 6. с.66-72.
7. Веремеенко О.С. Модели развития розничной торговли в России / О.С. Веремеенко, Л.Т. Смоленцева //Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2020. – № 9. – С. 253-256.
8. Великороссов В.В. Сущность и направления регулирования бизнеспроцессов в розничной торговле /В.В. Великороссов, Л. Сыжуй, А.Ж. Якушев //Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 6 (114). – С. 65-72.
9. Веремеенко О.С. Модели развития розничной торговли в России / О.С. Веремеенко, Л.Т. Смоленцева //Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2020. – № 9. – С. 253-256. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
10. Воронова, О. В. Формирование системы управления контрактами сетевых торговых компаний FMСG-сегмента в условиях цифровой трансформации / О. В. Воронова, И. В. Ильин, В. А. Шелейко // Экономика и управление. – 2021. – Т. 27. – № 10(192). – С. 786-795. – DOI 10.35854/1998-1627-2021-10-786-795. – EDN ECTZZT.
11. Гарматюк К. С. Исследование роли и значения услуг розничной торговли: монография. - Ставрополь: Фабула, 2017. – 221 с.
12. Гарматюк К. С. Исследование ключевых элементов функционирования торговых сетей сферы розничной торговли региона // Вопросы экономики и права. - 2019. – № 3. - С. 30- 35.
13. Гарматюк К. С. Исследование роли и значения услуг розничной торговли: монография. - Ставрополь: Фабула, 2017. – 221 с.
14. Головко Ю.И. Проект развития черноморской торговли (последняя четверть XVIII – начало XIX в.) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. – 2014. – Вып. 17. – С. 83 – 107.
15. Зимин В. А. Региональная специфика формирования торговых сетевых структур // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2019. - № 1. - С. 20-26.
16. Куликова, О. М. Синтетические форматы торговли: организационно-экономический аспект / О. М. Куликова, С. Д. Суворова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 5(39). – С. 142-149. – EDN AYAUBR.
17. Корецкая Л.К. Потенциал розничной торговли потребительской кооперации /Л.К. Корецкая, Л.П. Наговицина, Е.В. Наговицина //Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2021. – № 1 (35). – С. 32-36.
18. Краснов, А. С. Применение phygital-инструментов на розничном рынке / А. С. Краснов, А. А. Шашкова // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции, в 4 ч., Санкт-Петербург, 01–04 июня 2021 года. Том Часть 3. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. – С. 201-205. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
19. Кнышбаев А.А. Понятие и сущность предприятий розничной торговли /А.А. Кнышбаев //Молодой ученый. – 2021. – № 25 (367). – С. 197-201. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
20. Махдиева Ю.М. Тенденции развития и нынешнее состояние розничной торговли в России / Ю.М. Махдиева, С.З. Магомедова //Столица науки. – 2020. – № 5 (22). – С. 129-136. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
21. Невешкина Е.В. Бухгалтерский учет в торговле: Практическое пособие / Невешкина Е.В., Соснаускене О.И., Шредер Е.Г. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 412 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
Дополнительная литература:
1. Алесина, Н. В. Роль электронных платежных систем в процессе цифровой трансформации экономики / Н. В. Алесина, А. С. Чуйков, Н. Э. Безматерных // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 2(84). – С. 10-13. – DOI 10.24412/2411-0450-2022-284-10-13. – EDN YZHABP.
2. Алиев А.Р.. Социально-экономическое значение сферы общественного питания в развитии рыночной экономики. Вестник, ТГУ ПБП. Худжанд, 2019. №1 (78). С- 27-35 – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
3. Котляров, И. Д. Возможная маркетинговая инновация: организация, нормирование и компенсация потребительской активности / И. Д. Котляров // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2017. – № 2. – С. 100-107. – EDN YNLMYZ. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений: 4-е изд., перераб. М.: Азбуковник, 1998. – 944 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности утв. Приказом Росстандарта № 14-ст от 31.01.2014 г. (ред. от 14.11.2019г.). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
6. Стефанова Н. А., Карягина М. Новая экономическая реальность в сфере торговли малого и среднего бизнеса // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 5. с.160-164 – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/
7. Шибаршина О.Ю. К вопросу об устойчивом развитии социально значимых рынков в Рязанской области // Материалы III международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие социально экономических систем: наука и практика» - М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2016. С. 717-725. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/