Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 15.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы проблемы семейного воспитания в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 5
1.1. Клинико-психологическая характеристика лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата 5
1.2. Характеристика стилей воспитания 11
1.3. Особенности семейного воспитания в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 14
Глава 2. Практическое исследование стилей семейного воспитания в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 17
2.1. Диагностика стилей семейного воспитания в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 17
2.2. Рекомендации по гармонизации семейный взаимоотношений в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
Примерный план работы с родителями.
1 этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для родительского сотрудничества.
Средства:
- Посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками
- Беседа, установление сроков следующих встреч
2 этап. Изучение семьи, детско-родительские отношения:
- Социально-педагогическая, психологическая диагностика семьи.
- Уточнение информации о родителях, их социальном статусе.
- Получение сведений о материальном обеспечении и жилищно-бытовых условиях.
- Изучение взаимоотношений в семье.
- Определение знаний, методов и приемов воспитательного воздействия в семье.
Средства:
- Посещения на дому, составление актов обследования жилищно-бытовых условий, беседа, анкетирование, опрос.
- Использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики).
3 этап. Обработка результатов социально-педагогической, психологической диагностики.
Подведение итогов.
4 этап. Выбор форм и методов работ с семьей, их реализация.
- Индивидуальные и групповые консультации для родителей, других членов семьи, лиц, заменяющих родителей.
- Собеседование
- Обмен опытом по вопросам семейного воспитания
- Разбор и анализ педагогических ситуаций, кейсов
- Семинарские занятия
- Диспуты
- Вечер вопросов и ответов
- Обзор новинок педагогической литературы по вопросам семейного воспитания.
5 этап. Подведение итогов взаимодействия с семьей. Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи.
Средства:
- Анкетирование на дому, беседа, опрос.
- Использование методов психологической диагностики.
Нами была подготовлена памятка: «Простые советы родителям, воспитывающим детей с опорно-двигательными нарушениями»:
• Вы не виноваты в том, что у Вас родился больной ребёнок. Не стоит изводить себя бесконечными упрёками, а не то иначе имеется большая вероятность того, что ребёнок в дальнейшем станет психологическим монстром, а это прямая дорога к его социальной дезадаптации. А это всё только усугубит страдания
• Разговаривайте со своим ребёнком в нормальном темпе, со спокойной интонацией во время всех видов деятельности, а именно: в приготовлении еды, уборке, одевании – раздевании, играх, прогулке и т.д. Обязательно говорите ребёнку о том, что Вы делаете, видите, что делает и видит Ваш ребёнок, и что делают другие люди.
• Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать Вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что он делает?» вместо «Он рисует?». Если ребёнок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например, «Мальчик идёт или бежит?».
• Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
• Даря ребёнку свою любовь и внимание, не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.
• Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
• Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребёнка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребёнка заботиться о ближних. Решайте все дела вместе с ним.
• Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
• Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в Вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
• Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
• Общайтесь с семьями, где есть дети с ограниченными возможностями. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для Вас, но и для ребёнка, которому Вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.
• Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно со своим ребёнком на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребёнок переймет от Вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
• Постарайтесь научить своего ребёнка быть самим собой – и дома, и на людях.
Заключение
Целью данного исследования явилось изучение стилей семейного воспитания в семьях, имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для достижения данной цели была изучена психолого-педагогическая литература и сделаны определённые выводы.
При разных формах нарушений опорно-двигательного аппарата имеются специфические нарушения. В качестве факторов, определяющих степень нарушений психического развития, выступают характер, выраженность и локализация поражения, особенности первичного дефекта.
Стили семейного воспитания в данной работы мы рассматриваем как совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним характеризующиеся сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так для родителя. Важной особенностью является амбивалентность в отношениях родителя и ребенка, которая выражается в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром, создание благоприятной атмосферы в семье.
В семье важно активизировать контактность и коммуникабельность ребенка, развивать его сенсорную и эмоциональную сферу, обучать ребенка ставить цели в общении, анализировать задачу, ориентироваться в разных ситуациях общения, формировать его мотивацию. Благоприятные межличностные отношения родителей и других членов семьи оказывают положительное влияние на психическое и физическое развитие, познавательную деятельность, активность. Возникновение в семейной системе воспитания и внутрисемейных отношений сложностей, недостатков и противоречий негативно сказывается на личностном развитии дошкольника, на его психическом здоровье и эмоциональном благополучии и, соответственно, на отношении ребенка с окружающим миром.
Семьи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата переживают стресс и часто психологический кризис. Такое находящееся в группе риска функционирование семей с больными детьми непосредственно и косвенно влияет на стили воспитания в таких семьях. Без знания процессов, происходящих в семье, невозможна профилактика и коррекция негармоничных стилей воспитания. Для улучшения функционирования семьи, снижения последствий семейного стресса и переживаний кризиса, улучшения внутрисемейных отношений и коммуникации необходима комплексная психолого-педагогическая программа, включающая просветительскую работу с семьями, помощь по реорганизации детско-родительских отношений, тесное сотрудничество родителей и педагогов по оптимизации семейного воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Список использованных источников и литературы
Бонкало, Т. И. Особенности психологической адаптации инвалидов с поздним поражением опорно-двигательного аппарата / Т. И. Бонкало, А. В. Гольцов, С. В. Шмелева // Вестник Московского государственного областного университета. – 2016. – № 4. – С. 11–12.
Галимов, Е. Р. Как стили семейного воспитания влияют на воспитание детей / Е. Р. Галимов, Н. А. Колбин, С. А. Дюкина // ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАК ОТВЕТ на ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ: сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 07 ноября 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2021. – С. 143-145.
Дохоян, А. М. Психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие / А. М. Дохоян, И.Ю. Лебеденко. – Армавир: Изд. Д. С. Ершов, 2017. – 211 с.
Дружинин, В. Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2006. – 176 с.
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2019. – 944 с.
Комплексная помощь лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие; авторы-составители: В.М. Акименко и др. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2017. – 202 с.
Корнеева, Т. В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье // Ребенок в детском саду. – 2007. – №3. – С. 3-8.
Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т. А. Куликова. – М.: ИЦ «Академия», 2000. – 232 с.
Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – Москва: ACADEMA, 2017. – 192 с.
Мамайчук, И. И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции / И. И. Мамайчук // Дошкольное воспитание. – 2003. – №5. – С. 37-42.
Назарова, Н. М. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Назаровой Н.М. – Т. 1: История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Никишина, В. Б. Биологическая обратная связь как технология адаптации к использованию протезов при ампутации нижних конечностей / В. Б. Никишина, Е. А. Петраш // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2017. – № 2. – С. 135–144.
Программа психологической реабилитации лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата / Т. Н. Разуваева, А. В. Локтева, Ю. Н. Гут, Е. П. Пчелкина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2021. – Т. 18. № 2. – С. 31-42.
Санникова, А. И. Характеристика современной семьи как среды развития ребенка с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие / А. И. Санникова, О. Н. Тверская. – Пермь, 2011. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
Селиверстов, В. И. Специальная семейная педагогика / В. И. Селиверстов, О. А. Денисова, Л. М. Кобрина и др. – М. Владос, 2009. – 358 с.
Сороцкий, М. С. Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Симптомы и синдромы двигательных расстройств: учебно-методическое пособие / М. С. Сороцкий. - Тула: ОИ КН ТР, 2019. - 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
Счастливцева, З. С. Изучение стилей семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья / З. С. Счастливцева, Е. В. Кузнецова // Актуальные проблемы социально-экономического развития современного общества: Сборник статей IV международной научно-практической конференции, Киров, 25 мая 2023 года / Под редакцией М.П. Разина, Л.Н. Шмаковой, Н.С. Семено, М.Л. Зеленкевич, Т.В. Борздовой. – Киров: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2023. – С. 47-52.
Технологии творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями / сост.: А. С. Донченко, Е. Н. Филиппова, Н. В. Холматова. – Сургут, 2012. – 116 с.
Теория и практика обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата: Сб. материалов рос.-фр.-португ. науч.-практ. конф. и сем. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 200 с.
Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности: учеб. пособие / В. Я. Титаренко. – М. : Мысль, 1987. – 351 с.
Трубникова, В. Ф. Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата / В. Ф. Трубникова. – Киев: Здоров'я, 1984. – 328 с.
Шац, И. К. Больной ребенок и его семья: формы и возможности психологической помощи: учеб. пособие / И. К. Шац. – СПб.: СпецЛит, 2016. – 303 с.
Шац, И. К. Дети с ограниченными возможностями здоровья: диагностика клинико-психологических, психолого-педагогических проблем и динамическое сопровождение: учеб. пособие / И. К. Шац. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2020. –180 с.
Эйдеймиллер, Э.Г Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие / Э. Г. Эйдеймиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
Li L., Moore D. Acceptance of disability and its correlates. Journal of Social Psychology. 2008. Vol. 138. Рр. 13–25.
Murphy K., Cooney A., Shea E.O., Casey D. Determinants of quality of life for older people living with a disability in the community. Journal of Advanced Nursing. – 2009. Vol. 65. – No. 3. – Рр. 606–615.
Koller D., Pouesard M.L., Rummens J.A. Defining Social Inclusion for Children with Disabilities: A Critical Literature Review. Children and Society. – 2018. Vol. 32. – No. 1. – Рр. 1–13.
Cheng Y., Luo S.-Y., Lin H.-C., Yang C.-S. Investigating mobile emotional learning for children with autistic spectrum disorders. International Journal of Developmental Disabilities. – 2018. Vol. 64. – No. 1. – Рр. 25–34.
Eden S., Romi S., Braun Aviyashar E. Being a parent’s eyes and ears: emotional literacy and empathy of children whose parents have a sensory disability. Journal of Research in Special Educational Needs. – 2017. Vol. 17. – No. 4. – Рр. 257–264.
21
36%
20%
15%
16%
13%
2. Галимов, Е. Р. Как стили семейного воспитания влияют на воспитание детей / Е. Р. Галимов, Н. А. Колбин, С. А. Дюкина // ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАК ОТВЕТ на ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ: сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 07 ноября 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2021. – С. 143-145.
3. Дохоян, А. М. Психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие / А. М. Дохоян, И.Ю. Лебеденко. – Армавир: Изд. Д. С. Ершов, 2017. – 211 с.
4. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2006. – 176 с.
5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2019. – 944 с.
6. Комплексная помощь лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие; авторы-составители: В.М. Акименко и др. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2017. – 202 с.
7. Корнеева, Т. В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье // Ребенок в детском саду. – 2007. – №3. – С. 3-8.
8. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т. А. Куликова. – М.: ИЦ «Академия», 2000. – 232 с.
9. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – Москва: ACADEMA, 2017. – 192 с.
10. Мамайчук, И. И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции / И. И. Мамайчук // Дошкольное воспитание. – 2003. – №5. – С. 37-42.
11. Назарова, Н. М. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Назаровой Н.М. – Т. 1: История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
12. Никишина, В. Б. Биологическая обратная связь как технология адаптации к использованию протезов при ампутации нижних конечностей / В. Б. Никишина, Е. А. Петраш // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2017. – № 2. – С. 135–144.
13. Программа психологической реабилитации лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата / Т. Н. Разуваева, А. В. Локтева, Ю. Н. Гут, Е. П. Пчелкина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2021. – Т. 18. № 2. – С. 31-42.
14. Санникова, А. И. Характеристика современной семьи как среды развития ребенка с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие / А. И. Санникова, О. Н. Тверская. – Пермь, 2011. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
15. Селиверстов, В. И. Специальная семейная педагогика / В. И. Селиверстов, О. А. Денисова, Л. М. Кобрина и др. – М. Владос, 2009. – 358 с.
16. Сороцкий, М. С. Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Симптомы и синдромы двигательных расстройств: учебно-методическое пособие / М. С. Сороцкий. - Тула: ОИ КН ТР, 2019. - 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
17. Счастливцева, З. С. Изучение стилей семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья / З. С. Счастливцева, Е. В. Кузнецова // Актуальные проблемы социально-экономического развития современного общества: Сборник статей IV международной научно-практической конференции, Киров, 25 мая 2023 года / Под редакцией М.П. Разина, Л.Н. Шмаковой, Н.С. Семено, М.Л. Зеленкевич, Т.В. Борздовой. – Киров: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2023. – С. 47-52.
18. Технологии творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями / сост.: А. С. Донченко, Е. Н. Филиппова, Н. В. Холматова. – Сургут, 2012. – 116 с.
19. Теория и практика обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата: Сб. материалов рос.-фр.-португ. науч.-практ. конф. и сем. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 200 с.
20. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности: учеб. пособие / В. Я. Титаренко. – М. : Мысль, 1987. – 351 с.
21. Трубникова, В. Ф. Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата / В. Ф. Трубникова. – Киев: Здоров'я, 1984. – 328 с.
22. Шац, И. К. Больной ребенок и его семья: формы и возможности психологической помощи: учеб. пособие / И. К. Шац. – СПб.: СпецЛит, 2016. – 303 с.
23. Шац, И. К. Дети с ограниченными возможностями здоровья: диагностика клинико-психологических, психолого-педагогических проблем и динамическое сопровождение: учеб. пособие / И. К. Шац. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2020. –180 с.
24. Эйдеймиллер, Э.Г Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие / Э. Г. Эйдеймиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
25. Li L., Moore D. Acceptance of disability and its correlates. Journal of Social Psychology. 2008. Vol. 138. Рр. 13–25.
26. Murphy K., Cooney A., Shea E.O., Casey D. Determinants of quality of life for older people living with a disability in the community. Journal of Advanced Nursing. – 2009. Vol. 65. – No. 3. – Рр. 606–615.
27. Koller D., Pouesard M.L., Rummens J.A. Defining Social Inclusion for Children with Disabilities: A Critical Literature Review. Children and Society. – 2018. Vol. 32. – No. 1. – Рр. 1–13.
28. Cheng Y., Luo S.-Y., Lin H.-C., Yang C.-S. Investigating mobile emotional learning for children with autistic spectrum disorders. International Journal of Developmental Disabilities. – 2018. Vol. 64. – No. 1. – Рр. 25–34.
29. Eden S., Romi S., Braun Aviyashar E. Being a parent’s eyes and ears: emotional literacy and empathy of children whose parents have a sensory disability. Journal of Research in Special Educational Needs. – 2017. Vol. 17. – No. 4. – Рр. 257–264.