Развитие русской культуры в ордынский период: основные направления, черты и особенности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 19 19 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 26.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 2
1. Характеристика Руси в период ордынского владычества 3
2. Особенности русской культуры в ордынский период 8
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

На Руси и в других землях, подчиненных Джучидам, произошла быстрая смена ведущих элементов элитной моды. Мода на статусные серьги и подвески с жемчугом, возможно, имеющая свои корни в украшениях китайских императриц, распространилась в Золотой Орде из Китая. Изображения ханшей династии Юань (1271-1368) показывают ношение таких украшений, а маленькие золотые рясы, похожие на эти изображения, украшали иконы-пядницы храма Благовещенского собора в Московских княжеских и царских дворцах. Эти рясы использовались как статусные украшения для княжеских женщин.Художественная культура народов, завоевавших Русь, оказалась менее развитой, чем древнерусская культура. Однако их империя включала в себя множество высокоразвитых стран. Благодаря торговым караванам и военным походам происходил обмен культурой. Сарай, который был центром торговли и ремесла, способствовал получению русской знатью восточных украшений и китайского жемчуга. Русские земли стали частью торговли во всем евразийском пространстве. Образцы этого периода, представленные Ордой, а не Византией, повлияли на формы и украшения великокняжеских и царских венцов, которые ранее не содержали священных изображений. Таким образом, оценка искусства торевтики ордынского периода исключительно с точки зрения культуры русского этноса или русославянскойпротонации была бы неправильной, так как это приведет к устаревшим представлениям о национальной культуре.Золотоордынский период был переломным для искусства торевтики. Были забыты сложные и дорогостоящие технологии искусства, характерные для византийского мира: высокорельефная лицевая чеканка, перегородчатая эмаль. Производство сканей почти на столетие прекратилось. Золото стало недоступным материалом для торевтов, за редким исключением, оно использовалось только для золочения или насечки по стали.При выборе самоцветных камней были предпочтены скромные варианты, появились различные их имитации. В украшениях стали чаще использовать жемчуг по сравнению с домонгольским периодом, что было связано с монгольским и китайским влиянием. Техники, которые требуют меньше металла - скань и тиснение по серебру, стали главными в серебряном деле. Священные изображения чаще создавались в технике контурной резьбы и сильнее связались с живописью по сравнению с домонгольским периодом.История сохранения традиций ремесленной обработки драгоценных металлов в период с конца XIII века до конца XIV века представляется сложной из-за преобладания работ неквалифицированных мастеров, творивших вне мастерских. Выдающиеся художественные и технически сложные произведения торевтики, содержащие священные изображения (например, работы мастера Лукиана, потир, сделанный по заказу новгородского архиепископа Моисея), представлены единично. Однако ордынский период играет ключевую роль в развитии древнерусской торевтики. Несмотря на ограниченное количество сохранившихся объектов, этот период стал отправной точкой для формирования позднесредневековой узорочной техники. Не случайно в этот период появляются новые термины, заимствованные из монгольского и тюркского языков, описывающие металлы, драгоценные камни, ювелирные техники (как, например, "басма") и формы сосудов ("достакан").Мотивы Золотой Орды присутствуют в украшениях христианских святынь, таких как золотые оклады Владимирской иконы Богоматери, а также в литургической утвари XIV–XV веков, где они соседствуют со священными изображениями и ощущаются как естественная часть их композиции. Техники закрепления камней, филиграни, типы женских украшений, представленные на значимых работах великокняжеских мастеров, имеют основы в творчестве Золотой Орды, и национальная принадлежность этих мастеров не имеет первостепенного значения.Исследователи полагают, что некоторым русским мастерам, работавшим с драгоценностями в Сарае и, возможно, в Ургенче, удалось вернуться на Русь в середине XIV века. В дальнейшем, после разрушения Сарая и Ургенча Тимуром, великий князь Московский, вероятно, привлек несколько мастеров из хорезмской школы, которые сумели пережить эти события. Усиление влияния восточной культуры в различных сферах древнерусского искусства связывается с "Великой замятней" в Золотой Орде и ее разгромом Тамерланом в 1395 году, что привело к оттоку мастеров на Русь. Некоторые типы пиршественной посуды также остались наследием монгольской эпохи и традиционно рассматриваются как важная часть национальной культуры.Таким образом, ордынский период в истории русской культуры оказал существенное влияние на развитие художественных традиций и ремесленных техник. Несмотря на ограниченное число выдающихся творений, влияние Золотой Орды прослеживается в методах обработки металлов, в использовании драгоценных камней и филиграни. Введение новых понятий и техник, а также интеграция восточных мотивов в русское искусство стали важным фактором в эволюции культурного ландшафта. Данный период также свидетельствует о влиянии мастеров из восточных областей на развитие художественных технологий и образцов в Русском государстве.ЗаключениеВ ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы относительно задач исследования:1. В период ордынского владычества наблюдалось существенное изменение характера развития Руси. Монголо-татарское вторжение имело значительное влияние на государственные, экономические и культурные аспекты Русской земли. Одним из ключевых последствий было значительное ограничение городской автономии и оторванность от мировых торговых путей. Русские города, ранее игравшие важную роль в ремесленном и торговом обмене, оказались в условиях систематического ограбления и уплаты тяжелых даней в Орду, что привело к ослаблению их экономической мощи и культурного развития. Вместе с тем, данное вторжение способствовало усилению феодальной системы и росту феодального землевладения в XIV−XV веках.2. В период ордынского ига произошли значительные изменения в развитии русской культуры. Одной из ключевых особенностей стало проникновение золотоордынских мотивов в художественные произведения, прежде всего в украшения христианских святынь. Ордынский период также оказал влияние на развитие ремесленных техник, где обнаруживаются сдвиги в использовании материалов, изменение методов обработки металлов и ограниченный доступ к ресурсам. Отмечается также внедрение новых терминов, обозначающих металлы и техники обработки, заимствованных из монгольского и тюркского языков, что свидетельствует о культурном обмене и ассимиляции новых понятий.Кроме того, отмечается внедрение золотоордынских мотивов в декорации христианских святынь, что свидетельствует о слиянии художественных традиций и осознанном восприятии этих мотивов как части культурного наследия. Вместе с этим было отмечено увеличение влияния восточной культуры на разные области древнерусского искусства.Список литературыБерезовая, Л. Г. История русской культуры : учебник для вузов / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 771 с.Ганчар, Г. М. Русь и Золотая Орда: иго или неравноправный военно-политический союз? / Г. М. Ганчар, А. Г. Ипполитова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2013. – Т. 7, № 1. – С. 32-39. Горелов, А. А. История русской культуры : учебник для академического бакалавриата / А. А. Горелов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 387 с.Замалеев, А. Ф. История русской культуры : учебное пособие для академического бакалавриата / А. Ф. Замалеев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 196 с.Казанцев, М. А. Татаро-монгольское иго: сущность и последствия / М. А. Казанцев // Инновационный потенциал развития науки в современном мире. – 2022. – С. 77-79. Ковба, В. И. Последствия монголо-татарского нашествия на Русь как цивилизационный излом в исторической судьбе будущей великой евразийской державы / В. И. Ковба, Е. А. Чугунов // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2020. – № 2(23). – С. 34-39.Меньшиков, Д.Н. Русская культура IX – начала XX вв.: учеб. пособие / Д.Н. Меньшиков, Д.И. Стогов. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019. – 103 с.Садовский, А. А. К вопросу о влиянии монгольского нашествия на русские земли в XIII веке / А. А. Садовский, Ю. С. Ананьева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2018. – № 10. – С. 24-28. Севастьянов, А. Н. Русь Ордынская / А. Н. Севастьянов // Национальные приоритеты России. – 2018. – № 4(31). – С. 3-15. Стерлигова, И. А. К изучению "монгольского" периода в истории древнерусской торевтики / И. А. Стерлигова // Вестник сектора древнерусского искусства. – 2019. – № 1(1). – С. 43-52. Фатхутдинов, Р. Р. Отношения Руси и Золотой Орды: новый взгляд / Р. Р. Фатхутдинов // Colloquium-Journal. – 2017. – № 8(8). – С. 7-8. Чеботарева, А. Монгольский фактор в русской истории / А. Чеботарева // Материалы XIX региональной научно-практической конференции. – 2018. – С. 74-75.

Список литературы

1. Березовая, Л. Г. История русской культуры : учебник для вузов / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 771 с.
2. Ганчар, Г. М. Русь и Золотая Орда: иго или неравноправный военно-политический союз? / Г. М. Ганчар, А. Г. Ипполитова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2013. – Т. 7, № 1. – С. 32-39.
3. Горелов, А. А. История русской культуры : учебник для академического бакалавриата / А. А. Горелов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 387 с.
4. Замалеев, А. Ф. История русской культуры : учебное пособие для академического бакалавриата / А. Ф. Замалеев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 196 с.
5. Казанцев, М. А. Татаро-монгольское иго: сущность и последствия / М. А. Казанцев // Инновационный потенциал развития науки в современном мире. – 2022. – С. 77-79.
6. Ковба, В. И. Последствия монголо-татарского нашествия на Русь как цивилизационный излом в исторической судьбе будущей великой евразийской державы / В. И. Ковба, Е. А. Чугунов // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2020. – № 2(23). – С. 34-39.
7. Меньшиков, Д.Н. Русская культура IX – начала XX вв.: учеб. пособие / Д.Н. Меньшиков, Д.И. Стогов. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019. – 103 с.
8. Садовский, А. А. К вопросу о влиянии монгольского нашествия на русские земли в XIII веке / А. А. Садовский, Ю. С. Ананьева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2018. – № 10. – С. 24-28.
9. Севастьянов, А. Н. Русь Ордынская / А. Н. Севастьянов // Национальные приоритеты России. – 2018. – № 4(31). – С. 3-15.
10. Стерлигова, И. А. К изучению "монгольского" периода в истории древнерусской торевтики / И. А. Стерлигова // Вестник сектора древнерусского искусства. – 2019. – № 1(1). – С. 43-52.
11. Фатхутдинов, Р. Р. Отношения Руси и Золотой Орды: новый взгляд / Р. Р. Фатхутдинов // Colloquium-Journal. – 2017. – № 8(8). – С. 7-8.
12. Чеботарева, А. Монгольский фактор в русской истории / А. Чеботарева // Материалы XIX региональной научно-практической конференции. – 2018. – С. 74-75.