Гофман и Гоголь: сравните особенности поэтики фантастической повести Гофмана и одну из повестей Гоголя, входящих в“Петербургские повести” (кроме “Портрета” и “Носа”)

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Литература
  • 5 5 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 24.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

Ансельм же находится под влиянием и той, и другой силы и подчиняется законам извечной борьбы добра со злом. В этом плане интересен эпизод, когда Ансельм смотрит в волшебное зеркальце Вероники. Двоемирие Гофмана мы наблюдаем в изображениях образов зеркал: это то металлическое зеркало старухи-гадалки, то хрустальное зеркало, созданное из лучей света, идущего от перстня архивариуса Линдгорста, то волшебное зеркало Вероники, с помощью которого она заколдовала Ансельма. Как известно, зеркало всегда несет в себе отпечаток мистики, ибо обладает способностью видеть то, что не видят обычные люди, и воздействовать на мир согласно своим желаниям.Саламандр сначала притворяется тайным архивариусом, не открывает свою сущность миру до той поры, пока не превращается в коршуна.Ансельм постигает мудрость Саламандра, и тогда ему открываются знаки в рукописях. Он получает удовольствие от общения с теми, кто живет в невидимом мире, например, с Серпентиной и старухой с яблоками, помесью драконова пера со свеклою.Гофман описывает двойников своих героев: колдунью Лизу и ГофратаГеербранда. Его отношение к двойникам особое. Он считает, что двойник – это большое оскорбление человеческой личности. Если заводится двойник, то теряется индивидуальность, а вместе с ней жизнь и Душа.Сравнительный анализ отношения Гоголя и Гофмана к фантастике,показывает определенные сходства и различия. Они «познали разрыв между мечтой и действительностью, гримасы времени, силу объективных обстоятельств, железных когтей, в которых томится личность» [7. С.163]. Главное, что сближает Гоголя и Гофмана - это их трогательное отношение к «маленькому человеку». Кроме того, они оба блестяще представили искусство гротеска. В «Шинели» – гротеск чаще, фантастика лишь в эпизоде с призраком. У Гофмана фантастическое чаще, как, например, в «Золотом горшке», а гротеск реже. При всем многогранном сходстве художественная поэтика писателей имеет различия. Это естественно, потому что связано с разным мироощущением. Фантастике Гоголя свойственно сочетание фантастического и реального. Она построена на представлениях, существующих в народном творчестве, таких как добро и зло, божественноеи дьявольское. Фантастику Гофмана определяет безумие самой действительности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГофман Э.Т.А. Полное собрание сочинений в двух томах. М.: Альфа-книга, 2011.Гагаев А.А. Философия Э.Т.А. Гофмана // А.А. Гагаев. Социализация и социальный контроль в Евразии. Наука и искусство. Саранск: Издво Морд. ун-та, 2007. С. 246–247.Гоголь  Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. Т. III. Повести. Ред. Комарович В. Л. М.; Л.: АН СССР; Ин-т. рус. лит. (Пушкин. Дом). 1938. С. 635. Гофман Э.Т.А. Серапионовы братья. Антология. М., 1994.Дилакторская О. Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. Владивосток, 1986. Ермаков И. Очерки по анализу творчества Н. В. Гоголя. М.; Пг., 1924.Иваницкий А.И. Гоголь и Гофман // Вторые гоголевские чтения: «Н. В. Гоголь и мировая культура». М., 2003. Стр. 167–180.Карельский A.B. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Собр.соч.: В 6 Т. М., 1991. С.5-26.Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. 702 с.Манн Ю. Поэтика Гоголя / Ю. Манн. – М., 1988.Манн Ю. В. Творчество Гоголя. Смысл и форма. СПб, 2007.Маркович В. М. Петербургские повести Н. В. Гоголя. Л.,1989. Пушкин, А.С. Руслан и Людмила. Поэма в шести песнях. СПб.: В Тип. Н. Греча, 1820. 142 cТынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. – М., 2003.Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского. Л., 1969. С. 320.

1. Hoffmann E.T.A. Ausgewählte Werke. Berlin: Directmedia Publiscing GmbH, 1998. 5974 s.
2. Гагаев А.А. Философия Э.Т.А. Гофмана // А.А. Гагаев. Социализация и социальный контроль в Евразии. Наука и искусство. Саранск: Издво Морд. ун-та, 2007. С. 246–247.
3. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. Т. III. Повести. Ред. Комарович В. Л. М.; Л.: АН СССР; Ин-т. рус. лит. (Пушкин. Дом). 1938. С. 635.
4. Гофман Э.Т.А. Серапионовы братья. Антология. М., 1994.
5. Дилакторская О. Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. Владивосток, 1986.
6. Ермаков И. Очерки по анализу творчества Н. В. Гоголя. М.; Пг., 1924.
7. Иваницкий А.И. Гоголь и Гофман // Вторые гоголевские чтения: «Н. В. Гоголь и мировая культура». М., 2003. Стр. 167–180.
8. Карельский A.B. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Собр.соч.: В 6 Т. М., 1991. С.5-26.
9. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. 702 с.
10. Манн Ю. Поэтика Гоголя / Ю. Манн. – М., 1988.
11. Манн Ю. В. Творчество Гоголя. Смысл и форма. СПб, 2007.
12. Маркович В. М. Петербургские повести Н. В. Гоголя. Л.,1989.
13. Пушкин, А.С. Руслан и Людмила. Поэма в шести песнях. СПб.: В Тип. Н. Греча, 1820. 142 c
14. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
15. Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. – М., 2003.
16. Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского. Л., 1969. С. 320.