Коммерсанть как образец интернет-СМИ: история и специфика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 42 42 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 08.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ СМИ: ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ 6
1.1ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРНЕТ-СМИ 6
1.2 ПОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРНЕТ СМИ 9
1.3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ СМИ В РОССИИ 12
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ СМИ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «КОММЕРСАНТЪ» 16
2.1ИСТОРИЯ ГАЗЕТЫ «КОММЕРСАНТЪ» 16
2.2 КОНЦЕПЦИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-СМИ «КОММЕРСАНТЪ» 18
2.3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-ВЕРСИИ И ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ ГАЗЕТЫ «КОММЕРСАНТЪ» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 31
Фрагмент для ознакомления

В качестве примера для анализа были использованы ежедневные выпуски газеты “Коммерсантъ” и их “веб-версии”. Для более точного сравнения, ежедневные газеты рассматривались отдельно от еженедельных изданий (на основе ежедневного и еженедельного охвата, соответственно).Аудитория ежедневных изданий, таких как “Коммерсантъ”, в 2-3 раза больше, чем их веб-версии. Если мы проследим за динамикой изменений объема аудитории печатных и электронных версий, становится очевидно, что доля интернет-версий увеличивается и увеличивается быстрее, чем снижается аудитория печатных изданий. Это, скорее всего, свидетельствует о привлечении новой аудитории. При переходе печатного издания в цифровой формат, следующие характеристики остаются неизменными: издатель, цель издания, внутренняя структура, жанры и авторы. Следует сказать о каждом признаке отдельно. Целевое назначение издания также не могло измениться. Первостепенная задача СМИ – информировать, а также популяризировать знания, просвещать население, пропагандировать идеи и взгляды и т. п. Внутренняя структура онлайн издания мало отличается от структуры печатного, это происходит из-за единства целей и традиционного подхода издателей, создающих сетевые журналы и газеты «по образу и подобию» традиционных бумажных, с сохранением тем, рубрик. И все таки, главный вопрос,есть ли разница между предпочтениями читателей печатных газет и их Интернет аналогов – это разные люди или нет? Как оказалось, это зависит и от издания, и от региона. Так, например, среди аудитории «Ведомостей» в Москве, почти каждый третий читает и газету, и сайт, тогда как в Петербурге таких всего 10%. В целом по России ситуация схожа с питерской. У «Коммерсанта» примерно половина читателей предпочитает «хард»-копию, а каждый четвертый в Москве и почти каждый третий в Санкт-Петербурге любят и газету полистать, и посмотреть сайт.Ниже приведен график сравнения доли читателей Газеты Коммерсант и аналогичной газетой «Ведомости».Издательство / Распространитель АО "Коммерсантъ"В целом, по итогам анализа цифрового СМИ «Коммерсант» в виде электронной газеты и сайта «Ъ», можно сделать выводы, что редакция использует в большей или меньшей степени все описанные в главе 2 тренды подачи информации современными цифровыми изданиями. Главным образом, все нововведения - привлекательная верстка, трендовые форматы вродеинфографики и лонгридов, большое количество фотоконтента) связаны с особенностями восприятия аудитории, привыкшей к интерактивности и акценте на визуальной коммуникации в интернете.Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы. Основная направленность публикаций в газете «Корммерсант» является информация о происходящих событиях, которые основаны на современных технологиях, формировании программ развития регионов про реализации инвестиционных проектов. Освещаются экономические перспективы для инвесторов в соответствующем регионе, рассматриваются проекты по развитию альтернативной энергетики. Рассматриваются вопросы бюджетной политики и контроль за правильностью и эффективностью использования бюджетных средств. .Говоря о наиболее часто встречающихся материалах вроде новостных заметок или новостей, можно отметить, что они, как правило, создаются в формате текста, снабженного фотографиями и цветными иллюстрациями.В текстах встречаются яркие врезки и цитаты с фотографиями авторов, что делает верстку более привлекательной, а текст — более читабельным. Также в тексте могут встречаться различные по начертанию и размеру шрифты, что позволяет выделять главное и облегчает ориентацию в контенте[24]. В целом, по итогам анализа цифрового СМИ «Коммерсант» в виде электронной газеты и сайта «Ъ», можно сделать выводы, что редакция использует в большей или меньшей степени все описанные в главе 2 тренды подачи информации современными цифровыми изданиями. Главным образом, все нововведения (интерактивные опции «поделиться» и «прокомментировать» для пользователей, привлекательная верстка, трендовые форматы вродеинфографики и лонгридов, аудио- и видеовставки, большое количество фотоконтента) связаны с особенностями восприятия аудитории, привыкшей к интерактивности и акценте на визуальной коммуникации в интернете.Т.е., с одной стороны, аудитория изданий сокращается, а, с другой, она растет, и прежде всего за счет новых, более молодых Интернет-пользователей. Для анализа были взяты ежедневные издания газеты «Коммерсантъ», и их «веб-версии. Для более точного сравнения ежедневные газеты рассматриваются отдельно от еженедельных (на основе дневного и недельного охвата соответственно). Объем аудитории ежедневных изданий, таких как «Коммерсантъ» в 2-3 раза превышает их web-версии: При этом если проследить за динамикой изменения объема аудитории печатных и веб-версий, очевидно, что вес Интернет-версий растет, и растет быстрее, чем падает аудитория печатных изданий, что вероятнее свидетельствует о привлечении новой аудитории:При переходе печатного издания в электронный формат неизменными остаются следующие характеристики: издатель, целевое назначение издания, внутренняя структура, жанры и авторы. Следует сказать о каждом признаке отдельно. Целевое назначение издания также не могло измениться. Первостепенная задача СМИ – информировать, а также популяризировать знания, просвещать население, пропагандировать идеи и взгляды и т. п. Внутренняя структура онлайн издания мало отличается от структуры печатного, это происходит из-за единства целей и традиционного подхода издателей, создающих сетевые журналы и газеты «по образу и подобию» традиционных бумажных, с сохранением тем, рубрик, жанров и форматов.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы провели исследование и достигли поставленной цели — выявить и описать особенности издания «Коммерсанть» как образца интернет-СМИ, рассмотрели его историю и специфику.Достижению цели способствовало решение следующих задач исследования.Во-первых, мы изучили изменение медиапотребления в цифровую эпоху. Оказалось, что медиапотребление сместилось в сторону цифровых продуктов, из-за чего традиционные, в первую очередь, печатные, СМИ серьезно пострадали. Интернет и мобильные СМИ в силу своих особенностей — интерактивности, персонализации, дискретности — составили конкуренцию старым медиа. Экспертами отмечено, что редакционная и бизнес-модель печатных СМИ тоже внесла свой вклад в их кризис. Ту молниеносность и доступность (дешевизну или бесплатность) контента, которая нужна современным пользователям, смогли обеспечить только новые медиа.Во-вторых, мы проанализировали тенденции развития цифровых СМИ. Анализ показал, что данный аспект включает в себя следующие тенденции:повышение интерактивности и, как следствие, усиление коммуникационной функции журналистики,распространение информации на множестве платформ,инновационные способы создания текста, новые свойства контента, в частности, отметим появление медиатекста (мультмедийные форматы + адресность), в основе которого — привычные сценарии использования интернета. активное участие аудитории в создании контента СМИ (UGC), демассификация СМИ.В-третьих, мы рассмотрели характерные особенности современных СМИ в ракурсе новых способов подачи информации и пришли к тому, что существует целый ряд специфических особенностей цифровых СМИ, которыми они привлекают аудиторию. К таковым относятся:изменение внешнего оформления на предпочтительное для целевой аудитории,укорачивание материалов, акцент на кликабельные заголовки,стремление к актуальным формам подачи информации (каналам и форматам),индивидуализация продукта под предпочтения пользователя,мультимедийность,акцент на визуальной коммуникации.Взяв за основу полученный перечень особенностей, мы проанализировали цифровую газету «Коммерсантъ» в виде двух произвольно взятых номеров-печатного номера за апрель 2024г. и электронного за 2023 годы, сайт издания «Ъ».Тот факт, что раньше в шапке давалась подборка новостей, а сегодня делается акцент на главном, лишний раз подчеркивает, что «Коммерсантъ» позиционирует себя как аналитическое издание.Кроме того, мы видим, что шапка приобрела многоцветность — для подложки под текст используются не только синий, но и голубой, и серый цвета, которые, чередуясь с белым, позволяют глазу, привыкшему к клиповому восприятию, лучше ориентироваться в контенте.Также отметим, что сегодняшняя шапка указывает на то, что рассматриваемое издание — конвергентное СМИ,так как содержит ссылки нарадио «КоммерсантъFM» и сайт, а в 2008 году в печатном издании ссылки не работают.Таким образом, мы видим, что газета стремится предоставить своим читателям выбор наиболее удобного для них канала потребления контента.Анализ показал, что редакция «Коммерсанта» в той или иной мере использует все перечисленные выше новые способы подачи материала. Резюмируем, что именно мы можем наблюдать в ключе трансформации традиционного СМИ «Ъ» в цифровое:Изменение внешнего оформления на более удобный вариант для современных читателей-скроллеров с точки зрения быстрой ориентации.К подстройке под аудиторию также можно отнести подачу материалов с акцентом на заголовки и возможностью перехода на текст по ссылке в случае заинтересованности. Для облегчения выбора читателям предлагается набор привычных для интернет-пользователя пиктограмм (значок комментария и т.п.), которые позволяют быстро сориентироваться в том, что посмотреть.Кроме того, мы отмечали использование графики в шапке и улучшения, связанные с главным фото на обложке, — все это влияет на конкурентоспособность СМИ за счет привлечения внимания читателей, привыкших к определенным паттернам из интернета.Это позволяет говорить о грамотном подходе дизайнеров издания — не только с точки зрения повышения функциональности создаваемого ими дизайна, но и с точки зрения привлекательности СМИ в цифровую эпоху. Все внедренные на сайте и в газете новшества позволяют читателям идентифицировать «Коммерсант» как аналитическое издание, использующее современную подачу материала с уважением к потребностям перегруженного информацией читателя.Использование актуальных форматов (видео, лонгрид, аудио — в виде интернет-радио) и каналов коммуникации (Telegram). В обычных текстах новостей и заметок встречаются яркие врезки и цитаты с фотографиями авторов, что делает верстку более привлекательной, а текст — более читабельным. Также в тексте могут встречаться различные по начертанию и размеру шрифты, что позволяет выделять главное и облегчает ориентацию в контенте. Однако, в целом, такое авторитетное СМИкак «Коммерсантъ» заслуживают высокой оценки по качеству контента и стремлению удовлетворить аудиторию в том, что касается его подачи. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВАржанов А.П. Субъективное начало в жанрах Интернет - журналистики // Жанровые метаморфозы в российской журналистике. Тезисы IV Всероссийской научно - практической конференции – Самара, 2010.Вартанова Е. Л. Конвергенция как неизбежность: о роли технологического фактора в трансформации современных медиасистем // От Книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. — М., МГУ, 2000.Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект пресс, 2004. - 287 с.Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - № 1. — 2005. С. 29 — 55.; Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов, обуч. по специальности Журналистика. - М.: Аспект Пресс, 2004. — 240 с.Качкаева А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. – М.; 2010. – 200 с. — С.35С.Г. Корконосенко Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности Журналистика; ред.-сост.. - СПб.: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2000.-272 с.16. Луканина М. В. Текст средств массовой информации и конвергенция. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-sredstv-massovoy-informatsii-i-konvergentsiya(дата обращения: 16.12.2023)Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с.Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М.: Пульс, 2002. - 120 с.Современные трансформации журналистики в фокусе научного анализа (традиции и новации в исследованиях кафедры цифровой журналистики) // Меди@льманах. 2022. № 4 (111). С. 16−25. Теория социальных медиа в работах маршала Маклюэна URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-sotsialnyh-media-v-rabotah-marshala-maklyuena (Дата обращения 16.12.2023)Интернет-СМИ. Понятие, виды, аудитория и перспективы развития интернет-СМИ.URL:https://modern-info.com/13593627-internet-media-concept-types-audience-and-prospects-for-the-development-of-online-media#menu-4 (Дата обращения 21.11.2023)Классификации сетевых изданий Рунета URL:https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-setevyh-izdaniy-runeta (Дата обращения 22.11.2023)Классификации сетевых изданий Рунета URL:https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-setevyh-izdaniy-runeta (Дата обращения 22.11.2023)Возобновлено издание газеты «Коммерсант» URL:https://www.calend.ru/events/4348/ (дата обращения: 16.12.2023)В.Гатов Традиционные СМИ «вырастили» новые масс-медиа URL: https://iq.hse.ru/news/177665825.html (дата обращения: 21.01.2023)Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2001. № 6. URL: http://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/6/zhanr-i-format-v-terminologii-sovremennoy-zhurnalistiki-/(дата обращения: 30.11.2023)Мельник Г.С Медиатекст как объект лингвистических исследований URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-kak-obekt-lingvisticheskih-issledovaniy (дата обращения: 21.11.2023)Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского Университета. Серия 10: Журналистика. – 2005. – № 2. – С.7-16Основные понятия типографики и инструменты верстки URL: http://tilda.education/courses/web-design/typographic/ (дата обращения: 16.12.2023)«Пустое пространство»: 9 сайтов для вдохновения веб-дизайнеров URL: https://lpgenerator.ru/blog/2017/11/29/pustoe-prostranstvo-9-sajtov-dlya-vdohnoveniya-veb-dizajnerov/ (дата обращения: 16.12.2023)Луканина М.В.Текст средств массовой информации и конвергенция. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-sredstv-massovoy-informatsii-i-konvergentsiya(дата обращения: (дата обращения: 16.12.2023)«ВКонтакте» со школой URL: https://www.kommersant.ru/doc/4328391 (дата обращения: 16.12.2023)/Текст средств массовой информации и конвергенция. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-sredstv-massovoy-informatsii-i-konvergentsiya(дата обращения: (дата обращения: 16.12.2023)Филологические науки 60 Вестник Череповецкого государственного университета 2013 • № 4 • Т. 3ПРИЛОЖЕНИЕ 1ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ПЕЧАТНОЙ ГАЗЕТЫ «КОММЕРСАНТ»ПРИЛОЖЕНИЕ 2ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ «КОММЕРСАНТЪ» ЗА 5 АПРЕЛЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Аржанов А.П. Субъективное начало в жанрах Интернет - журналистики // Жанровые метаморфозы в российской журналистике. Тезисы IV Всероссийской научно - практической конференции – Самара, 2010.
2. Вартанова Е. Л. Конвергенция как неизбежность: о роли технологического фактора в трансформации современных медиасистем // От Книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. — М., МГУ, 2000.
3. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект пресс, 2004. - 287 с.
4. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - № 1. — 2005. С. 29 — 55.;
5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов, обуч. по специальности Журналистика. - М.: Аспект Пресс, 2004. — 240 с.
6. Качкаева А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. – М.; 2010. – 200 с. — С.35
7. С.Г. Корконосенко Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности Журналистика; ред.-сост.. - СПб.: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2000.-272 с.
8. 16. Луканина М. В. Текст средств массовой информации и конвергенция. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-sredstv-massovoy-informatsii-i-konvergentsiya (дата обращения: 16.12.2023)
9. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с.
10. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М.: Пульс, 2002. - 120 с.
11. Современные трансформации журналистики в фокусе научного анализа (традиции и новации в исследованиях кафедры цифровой журналистики) // Меди@льманах. 2022. № 4 (111). С. 16−25.
12. Теория социальных медиа в работах маршала Маклюэна URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-sotsialnyh-media-v-rabotah-marshala-maklyuena (Дата обращения 16.12.2023)
13. Интернет-СМИ. Понятие, виды, аудитория и перспективы развития интернет-СМИ.URL:https://modern-info.com/13593627-internet-media-concept-types-audience-and-prospects-for-the-development-of-online-media#menu-4 (Дата обращения 21.11.2023)
14. Классификации сетевых изданий Рунета URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-setevyh-izdaniy-runeta (Дата обращения 22.11.2023)
15. Классификации сетевых изданий Рунета URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-setevyh-izdaniy-runeta (Дата обращения 22.11.2023)
16. Возобновлено издание газеты «Коммерсант» URL:https://www.calend.ru/events/4348/ (дата обращения: 16.12.2023)
17. В.Гатов Традиционные СМИ «вырастили» новые масс-медиа URL: https://iq.hse.ru/news/177665825.html (дата обращения: 21.01.2023)
18. Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2001. № 6. URL: http://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/6/zhanr-i-format-v-terminologii-sovremennoy-zhurnalistiki-/(дата обращения: 30.11.2023)
19. Мельник Г.С Медиатекст как объект лингвистических исследований URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-kak-obekt-lingvisticheskih-issledovaniy (дата обращения: 21.11.2023)
20. Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского Университета. Серия 10: Журналистика. – 2005. – № 2. – С.7-16
21. Основные понятия типографики и инструменты верстки URL: http://tilda.education/courses/web-design/typographic/ (дата обращения: 16.12.2023)
22. «Пустое пространство»: 9 сайтов для вдохновения веб-дизайнеров URL: https://lpgenerator.ru/blog/2017/11/29/pustoe-prostranstvo-9-sajtov-dlya-vdohnoveniya-veb-dizajnerov/ (дата обращения: 16.12.2023)
23. Луканина М.В.Текст средств массовой информации и конвергенция. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-sredstv-massovoy-informatsii-i-konvergentsiya(дата обращения: (дата обращения: 16.12.2023)
24. «ВКонтакте» со школой URL: https://www.kommersant.ru/doc/4328391 (дата обращения: 16.12.2023)
25. /Текст средств массовой информации и конвергенция. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-sredstv-massovoy-informatsii-i-konvergentsiya(дата обращения: (дата обращения: 16.12.2023)
26. Филологические науки 60 Вестник Череповецкого государственного университета 2013 • № 4 • Т. 3