Кадровая бюрократия: негативные последствия и возможности преодоления.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 18.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Общие положение о бюрократии 3
1.1 Понятие и признаки бюрократии 3
1.2 Развитие бюрократии в отечественной системе государственной власти 9
Глава 2. Проблемы кадровой бюрократии и пути их решения 13
2.1 Негативные последствия кадровой бюрократии 13
2.3 Пути решения проблем кадровой бюрократии 15
Заключение 19
Бюрократы чрезмерно полагаются на административные процедуры и стандартные шаблоны, не учитывая изменения в реальности.Кадровый дефицит и проблемы с подбором персонала являются одними из главных барьеров на пути развития бизнеса в России. Согласно результатам опроса руководителей компаний, проведенного «Технологиями доверия», нехватка квалифицированных кадров занимает второе место в списке препятствий для ведения бизнеса в стране. Эта тенденция связана с несколькими негативными последствиями существующей кадровой бюрократии.Во-первых, излишняя регламентация процессов приема на работу и увольнения сотрудников делает подбор персонала чрезмерно затратным и долговременным. Большое количество необходимых документов и проверок увеличивает сроки найма, что может привести к упущенным возможностям. Кроме того, лишняя бюрократия отпугивает талантливых кандидатов, предпочитающих более гибкие условия трудоустройства.Во-вторых, жесткие ограничения на увольнение работников демотивируют предпринимателей к принятию на работу. В силу опасений потерять возможность уволить ненадежного или некомпетентного сотрудника, работодатели предпочитают обходить бюрократические процедуры и воздерживаются от найма новых людей.В-третьих, кадровая бюрократия затрудняет оперативное реагирование компаний на изменения рынка. Из-за длительных согласований штатных расписаний, изменений должностных инструкций и т.д. бизнес теряет в гибкости и не успевает своевременно реагировать на вызовы конкурентной борьбы.Таким образом, излишняя регламентация в сфере управления персоналом негативно сказывается на эффективности функционирования российских компаний, создавая дополнительные барьеры на пути развития предпринимательской деятельности. Дерегуляция кадровой политики позволила бы снизить издержки бизнеса и привлечь больше талантливых сотрудников, способствуя росту экономики в целом.2.3 Пути решения проблем кадровой бюрократииПроблема реформирования бюрократии в России была поднята Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным еще в 2002 году в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию. Он указал на необходимость решения наиболее насущных проблем административной реформы и подчеркнул, что работа государственных служащих не должна быть забюрократизирована или способствовать коррупции, так как это негативно сказывается на эффективности и результативности работы всех структур.В решении проблемы бюрократии необходимо понимать, что это не просто борьба с отдельными управленцами, а борьба с самой системой. Целью этой борьбы должно стать появление нового поколения профессиональных управленцев, которые будут помнить о своей ответственности перед обществом и подчиняться демократическим институтам власти. Бюрократия должна стать эффективной системой, которая не будет представлять опасность для общества, как это имеет место в настоящее время.Современные исследования в области социологии указывают на низкую степень гражданского сознания в современном мире. Это позволяет нам сделать вывод о том, что основное преимущество в преодолении бюрократии отдается Закону. Однако сам по себе Закон не в состоянии бороться с бюрократией и коррупцией, так как его эффективность зависит от того, кто его применяет. Важную роль в этом играет культура государственных служащих, которая должна развиваться через образование, повышение квалификации, а также общественное мнение, где значительное значение имеет позиция, занимаемая СМИ. Уже с детства большая часть информации человек получает из книг, печатных изданий и телевидения, и эта информация часто влияет на его последующие действия. В сфере государственного управления работают люди, занятые сложным и специфическим видом интеллектуального труда - управленческим трудом. Стране необходимо новое поколение профессиональных управленцев с современным образованием. В этом важную роль может сыграть принятие этического кодекса, основанный на принципах служебного поведения чиновников, утвержденных Указом Президента РФ. Было время, когда работа в государственных органах не считалась настоящей профессией. Главное требование для занимаемых должностей было обладание знаниями в определенной сфере, и поэтому часто на государственные позиции назначались люди с дипломами различных университетов. Однако, чтобы повысить эффективность работы аппарата, необходимо внедрить научные методы организации, механизацию, автоматизацию и информатизацию управленческого труда. В коллективах также должна формироваться атмосфера, способствующая улучшению качества жизни в обществе.Бюрократизм приобретает большое влияние в странах с авторитарным политическим режимом. Противоположностью бюрократизму является демократизм. Для повышения эффективности системы управления необходимо демократизировать ее, что неизбежно приведет к уменьшению благоприятной среды для размножения и процветания бюрократизма. Борьбу с бюрократизмом следует рассматривать в контексте демократических изменений, и не ограничивать ее обличением бюрократического стиля управления, антибюрократическими кампаниями или механическими реорганизациями аппарата управления.Одним из основных способов преодоления бюрократизма в нашем обществе должно стать сокращение функций государства, ограничение его задач и сужение полномочий. Вместо сложной иерархической системы государственного управления, необходимо внедрять различные формы социального самоуправления. Именно самоуправляющиеся социальные организации, такие как предприятия, села, поселки, города, регионы и т.д., могут стать эффективным инструментом в борьбе с бюрократизмом.Важным фактором в борьбе с бюрократизмом является эффективная система контроля над деятельностью управленческих органов. Контроль «снизу» должен служить преградой для различных злоупотреблений и искажений со стороны «верха».К таким мерам можно отнести прозрачность процессов принятия решений, сокращение аппарата местного самоуправления, доступность информации общественного значения, большую роль социальных организаций в управлении, осуществление многопартийности и другие.Контроль над бюрократией должен также включать такие меры, как снятие ограничений на индивидуальную и общественную деятельность, развитие государственно-общественного самоуправления (например, работа творческих организаций), конкуренцию программ руководителей и депутатов, демонополизацию статистической информации и другие меры, которые в определенной степени уже внедряются в нашей стране в рамках социально-экономических и политических реформ.В борьбе с бюрократизмом важную роль должны играть общественное противодействие чиновникам и социальный контроль над работой аппарата в целом. Однако общественное противодействие не должно рассматриваться как антиаппаратное движение. Управление не может полностью доверяться только аппарату. Необходимо сочетание демократического муниципального управления с эффективными механизмами общественной саморегуляции. Опыт показывает, что увеличение эффективности государственного управления практически невозможно без сочетания с «разумными» механизмами социальной саморегуляции, которые стимулируют гражданскую активность и общественный контроль. Развивающееся гражданское общество с развитой системой саморегуляции должно стать такой системой социального противодействия государственной власти.ЗаключениеОб утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих [Текст]: Указ Президента Российской Федерации №885 от 12 августа 2002г. // Российская газета. – 2002. – 15 августа. - №152.Белоусов, С. А. Понятие и признаки бюрократии / С. А. Белоусов, Д. В. Грачев // Актуальные проблемы развития правовой системы в цифровую эпоху : Материалы Международного юридического научного симпозиума, Самара, 03 декабря 2019 года / отв. ред. С.П. Бортников. – Самара: Самарский государственный экономический университет, 2019. – С. 6-11.Васильев, А.А. Бюрократизм на государственной гражданской службе (социологический анализ) [Текст] / А.А.Васильев // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. - №3.- с.19-24.Воротников А. А. Бюрократия и государство: история взаимоотношений //Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2014. – №. 4 (99). – С. 103-113.Денисов С.А. Бюрократия и позитивное право // Российский юридический журнал. Екатеринбург. 2000 № 2 С. 131-143.Дзюба О. В., Крицкая А. А. Бюрократия в современной России: проблемы, методы, основные пути решения //Интернаука. – 2021. – №. 18-2. – С. 36-39.Избыток бюрократии при недостатке кадров / [Электронный ресурс] // Газета РБК : [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2023/12/08/6570223a9a7947cb95b143b5 (дата обращения: 19.12.2023).Кравченко А. Г., Мамычев А. Ю. Бюрократические тренды в отечественной системе государственной власти //Философия права. – 2012. – №. 5 (54). – С. 67-70.Ляшенко К. В., Дудник Т. А. Проблемы бюрократии и пути их преодоления в Российской Федерации //Экономика и социум. – 2016. – №. 5-3 (24). – С. 175-179.Смольков, В. Бюрократизм и бюрократия: как свести болезнь к минимуму? [Текст] / В.Смольков// Государственная служба. – 2016. - №1.
1. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих [Текст]: Указ Президента Российской Федерации №885 от 12 августа 2002г. // Российская газета. – 2002. – 15 августа. - №152.
2. Белоусов, С. А. Понятие и признаки бюрократии / С. А. Белоусов, Д. В. Грачев // Актуальные проблемы развития правовой системы в цифровую эпоху : Материалы Международного юридического научного симпозиума, Самара, 03 декабря 2019 года / отв. ред. С.П. Бортников. – Самара: Самарский государственный экономический университет, 2019. – С. 6-11.
3. Васильев, А.А. Бюрократизм на государственной гражданской службе (социологический анализ) [Текст] / А.А.Васильев // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. - №3.- с.19-24.
4. Воротников А. А. Бюрократия и государство: история взаимоотношений //Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2014. – №. 4 (99). – С. 103-113.
5. Денисов С.А. Бюрократия и позитивное право // Российский юридический журнал. Екатеринбург. 2000 № 2 С. 131-143.
6. Дзюба О. В., Крицкая А. А. Бюрократия в современной России: проблемы, методы, основные пути решения //Интернаука. – 2021. – №. 18-2. – С. 36-39.
7. Избыток бюрократии при недостатке кадров / [Электронный ресурс] // Газета РБК : [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2023/12/08/6570223a9a7947cb95b143b5 (дата обращения: 19.12.2023).
8. Кравченко А. Г., Мамычев А. Ю. Бюрократические тренды в отечественной системе государственной власти //Философия права. – 2012. – №. 5 (54). – С. 67-70.
9. Ляшенко К. В., Дудник Т. А. Проблемы бюрократии и пути их преодоления в Российской Федерации //Экономика и социум. – 2016. – №. 5-3 (24). – С. 175-179.
10. Смольков, В. Бюрократизм и бюрократия: как свести болезнь к минимуму? [Текст] / В.Смольков// Государственная служба. – 2016. - №1.