Автоматизированные информационно-управляющие системы (АИУС) в РФ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Информационные технологии
  • 39 39 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 19.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ, ОБОЗНАЧЕНИЙ И СИМВОЛОВ 3
Введение 5
Раздел 1 6
Задачи и средства автоматизированной информационно-управляющей системы 6
1.1. Понятие автоматизированной информационно-управляющей системы. Примеры действующих автоматизированной информационно-управляющей системы в РФ 6
1.2. Структура и состав автоматизированной информационно-управляющей системы 14
1.3. Виды автоматизированных информационно-управляющих систем 18
1.4. Информационные и аналитические задачи в автоматизированной информационно-управляющей системы 20
Вывод по разделу 1 23
Раздел 2 24
Представление основных задач АИУС 24
2.1. Реализованные проектные решения и задачи перепроектирования (развития) АИУС 24
2.2. Работа специалистов в автоматизированных информационно-управляющих системах (АИУС) в России 29
2.3. Общие и специальные ФКЗ 31
2.4. Работа ситуационного центра 32
Вывод по разделу 2 34
Заключение 35
Список использованных источников и литерартуры 36
Фрагмент для ознакомления

SWOT-анализ, т.е. анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз, исходящих из окружающей среды,представляются в таблице 2. Таблица 2 - SWOT оценка деятельностиАИУСРСЧСВозможностиУгрозы1. Улучшение информационно-аналитической подсистемы2. Создание единого контура обмена информации между подсистемами в АИУС3. Подготовка отчетности и оперативных данных1. Высокая стоимость изменений и перепроектировки2. Высокие издержки на изменение ИТ-инфраструктуры3. Длительный срок реализации4. Риск устаревания внедряемых технологий в процессе внедренияСильные стороныСила и возможностиСила и угрозы1. Работающая система, изменения не приведут систему в нерабочее состояние2. Современное оборудование3. Наличие развитой ИТ-структуры с возможностью расширения4. Регламентация всей деятельности1. Развитие комплексной автоматизации информационно-аналитического учета2. Потенциал в развитии видов анализа, моделирования, внедрения современных систем наблюдения и измерения3. Организация взаимодействия на всех уровнях работы системы1. Постоянные издержки при расширении системы и работы с дополнительными параметрами2. Угрозы защиты данных и информационной безопасности3. Угроза масштаба системы, замедления производительности4. Сложность интеграции подсистемСлабые стороныСлабость и возможностиСлабость и угрозы1. Длительная адаптация к изменениям бизнес-процессов2. Износ оборудования3. Отсутствие квалифицированного персонала1. Внедрение новых подсистем, без предыдущего опыта2. Повышение уровня квалификации персонала1. Затраты на оборудование, системы наблюдения, новые технологии2. Затраты на ИТ структуру и производство3. Повышение издержек содержания системы и обслуживанияОсновной стратегической целью является повышение производительности организации как при чрезвычайных ситуациях, так и в мирное время. Повышение производительности труда на местах, оптимальности использования и загруженности ресурсов, развитие прогнозирования и предсказания ЧС, минимизация последствий.Увеличение информационных потоков требует правильного использования информационных технологий при организации АИУСРСЧС как единой системы, позволяющей взаимодействовать между подсистемами как с отдельными блоками, а не независимыми системами. Выделение в рамках АИУСРСЧС отдельных систем усложняет ее структуру и снижает эффективность работы.Дополнительное внедрение инструментов анализа, моделирования, элементов экспертных систем позволит более продуктивно подходить к рассмотрению безопасности в различных ситуациях и эффективно принимать решения, а также управлять всей инфраструктурой МЧС.2.2. Работа специалистов в автоматизированных информационно-управляющих системах (АИУС) в РоссииВ режиме повышенной готовности комплексы средств автоматизации обеспечивают деятельность МЧС России, региональных центров ГОЧС и органов управления ГОЧС по приведению в готовность к возможным действиям органов управления и сил РСЧС, принятию оперативных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, снижению возможного ущерба. Уточняются причины, вызвавшие ухудшение обстановки, осуществляется прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций и их развития. Усиливается контроль над состоянием природной среды и потенциально опасными объектами. Для обоснования мер по ликвидации угрозы чрезвычайных ситуаций осуществляются расчеты по привлечению сил и средств, приведению их в высшие степени готовности. При необходимости доводятся команды (распоряжения) на выдвижение части сил в район предполагаемого бедствия и осуществляется контроль их действий, проводится оповещение населения. В режиме чрезвычайной ситуации комплексы средств автоматизации обеспечивают управленческую деятельность МЧС России, региональных центров ГОЧС и органов управления ГОЧС по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации. Собираются данные об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и сложившейся обстановке, оповещаются соответствующие органы управления и силы РСЧС. АИУС РСЧС обеспечивает решение задач по управлению выдвижением сил и средств в зону бедствия, мероприятиями по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. Эксплуатационный персонал объектовых комплексов средств автоматизации переходит на круглосуточный режим работы. В случае необходимости мобильные средства АИУС РСЧС выдвигаются в район бедствия для непосредственного обеспечения работы оперативных групп.Рисунок 9 – Структура работы подразделений с АИУСРСЧСДля современного этапа развития РСЧС характерна смена приоритетов в направлении от задач экстренного реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций к задачам предупреждения, снижения рисков и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций. В рамках этой ФЦП на базе автоматизации процессов управления проводятся работы по развитию программно-технических средств и специального программно-математического обеспечения АИУС РСЧС с целью:оперативного сбора информации для своевременного и качественного принятия управленческих решений; прогноза источников и возможных рисков чрезвычайных ситуаций;всесторонней информационной поддержки в ходе формирования и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на основе их прогнозирования и развития;оперативного доведения необходимой управляющей информации и сигналов (распоряжений) оповещения в интересах управления силами и средствами РСЧС;контроля исполнения утвержденных планов и принятых решений.2.3. Общие и специальные ФКЗВ МЧС России разработано и утверждено Положение о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС. Согласно данному положению систему информационного обмена образуют субъекты информационного обмена, в роли которых выступают постоянно действующие органы управления РСЧС на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, информационно-телекоммуникационная инфраструктура РСЧС и совокупность информационных ресурсов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Информационные ресурсы включают сведения о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, сведения о силах и средствах РСЧС постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также сведения, необходимые для заблаговременного планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.Ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок организации сбора, обмена и представления информации, необходимой для разработки, корректировки, применения и совершенствования Паспортов, разрабатываются в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации №794.2.4. Работа ситуационного центраВ составе системы имеются следующие основные средства: комплекс средств автоматизации (КСА), размещаемых на стационарных пунктах управления; мобильные КСА подвижных пунктов управления; абонентские комплекты пользователей; КСА взаимодействия с внешними по отношению к МЧС России структурами; сеть связи и передачи данных. На базе перечисленной техники создаются объектовые комплексы средств автоматизации АИУС.В соответствии с техническим проектом АИУС РСЧС должна обеспечивать для должностных лиц органов управления следующие основные возможности:предоставление лицам, принимающим решения на различных уровнях управления (руководству МЧС России, руководящему составу региональных центров ГОЧС и др.), информации в сжатом виде (информации, которая нужна для принятия решений) и предоставление возможности получить в автоматизированном режиме любую необходимую информацию по запросу (различного вида детализации);объективный контроль за чрезвычайной ситуацией на территории России и за рубежом и прогноз её развития;эффективное информационное взаимодействие с министерствами и ведомствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с СМИ и зарубежными странами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;объективный контроль выполнения принятых решений;прогнозирование последствий управленческих решений и другие возможности, обеспечивающие поэтапный переход к безбумажной технологии в АИУС РСЧС.В звеньях управления территориального уровня АИУС РСЧС состоит из областного (республиканского, краевого) информационно-управляющего центра (ОИУЦ) для каждого субъекта Российской Федерации. Каждый такой ОИУЦ включает:комплекс средств автоматизации оперативно-дежурных служб (КСА-ОДС) для подготовки вариантов решений по ликвидации чрезвычайных ситуаций; комплекс средств автоматизации территориального центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (КСА-ТЦМП) для подготовки вариантов решений по их предупреждению;комплекс средств автоматизации органа управления ГОЧС (КСА ГОЧС) для подготовки вариантов решений по развитию и поддержанию функционирования территориальной РСЧС, а также вариантов решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;комплекс средств автоматизации комиссии по чрезвычайным ситуациям (КСА СЦ);комплекс средств автоматизации запасного пункта управления (КСА ЗПУ);мобильный комплекс средств автоматизации подвижного пункта управления (МКСА ППУ);набор средств из состава сети связи и передачи данных (ССПД).В интересах обеспечения сил территориального подчинения (территориальный уровень) АИУС РСЧС имеет в своем составе комплекс средств автоматизации стационарных пунктов управления поисково-спасательных отрядов (КСА ПСО).На местном уровне АИУС РСЧС имеет в своем составе муниципальные (городские, районные) информационно-управляющие центры (МИУЦ), а также стационарные и мобильные комплексы средств автоматизации муниципальной поисково-спасательной службы. Информационное обеспечение АИУС РСЧС в виде совокупности документов и машинных структурированных наборов данных предназначено для повышения эффективности управленческой деятельности всех органов управления РСЧС на основе обеспечения их полной, достоверной информацией по проблемам чрезвычайных ситуаций, состоянию и функционированию звеньев и объектов РСЧС для трех режимов функционирования системы.Вывод по разделу 2Проведено рассмотрение применяемых в РФ систем класса АИУС. Одним из ярких примеров которой является система, внедренная в МЧС России АИУС РСЧС, для управления всей инфраструктурой МЧС, а также управление ресурсами ЧС в случае чрезвычайных ситуаций, их прогнозирования и предотвращения.В рамках исследования произведено рассмотрение возможностей ее реинжиниринга, в части внедрения инструментов информационной аналитической подсистемы и рассмотрена структура работы АИУС.ЗаключениеВ ходе проделанной работы получены следующие выводы:При написании работы проведено рассмотрение понятия автоматизированной информационно-управляющей системы, а также ее место в классификации информационных систем. Определены компоненты и возможности автоматизированных информационно-управляющих систем. Приведены примеры наиболее известных действующих автоматизированной информационно-управляющей системы в РФ. Самым широко-известным примером применения АИУС в РФ является создание такого рода системы для Министерства по чрезвычайным ситуация РФ. Данный вид системы работает на государственном уровне и включает в себя иерархию всех возможных подсистем регионального, местного и локального подчинения и позволяет охватить 100% территории страны по своей сфере, а также смежным сферам, попадающих в поле зрения МЧС. Рассмотрены варианты применения АИУС в промышленности и производстве.Проведено рассмотрение структуры и состава автоматизированной информационно-управляющей системы, ее компонентов и выявление возможностей, с точки зрения автоматизированных систем.Проведено рассмотрение применяемых в РФ систем класса АИУС. Одним из ярких примеров которой является система, внедренная в МЧС России АИУС РСЧС, для управления всей инфраструктурой МЧС, а также управление ресурсами ЧС в случае чрезвычайных ситуаций, их прогнозирования и предотвращения.В рамках исследования произведено рассмотрение возможностей ее реинжиниринга, в части внедрения инструментов информационной аналитической подсистемы и рассмотрена структура работы АИУС.Таким образом, основные задачи реферата решены и его цель достигнута.Список использованных источников и литерартурыБыкова Т. А., Кузнецова Т. В., Санкина Л. В. Документационное обеспечение управления. Делопроизводство. М.: Инфра-М, 2018. 304 с.Вендров, А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А.М. Вендров. – М. :2015, 200 c Агальцов В.П, Базы данных / В.П Агальцов - Питер СПб, 2020 - 352с.[Электронный ресурс] URL: https://znanium.com/catalog/document?id=356212 (дата обращения 16.12.2023). - Текст: электронный.Григорьев, М. В. Проектирование информационных систем: учебное пособие для вузов / М. В. Григорьев, И. И. Григорьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01305-4. — URL: https://urait.ru/bcode/512729(дата обращения 17.12.2023). - Текст: электронный.Кузнецов, Ю. В. Теория организации: учебник и практикум для вузов / Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 351 с. Лобанова, Н. М. Эффективность информационных технологий: учебник и практикум для вузов / Н. М. Лобанова, Н. Ф. Алтухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 237 с.Логачев, М. С. Информационные системы и программирование. Специалист по информационным системам. Выпускная квалификационная работа: учебник – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 576 с.Мельников В.П. Информационная безопасность: учеб. пособие для студ. учреждений сред проф. образования. – М.: ИЦ «Академия», 2020.Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. – М.: ИЦ «Академия», 2021.Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М.: ИЦ «Академия», 2020.Проектирование информационных систем: учебник и практикум для вузов / Д. В. Чистов, П. П. Мельников, А. В. Золотарюк, Н. Б. Ничепорук ; под общей редакцией Д. В. Чистова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 293 с. Сенкевич А.В. Архитектура ЭВМ и вычислительные системы. – М.: ОИЦ «Академия», 2020Стружкин, Н. П. Базы данных: проектирование: учебник для вузов / Н. П. Стружкин, В. В. Годин. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 477 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00229-4. — URL: https://urait.ru/bcode/511019 (дата обращения: 15.12.2023)Струмпэ Н.В., Сидоров В.Д. Ввод и обработка цифровой информации. Практикум. Начальное профессиональное образование. – М.: ИЦ «Академия», 2020.Автоматизированная информационно- управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций// — URL: http://www.arspas.ru/mchs/spravochnik/2/aius.php(дата обращения 17.12.2023). - Текст: электронный.

1.Быкова Т. А., Кузнецова Т. В., Санкина Л. В. Документационное обеспечение управления. Делопроизводство. М.: Инфра-М, 2018. 304 с.
2.Вендров, А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А.М. Вендров. – М. :2015, 200 c Агальцов В.П, Базы данных / В.П Агальцов - Питер СПб, 2020 - 352с. [Электронный ресурс] URL: https://znanium.com/catalog/document?id=356212 (дата обращения 16.12.2023). - Текст: электронный.
3.Григорьев, М. В. Проектирование информационных систем: учебное пособие для вузов / М. В. Григорьев, И. И. Григорьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01305-4. — URL: https://urait.ru/bcode/512729 (дата обращения 17.12.2023). - Текст: электронный.
4.Кузнецов, Ю. В. Теория организации: учебник и практикум для вузов / Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 351 с.
5.Лобанова, Н. М. Эффективность информационных технологий: учебник и практикум для вузов / Н. М. Лобанова, Н. Ф. Алтухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 237 с.
6.Логачев, М. С. Информационные системы и программирование. Специалист по информационным системам. Выпускная квалификационная работа: учебник – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 576 с.
7.Мельников В.П. Информационная безопасность: учеб. пособие для студ. учреждений сред проф. образования. – М.: ИЦ «Академия», 2020.
8.Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. – М.: ИЦ «Академия», 2021.
9.Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М.: ИЦ «Академия», 2020.
10.Проектирование информационных систем: учебник и практикум для вузов / Д. В. Чистов, П. П. Мельников, А. В. Золотарюк, Н. Б. Ничепорук ; под общей редакцией Д. В. Чистова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 293 с.
11.Сенкевич А.В. Архитектура ЭВМ и вычислительные системы. – М.: ОИЦ «Академия», 2020
12.Стружкин, Н. П. Базы данных: проектирование: учебник для вузов / Н. П. Стружкин, В. В. Годин. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 477 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00229-4. — URL: https://urait.ru/bcode/511019 (дата обращения: 15.12.2023)
13.Струмпэ Н.В., Сидоров В.Д. Ввод и обработка цифровой информации. Практикум. Начальное профессиональное образование. – М.: ИЦ «Академия», 2020.
14.Автоматизированная информационно- управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // — URL: http://www.arspas.ru/mchs/spravochnik/2/aius.php (дата обращения 17.12.2023). - Текст: электронный.