Творчество К.С Петра-Водкина

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 37 37 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 22.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Художественная культура России в начале ХХ века 5
Глава 2. Творчество К. Петрова-Водкина в период до революции 1917 года 11
Глава 3. Творчество художника после октябрьской революции 19
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Альбом иллюстраций 30
Список иллюстраций 37

Фрагмент для ознакомления

Неслучайно эту картинуназывают ещё «Петроградская мадонна».Еще одним откликом художника на революционные события стали работы «После боя» (1923) и «Смерть комиссара» (1928). Обе картинысозданы по принципу «сферической перспективы», где художник смело совмещает события, происходящие в разное время.Вообще, к войне живописец относился крайне неоднозначно. Оканчивая очереднуюкартину на тему революции, Петров-Водкин писал: «Война не дает мне покоя… в отвратительной духоте тогдашнего Питера я пишу первую «социальную» картину «На линии», как заказ, якобы заданный мне родной страной». Но осознаваянужность данной картины, живописейсоглашался с поставленными условиями.Вместе с монументальными композициями в протяжении всех 20-х и 30-х годов художник писал и портреты. В портрете им была выработана собственная, совершенно самобытная художественная методика. Его портретные работы монументальны по замыслу, и в воплощении. Не останавливаясь на решениитолько портретных специфических задач, живописец ставил и решал собственнуюособенную «сверхзадачу», что сделало его непохожим на всё, укладывавшееся в устоявшиеся традиции русского портрета. Иначе говоря, модель рассматривалась Петровым-Водкиным с особой точки зрения: не в живом мгновении нынешнего состояния, показывающее толькопеременчивое и зыбкое, и не с точки зрения психологического глубокого и обстоятельного анализа, а с стремлениемпонять и запечатлеть некое постоянное её свойство, неизменные черты модели. «Главное отличие портрета от прочих сюжетов», мне кажется, в том, — пишет художник, — «что портрет не требует окружающего, т.е. идеал окружающего в портрете — быть незаметным. Портрет тем строже, чем больше сосредоточен сам в себе…».В портрете Анны Ахматовой (1922), «Девушке в красном платке» (1925), «Девушке в сарафане» (1028), «Девушке у окна» (1928), «Дочери рыбака» (1934) и другихполностью выражена позиция художника, и даже в большей степени, чем в монументальных картинах, провозглашаются пластически-обобщенные и монументальные формы и сообразное с ней сосредоточенное и спокойное настроение моделей.Другое, в большей степени напряженное психологическое состояние присуще автопортретам художника. На них он всегда крайне собранный и строгий. Суровость в характере сочеталась у художника с чувством ответственности за свою работу, которую он понимал и показывал всей своей жизнью, своим осознанием смысла и задачи искусства.Исследуя и анализируя все, что связано было с живописью, Петров-Водкин одновременно продолжает изучать и сам процесс творчества, подвергая тщательнейшемуанализу все художественные методы и средства, а кроме того, и технические качества материалов, нужных ему для созданиянаиболее глубокого содержания своих произведений. Как писала Е.Н. Селизарова: «Яркая, неповторимость работ неоспорима… они заставляют нас углубленно размышлять не только над проблемами жизни, но и над вопросами мастерства».[17; 268]Такое осмысление сути творческого процесса в работеживописца, пути становления художника, как творческой индивидуальностиобстоятельно раскрыл Петров-Водкин в своих главных литературных биографических работах, таких как, повести«Хлыновск», «Пространство Эвклида», «Самаркандия».В области графики Петров-Водкин также проявил себя. Н. Баженов писал по поводу его графических произведений: «Что же касается его рисунков, то они обнаруживают такую фундаментальную эрудицию, такую высшую технику и виртуозность, что кроме слов одобрения ничего не найдешь по их адресу». И вправду, и сопровождающие текст иллюстрации к собственным повестям, и почти все рисунки он строил на основе «сферической перспективы», что добавляло им особую пластическую остроту и помогало показать динамичность в повествовании. Например, рисунки «Фантазия» и «Мать», где обед бедной семьи представлен как событие, имеющее не материальный, а духовный и человеческийсмысл.В 1934 году, оправившись от тяжелой болезни, Петров-Водкин, снова вернулся к творчеству, и в первую очередь принялся за новые исторические и революционные картины, которые он считал важнейшими в своем творчестве. Теперь он отразил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны, когда во множестве городов власть переходила из рук в руки и жители, в особенности рабочие, обычно ночами ожидая внезапного нападения банд, настороженно следили за тишиной в городе. Взяв как основу собственный ранний рисунок 20-х годов, воскрешающий в памятите беспокойные ночи, Петров-Водкин создал еще некоторое число эскизов, и,наконец, нашел наиболее правильное решение картины «1919 год. Тревога» (1934).Весьма интереснаработа «Весна» (1935). Просматривая в это время свои старые работы, Петров-Водкин находит рисунок пером 1920 года с двумя девушками, сидящими над обрывом. Ниже девичьих фигур и над ними живописецизобразил маленькие деревенские домики, реку, луга вокруг холма с двумя фигурами. Этот рисунок был положен в основу новой картины, где на холме он изобразил двух влюбленных, глядящих на мир с высоты своего счастья.[13; 245]Последней большой работойхудожника сталакартина «Новоселье» (1937). На ней изображено заселение семьи рабочих в покинутый капиталистами особняк. Петров-Водкин построил сюжет на контрасте между скромной рабочей одеждой, их домашними вещами и картинами в золоченых рамах в особняке, с зеркалами и креслами, покинутыми убежавшими от революции их хозяевами. Но своей картинойхудожник был не доволен, о чем свидетельствуюттакие егослова: «У меня есть ошибка. Она заключается в том, что я не по тому пути повел развертывание сюжета — я слишком загрузил картину, чересчур много рассказывая, и это сбило меня с устремления на предмет и отвлекло в сторону рассказа, от которого зритель ничего хорошего не получит».Словом, в творчестве Петрова-Водкина последних лет, как и в этой большой картине, возникли новые черт, связанные в целом с движением в советскомискусстве конца тридцатых годов к полноте и реализму изображения явлений жизни. Для живописца намечался путь к новым серьёзным творческим свершениям.Ведь в то время открывались возможности работы в сфере монументального искусства, проектирования и оформления архитектуры.Создавались постройки многих дворцов культуры и многое другое, но смерть прервала новые замыслы художника.Петров Водкин скончался от туберкулёза 15 февраля 1939 года в Ленинграде в возрасте 60 лет. ЗаключениеПодводя итоги, можно отметить, сколь сложным и противоречивым был путь развития русской живописи в начале 20 века. Слом буржуазной культуры, свойственный для этого периода, проявился не только в решительном усилении субъективистских и формалистических тенденций в искусстве, но и в постоянной смене отрицавших друг друга объединений, и, что особенно характерно, в разладе художников с действительностью. Этот разлад порождал у одних художников настроениеотчаяния, желание сбежать от острых противоречий реальности в свой внутренний мир, у других же это вылилось в потребность протестовать, эпатировать, либо уйти в сферу чисто формальных творческих поисков.[12; 34]Однако все живое и творческое, что было в то время в искусстве, требовалопреодоления кризиса. Художники мучительно искали новых путей, новых идеалов, совершая часто подлинные художественные открытия.Одним из такиххудожников, совершивших открытия и стал Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Его искусство предстает перед нами как живопись большого масштаба, идущая от традиций древнерусской живописи, классического искусства, тенденций А. Иванова и живописи современных ему Серова, Врубеля и Борисова-Мусатова. Он обладал своеобразным, только ему присущим художественным языком, самобытным и прекрасным. Он умел видеть путь к искусству будущего и открывал новые его дали. Своим творчеством Петров-Водкин доказал, что истинные достижения в искусстве возможны только в близости художника к истокам жизни своего народа и своей эпохи.Вопреки дегуманизации, поразившей мировуюкультуру, Петров-Водкин однозначно придерживался принципов гуманизма. Живописец по духу творчества сугубо национальный, он озадачен общечеловеческими, «планетарными» проблемами. Именно на этой почве и расцвело искусство Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, масштабного, философски мыслящего художника, новатора своей эпохи.В одной его статье есть замечательное высказывание, которое не утратило своей актуальности и сегодня: «Крылья народа — есть его искусство». Эта мысль живописца всегда оставалась внутренним стержнем, который пронизывал все творческие егоискания и его замыслы. Именно такая особая «окрыленность» творчества Петрова-Водкина при всей его рациональности делает творчество художника особенно значительным.Петров-Водкин — художник-философ и его искусству свойственны больших обобщения, синтез. В пору кризиса культуры, в то время, когда день сегодняшний отринул день вчерашний, Петров-Водкин отыскал возможности восстановления рвущейся связи времен. Имея прочныйхарактер, художник смог не просто выстоять и урагане времени, но и принять, осмыслить всё новое, что нес с собой XX век. Своим искусством он связывает век нынешнее с прошедшим и к тому же намечает путь в будущее. И не случайно М. Шашнян еще в начале двадцатых годов называла его творчество «зрячим», а самого Петрова-Водкина «думающим».И в заключение, не смотря на забвение, произошедшее после смерти художника, сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что в лице Петрова-Водкина русское и советское искусство получило мастера огромного масштаба, крайне самобытного и оригинального, живописца-философа, желающего понять и осмыслить человека, предмет, явление, Вселенную во всей сложности и глубине. Именно такого редкостного по самой природе их дарования художникидвижут вперед эстетическое осмысление мира.Список использованныхисточников и литературыК.С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. / Авт. -сост. Е.Н. Селизарова. М.: Советский художник, 2019.383 с.;Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. М.: Советский художник, 2016. с.211-219;Адаскина Н. Петров-Водкин. М.: Изобразительное искусство, 2017.40 с.;Всеобщая история искусства. Искусство XX века. Т.6, кн.2. / Под ред. Б.В. Вейнмарн, Ю.Д. Колпинского. М.: Искусство, 2016. с. 19-27;История русского искусства. Т.10, кн.2. / Под ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, А.А. Сидорова, О.А. Швидковского. М.: Наука, 2016. с.151-161;Капланова С. От замысла натуры к законченному произведению. М.: Изобразительное искусство, 2008. с.140-205;Костин В. И.К.С. Петров-Водкин. М.: Советский художник, 2018.164 с.;К.С. Петров-Водкин. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. / Под ред. Н.А. Барабановой. Л.: Аврора, 2018 .300 с.;Островский Г. Рассказ о русской живописи. М.: Изобразительное искусство, 2019. с.131-144;Петров-Водкин. / Под ред. В.И. Ракитина. М.: Советский художник, 2017.36с.Петров-Водкин. Мастера мировой живописи. / Под ред. Л.В. Мочалова. Л.: Аврора, 2017.50 с.; Русаков Ю. Петров-Водкин. Л.: Искусство, 1999.136 с.;Савостьянов Е.И. Искусство принадлежит народу. М.: Знание, 1998. С.11-50;Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М.: Галарт, АСТ-Пресс, 2011. с.150-155;Селизарова Е.Н. Произведения Петрова-Водкина в Государственном Русском музее. М. -Л.: М.: Советский художник, 2016.44 с.;Степанян Н. Искусство России XX века. взгляд из 90-х. М.: Эксмо-Пресс, 2009. с.13-48;Тамручи В.А. К.С. Петров-Водкин. Л.: Художник РСФСР, 2017.58 с.Альбом иллюстраций«Купание красного коня» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин,Холст, Масло, 160 × 186 см,Государственная Третьяковская галерея,Москва1912 г«Автопортрет в берете»Кузьма Сергеевич Петров-Водкин,Холст, масло, 73,2х62,Художественно-мемориальный музей К. С. Петрова-Водкина1903 г«У фонтана» Кузьма Сергеевич Петров-ВодкинХолст, масло, 66,5 x 105,5Государственная Третьяковская галерея, Москва1906 г«Негритянская деревня», Кузьма Сергеевич Петров-ВодкинХолст, масло, 37 х 49Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 1907 г«Девушка в чёрном платье» Кузьма Сергеевич Петров-ВодкинХолст, масло, 51,5 х 37ГМЗ «Петергоф»1906 г«Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной» Кузьма Сергеевич Петров-ВодкинХолст, масло, 80 х 65Государственный Русский музей, Санкт-Петербург1907 г«Кафе» Кузьма Сергеевич Петров-ВодкинХолст, масло, 80 х 65Государственный Русский музей, Санкт-Петербург1908г«Берег» Кузьма Сергеевич Петров-ВодкинХолст, масло, 128 х 159Государственный Русский музей, Санкт-Петербург1908г«Сон» Кузьма Сергеевич Петров-ВодкинХолст, масло, 161 х 187Государственный Русский музей, Санкт-Петербург1908г«Играющие мальчики» Кузьма Сергеевич Петров-ВодкинХолст, масло, 161 х 187Частная коллекция, Санкт-Петербург1916г«Яблоки» Кузьма Сергеевич Петров-ВодкинХолст, масло, 41,5 × 58,0Государственный русский музей, Санкт-Петербург1917гСписок иллюстраций«Купание красного коня» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин,Холст, Масло, 160 × 186 см,Государственная Третьяковская галерея, Москва, 1912 г«Автопортрет в берете» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Холст, масло, 73,2х62, Художественно-мемориальный музей К. С. Петрова-Водкина, 1903 г«У фонтана» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Холст, масло, 66,5 x 105,5Государственная Третьяковская галерея, Москва, 1906 г«Негритянская деревня», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Холст, масло, 37 х 49. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,1907г«Девушка в чёрном платье» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Холст, масло, 51,5 х 37. ГМЗ «Петергоф»,1906 г«Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Холст, масло, 80 х 65. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1907 г«Кафе» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Холст, масло, 80 х 65Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1908 г«Берег» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Холст, масло, 128 х 159. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1908 г«Сон» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Холст, масло, 161 х 187, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1908 г«Играющие мальчики» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Холст, масло, 161 х 187. Частная коллекция, Санкт-Петербург,1916 г«Яблоки» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Холст, масло, 41,5 × 58,0. Государственный русский музей, Санкт-Петербург,1917 г

Список использованных источников и литературы

1. К.С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы. / Авт. -сост. Е.Н. Селизарова. М.: Советский художник, 2019.383 с.;
2. Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. М.: Советский художник, 2016. с.211-219;
3. Адаскина Н. Петров-Водкин. М.: Изобразительное искусство, 2017.40 с.;
4. Всеобщая история искусства. Искусство XX века. Т.6, кн.2. / Под ред. Б.В. Вейнмарн, Ю.Д. Колпинского. М.: Искусство, 2016. с. 19-27;
5. История русского искусства. Т.10, кн.2. / Под ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, А.А. Сидорова, О.А. Швидковского. М.: Наука, 2016. с.151-161;
6. Капланова С. От замысла натуры к законченному произведению. М.: Изобразительное искусство, 2008. с.140-205;
7. Костин В. И.К.С. Петров-Водкин. М.: Советский художник, 2018.164 с.;
8. К.С. Петров-Водкин. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. / Под ред. Н.А. Барабановой. Л.: Аврора, 2018 .300 с.;
9. Островский Г. Рассказ о русской живописи. М.: Изобразительное искусство, 2019. с.131-144;
10. Петров-Водкин. / Под ред. В.И. Ракитина. М.: Советский художник, 2017.36с.
11. Петров-Водкин. Мастера мировой живописи. / Под ред. Л.В. Мочалова. Л.: Аврора, 2017.50 с.;
12. Русаков Ю. Петров-Водкин. Л.: Искусство, 1999.136 с.;
13. Савостьянов Е.И. Искусство принадлежит народу. М.: Знание, 1998. С.11-50;
14. Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М.: Галарт, АСТ-Пресс, 2011. с.150-155;

15. Селизарова Е.Н. Произведения Петрова-Водкина в Государственном Русском музее. М. -Л.: М.: Советский художник, 2016.44 с.;
16. Степанян Н. Искусство России XX века. взгляд из 90-х. М.: Эксмо-Пресс, 2009. с.13-48;
17. Тамручи В.А. К.С. Петров-Водкин. Л.: Художник РСФСР, 2017.58 с.