Ограничения и запреты для государственных служащих

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 62 62 страницы
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 14.02.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ограничений и запретов для государственных служащих 7
1.1. Понятие и цели ограничений и запретов для государственных служащих 7
1.2. Принципы формирования и реализации ограничений и запретов для государственных служащих 13
Глава 2. Практические аспекты ограничений для государственных служащих 23
2.1. Содержание ограничений для государственных служащих 23
2.2. Система ограничений для государственных служащих 31
Глава 3. Практические аспекты запретов для государственных служащих 38
3.1. Содержание запретов для государственных служащих 38
3.2. Система запретов для государственных служащих 44
3.3 Конфликт интересов на государственной службе 50
Заключение 56
Список использованных источников 58

Фрагмент для ознакомления

То есть, информация способна выступать объектом любых правовых отношений. В то же время в теории права среди всех правоотношений выделяют частные и публичные правоотношения. Первыми являются те, в которых не участвует государство, во-вторых – государство является одной из сторон отношений. Информация же, в зависимости от категории доступа, а также в зависимости от порядка предоставления или распространения, выделяется в следующих видах:- общедоступная, которая предполагает общеизвестные сведения, а также такие сведения, к которым доступ в силу норм права не ограничен;- такая информация, к которой доступ ограничен нормами федерального законодательства для защиты интересов общества и государства; - свободно распространяемая информация, однако говорить о свободном распространении можно условно, поскольку в любом случае распространение информации должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством требованиями;- информация, предоставление которой допускается при наличии согласия лица, участвующего в обмене информацией, здесь можно выделить случаи обязательного распространения информации в соответствии с законом;- информация, распространение которой запрещено законом;- информация, распространение которой не запрещено, однако, доступ к которой ограничен, например, не подлежат размещению на сайтах судов решения, принятые в отношении несовершеннолетних. В научных исследованиях приводятся различные точки зрения, как на понятие, так и на признаки конфиденциальной информации. Так, например, М.А. Щадная и Н.Д. Крючков определяют конфиденциальную информацию как информацию, которая не подлежит разглашению, которая получена лицом в связи с участием в определенных правоотношениях, а также ограничение распространение такой информации и защита от получения несанкционированного доступа к информации.С.Н. Бурдов относит к конфиденциальной информации любую информацию, которая соответствует признакам, перечисленным в ст. 2 Закона об информации. А.А. Караваев полагает, что конфиденциальная информация включает все многообразие сведений, доступ к которым ограничен. Отталкиваясь от указанных определений, в том числе, определений конфиденциальности и информации, данным в законе, можно выделить некоторые характерные признаки конфиденциальной информации, к ним относятся следующие:- конфиденциальная информация – сведения, которыми обладает определенный, ограниченный круг лиц;- такая информация заключается в сведениях, в отношении которых установлен запрет разглашения при отсутствии соответствующего согласия обладателя информации;- информация должна использоваться и передаваться таким способом, который предполагает невозможность распространения сведений;- конфиденциальная информация должна быть обозначена определенным образом.Таким образом, конфиденциальной информацией можно называть сведения закрытого характера, к которым ограничен доступ, и которая защищается в соответствии с законодательством, распространение и использование такой информации допускается только при наличии разрешения обладателя. В настоящее время термин «конфиденциальная информация» применяется в различных сферах правового регулирования. Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 установлен перечень сведений, которые имеют конфиденциальный характер. Данный перечень закрепляет сферы, которые относятся к частной, коммерческой и государственной деятельности.Это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные); сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, сведения о лицах, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты; коммерческую тайну; служебные сведения (служебная тайна); сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее), сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них; сведения, включенные в личные дела осужденных. При этом в зависимости от сферы применения деятельности требования нормативно-правовых актов об обеспечении конфиденциальности распространяются на физических (в том числе, должностных) лиц, организации, органы власти. На сегодняшний день научные исследования нельзя охарактеризовать единством подхода к перечню видов конфиденциальной информации. Представляется, что это связано с разнообразием сфер, в которых применяется исследуемое понятие, а также с существованием значительного количества нормативно-правовых актов, в которых говорится о конфиденциальном характере сведений. Поэтому исследователями приводятся различные классификации конфиденциальной информации, в зависимости от критерия, который берется за основу. Так, А.И. Алексенцев полагает, что видами конфиденциальной информации являются виды, соответствующие видам тайны; субъектам, которые правомерно обладают информацией; сфера деятельности, в которой используется информация. А.А. Фатьянов предлагает классифицировать конфиденциальную информацию по признакам ее принадлежности; содержания и степени ограничения доступа к ней. Первый признак предполагает разграничение по субъектам владения информацией; здесь указанный автор называет физических и юридических лиц, а также органы государственной власти. Следует добавить, что органы публичной власти нельзя ограничивать только государственными органами, поскольку здесь владельцами информации могут выступать и органы местного самоуправления. В зависимости от содержания названный автор выделяет конфиденциальную информацию экономического, политического, военного, личного, коммерческого характера. Представляется, что данный перечень может быть ограничен в зависимости от признаков, соответствующих приведенному выше Указу Президента РФ. Степень ограничения доступа представляет собой обеспечение конфиденциальности в зависимости от ее уровня, М.А. Щадная и Н.Д. Крючков предлагают выделять четыре уровня (или класса), в зависимости от тяжести последствий в случае разглашения информации. В соответствии с критерием уровня предлагается нулевым уровнем считать такой, при котором информация может быть общедоступной. В первый класс авторы предлагают включать информацию, которая не является общедоступной, однако, ее раскрытие не несет какой-либо опасности для обладателя. Однако доступ к такой информации ограничивается. Второй класс конфиденциальной информации предполагает значительные потери в случае раскрытия информации. Указанные авторы говорят о потерях в рыночном значении. Соглашаясь, добавим, что в таком случае здесь следует говорить и об иных последствиях негативного характера, не ограничиваясь только экономическими отношениями. Последний, третий класс, предполагает наступление губительных последствий при разглашении конфиденциальной информации, например, ликвидация организации. Таким образом, в действующем законодательстве не дано определение конфиденциальной информации. Однако определить данное понятие можно через понятия информации и конфиденциальной информации. Представляется, что конфиденциальной информацией следует считать сведения закрытого характера, к которым ограничен доступ, и которая защищается в соответствии с законодательством, распространение и использование такой информации допускается только при наличии разрешения обладателя. Приведенное определение содержит в себе признаки конфиденциальной информации: открытость сведений только для ограниченного круга лиц; размещение обозначений о том, что информация является конфиденциальной; установление запрета на любое доведение информации до третьих лиц. Виды конфиденциальной информации считаем необходимым выделять в соответствии с видами, определенными Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188.3.3 Конфликт интересов на государственной службеВ соответствии со ст. 19 Закона о государственной гражданской службе служащий должен совершить действия, направленные на устранение конфликта интересов. При этом в соответствии со ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается такая ситуация, в которой личная заинтересованность гражданского служащего может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. Несоблюдение требований к устранению конфликта интересов ведет к привлечению служащего к ответственности. Ответственность государственного служащего за невыполнение им обязанностей в рамках служебных отношений, наступает посредством привлечения его к дисциплинарной ответственности, нормы о которой закреплены в главе 12 Закона о государственной гражданской службе, данная ответственность применяется в случае нарушения служебной дисциплины, то есть неисполнением государственным служащим определенных обязанностей, предусмотренных нормативными актами и локальными актами, действующими у работодателя.Согласимся с тем, что спецификой дисциплинарной ответственности выступает то, что применение к виновному государственному служащему данной ответственности допускается в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицом. Обеспечение дисциплины государственной службы происходит не только с помощью мер поощрения, которые также закреплены в главе 12 Закона, но и с помощью привлечения лиц, виновных в нарушении дисциплины, то есть в совершении дисциплинарного проступка, к ответственности. Неисполнение, а также ненадлежащее исполнение государственным служащим его служебных обязанностей влечет наложение дисциплинарной ответственности, суть которой состоит в применении к нему санкций. То есть, предусматривается обязанность нарушителя нести неприятные для него последствия в виде определенных ограничений, которые могут состоять в личном, а также организационном ограничении.Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности является совершение государственным служащим дисциплинарного проступка в рамках служебных отношений. Из перечисленных в ст. 58 Закона о государственной гражданской службе видов дисциплинарных взысканий законом закреплены основания только для применения взыскания в виде увольнения. Однако в ст. 59.3 Закона указано, что замечание может быть вынесено в отношении служащего, которым совершено малозначительное коррупционное правонарушения. Одновременно ответственность за коррупционное правонарушения предусмотрена иными законами. Что касается увольнения, то основанием для его применения могут являться следующие обстоятельства:- неоднократное неисполнение при отсутствии уважительных причин должностных обязанностей, если служащий имеет дисциплинарное взыскание (п. 2 ч. 1 ст. 37 Закона);- прогула, под которым понимается отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня;- появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также ряд других оснований, названных в 37 Закона.Нормативной основой порядка привлечения к рассматриваемому виду ответственности являются ст. ст. 58, 59 Закона о государственной гражданской службе, где закреплены такие обязательные элементы привлечения к ответственности, как получение объяснений лица, проведение служебной проверки. Также в названных нормах указывается на то, что применение конкретной меры ответственности зависит от тяжести проступка и отношения к нему самого служащего. В сравнении с Законом о государственной гражданской службе намного более детально регламентированы как основания, так и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих, закрепленные в ст. ст. 28-28.10 ФЗ «О статусе военнослужащих». В указанных нормах закреплены положения об основаниях привлечения военнослужащего в дисциплинарной ответственности, о правах и обязанностях привлекаемого к ответственности лица; об обстоятельствах, исключающих дисциплинарную ответственность; закреплена презумпция невиновности военнослужащего в совершении проступка, пока не доказано иное; кроме того, имеются нормы о мерах обеспечения производства о дисциплинарном проступке и порядке исполнения решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.Недостатком правового регулирования порядка привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, по нашему мнению, является включение дублирующих норм в Указ Президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации».Таким образом, очевидным является несовершенство законодательства в сфере применения дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим, что препятствует достижению конечной цели взысканий и наказаний, которые применяются в отношении государственного служащего. Однако, следует согласиться с тем, что значение дисциплинарной ответственности состоит в возможности решения с помощью ее применения проблем «обеспечения функционирования эффективной системы государственного управления, создания административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы».Отсутствие четко закрепленных оснований для выбора вида дисциплинарной ответственности становится причиной неэффективного применения законодательства к дисциплинарным проступкам. Кроме того, неэффективность применяемых наказаний, кроме увольнения, очевидна. Так, например, выговор и замечание не влекут сколько-нибудь серьезных последствий в том случае, если они не повторяются. Для достижения целей привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наступление последствий, нежелательных для привлекаемого к ответственности лица. В связи с указанным предлагается внести в Закон о государственной гражданской службы нормы об огласке решений о привлечении к дисциплинарной ответственности, что позволит не только воздействовать на привлекаемое лицо, но и контролировать деятельность вышестоящего должностного лица. В связи с указанным многими исследователями вопроса применения дисциплинарной ответственности к государственным служащим также вносится предложение о дополнении административных норм об ответственности именно за правонарушения, которые совершаются государственными служащими.По нашему мнению, такое предложение является обоснованным, поскольку в случае его применения на практике более эффективным станет применение норм не только об административной, но и о дисциплинарной ответственности. При этом необходимо учитывать, что предусмотреть все случаи проступков достаточно затруднительно, поэтому в законодательстве могут быть установлены критерии дисциплинарных проступков, наличие которых должно повлечь определенное наказание. Например, в качестве критерия можно использовать наступившие последствия (причинение определенного вреда, разглашение сведений, не составляющих государственную тайну, но ставших известными в связи с прохождением службы и др.).Также необходимо обратить внимание на сложность отграничения оснований для наступления дисциплинарной и административной ответственности. Например, согласно ст. 2.4 КоАП РФдолжностное лицо может быть привлечено к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с исполнением (неисполнением) служебных обязанностей, что по объективной стороне совпадает с составом дисциплинарного проступка и преступления.Таким образом, на сегодняшний день в законодательстве отсутствует четкое закрепление оснований привлечения к дисциплинарной ответственности (дисциплинарных проступков), а также оснований для отказа возбуждении дисциплинарного дела или его прекращения; оснований выбора вида ответственности; четкие критерии отграничения оснований привлечения к дисциплинарной или административной ответственности, что может являться причиной необъективности уполномоченных на привлечение к ответственности лиц. Для устранения данных недостатков предлагается включить в Закон о государственной службе нормы, аналогичные нормам о порядке привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих с учетом специфики гражданской службы, что обеспечит более широкий круг гарантий служащим, которые привлекаются к дисциплинарной ответственности. ЗаключениеТаким образом, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, который в соответствии с нормами специального законодательства о государственной службе наделен рядом полномочий в определенной сфере жизни обществ аи государства. Признаком государственного служащего является наличие у него специфических прав и обязанностей, а также гарантий, ограничений, запретов, мер ответственности. содержание государственного служащего осуществляется государством или субъектом государства за счет средств бюджета того или иного публичного образования. К числу источников нормативно-правового регулирования статуса государственного служащего, прежде всего, относятся нормативные акты самого международного и федерального уровня, международные акты обязательны для исполнения на территории большого количества государств, включивших нормы этих актов в состав действующего внутри них законодательства. В России основными нормативными правовыми актами регулирования статуса государственного служащего являются федеральные законы о государственной службе, а также нормы трудового права. Основным из последних является Трудовой кодекс РФ, в нем реализованы основные принципы международного права в области охраны прав труда, а также положения Конституции РФ. Ограничения и запреты являются частью правового статуса государственного служащего. Под статусом понимается состояние, положение, а также совокупность прав и обязанность, которые определяют правовое положение лица. Данное понятие применяется в тех случаях, когда говориться о характеристике положения определенного субъекта права. При этом чаще всего термин «статус» приравнивается к термину «положение». Представляется, что правовой статус государственного служащего является комплексной характеристикой правового положения данного субъекта. В нем заключены разные параметры, которые связаны с положением государственного служащего как лица, включенного в систему государственно-служебных отношений. В настоящее время требуется совершенствование норм о системе ограничений для государственных служащих. Содержание п. 2 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе позволяет неоднозначно толковать данную норму. В соответствии с действующей редакцией законодательства, правовые положения можно толковать таким образом, что допускается выполнение должностных обязанностей государственной службы лицами, которым назначено уголовное наказание, которое позволяет выполнять служебные обязанности, в частности, не связанное с лишением свободы. Представляется, что в указанную норму следует внести изменения, указав на недопустимость занятия должностной государственным служащим при назначении любого уголовного наказания за преступление, связанное с исполнением таких обязанностей. Проведенный анализ законодательства показывает, что, отталкиваясь от действующих норм права, сложно отграничить ограничения и запреты, установленные законом для государственных служащих. Представляется, что в законе следует четко определить характер ограничений и характер запретов, где под ограничениями следует понимать обстоятельства, возникновение и наличие которых не позволяет занимать должности государственной службы, а под запретами – обстоятельства, которые должны исключаться государственным служащим, занимающим ту или иную должность государственной службы. Список использованных источниковНормативные правовые акты Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 104.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. № 162.Федеральный закон от 30 декабря 2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7627.Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. № 165. 29.07.2006.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст. 2253.Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. № 165.Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // Российская газета. 1997. № 51.Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 02.07.2018, № 27, ст. 4038.Приказ Минюста России от 01.07.2009 № 202 (ред. от 23.08.2010) «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Минюсте России на 2010 - 2011 годы» // Бюллетень Минюста РФ, № 8, 2009.Материалы судебной практикиПостановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 № 15-П По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // Собрание законодательства РФ. 11.12.2000. № 50. Ст. 4943.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - № 297. - 31.12.2006.Литература Административная ответственность: вопросы теории и практики (восьмые «Лазаревские чтения») // Государство и право. 2005. - № 1. С. 9.Александровский Ю.А. История отечественной психиатрии (предисловие к готовящемуся изданию) // Российский психиатрический журнал. 2010. № 2. С. 91.Алексикова О.Е., Родина Н.Н. Соотношение медицинского и юридического критериев дееспособности граждан // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 2. С. 116.Алексенцев А. И. Конфиденциальное делопроизводство. М.: ООО Журнал «Управление персоналом». 2003. № 7. С. 28.Аржанов В.В. К вопросу о формах обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления непосредственно населением // Вестник Саратовской государственной академии права. № 2 (78). С. 14.22.Бурдов С.Н. Сущность и отличительные признаки конфиденциальной информации // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 4 (34). С. 150-157.Белянская О.В. Институт недееспособности в современном российском праве // Актуальные проблемы государства и права. 2019. № 10. С. 148.Гаркуша Е.Г. Некоторые аспекты возникновения и прекращения опеки и попечительства // Вестник современных исследований. 2018. № 2.1 (17). С. 115.Гриднева О.В. Органы управления общества с ограниченной ответственностью // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 3. С. 142-145.Евлоева М.М. К вопросу об избирательном праве иностранных граждан в РФ / М.М. Евлоева, Л.Б. Гандарова // Евразийский научный журнал. 2020. № 5. С. 100-102.Еременко Е.В. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации / Е.В. Еременко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 1 (33). С. 69-81.Караваев А.А. О «перечне сведений конфиденциального характера» в системе нормативно-правового регулирования конфиденциальной информации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 3 (22). С. 155-160.Клементьева В.С. Информационное пространство: истинное и ложное // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 117-118; Орехова К.А. Современное информационное пространство // Научный журнал. 2020. № 1 (46). С. 31-37.Колесников А.В. Современная парадигма согласования должностных лиц местного самоуправления с органами государственной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. М.: Юрист. 2022. № 1. С. 8-11.Коробченко В.В., Иванкина Т.В. Правовая природа ответственности гражданских служащих за коррупционные правонарушения // Актуальные проблемы российского права. № 7 (68). 2016. С. 38.Коновалов А.В. К вопросу о понятии принципов права // LexRussica. 2018. № 8 (141). С. 81-87. Макосейчук Т.М. Государственная гражданская служба как подсистема (вид) государственной службы Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право, № 8 (108), 2008, С. 100-104.Понкин И.В., Редькина А.И. Цифровые онтологии права и цифровое правовое пространство // Пермский юридический альманах (ежегодный научный журнал). 2019. С. 24-37.Попова Е.Э. Соответствует ли система уголовных наказаний принципам её построения? // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2018. № 6. С. 161-162.Прудников А.С. Национальное законодательство как основа регулирования внешней трудовой миграции / А.С. Прудников // Вестник экономической безопасности. 2019. № 2. С. 257-261.Пшеничникова И.В. Порядок установления и прекращения опеки над недееспособными лицами // Science Time. 2020. № 3 (75). С. 28.Рарог А.И. Цели наказания в науке уголовного права // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 2. С. 125 – 139.Смагина Т.А., Каретникова М.  Эффективность обязательных работ как меры административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним правонарушителям // Публичная власть: реальность и перспективы: сб. науч. тр. по матер. V  Ежегодных Саратовских административно - правовых чтений (Международная научно-практическая конференция) (г. Саратов, 20–21 сентября 2019 г.)) – 0,2 п.л. Соколов А.Ю. Административное право РФ: Учебник для бакалавров / А.Ю. Соколов. - Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. С. 78.Темникова Н.А. Изменение правового положения недееспособных и ограниченно дееспособных лиц в российском гражданском праве // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 3 (36). С. 82.Тихонов К.А. Административно-правовое регулирование института государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 4 (147). С. 64-69. Туганов Ю. Н., Журавлев С. И. К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за правонарушения коррупционной направленности // Российская юстиция. 2014. № 4. С. 58.Тыщенко Г.В. К вопросу об определении понятия «принцип права» // Юридическая наука. 2019. № 8. С. 8-12.Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник для бакалавров/ отв. Редактор А.И. Рарог.- 2-е изд., перераб. И доп.- Москва: Проспект, 2017.-77с.Фатьянов А. А. Проблемы защиты конфиденциальной информации, не составляющей гос. тайну // Информационное общество. 2010. № 5. С. 49 -56.Фоменко Е.В. Вопросы законодательного закрепления и квалификации посредничества во взяточничестве // Евразийская адвокатура, № 5 (12), 2014, С. 64-67.Щадная М.А., Крючков Н.Д. Конфиденциальная информация: понятие, виды и уровень // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 3-4 (12). С. 156-158.Юридические лица в российском гражданском праве: монография: в 3 т. / А.А. Аюрова, О.А. Беляева, М.М. Вильданова и др.; отв. ред. А.В. Габов. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. - Т. 2: Виды юридических лиц в российском законодательстве. – С. 258.

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 104.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. № 162.
6. Федеральный закон от 30 декабря 2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7627.
7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. № 165. 29.07.2006.
8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.
9. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст. 2253.
10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. № 165.
11. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // Российская газета. 1997. № 51.
12. Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 02.07.2018, № 27, ст. 4038.
13. Приказ Минюста России от 01.07.2009 № 202 (ред. от 23.08.2010) «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Минюсте России на 2010 - 2011 годы» // Бюллетень Минюста РФ, № 8, 2009.

Материалы судебной практики
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 № 15-П По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // Собрание законодательства РФ. 11.12.2000. № 50. Ст. 4943.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - № 297. - 31.12.2006.

Литература
16. Административная ответственность: вопросы теории и практики (восьмые «Лазаревские чтения») // Государство и право. 2005. - № 1. С. 9.
17. Александровский Ю.А. История отечественной психиатрии (предисловие к готовящемуся изданию) // Российский психиатрический журнал. 2010. № 2. С. 91.
18. Алексикова О.Е., Родина Н.Н. Соотношение медицинского и юридического критериев дееспособности граждан // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 2. С. 116.
19. Алексенцев А. И. Конфиденциальное делопроизводство. М.: ООО Журнал «Управление персоналом». 2003. № 7. С. 28.
20. Аржанов В.В. К вопросу о формах обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления непосредственно населением // Вестник Саратовской государственной академии права. № 2 (78). С. 14.22.
21. Бурдов С.Н. Сущность и отличительные признаки конфиденциальной информации // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 4 (34). С. 150-157.
22. Белянская О.В. Институт недееспособности в современном российском праве // Актуальные проблемы государства и права. 2019. № 10. С. 148.
23. Гаркуша Е.Г. Некоторые аспекты возникновения и прекращения опеки и попечительства // Вестник современных исследований. 2018. № 2.1 (17). С. 115.
24. Гриднева О.В. Органы управления общества с ограниченной ответственностью // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 3. С. 142-145.
25. Евлоева М.М. К вопросу об избирательном праве иностранных граждан в РФ / М.М. Евлоева, Л.Б. Гандарова // Евразийский научный журнал. 2020. № 5. С. 100-102.
26. Еременко Е.В. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации / Е.В. Еременко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 1 (33). С. 69-81.
27. Караваев А.А. О «перечне сведений конфиденциального характера» в системе нормативно-правового регулирования конфиденциальной информации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 3 (22). С. 155-160.
28. Клементьева В.С. Информационное пространство: истинное и ложное // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 117-118; Орехова К.А. Современное информационное пространство // Научный журнал. 2020. № 1 (46). С. 31-37.
29. Колесников А.В. Современная парадигма согласования должностных лиц местного самоуправления с органами государственной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. М.: Юрист. 2022. № 1. С. 8-11.
30. Коробченко В.В., Иванкина Т.В. Правовая природа ответственности гражданских служащих за коррупционные правонарушения // Актуальные проблемы российского права. № 7 (68). 2016. С. 38.
31. Коновалов А.В. К вопросу о понятии принципов права // Lex Russica. 2018. № 8 (141). С. 81-87.
32. Макосейчук Т.М. Государственная гражданская служба как подсистема (вид) государственной службы Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право, № 8 (108), 2008, С. 100-104.
33. Понкин И.В., Редькина А.И. Цифровые онтологии права и цифровое правовое пространство // Пермский юридический альманах (ежегодный научный журнал). 2019. С. 24-37.
34. Попова Е.Э. Соответствует ли система уголовных наказаний принципам её построения? // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2018. № 6. С. 161-162.
35. Прудников А.С. Национальное законодательство как основа регулирования внешней трудовой миграции / А.С. Прудников // Вестник экономической безопасности. 2019. № 2. С. 257-261.
36. Пшеничникова И.В. Порядок установления и прекращения опеки над недееспособными лицами // Science Time. 2020. № 3 (75). С. 28.
37. Рарог А.И. Цели наказания в науке уголовного права // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 2. С. 125 – 139.
38. Смагина Т.А., Каретникова М. Эффективность обязательных работ как меры административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним правонарушителям // Публичная власть: реальность и перспективы: сб. науч. тр. по матер. V Ежегодных Саратовских административно - правовых чтений (Международная научно-практическая конференция) (г. Саратов, 20–21 сентября 2019 г.)) – 0,2 п.л.
39. Соколов А.Ю. Административное право РФ: Учебник для бакалавров / А.Ю. Соколов. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. С. 78.
40. Темникова Н.А. Изменение правового положения недееспособных и ограниченно дееспособных лиц в российском гражданском праве // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 3 (36). С. 82.
41. Тихонов К.А. Административно-правовое регулирование института государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 4 (147). С. 64-69.
42. Туганов Ю. Н., Журавлев С. И. К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за правонарушения коррупционной направленности // Российская юстиция. 2014. № 4. С. 58.
43. Тыщенко Г.В. К вопросу об определении понятия «принцип права» // Юридическая наука. 2019. № 8. С. 8-12.
44. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник для бакалавров/ отв. Редактор А.И. Рарог.- 2-е изд., перераб. И доп.- Москва: Проспект, 2017.-77с.
45. Фатьянов А. А. Проблемы защиты конфиденциальной информации, не составляющей гос. тайну // Информационное общество. 2010. № 5. С. 49 -56.
46. Фоменко Е.В. Вопросы законодательного закрепления и квалификации посредничества во взяточничестве // Евразийская адвокатура, № 5 (12), 2014, С. 64-67.
47. Щадная М.А., Крючков Н.Д. Конфиденциальная информация: понятие, виды и уровень // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 3-4 (12). С. 156-158.
48. Юридические лица в российском гражданском праве: монография: в 3 т. / А.А. Аюрова, О.А. Беляева, М.М. Вильданова и др.; отв. ред. А.В. Габов. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. - Т. 2: Виды юридических лиц в российском законодательстве. – С. 258.