Социально-экономическое, духовное и культурное развитие на востоке Российской империи в правление Александра III, Николая II (по материалам Приморской области)
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 27.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Социально - экономическое развитие Дальнего Востока при правлении Александра II…………………………………………………...……………..…..…6
1.1. Территория и заселение Дальнего Востока при Александре III 6
1.2. Внешняя и внутренняя политика Александра III …………………..…...........8
1.3. Анализ экономического развития Дальнего Востока во времена правления Александра III………………………………………………………………. ….....10
Глава 2. Становление и развитие Дальнего Востока при правлении государя Николая II 14
2.1.Деятельность Николая II на Дальнем Востоке……………………….............14
2.2. Генерал-губернаторы Дальнего Востока в эпоху НиколаяII 17
2.3. Вклад Николая II в развитие Православной Церкви………...………………19
Глава 3.Состояние Православной Церкви и культурное развитие Приморской области в конце ХIХ ..…………….........................................……………………..23
3.1. История Православной Церкви в Приморской области конца XIX века………...………………………………………………………………………...23
3.2. Миссионерская деятельность на Дальнем Востоке в к.XIX ве……………..27
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Но духовные разногласия между первыми обитателями монастыря, распри между насельниками, привели к тому, что он оставляет так любимую им обитель.В монастыре наблюдалась увеличение количества насельников. Создавалась так любимая русским народом, традиция старчества, которую взращивали в монастырях. В числе монахов и послушников можно было наблюдать разные слои населения, но в большинстве своем это были крестьяне.Новым игуменом Свято-Троицкого монастыря становится и. Сергий, который до этого был насельником Валаамского монастыря. Они привнесли традиции святого Валаама и на эти земли. Большое внимание уделялась духовному развитию братии. Появляется собственная типография, где печатается святоотеческая литература. Также они окормляли сестер Южно-Уссурийского женского монастыря. Настоятель проявил себя, как твердый руководитель и хозяйственник. Организованность жизни по Уставу, который он принес с Валаама. В монастыре соблюдалась жесткая внутренняя дисциплина, отсутствовала какая либо личная собственность, строго следовали и хранили принципы монашествования. Всем этим прославилась обитель среди других монастырей и была так любима народом.Значительная часть культурного развития Приморской области была связана с деятельностью церковных институтов и миссионеров, которые стремились принести традиционные христианские ценностина Дальний Восток. Школы, библиотеки, просветительские клубы и другие учреждения часто возникали при поддержке церкви, что способствовало распространению образования и укреплению духовных ценностей населеня. Развитие Православной Церкви в Приморской области также оказало значительное влияние на социальную жизнь региона. Храмы и монастыри стали не только центрами духовной жизни, но и местами культурных событий, проведения различных праздников и традиционных обрядов. Благодаря этому верующие получали возможность объединяться, укреплять связи между собой и сохранять национальные традиции.Тем не менее, благодаря упорным усилиям духовенства и верующих, Православная Церковь продолжала свое развитие в Приморской области. Новые храмы и монастыри строились, приходские церкви открылись в поселениях и городах региона. Также активно проводилось миссионерское дело среди коренного населения Дальнего Востока.Важным событием этого периода стало присоединение Приморской области к Северной Манджурии после подписания Пекинского протокола в 1901 году. Это привело к новым возможностям для развития Православной Церкви в регионе, так как большая часть Северной Манджурии была православной и имела свою церковную организацию.Таким образом, история Православной Церкви в Приморской области конца XIX века отражает период активного освоения этого региона и создания новых храмов и монастырей. Развитие церковных учреждений способствовало не только распространению православной веры, но и становлению духовного и культурного центра для верующих. Важными фигурами этого времени были основатели миссий, строители храмов и монастырей, а также активные прихожане, которые сделали значительный вклад в развитие Православной Церкви на Дальнем Востоке России.3.2. Миссионерская деятельность на Дальнем Востоке в к.XIXвекаВ конце XIX века Русская Православная Церковь активно занималась миссионерской деятельностью в Приморской области, территория была еще мало освоена, и население в основном состояло из коренных народов, таких как ульчи, нивхи, эвены и другие. Миссионеры Церкви приезжали в эти уединенные районы, чтобы проповедовать веру и привлекать местных жителей к православию. Они строили храмы, велели службы, устраивали крещения и преподавали основы христианства. Эта деятельность быланацелена не только на привлечение новых прихожан, но пыталась сохранить духовные и культурные традиции этих народов. Миссионеры также занимались благотворительностью, помогая нуждающимся и оказывая поддержку местным сообществам. В результате усилий Русской Православной Церкви в Приморской области удалось привлечь значительное количество новых верующих и создать прочную основу для дальнейшего развития христианства в этом регионе.В конце XIX — начала XX вв. Русская Православная Церковь вела активную миссионерскую деятельность.На Дальнем Востоке Российской империи происходили значительные изменения, осваивались новые территории, шли миграционные процессы различных народностей, все это было тесно связанно с миссионерской деятельностью православной церкви. Одной из таких групп, скоторой миссионеры столкнулись, была корейская община переселенцев. Переселению корейцев, способствовало включение в состав Российского государства Приамурской и Приморских областей. Официально первые переселенцы зарегистрированы в 1863г.Церковь исполнила одну из ведущих ролей в ассимиляции корейских переселенцев среди русского населения. Русское подданство предоставлялось корейцам только после принятия православия, а чтобы изучить православное вероисповедание и традиции, необходимо было владеть русским языком. Важно подчеркнуть, что вера и владение языком не навязывались корейским переселенцам.Миссионерская деятельность достаточно активно развивалась среди корейцев, миссионеры посещали Сеул, чтобы ближе познакомится с культурой, бытом и обычаями этого народа. Создавались церковные школы для корейцев, корейцы принимали Таинство Крещения, изучали Закон Божий.Если рассматривать политику государства направленную в сторону корейских переселенцев, четко прослеживается тенденция к ассимиляции корейцев с русским народом: переселение корейцев во внутренние губернии, выделялась земля, всячески поддерживалось заключение смешанных семейных союзов.После того как внутренняя политика государства направляет свой взгляд на Дальний Восток, на освоение Приамурской и Приморских областей. Активно поддерживается переселение корейцев на эти земли, правительство рассматривало корейцев, как дешевую рабочую силу, которая осваивала новые земли, обеспечивала продовольствием край.Но наряду с этим, нельзя упускать из виду факт, обособленной жизни корейской общины, что не могло способствовать его ассимиляции. Поэтому наделяло их земельными наделами, предоставляло подданство, стремилось к обрусению корейцев. И важнейшую роль в достижении этой цели берет на себя Церковь. Открываются церковные школы, где изучают русские язык, преподают Закон Божий, готовят к принятию Таинства Крещения. Миссионерская деятельность играет огромную роль, в осуществления плана государства в отношении корейских переселенцев. Эта деятельность,проводимая среди корейских переселенцев была, в целом, успешна и даже более успешна, чем среди других сибирских инородцев. Миссионерскую деятельность Церкви на этом поприще можно считать результативной: переселенцы принимали Таинство Крещения и соблюдали православные традиции.Владивостокская епархия к концу XIXв. насчитывала 9 миссионерских корейских приютов, были открыты школы для детей. Миссионерская деятельность на Дальнем Востоке была направлена не только на укрепление православной веры, но также способствовала ассимиляции корейцев на территории Государства Российского. Школа закладывала фундамент изучения русского языка, культуры и традиций русского народа.Отличного мнения по корейскому вопросу придерживался П.Ф. Унтенбергер, военный губернатор Приморской области. Чиновник указал на чуждость для русского населения уклада жизни, привычек, менталитета и способов ведения хозяйства, присущих корейскому населению. Низкую степень ассимиляции корейцев и сохранение ими национальных традиций, объяснял это их общностью и этим ставил под сомнение успехи миссионерской деятельности в корейской среде, отметив, что большинство корейцев не знало русского языка итолько немногие миссионеры овладели корейскм. Также отмечено низкое количество браков между русскими и корейцами, что объяснялось различием в быту, кухне и способе обработки земли. Основанные в русских поселениях корейские русские школы, по мнения чиновника, существовали для вида, тогда как большинство мальчиков, в действительности обучались корейской грамоте. Чиновник стремился ограничить миграцию корейцев, но последующие губернаторы Приамурского края не поддержали его политику, губернатор И.И. Гродеков разрешил селится корейцам вдоль Имана.Переселение корейцев на Дальний Восток началось в середине XIX века и продолжалось до начала XX века. Это было вызвано политическими и экономическими причинами, такими как японское колонизирование Кореи и ухудшение условий жизни. Многие корейцы решали покинуть родную страну и осесть на территории России.Корейские переселенцы столкнулись со множеством трудностей при адаптации к новым условиям жизни. Миссионеры православной церкви играли важную роль в поддержке и помощи корейским переселенцам. Они организовывали благотворительные мероприятия, предоставляли питание, одежду и медицинскую помощь нуждающимся. Кроме того, миссионеры осуществляли духовноеокормление корейских верующих, проводя богослужения на корейском языке и обучая их основам православия.Принято считать, что историческое начало церковной миссии и первого этапа формирования епархиальной системы на юге Дальнего Востока связано со временем официального присоединения Приамурья и Приморья к России. Но этому предшествовала подготовительная работа русских первопроходцев и вместе с ними православных миссионеров, которые несли православную веру многим народностям, заселявшим территорию Дальнего Востока.Таким образом, миссионерская деятельность православной церкви на Дальнем Востоке в конце 19 века играла значительную роль в распространении христианства и укреплении русского влияния. Она представляла собой сложный процесс, требующий огромных усилий и приспособления к непростым условиям работы. Однако, несмотря на все трудности, результаты этой миссионерской деятельности были заметны и имели долгосрочное значение для развития православной церкви на Дальнем Востоке.ЗаключениеМногие проблемы социально-экономического и политического развития Дальнего Востока России конца XIX века оказались сопряженными с задачами, которые возникли здесь в начале века: противодействие экономической экспансии сопредельных азиатских стран, обеспечение экономической независимости региона, привлечение иностранного капитала, возрождение коренных народов, взаимоотношения между краем и центром, формирование сильной губернаторской власти, привнесение православия.Развитие Православной Церкви в Приморской области оказало значительное влияние на социальную жизнь региона. Храмы и монастыри стали не только центрами духовной жизни, но и местами культурных событий, проведения различных праздников и традиционных обрядов. Благодаря этому верующие получали возможность объединяться, укреплять связи между собой и сохранять национальные традиции. Что способствовало консолидации народа, приобщению к духовным ценностям, развитию духа патриотизма, любви к Отечеству.Прослеживается неоценимая роль Русской Православной Церкви в становлении религии, духовности и культуры края. В результате усилий Церкви Русской Православной Церкви в Приморской области удалось привлечь значительное количество новых верующих и создать прочную основу для дальнейшего развития христианства в этом регионе.Исследуемая тема изучалась по источникам и исследованиям, которые в своей структуре представляют следующую картину: архивные и научно-исторические источники, статическая и справочно-энциклопедические материалы, издания ХIХ века, мемуарная литература, материалы юбилейных сборников научных конференций, электронных сайтов.Список использованной литературыДавидович Ж.Н.Книга "Воспоминания. Том 1" [электронный ресурс] https://litlife.club/books/242985/read?page=26 Догуревич Т.А. Свет Азии. Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религиозных верований инородцев этого края. На основании миссионерских отчетов, записок путешественников и лучших исследований по данному вопросу. - СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1897.Дубинина Н.Ю.Приамурский генерал-губернатор И.И. Гродеков», Хабаровск, 2001., без изд., с.52Дубинина Н.Ю. Приамурский генерал-губернатор И.Л. Гондатти . Хабаровск, изд. Риотип 2007., с.204ЕпиископУссурийскийИннокентиийРусская Православная Церковь в Уссурийском крае. Очерки по истории Владивостокской епархии (вторая половина 19 в.-1917г.).[электронный ресурс]URL:http://pravkhabarovsk.ru/eparchy/departments/eparkhija/informatsionnyjj-otdel/ Куропаткин А.Н. Мнения военного министра в 1900-1903 гг. по маньчжурскому и корейскому вопросам. Русско-японская война, 1904-1905: Итоги войны. [электронный источник]URL:https://statehistory.ru/books/A--N--Kuropatkin_Russko-yaponskaya-voyna--1904-1905-Itogi-voyny/8Ляпустин С.Н.О роли Приамурского генерал-губернатора Н. Л. Гондатти в охране природных богатств Дальнего Востока[электронный ресурс]https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-priamurskogo-general-gubernatora-n-l-gondatti-v-ohrane-prirodnyh-bogatstv-dalnego-vostoka/viewerМатериалы научно-практической конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Е.П. Хабарова, Хабаровск 2010 г.[электронный ресурс]http://seminary.pravostok.ru/science/scientific-measures/conferences/0011/Морозов Б.Н.Освоение Русского Дальнего Востока конец 19 в.-1917 г. M., изд.Наука1989 г. с.33Муравьев М.А. Воспоминания и мемуары. Письмо министра иностранных дел Муравьева управляющему морским министерством Тыртову, (26 октября) 7 ноября 1897 г., № 238 [электронный ресурс] https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIX/1880-1900/Zachvat_Kiao_Cao/frametext.htmМуров Г.Т. Люди и нравы Дальнего Востока от Владивостока до Хабаровска». Томск, без изд., 1901, с.161Приамурье на рубеже веков тезисы докладов региональной научно-практической конференции 22-24 октября 2000 г.[электронный ресурс]https://rusneb.ru/catalog/000202_000005_680244/Романов Александр Воспоминания [Электронный ресурс]. http://www.bogatej.ru/bogatej/nums/797/aleksandr-romanov-vospominaniya.pdfС.Н. ЛяпустинО роли Приамурского генерал-губернатора Н. Л. Гондатти в охране природных богатств Дальнего Востока [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-priamurskogo-general-gubernatora-n-l-gondatti-v-ohrane-prirodnyh-bogatstv-dalnego-vostoka/viewerСборник трудов Якутской духовной семинарии выпуск № 6 2019 г.Сердюк М.Б. История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографии (монография) [электронный ресурс]Тальнберг Н.Б.Церковная деятельность Царя-Мученика // Православная жизнь. 1952г. №3Тарле Е.В.«Граф С.Ю.Витте. Опыт характеристики внешней политики», 1927 с.96Унтинберг П.Ф.Приморская область. 1856-1898 гг. Очерк П.Ф. Унтербергера (1900) [электронный ресурс] https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003683697/ Хабаровская духовная семинария, 400-летие Ерофея Павловича Хабарова, подвиг Русского народа на Дальнем Востоке от Е.П. Хабарова до наших дней: гражданская и церковная жизнь.[электронный ресурс]https://dvseminary.ru/Хвалин А.Н: «Это эпохальное было путешествие…» [Электронный ресурс].URL:https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/andrej_khvalin_eto_epohalnoje_bylo_puteshestvije_590.htmХон Чжом СукАвтор диссертации:Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв., М., 2009 [электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/missionerskaya-deyatelnost-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-sredi-koreitsev-na-russkom-dalnem-voШепелев Л.Е. Загробные заметки Н.Х. Бунге М,1971 г., с.211Т.А. Шель Государственная политика по борьбе с голодом во второй половине XIXстолетия, канд. полит.наук, доцент Московская академия Следственного комитета Российской Федерации (Россия, г. Москва) DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10442 [Электронный ресурс]. http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2021/08/SHel-2.pdf
1. Давидович Ж.Н. Книга "Воспоминания. Том 1" [электронный ресурс] https://litlife.club/books/242985/read?page=26
2. Догуревич Т.А. Свет Азии. Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религиозных верований инородцев этого края. На основании миссионерских отчетов, записок путешественников и лучших исследований по данному вопросу. - СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1897.
3. Дубинина Н.Ю. Приамурский генерал-губернатор И.И. Гродеков», Хабаровск, 2001., без изд., с.52
4. Дубинина Н.Ю. Приамурский генерал-губернатор И.Л. Гондатти . Хабаровск, изд. Риотип 2007., с.204
5. Епиископ Уссурийский Иннокентиий Русская Православная Церковь в Уссурийском крае. Очерки по истории Владивостокской епархии (вторая половина 19 в.-1917г.). [электронный ресурс]
URL:http://pravkhabarovsk.ru/eparchy/departments/eparkhija/informatsionnyjj-otdel/
6. Куропаткин А.Н. Мнения военного министра в 1900-1903 гг. по маньчжурскому и корейскому вопросам. Русско-японская война, 1904-1905: Итоги войны. [электронный источник] URL: https://statehistory.ru/books/A--N--Kuropatkin_Russko-yaponskaya-voyna--1904-1905-Itogi-voyny/8
7. Ляпустин С.Н. О роли Приамурского генерал-губернатора Н. Л. Гондатти в охране природных богатств Дальнего Востока [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-priamurskogo-general-gubernatora-n-l-gondatti-v-ohrane-prirodnyh-bogatstv-dalnego-vostoka/viewer
8. Материалы научно-практической конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Е.П. Хабарова, Хабаровск 2010 г. [электронный ресурс] http://seminary.pravostok.ru/science/scientific-measures/conferences/0011/
9. Морозов Б.Н. Освоение Русского Дальнего Востока конец 19 в.-1917 г. M., изд.Наука1989 г. с.33
10. Муравьев М.А. Воспоминания и мемуары. Письмо министра иностранных дел Муравьева управляющему морским министерством Тыртову, (26 октября) 7 ноября 1897 г., № 238 [электронный ресурс] https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIX/1880-1900/Zachvat_Kiao_Cao/frametext.htm
11. Муров Г.Т. Люди и нравы Дальнего Востока от Владивостока до Хабаровска». Томск, без изд., 1901, с.161
12. Приамурье на рубеже веков тезисы докладов региональной научно-практической конференции 22-24 октября 2000 г. [электронный ресурс] https://rusneb.ru/catalog/000202_000005_680244/
13. Романов Александр Воспоминания [Электронный ресурс]. http://www.bogatej.ru/bogatej/nums/797/aleksandr-romanov-vospominaniya.pdf
14. С.Н. Ляпустин О роли Приамурского генерал-губернатора Н. Л. Гондатти в охране природных богатств Дальнего Востока [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-priamurskogo-general-gubernatora-n-l-gondatti-v-ohrane-prirodnyh-bogatstv-dalnego-vostoka/viewer
15. Сборник трудов Якутской духовной семинарии выпуск № 6 2019 г.
16. Сердюк М.Б. История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографии (монография) [электронный ресурс]
17. Тальнберг Н.Б. Церковная деятельность Царя-Мученика // Православная жизнь. 1952г. №3
18. Тарле Е.В. «Граф С.Ю.Витте. Опыт характеристики внешней политики», 1927 с.96
19. Унтинберг П.Ф. Приморская область. 1856-1898 гг. Очерк П.Ф. Унтербергера (1900) [электронный ресурс] https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003683697/
20. Хабаровская духовная семинария, 400-летие Ерофея Павловича Хабарова, подвиг Русского народа на Дальнем Востоке от Е.П. Хабарова до наших дней: гражданская и церковная жизнь. [электронный ресурс] https://dvseminary.ru/
21. Хвалин А.Н : «Это эпохальное было путешествие…» [Электронный ресурс].URL:https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/andrej_khvalin_eto_epohalnoje_bylo_puteshestvije_590.htm
22. Хон Чжом Сук Автор диссертации: Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв., М., 2009 [электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/missionerskaya-deyatelnost-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-sredi-koreitsev-na-russkom-dalnem-vo
23. Шепелев Л.Е. Загробные заметки Н.Х. Бунге М,1971 г., с.211
24. Т.А. Шель Государственная политика по борьбе с голодом во второй половине XIX столетия, канд. полит. наук, доцент Московская академия Следственного комитета Российской Федерации (Россия, г. Москва) DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10442 [Электронный ресурс]. http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2021/08/SHel-2.pdf