Культурный шок при освоении чужой культуры

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Психология
  • 16 16 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 21.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Основные понятия теории межкультурной коммуникации 4
2. Культурный шок: понятие, факторы и этапы развития 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Фрагмент для ознакомления

Одним из подходов, который Фурнем выделяет, является связь культурного шока с географическим перемещением. Он сравнивает реакцию на этот шок с горем от утраченных связей. Однако важно отметить, что культурный шок не всегда связан с горем, и поэтому нельзя заранее предсказать, насколько сильно это горе будет ощущаться и как глубоко оно затронет людей в каждом конкретном случае.Пессимизм, фатализм, беспомощность и внешний локус контроля человека, оказавшегося в чужой культуре, также рассматриваются в качестве причин возникновения культурного шока. Однако это объяснение не учитывает различий в степени дистресса и противоречит предположению о том, что большинство мигрантов субъективно ощущают внутренний локус контроля.Культурный шок можно рассматривать как процесс естественного отбора или выживания наиболее приспособленных и лучших. Однако такое объяснение слишком упрощает сложность факторов, поскольку большинство исследований по культурному шоку проводятся ретроспективно, а не прогностически.Неудовлетворенные ожидания приезжего, которые не соответствуют новой обстановке, нередко также считаются причинами возникновения культурного шока. Однако, связь между этими ожиданиями и адаптацией не доказана.Культурный шок часто вызывается негативными событиями и нарушением обыденного распорядка. Однако, измерить эти события и установить причинность является сложной задачей. С одной стороны, сами пострадавшие могут быть виновниками негативных событий, а с другой стороны, эти события заставляют страдать этих людей.Ценностные различия, вызванное непониманием и конфликтами, также, как полагается, вызывают культурный шок. Культурный шок также связан с недостатком социальных навыков, что делает приспособление более сложным для социально неадекватных или неопытных людей. Однако такое понимание преуменьшает роль личности и социализации, и в нем скрыт этноцентризм.В данном контексте, отсутствие социальной поддержки, что подтверждается в теориях привязанности, является основной причиной культурного шока. Однако, вопрос количественной оценки социальной поддержки или разработки процедуры, чтобы проверить и обосновать такое утверждение, представляет собой некоторые трудности [11].Среди внутренних факторов, определяющих характер протекания культурного шока, преобладают индивидуальные характеристики и особенности человека, такие как возраст, пол, образование и черты характера. По мнению исследователей, возраст является основной и критической составляющей адаптации к другой культуре.С возрастом возникают определенные сложности в интеграции человека в новую культурную систему, которые проявляются в более сильной и продолжительной форме культурного шока и медленном восприятии ценностей и образцов поведения новой культуры. Адаптация детей дошкольного возраста проходит наименее болезненно, тогда как школьники сталкиваются с большими трудностями, а пожилые люди, в большинстве случаев, не способны адаптироваться к новому обществу.Ранее пол также считался одним из факторов, влияющих на сложность процесса адаптации и продолжительность культурного шока.Однако согласно последним исследованиям, среди успешно адаптировавшихся к «чужой» культуре людей, количество мужчин и женщин примерно одинаково, что не позволяет считать пол фактором, влияющим на продолжительность и интенсивность культурного шока.Важным аспектом в процессе адаптации является образовательный уровень индивида. Чем выше уровень образования, тем успешнее проходит адаптация. Причина этому заключается в том, что образование расширяет внутренний потенциал человека, усложняет его восприятие окружающей среды и делает его более открытым к изменениям и новым идеям.ЗаключениеВ данной работе был рассмотренфеномен культурного шока.Прежде всего, следует отметить, что культурный шок не является заболеванием, а скорее процессом обучения, несмотря на его неприятные и даже болезненные проявления. Однако стоит отметить, что культурный шок может быть связан с патологическими состояниями или вызывать реакции, которые представляют опасность для здоровья человека.В более широком смысле, культурный шок может быть отнесен к состоянию, выходящему за рамки ситуации «приезжий в другой стране». Люди, сталкивающиеся с радикальными изменениями в своей жизни, могут пройти через процесс адаптации или аккомодации, который напоминает культурный шок.Кроме того, на данный момент невозможно с точностью измерить процесс эволюции культурного шока или доказать гипотезы о точной (единственной) форме его протекания. Несмотря на это, культурный шок все еще обладает эвристической ценностью в качестве объяснительной модели.И, наконец, культурный шок является распространенным явлением, с которым в определенной степени сталкивается большинство людей в тот или иной момент своей жизни.В свете множества научных исследований, несомненно можно утверждать, что культурный шок занимает важное место в сфере культурной динамики. Это явление лишает привычных культурных стандартов однозначности, способствует обновлению традиционных культурных систем через внедрение инокультурных элементов. Такое взаимодействие различных культурных традиций и практик стимулирует инновационную активность и способствует изменениям в социальной структуре общества. Однако следует отметить, что культурный шок представляет собой сложное и неприятное состояние для человека. В процессе этого формирования исчезает разделение на «нас» и «них», вырабатывается терпимость к новому и непривычному. Главным результатом становится способность адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, где границы между странами имеют все меньшее значение, а важность приобретает прямой контакт между людьми.СписокиспользованнойлитературыАртановский С. Н. Понятие культуры в истории европейской мысли / С.Н. Артановский // Аналитика культурологии. – 2012. - № 24. – С. 6-10.Корсини Р. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_psychology/ (дата обращения: 21.12.2023).Кукушева Н.Э., Шерьязданова Г.Р. Феномен идентичности: специфика и аспекты понимания / Н.Э. Кукушева, Г.Р. Шерьязданова // Интерактивная наука. – 2018. - № 3 (25). – С. 77-78.Новикова О. С. Межкультурная компетентность в глобализирующемся мире / О.С. Новикова // Философия и космология. – 2009. - № 1(7). – С.205-213.Русских Л. В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. - № 2. – С. 178-180.Садохин А. П. Компетентностный подход в диалоге культур: сущность и базовые показатели / А. П. Садохин // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. – Москва : Изд-во РАГС, 2008. – С. 251-255.Садохин А. П. Культурология. Теория культуры / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 365 с.Садохин А. П. Межкультурная компетентность: понятия, структура, пути формирования / А.П. Садохин // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. - № 1. – С. 125-136.Хаджиев С. М., Нюдюрмагомедов А. Н. Культурные различия как основа поликультурного воспитания / С.М. Хаджиев, А.Н. Нюдюрмагомедов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. - № 4(58). – С. 67-70.Adler P.S. The transitional experience: An alternative view of culture shock / P.S. Adler // Journal of Humanistic Psychology. –1975,- № 15 (4) – Р. 13-23.Oberg K. Practical Anthropology / K. Oberg. – New Mexico,1960. – 24 р.

1. Артановский С. Н. Понятие культуры в истории европейской мысли / С.Н. Артановский // Аналитика культурологии. – 2012. - № 24. – С. 6-10.
2. Корсини Р. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_psychology/ (дата обращения: 21.12.2023).
3. Кукушева Н.Э., Шерьязданова Г.Р. Феномен идентичности: специфика и аспекты понимания / Н.Э. Кукушева, Г.Р. Шерьязданова // Интерактивная наука. – 2018. - № 3 (25). – С. 77-78.
4. Новикова О. С. Межкультурная компетентность в глобализирующемся мире / О.С. Новикова // Философия и космология. – 2009. - № 1(7). – С.205-213.
5. Русских Л. В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. - № 2. – С. 178-180.
6. Садохин А. П. Компетентностный подход в диалоге культур: сущность и базовые показатели / А. П. Садохин // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. – Москва : Изд-во РАГС, 2008. – С. 251-255.
7. Садохин А. П. Культурология. Теория культуры / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 365 с.
8. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: понятия, структура, пути формирования / А.П. Садохин // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. - № 1. – С. 125-136.
9. Хаджиев С. М., Нюдюрмагомедов А. Н. Культурные различия как основа поликультурного воспитания / С.М. Хаджиев, А.Н. Нюдюрмагомедов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. - № 4(58). – С. 67-70.
10. Adler P.S. The transitional experience: An alternative view of culture shock / P.S. Adler // Journal of Humanistic Psychology. –1975,- № 15 (4) – Р. 13-23.
11. Oberg K. Practical Anthropology / K. Oberg. – New Mexico,1960. – 24 р.