Талант и наследственность в исследовании Ф.Гальтона

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 13 13 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 22.01.2024
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 2
Талант и наследственность в исследовании Ф.Гальтона 3
Побочный результат многолетних исследований 4
Выводы 15
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Сочетание процессов, содержания и результатов (этих трех составляющих интеллектуальной деятельности) формирует 120 свойств интеллекта. Модель Гилфорда представлена в виде куба, что и дало название самой модели.
Многие исследователи считают разделение дивергентного и конвергентного мышления "главным достижением" Гилфорда. Дивергентное мышление связано с генерацией множественных решений на основе однозначных данных и, по словам Гилфорда, является основой креативности. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно правильного результата и диагностируется с помощью обычных тестов интеллекта. Недостатком модели Гилфорда является несоответствие результатов большинства факторных аналитических исследований. Изобретенный Гилфордом алгоритм "самовращения" факторов, который "втискивает" данные в "прокрустово ложе" его модели, подвергается критике практически всеми исследователями интеллекта."
Пожалуй, самая известная модель интеллекта в современной психологии была предложена американским исследователем Р.Киттелем, хотя эту модель лишь условно можно отнести к набору предустановленных иерархических моделей.
Р. Киттл предположил, что G-фактор состоит из двух общих факторов, называемых жидким интеллектом (Q) и кристаллизованным интеллектом (Q). Хотя Кейтель выделил пять факторов второго порядка, два из которых, с его точки зрения, представляют компоненты Г. Кейтеля из Спирмена, как и Спирман, он понимает суть интеллекта как понимание взаимоотношений и зависимостей. Он рассматривает наличие двух детерминант такого понимания взаимоотношений: естественных и приобретенных. Природные факторы способствуют тому, что процесс приобретения опыта и навыков для одних людей менее сложен, чем для других. Эти различия дают право говорить о жидком интеллекте, который, как считается, измеряется "бескультурными" тестами."
Для решения возникающих проблем человек использует жидкий интеллект, который в результате обучения приводит к возникновению и развитию кристаллизованного интеллекта, который формируется как своеобразный конденсат нашего опыта. Кристаллизованный интеллект варьируется в зависимости от культуры, вида деятельности, интересов человека и измеряется традиционными тестами IQ.
Любое проявление способностей, выраженное в деятельности, согласно Кейтелю, является функцией определенных факторов, относящихся к трем категориям.
1.Центральные (или общие) способности определяются структурными и функциональными характеристиками мозга и влияют на все когнитивные процессы; они являются основой подвижного интеллекта.
2. Локальные способности связаны как с врожденной, так и с приобретенной регуляцией сенсорных и моторных областей мозга. Такие способности обнаруживаются при выполнении задач, связанных с осуществлением слухового или зрительного восприятия, а также двигательной активности. Факторы, связанные с местными возможностями, оказывают более ограниченное влияние на успешность тестов, чем те, которые связаны с центральными возможностями.
3. Факторы-процессы тесно связаны с культурным опытом индивида. Они могут быть приобретенными (или вспомогательными, когнитивными навыками – интеллектуальными алгоритмами), а также профессионально-специализированными (приобретенные навыки для достижения цели). Согласно Кейтелю, они относятся к кристаллизованному интеллекту.
Центральные и локальные способности классифицируются как "ограниченные способности", поскольку они в некоторой степени ограничивают эффект обучения; они обусловлены природой. Факторы-процессы - это инструментальные структуры, возникающие в результате взаимодействия центральных и локальных способностей с культурным опытом индивида.
Предлагаемая сетево-факторная модель интеллекта Кейтеля, как подчеркивает сам автор, не совпадает с разделением способностей на условные и естественно приобретенные. Индивидуальный уровень факторов, относящихся к каждой из трех категорий одновременно, зависит от генетических, биологических факторов и факторов окружающей среды. Основное различие заключается в степени этой зависимости. Например, предполагается, что центральные способности минимально зависят от обучения.
На противоположном полюсе находятся факторы-процессы. Однако подвижный интеллект влияет на развитие каждого фактора-процесса; поэтому, что касается приобретенных навыков, индивидуальный уровень QF будет определять скорость их усвоения. Локальные способности располагаются между центральными возможностями и операционными факторами, формируются как за счет окружающей среды, так и за счет наследственности. Они также влияют, хотя и в меньшей степени, на развитие факторов-процессов. На первый взгляд, можно решить, что теория раскрывает взаимодействие окружающей среды и наследственности в формировании интеллекта. Но это взаимодействие приводит лишь к появлению факторов – процессов, которые формируют кристаллизованный интеллект, обусловленный опытом и обучением. Главной целью является естественный интеллект, который определяет и ограничивает развитие "приобретенного" интеллекта. Более того, естественный интеллект не является обязательным условием, силой; его можно измерить таким же образом, как и кристаллизованный интеллект. Убежденность Кейтеля в том, что возможно создать независимые от культуры тесты интеллекта, во многом определила его теоретические выводы. Иногда замечается, что Кейтель как бы "делит" интеллект: он зависит от наследственности и зависит от окружающей среды. На самом деле это разделение носит скорее внешний характер. Не следует думать, что кристаллизованный интеллект - это прежде всего социальное приобретение. Кейтель считает, что контроль качества, так же как и QF, определяется генетически, только первые составляют около 70%, а вторые - 90%."
Доктор HP рассматривает развитие интеллектуальных способностей несколько по-другому, выдвигая идею интеллектуалов А и В. Мысль А - это потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей человека. Когда потенциальный интеллект взаимодействует с окружающей средой, интеллект становится активным. Оценить "результирующий" интеллект можно, только наблюдая за тем, как человек выполняет мыслительные процессы.
Когнитивные модели интеллекта лишь частично относятся к психологии способностей, поскольку их авторы подразумевают под термином "интеллект" не свойство психики, а определенную систему когнитивных процессов, обеспечивающих решение проблем. Исследователи когнитивной ориентации крайне редко обращаются к проблемам индивидуальных различий и прибегают к данным психологии измерений.
Исследователи выводят индивидуальные различия в успешности выполнения задач из характеристик индивидуальной структуры, обеспечивающей процесс обработки информации. Как правило, аналитические данные работника используются для верификации когнитивных моделей, то есть они являются как бы промежуточным звеном, соединяющим аналитические концепции работника и общепсихологические концепции.

Выводы
Во всех этих направлениях были обнаружены, зафиксированы и описаны эти ментальные образования, которые контролируют и регулируют способы, которыми человек воспринимает, понимает и интерпретирует события. Конкретные проявления интеллектуальной деятельности, личностные характеристики и особенности социального поведения человека зависят от того, как устроены ментальные структуры. Таким образом, когнитивный подход расширяет трактовку понятия "интеллект". Многие ученые включают в интеллектуальные способности множество дополнительных внешних факторов (когнитивных по своей природе).

Список литературы
1. Бурлaчук Л.Ф. Психодиaгностика: Учебник для вузoв. – СПб.: Питер, 2005. - 351 с.
2. Дружинин В.Н. Психолoгия общих способностей. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.
3. Ковaленко Е.М. Особеннoсти когнитивной дифференцировaнности, интеллектуального и личностного рaзвития студентов среднего медицинсoго учебного заведения: Дис. …канд. психол. наук: 19.00.01 – М., 2005. – 178 с.
4. Gаrdner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligеnce. N.Y., 1983.
5. Guilford J.P. The nаture of humаn Intelligence. - N.Y., 1967.
6. Hebb D.O. Psychologie: science modеme, Montreаl, Les Editions HRW Ltee, 1974.
7. Thurstone L. Primаry mental abilities. - Chicago а. London, 1969.
8. Vernоn Ph.E. The structure of humаn abilities. - L., 1971.








16

Список литературы
1. Бурлaчук Л.Ф. Психодиaгностика: Учебник для вузoв. – СПб.: Питер, 2005. - 351 с.
2. Дружинин В.Н. Психолoгия общих способностей. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.
3. Ковaленко Е.М. Особеннoсти когнитивной дифференцировaнности, интеллектуального и личностного рaзвития студентов среднего медицинсoго учебного заведения: Дис. …канд. психол. наук: 19.00.01 – М., 2005. – 178 с.
4. Gаrdner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligеnce. N.Y., 1983.
5. Guilford J.P. The nаture of humаn Intelligence. - N.Y., 1967.
6. Hebb D.O. Psychologie: science modеme, Montreаl, Les Editions HRW Ltee, 1974.
7. Thurstone L. Primаry mental abilities. - Chicago а. London, 1969.
8. Vernоn Ph.E. The structure of humаn abilities. - L., 1971.