Организация и технология отбора детей в избранном виде спорта.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 23.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 5
1.1. Понятие спортивного отбора 5
1.2. Особенности спортивного отбора в рамках многолетней спортивной подготовки 7
1.3. Характеристика критериев спортивного отбора 11
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 16
2.1. Современные методы спортивного отбора 16
2.2. Характеристика отдельных методов проведения спортивного отбора 18
2.3. Оценка эффективности отдельных методов проведения спортивного отбора с точки зрения прогноза спортивных результатов 21
ВЫВОДЫ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
В игровых видах спорта отмечается усложнение пальцевых узоров, увеличение гребневого счета [6].Е.А. Колиненко, А.А. Ашарина на примере гимнасток-художниц показывает, что на начальном этапе спортивного отбора для занятий художественной гимнастикой не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в виде спорта. Но современные методы диагностики индивидуальных задатков в биологическом развитии начинающих спортсменов позволяют их определить для индивидуальной спортивной предрасположенности, а значит, и спортивную ориентацию и спрогнозировать достижение высокого спортивного результата [9]. М.Г. Ткачук, А.Г. Левицкий, С.Х. Сажидов, А.А. Соболев считают, что важность и необходимость изучения морфофункциональных параметров как критериев прогнозирования индивидуальных возможностей единоборцев на различных этапах спортивной подготовки не вызывает сомнения. Исследования последних лет доказывают, что недостаточный учет влияния морфофункциональных показателей в тренировочном процессе может стать причиной замедления роста спортивного мастерства и не позволит достичь его прогнозируемого уровня. В исследовании приняло участие 72 спортсмена, специализирующихся в дзюдо и вольной борьбе. В результате исследования были определены морфофункциональные особенности, характерные для единоборцев разного стиля и разного уровня спортивного мастерства, что позволяет использовать их в качестве критериев успешной соревновательной деятельности при отборе в сборные команды России по дзюдо и вольной борьбе [26].Психологические методы также крайне важны. Так, В.В. Дубинецкий, В.А. Крестьянников изучают прогностические возможности психологических показателей спортсменов, занимающихся регби. Авторы указывают, что в части психологической подготовки кандидат должен уметь выполнять следующее – управлять своим психологическим состоянием, обладать сильными морально-волевыми качествами, быть рискованным, когда это необходимо, выполнять все указания тренера, выполнять различные трудные упражнения, которые требуют проявления волевых качеств [7].А.В. Родин считает, что в теории и практике спортивных исследований социально-психологический контроль определяется как изучение особенностей личности спортсменов, их психического состояния и подготовленности, общего микроклимата и условий тренировочной и соревновательной деятельности. Уровень социально-психологических взаимодействий в команде во многом определяет эффективность игровых действий спортсменов в экстремальных условиях соревновательной борьбы. В связи с этим весьма актуальным является определение ведущих критериев социально-психологического отбора квалифицированных спортсменов в команды по спортивным играм [20].Н.А. Ларин, С.С. Мирошниковасчитают, что неотъемлемой частью жизни любого спортсмена является риск. Современные социальные тенденции в мире, не могут не отражаться на системе спортивной подготовки и объективно приводят к расширению рискового пространства, что влечет за собой увеличение тех последствий, которые будут значимыми для самого спортсмена. В этой связи исследования риска как феномена, являющегося атрибутом спортивной деятельности, имеют неоспоримое теоретическое и прикладное значение. Полученные результаты исследования свидетельствовали о корреляции таких характеристик личности как уровень импульсивности и склонность к рискованному поведению. Авторами обосновывается необходимость использования склонности к необоснованному риску в качестве критерия спортивного отбора [12].ВЫВОДЫПодготовка и развитие высококлассных спортсменов – это сложный процесс, который зависит от множества факторов. Одним из таких факторов является отбор одаренных детей и подростков с ориентацией на спорт. Спортивный отбор представляет собой набор действий, направленных на определение природного склонности ребенка к определенному виду спортивной деятельности. Этот процесс является многоэтапным и длительным, и его эффективность зависит от обеспечения комплексной методики оценки личности спортсмена на протяжении всего периода подготовки. Спортивный отбор – это многоэтапное мероприятие. На первом этапе отбора проводится широкий анализ группы детей в возрасте от 6 до 10 лет с целью определения их предпочтений в сфере спорта. В соответствии с возрастом, установленным для определенного вида спорта, дети принимаются в группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ. Как критерии для выбора спортивной дисциплины используются данные из медицинского обследования, оценка антропометрических показателей и оценка перспективного потенциала. На втором этапе отбора выявляются школьники с выдающимися спортивными способностями для включения их в учебно-тренировочные группы и группы, направленные на развитие спортивного мастерства. Этот отбор проходит в течение последнего учебного года в группах начальной подготовки согласно следующим критериям – выявление состояния здоровья; выполнение контрольно-поверочных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и представленных в программах спортивных школ, проведение антропометрических измерений, определение темпов роста физических качеств и спортивных результатов.В процессе третьего этапа отбора, который направлен на поиск перспективных спортсменов и зачисление их в олимпийские подготовительные центры, спортивные школы проводят комплексное обследование соревновательной деятельности спортсменов. Это обследование включает экспертную оценку и последующее тестирование во время республиканских соревнований для юношеских возрастных групп. Именно в этом возрасте формируются группы для спортивного развития.Четвертый этап отбора включает проведение сборов для наблюдения и тренировки в каждом олимпийском виде спорта. Отбор кандидатов осуществляется с учетом таких критериев как спортивно-технических результатов и их динамики в течение годов подготовки, оценка степени усвоения выполнения наиболее сложных элементов в экстремальных условиях, оценка технической готовности и способности спортсмена справляться с факторами, мешающими достижению успеха в соревновательной деятельности.Для достижения наилучших результатов на каждом этапе тренировки должны использоваться различные методы исследования, включая такие наиболее важны как педагогические, медико-биологические, психологические и др.Педагогические методы позволяют оценить степень развития физических способностей, координации и навыков юных атлетов. Медико-биологические подходы позволяют выявить морфофункциональные характеристики, физическое развитие и состояние анализаторных систем организма спортсмена, а также его здоровье. Психологические методы помогают определить характеристики психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и командных задач в ходе спортивных соревнований, а также оценить психологическую совместимость спортсменов при выполнении задач, которые ставит перед ними спортивная команда.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБосенко А.И. Критерии отбора девочек для занятий спортивной гимнастикой / А.И. Босенко, А.П. Чустрак, М.М. Шерстюк, К.В. Кобусь // ВеснікМазырскагадзяржаўнагапедагагічнагаўніверсітэтаімя І. П. Шамякіна, 2019. – № 1 (53). – С. 72-77.БыковН.Н.. Совершенствование спортивного отбора в циклических видах спорта / Н.Н. Быков // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Сборник материалов XXIII Всероссийской научно-практической конференции, 2020. – С. 286-289.Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Вкасильков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 379 с.Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.ГавердовскийЮ.К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник. В 2 т. Т. 1. – 2-е изд. / Ю.К. Гавердовский. – М.: Советский спорт, 2021. – 368 с.ГоготоваВ.Л. Медико-биологические основы отбора в спортивное плавание (литературный обзор) / В.Л. Гоготова, И.Т. Корнеева, С.Д. Поляков // Лечебная физкультура и спортивная медицина, 2009. – № 10 (70). – С. 25-36.ДубинецкийВ.В. Критерии отбора юниоров в группу спортивного совершенствования регби-7 / В.В. Дубинецкий, В.А. Крестьянников // Вопросы педагогики, 2022. – № 1-1. – С. 80-82.Захарьева Н.Н. Прогностическое значение физиологического тестирования для спортивного отбора перспективах гимнасток-художниц высокой квалификации / Н.Н. Захарьева, Е.Н. Яшкина // Теория и практика физической культуры, 2017. – № 1. – С. 75-77.КолиненкоЕ.А. Спортивный отбор как показатель перспективности в художественной гимнастике / Е.А. Колиненко, А.А. Ашарина // Физическая культура и спорт в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016. – С. 143-147.КорхА.Я. Книга спортсмена, тренера и команды единомышленников / А.Я. Корх, В.А. Корх, Н.Л. Корх. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 367 с.КостючикИ.Ю. Современные медико-биологические аспекты отбора и контроля спортивной подготовленности: взгляд с позиции антропологии и физиологии / И.Ю. Костючик // Здоровье для всех, 2022. – № 1. – С. 66-71.Ларин Н.А. Склонность к риску как критерий спортивного отбора / Н.А. Ларин, С.С. Мирошникова // Научное обозрение, педагогические науки, 2019. – № 5-2. – С. 63-66.НеверковичС.Д. Спортивная деятельность: психические состояния, диагностика, отбор / С.Д. Неверкович, У.Ш. Сундетова // Теория и практика физической культуры, 2003. – № 5. С. 43-46.Николаев Г.М. Психолого-педагогические основы спортивного отбора и ориентации / Г.М. Николаев // Школа будущего, 2021. – № 1. – С. 44-51.ОгородниковаЛ.А. Тактическая одаренность как критерий спортивного отбора / Л.А. Огородникова // Ярославский педагогический вестник, 2012. Т. 2. – № 1. – С. 254-257.Платонов В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм: отечественный и зарубежный опыт: история и современность / В.Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2010. – 308 с.Попова И.Е. Критерии спортивного отбора в легкую атлетику / И.Е. Попова // Проблемы и достижения современной науки, 2020. – № 1 (7). – С. 14-16.Приказ Министерства спорта России от 24.10.2012 года № 325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minsporta-rossii-ot-24102012-n-325/ (дата обращения: 24.12.2023).Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 25.08.2020 года № 636 «Об утверждении методических рекомендаций о механизмах и критерия отбора спортивно-одаренных детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565612074 (дата обращения: 24.12.2023).Родин А.В. Критерии социально-психологического отбора квалифицированных спортсменов в команде по спортивным играм / А.В. Родин // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в детско-юношеском и адаптивном спорте, 2017. – С. 97.Семенова Г.И. Спортивная ориентация и отбор: учебное пособие для вузов / Г.И. Семенова; под научной редакцией И.В. Еркомайшвили. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 105 с.Сергиенко Л.П. Спортивный отбор волейболистов: морфологические и педагогические критерии определения двигательной одаренности (сообщение 1) / Л.П. Сергиенко, А.В. Абликова // Слобожанський научно-спортивный вестник, 2016. – №1 (51). – С. 87-98.Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л.П. Сергиенко. – М.: Советский спорт, 2013. – 1048 с.Серова Л.К. Этапы спортивного отбора / Л.К. Серова, Д.Р. Худайназарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2017. – № 1 (143). – С. 184-189.СиразетдиноваР.Э. Морфологические особенности как критерии спортивного отбора в единоборствах / Р.Э. Сиразетдинова, М.А. Негашева, Э.А. Бондарева // Человек. Спорт. Медицина, 2021. – Т. 21. – № 4. – С. 42-48.Ткачук М.Г. Морфофункциональные показатели спортсменов как фактор успешной соревновательной деятельности в единоборствах / М.Г. Ткачук, А.Г. Левицкий, С.Х. Сажидов, А.А. Соболев // Спорт, человек, здоровье. Материалы XI Международного Конгресса, 2023. – С. 732-734.УгольковаЕ.Р. Спортивный отбор и его теоретические аспекты, спортивный отбор на этапе углубленной специализации / Е.Р. Уголькова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2020. – № 2 (180). – С. 426-430.Цзинь Ц. Психологические критерии спортивного отбора в баскетболе / Ц. Цзинь // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры, 2021. – №24. – С. 172-177.Чернов С.В. Этапы развития и теории спортивного отбора / С.В. Чернов, Л. Хаусань, Л. Вэйань, М.Ш. Шаиков, А.А. Макарова, Ю.О. Аверясова // Международный электронный журнал, устойчивое развитие: наука и практика, 2019. – № 5 (22). – С. 270-278.ЧесноА.В. Критерии спортивного отбора бегунов 12-13 лет на различные дистанции / А.В. Чесно, Е.Ю. Федорова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2020. – № 4. – С. 115-120.
2. Быков Н.Н.. Совершенствование спортивного отбора в циклических видах спорта / Н.Н. Быков // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Сборник материалов XXIII Всероссийской научно-практической конференции, 2020. – С. 286-289.
3. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Вкасильков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 379 с.
4. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
5. Гавердовский Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник. В 2 т. Т. 1. – 2-е изд. / Ю.К. Гавердовский. – М.: Советский спорт, 2021. – 368 с.
6. Гоготова В.Л. Медико-биологические основы отбора в спортивное плавание (литературный обзор) / В.Л. Гоготова, И.Т. Корнеева, С.Д. Поляков // Лечебная физкультура и спортивная медицина, 2009. – № 10 (70). – С. 25-36.
7. Дубинецкий В.В. Критерии отбора юниоров в группу спортивного совершенствования регби-7 / В.В. Дубинецкий, В.А. Крестьянников // Вопросы педагогики, 2022. – № 1-1. – С. 80-82.
8. Захарьева Н.Н. Прогностическое значение физиологического тестирования для спортивного отбора перспективах гимнасток-художниц высокой квалификации / Н.Н. Захарьева, Е.Н. Яшкина // Теория и практика физической культуры, 2017. – № 1. – С. 75-77.
9. Колиненко Е.А. Спортивный отбор как показатель перспективности в художественной гимнастике / Е.А. Колиненко, А.А. Ашарина // Физическая культура и спорт в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016. – С. 143-147.
10. Корх А.Я. Книга спортсмена, тренера и команды единомышленников / А.Я. Корх, В.А. Корх, Н.Л. Корх. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 367 с.
11. Костючик И.Ю. Современные медико-биологические аспекты отбора и контроля спортивной подготовленности: взгляд с позиции антропологии и физиологии / И.Ю. Костючик // Здоровье для всех, 2022. – № 1. – С. 66-71.
12. Ларин Н.А. Склонность к риску как критерий спортивного отбора / Н.А. Ларин, С.С. Мирошникова // Научное обозрение, педагогические науки, 2019. – № 5-2. – С. 63-66.
13. Неверкович С.Д. Спортивная деятельность: психические состояния, диагностика, отбор / С.Д. Неверкович, У.Ш. Сундетова // Теория и практика физической культуры, 2003. – № 5. С. 43-46.
14. Николаев Г.М. Психолого-педагогические основы спортивного отбора и ориентации / Г.М. Николаев // Школа будущего, 2021. – № 1. – С. 44-51.
15. Огородникова Л.А. Тактическая одаренность как критерий спортивного отбора / Л.А. Огородникова // Ярославский педагогический вестник, 2012. Т. 2. – № 1. – С. 254-257.
16. Платонов В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм: отечественный и зарубежный опыт: история и современность / В.Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2010. – 308 с.
17. Попова И.Е. Критерии спортивного отбора в легкую атлетику / И.Е. Попова // Проблемы и достижения современной науки, 2020. – № 1 (7). – С. 14-16.
18. Приказ Министерства спорта России от 24.10.2012 года № 325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minsporta-rossii-ot-24102012-n-325/ (дата обращения: 24.12.2023).
19. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 25.08.2020 года № 636 «Об утверждении методических рекомендаций о механизмах и критерия отбора спортивно-одаренных детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565612074 (дата обращения: 24.12.2023).
20. Родин А.В. Критерии социально-психологического отбора квалифицированных спортсменов в команде по спортивным играм / А.В. Родин // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в детско-юношеском и адаптивном спорте, 2017. – С. 97.
21. Семенова Г.И. Спортивная ориентация и отбор: учебное пособие для вузов / Г.И. Семенова; под научной редакцией И.В. Еркомайшвили. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 105 с.
22. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор волейболистов: морфологические и педагогические критерии определения двигательной одаренности (сообщение 1) / Л.П. Сергиенко, А.В. Абликова // Слобожанський научно-спортивный вестник, 2016. – №1 (51). – С. 87-98.
23. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л.П. Сергиенко. – М.: Советский спорт, 2013. – 1048 с.
24. Серова Л.К. Этапы спортивного отбора / Л.К. Серова, Д.Р. Худайназарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2017. – № 1 (143). – С. 184-189.
25. Сиразетдинова Р.Э. Морфологические особенности как критерии спортивного отбора в единоборствах / Р.Э. Сиразетдинова, М.А. Негашева, Э.А. Бондарева // Человек. Спорт. Медицина, 2021. – Т. 21. – № 4. – С. 42-48.
26. Ткачук М.Г. Морфофункциональные показатели спортсменов как фактор успешной соревновательной деятельности в единоборствах / М.Г. Ткачук, А.Г. Левицкий, С.Х. Сажидов, А.А. Соболев // Спорт, человек, здоровье. Материалы XI Международного Конгресса, 2023. – С. 732-734.
27. Уголькова Е.Р. Спортивный отбор и его теоретические аспекты, спортивный отбор на этапе углубленной специализации / Е.Р. Уголькова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2020. – № 2 (180). – С. 426-430.
28. Цзинь Ц. Психологические критерии спортивного отбора в баскетболе / Ц. Цзинь // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры, 2021. – №24. – С. 172-177.
29. Чернов С.В. Этапы развития и теории спортивного отбора / С.В. Чернов, Л. Хаусань, Л. Вэйань, М.Ш. Шаиков, А.А. Макарова, Ю.О. Аверясова // Международный электронный журнал, устойчивое развитие: наука и практика, 2019. – № 5 (22). – С. 270-278.
30. Чесно А.В. Критерии спортивного отбора бегунов 12-13 лет на различные дистанции / А.В. Чесно, Е.Ю. Федорова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2020. – № 4. – С. 115-120.