Роль Ренэ Декарта в формировании рефлекторной теории.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 15 15 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 24.01.2024
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Рефлекторная теория и ее основные принципы 3
Роль Ренэ Декарта в формировании рефлекторной теории 4
Заключение 13
Выводы 14
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Это означает, что каждый может чувствовать и видеть всю картину мира по-своему, и это во многом зависит от физиологии, то есть от того, как импульсы передаются и интерпретируются нервной системой. Условные рефлексы, примеры которых все помнят со школьной скамьи, являются не более чем индивидуальными и приобрели со временем базовый набор у одного и того же человека, то есть они не распространяются на окружающих и их модель мира. А условные рефлексы - это чистая физиология, которая в то же время оказывает решающее влияние на нервную систему.
Значительное влияние на создание Декартом своей теории инверсии оказало открытие Гарвеем процесса кровообращения. Декарт думал о прохождении нервного импульса по аналогии с прохождением крови по кровеносным сосудам. Считалось, что все тело пронизано нервами, которые берут начало в головном мозге и идут ко всем частям тела. Представьте себе нервы в виде тонких нитей, окруженных оболочкой, похожей на трубку. В дополнение к нитям, эти трубки содержат "духи животных" – наиболее подвижные и легкие частицы крови, которые отфильтровываются от других молекул в головном мозге (органов, которые "не обладают никаким другим свойством, кроме того, что они очень маленькие и двигаются очень быстро"). Через поры в мозге животные духи могут перемещаться к нервам, а от них к мышцам, так что тело способно выполнять различные движения. При внешнем воздействии на нервные окончания натяжение нити открывает клапаны, и животные духи перемещаются из одной трубки в другую, направляясь к соответствующим мышцам, раздувая их, что приводит к их укорочению и сжатию. Таким образом, проследив путь, который проходят духи животных по нервам от рецепторов к мозгу и затем к мышцам, Декарт фактически дал описание рефлекторной дуги. Таким образом, с учением Декарта в психологии утвердился новый тип детерминизма – механистический детерминизм.
Декарт объяснял все многообразие человеческих поступков и поведения движением животных духов. Движения животных духов внутри мозга осознаются душой, по его мнению, в виде ощущений, восприятий и репрезентаций. Декарт объяснил изменение в поведении животных духов (отсюда и изменение поведения) двумя причинами – привычкой, или упражнением, и влиянием духа.
Обсуждая возможность изменения хода рефлекса, то есть возможность обучения и формирования желаемого поведения, Декарт использовал понятие корреляции, введенное Аристотелем. Однако, если ассоциации Аристотеля в основном связаны с работой органов чувств, то Декарт распространяет ассоциации на поведение, говоря о взаимосвязи между двумя действиями или поступком и образом объекта. Таким образом, выстрел, который вызывает естественное движение - убежать, спрятаться, может изменить свою функцию во время тренировки, например, у солдата он становится сигналом к атаке, а у охотничьей собаки - сигналом к поиску дичи. Такое изменение в поведении не связано с влиянием духа и происходит потому, что ассоциации, возникающие в результате физических упражнений или привычки, деформируют клапаны (поры) мозга в результате натяжения каких-то "нитей". Это приводит к нарушению естественного движения животных духов, они перемещаются в новом направлении и входят в другую мышцу, вызывая соответственно другое движение. Идеи, описанные Декартом, были более подробно воплощены в ассоциативной теории Хартли. Такие изменения в поведении, как уже было сказано, происходят без вмешательства души, в то время как влияние эмоций на деятельность связано с деятельностью души.



Заключение
Первоначальное методологическое правило Декарта было следующим: "то, что мы испытываем в себе таким образом, что можем распознать это в неодушевленных телах, должно быть приписано только нам самим". В этом контексте неодушевленные тела должны были быть не объектами неорганической природы, а механическими структурами, автоматами, построенными человеком. человеческие руки. После того, как он поднял вопрос о том, как далеко простирается вероятность моделирования процессов чувствования, памяти и т.д. Чисто механическими средствами. Декарт приходит к выводу, что есть только два признака человеческого поведения, которые невозможно смоделировать: речь и интеллект. Декарт, основываясь на принципе отражения, пытается объяснить такую фундаментальную особенность поведения живых тел, как их способность к обучению. Из этой попытки выросли идеи, дающие право считать Декарта одним из пионеров корреляций. "Когда собака видит камень, она, естественно, бросается на него, а когда она слышит пулю, ее голос, естественно, побуждает ее убегать. Но, тем не менее, полицейских собак обычно натаскивают на то, чтобы вид куропатки заставлял их останавливаться, а звук выстрела, который они слышат при отстреле куропатки, заставлял их забираться в нее. Полезно знать это для того, чтобы научиться контролировать свою страсть. Но поскольку, приложив определенные усилия, можно изменить движения мозга у безмозглых животных, очевидно, что у людей это может быть сделано гораздо лучше, и люди, даже со слабой душой, могут получить исключительно неограниченную власть над всеми своими эмоциями, если они будут достаточно стараться дисциплинировать их и направлять. "Столетие спустя предположение о том, что связи мышечных реакций с вызываемыми ими ощущениями могут быть изменены, перекроены, придавая тем самым поведению желаемое направление, ляжет в основу материальной ассоциативной психологии Хартли. Определяя место своей концепции среди других систем, Хартли писал: "Мне кажется, что Декарт преуспел бы в осуществлении своего плана в форме, предложенной в начале его трактата о человеке, если бы он вообще обладал достаточным количеством фактов из области анатомии, физиологии, патологии и философия.". Хартли казалось, что Декарт не мог постоянно осуществлять свой план из-за отсутствия фактов. Истинные причины противоречия Декарта, его двойственности (которая отчетливо проявляется в идее двойной детерминации поведения: со стороны души и со стороны внешних раздражителей) носили системный характер. Учение о механической основе поведения живых тел, разработанное Декартом, которое произвело революцию в умах естествоиспытателей, освободило изучение нервно-мышечной системы и ее функций от идеалистических заблуждений.

Выводы
Придя к своим выводам, я поняла, что поведением человека можно управлять, его можно моделировать. Почти все системы организма поддаются созданию рефлексов. Декарт подчеркивал, что только речь и интеллект могут бросить вызов моделированию. Таким образом, исследователь попытался объяснить процесс обучения, именно поэтому он считается одним из предшественников ассоциационизма. Декарт считал, что важность этого знания заключается в том, что оно позволяет человеку контролировать свои эмоции. В конце концов, если возможно научить этому животных, у которых есть мозг, но нет разума, то тем более людей, которые могут запрограммировать себя и изменить свое отношение.









Список использованной литературы
Ждан А.Н. История психологии. М., 1997.
Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1991.
Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 266-267.
Р.Декарт. Правила для руководства ума. Пер. М.Гарнцева. http://philosophy.ru/library/descartes/rukov.html
Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991. С. 5.
Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
Ибн Сына. Канон врачебной науки. Ташкент, 1954. Кн.1. .
Павлов И.П. Поли. собр. соч.: В 6 т. М.; Л., 1951. Т. 3.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1, 2.
Сеченов ИМ. Избранные произведения.: В 2 т. М., 1958. Т. 2.
Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.










13

1. Ждан А.Н. История психологии. М., 1997.
2. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1991.
3. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
4. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 266-267.
5. Р.Декарт. Правила для руководства ума. Пер. М.Гарнцева. http://philosophy.ru/library/descartes/rukov.html
6. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991. С. 5.
7. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
8. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
10. Ибн Сына. Канон врачебной науки. Ташкент, 1954. Кн.1. .
11. Павлов И.П. Поли. собр. соч.: В 6 т. М.; Л., 1951. Т. 3.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1, 2.
13. Сеченов ИМ. Избранные произведения.: В 2 т. М., 1958. Т. 2.
14. Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.