Проблемы социальной поддержки ветеранов
Заказать уникальную дипломную работу- 74 74 страницы
- 42 + 42 источника
- Добавлена 02.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ 9
1.1. Социальная поддержка ветеранов: содержание и особенности 9
1.2. Правовые основы социальной поддержки ветеранов 26
ГЛАВА 2. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ 32
2.1. Виды мер социальной поддержки ветеранов 32
2.2. Меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной Войны как отдельная категория ветеранов 40
2.3. Анализ текущего состояния социальной поддержки ветеранов 44
2.4. Актуальные проблемы социальной поддержки ветеранов и рекомендации по ее совершенствованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Как отмечалось выше, правовой статус всех категорий ветерановопределяются Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5 – ФЗ «О ветеранах». Данный закон устанавливает необходимые меры социальной поддержки, чтобы создать достойные условия жизни и активную деятельность для ветеранов, обеспечивает почет и уважение в обществе за их труд и воинский долг. Целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» и ввести для ветеранов боевых действий такие дополнительные меры, как досрочное назначение страховой пенсии, если они уже имеют соответствующий страховой стаж не менее 25 и 20 лет, при этом возраст для женщины должен быть 50 лет, а для мужчин -55 лет. Также важно изменить порядок индексации ежемесячной выплаты. Стоит учитывать, что размер такой выплаты должен индексироваться не менее одного раза в год, поэтому процент индексации должен составлять 1% и всегда опережать темп роста цен. Вопросы, касающиеся обеспечения жильем нуждающихся ветеранов боевых действий, которые содержатся в Федеральном законе «О ветеранах» (ст. 16), требуют также изменений, так как они нарушают права тех ветеранов, которые встали на учет после 1 января 2005 года и носят полностью дискриминирующий характер. По действующему закону меры социальной поддержки в виде получения жилья распространяются не на всех ветеранов боевых действий, а лишь на тех, кто встал на учет в качестве нуждающегося в жилище до 1 января 2005 года, а остальные, соответственно, не имеют права претендовать на такой вид меры из-за даты постановки на учет позднее установленного срока. Чтобы все ветераны могли на равных условиях реализовать свое право на улучшение жилищных условий, необходимы изменения в данный закон, а именно продлить срок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилище граждан до 1 января 2025 года. Такой подход поспособствовало бы восстановлению социальной справедливости, оказанию поддержки в обеспечении всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, независимо от того, когда они встали на учет. Подводя итоги по 2 главе, можно сделать следующие выводы. Социальная поддержка ветеранов играет важную роль в обеспечении достойных условий для их жизни и успешной реабилитации после военной со и длительной трудовой деятельности. С связи с этим политика социальной поддержки должна постоянно совершенствоваться, так как именно это является главной стратегической задачей государства. Считаю, что разработанные мною рекомендации помогут в улучшении условий жизни, развитии потенциала и успешной реабилитации всех ветеранов.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.Проблема социальной поддержки ветеранов является самой актуальной в настоящее время и требует особого внимания общества и государства, поскольку в современном обществе многие ветераны после окончания службы либо выхода на пенсию по возрасту либо по иным другим причинам, испытывают трудности в адаптации к обычной жизни. Обеспечение надлежащего уровня здравоохранения и медицинского обслуживания ветеранов является одним из ключевых аспектов данной проблемы, так как многие из них нуждаются в долгосрочном реабилитационном процессе, лечении психологических и физических травм, а также и специализированном медицинском оборудовании. Недостаток финансирования и доступности медицинских услуг для ветеранов создают серьезные трудности и ухудшает их жизненные условия.Также от социальная поддержка ветерана должна включать в себя оказание помощи в осуществлении жилищных потребностей и обеспечении социальной защиты на должном уровне, так как некоторые из них сталкиваются с бездомностью либо живут в неблагоприятных условиях из - за отсутствия постоянного жилья и достаточных средств для существования. И чтобы такого не допустить, требуется принять активные меры для улучшения подобной ситуации путем обеспечения доступного жилья, а также оказания материальной поддержки.Помимо этого, большинство ветеранов сталкиваются с трудностями в получении образовании и поиски работы после выхода на пенсию либо окончание службы. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что отсутствует необходимой квалификации, знаний и навыков для нынешнего места работы, а также работодатели не всегда ценят опыт, полученный на месте службы. Поэтому для ветеранов целесообразно создать и развивать программы профессиональной переориентации и повышения их компетенции и оказывать им содействие при трудоустройстве в различные сферы деятельности. При этом общество и государство должны осознавать, что обеспечение социальной поддержки необходимо для создания благоприятных условий для полноценной и достойной жизни всех граждан.Таким образом, проблема социальной поддержки ветеранов требует системного и комплексного подхода со стороны государства и общества, для эффективного разрешения требует также активное участия каждого гражданина. Только совместными условиями и полной мобилизацией ресурсов можно создать условия для достойной жизни ветеранов и прекратить их социальное и экономическое уязвимое положение.Существуют несколько категорий ветеранов1. Ветераны Великой Отечественной войны представляют категорию людей, смело сражавшихся во имя защиты Отечества и обеспечения боеспособности воинских частей на территориях активных боевых действий. В данную категорию также включаются те, кто проходил службу или работал в тылу в период с 1941 по 1945 год, пробывшие там не меньше шести месяцев (исключая время проведенное на временно оккупированных территориях СССР) или были награждены орденами и медалями СССР.К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:- участники событий Великой Отечественной войны, включая тех, кто работал на различных объектах противовоздушной обороны и строительстве защитных сооружений, на военно-морских базах, аэродромах и других военных объектах в границах задней зоны фронтовых действий, операционных зон флотов, в ближнезащитных участках железнодорожных и автомобильных магистралей; также люди, находившиеся в составе экипажей судов транспортного флота, которые были интернированы в портах других государств в начале Великой Отечественной войны;- лица, которые награждены значком "Жителю блокадного Ленинграда";- люди, работавшие в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая время проведенное на временно оккупированных территориях СССР, а также те, которые были награждены орденами или медалями СССР за самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны.2. К ветеранам боевых действий относятся лица, которые служили на территории СССР, Российской Федерации и других стран. Эта категория включает в себя военнослужащих, в том числе и тех, кто ушел в запас или отставку, военнообязанных и призывников, а также полицейских и сотрудников органов безопасности, работников указанных органов, военных Министерств СССР и России, сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые были отправлены в другие страны органами государственной власти СССР и России и участвовали в боевых действиях в рамках исполнения своих обязанностей, а также тех, кто участвовал в боевых действиях на территории России в соответствии с решением органов государственной власти.Также сюда относятся военнослужащие, в запасе или находящиеся в отставке, полицейские и сотрудники органов безопасности, а также лица, участвовавшие в разминировании территорий и объектов на территории СССР и других стран с 1945 года по 1951 год, включая боевое траление с 1945 года по 1957 год.К категории ветеранов военной службы нужно отнести лиц, которые ранее служили в рядах Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации и других организаций, относящихся к военным. Кроме этого к данной категории относятся также военные, имеющие награды и почетные званиями СССР или Российской Федерации, а также обладающие ведомственными знаками отличия. Закон не обделяет правом на социальную поддержку лиц, получивших ранения и увечья в ходе несения военной службы, в следствии которого они стали инвалидами и лиц, находящихся в отставке либо уволенных с военной службы по иным причинам. Однако, важно отметить, что для попадания в программу политики социальной поддержки ветеранов и получения льгот и установленных выплат или иной помощи, они в обязательном порядке должны иметь стаж службы не менее 20 лет, такие требования распространяются на всех ветеранов военной службы.К категории ветеранов государственной службы социальную помощь могут получить лица, которые длительное время работали на должностях государственной службы Российской Федерации и СССР, имеющие государственные награды, почетные звания и ведомственные знаки отличия, также инвалиды, ставшие таковыми из-за полученных в ходе несения службы ранений или заболеваний. Кроме этого, ветеранами являются и лица, находящиеся в отставке и уволенные со службы по иным причинам, но для оформления и получения социальных выплат и льгот они должны иметь определенный стаж работы – это является обязательным требованием политики социальной поддержки ветеранов.К ветеранам труда законодательством отнесены люди, имеющие почетные звания и награды в труде, а также лица, начавшие работать перед началом войны (ВОВ) в не совершеннолетнем возрасте и на момент получения социальной поддержки имеющие стаж 40 и 35 лет, где 40 лет установлен для мужчин, а 35- для женщин). Для назначения пенсии и иных выплат, помимо этого и для получения социальных льгот они должны иметь определенное количество стажа, что является главным и основным требованием для участия в социальной политике и получения поддержки. Политика социальной поддержки ветеранов осуществляется по нескольким основным направлениям. Во-первых, для предоставления и оказания необходимых услуг ветеранам в государственных органах создаются специализированные структуры, занимающиеся вопросами социальной поддержки. Во -вторых, данными специализированными структурами осуществляются определенные меры, направленные на оказание помощи и поддержки для ветеранов и их членов семьи. В-третьих, из федерального и регионального бюджета выделяются денежные средства для реализации такой политики и для осуществления защиты ветеранов. Через средства массовой информации и телекоммуникации распространяется пропаганда честной военной службы и трудовой деятельности. Также в ближайшем будущем можно актуализировать значение государственных наград за военные и трудовые достижения и подвиги.Социальная политика ветеранов включает в себя несколько важных мер, которые положительно влияют на качество жизни ветеранов. 1.Согласно законодательству Российской Федерации ветеранам гарантируется выплаты пенсий и пособий.2.Финансовая помощь предоставляется со счета государственного бюджета.3.Предоставляется жилье и гарантируется компенсация на их содержание. 4.Помимо еще предоставляются льготы и преимущества при вступлении в жилищные и строительные кооперативы, а также садоводческие товарищества и объединения.5.Гарантируется оплата платежей по предоставлению коммунальных услуг.6.Качественное медицинское обслуживание со всеми обследованиями, в том числе и протезирование, реабилитация и адаптация.В Российской Федерации статус ветерана можно получить в нескольких случаях. Во – первых, если имеются заслуги в труде, особые знаки с отличием или если лицо имеет высокий трудовой стаж. Для того, чтобы стать ветераном труда нужно иметь длительный опыт работы, оформить и предоставить соответствующие документы в компетентные органы.Стаж работы может иметь различные требования.В случае наличия государственных наград, почетных званий, грамот, благодарностей Президента РФ или корпоративных наград, необходимый стаж для женщин составляет 20 лет, а для мужчин - 25 лет. Для государственных служащих требуется минимальное количество отработанных лет.Если нет соответствующих наград, то на момент получения социальных выплат и льгот у них должен быть 35 лет стажа работы – для женщин, 40 лет – для мужчин, при условии, что они трудились во время ВОВ.Ветеран труда свой статус получать лишь единожды и является постоянным. Его можно лишить только через суд, например, при обнаружении фальшивых документов.Статус может быть федеральным (действующим во всех регионах страны) или региональным (где ветеран может претендовать только на льготы, установленные региональными властями). Например, жители Мурманской области могут получить статус ветерана труда, если работали именно в этом регионе в течение 35 лет (для женщин) или 40 лет (для мужчин).В перечень льгот, которые применяются в отношении ветерана труда входят следующие:ежемесячная денежная выплата;пенсия;разовые пособия;компенсации оплаты жилья, ремонта, коммунальных услуг, топлива (при необходимости);медицинская помощь и протезно-ортопедическая помощь.Под участниками Великой Отечественной войны понимаются лица, который напрямую участвовали в боевых сражениях и служили в рядах армии СССР. К ним правильно отнести:1)Военнослужащих, которые несли службу в период с 1941 по 1945 года, в том числе и те, кто ушел в отставку либо был уволен;2)Работники всех государственных структур, которые выполняли задачи государства в интересах советской армии;3)Военнослужащие, которые в период времени с 1941 по 1945 года проходили военную службу в специализированных учебных заведениях, которые не являлись частью действующей армии, с учетом того, с учетом того, что стаж должен быть не менее 6 месяцев. Также к ним относятся даже те, кто был уволен по каким-либо причинам, либо ушко в отставку.4)Лица, которые награждены государственными наградами во время ВОВ;5)Лица, которые награждены медалями за оборону Ленинграда;6)Инвалиды с детства, которые получило ранения во время войны.Социальная защита ветеранов подразумевает оказание помощи в содержании жилья, помощь в оплате коммунальных услуг. Ветеранам жилье предоставляется по договорам социального найма либо государство предоставляет им субсидии для приобретения его в собственность. Право на получение жилья имеют не все категории ветеранов, а только инвалиды войны, участники ВОВ, военнослужащие, которые проходили военную службу в образовательных учреждениях, не входивших в состав действующей армии, со сроком не менее 6 месяцев и лица, имеющие государственные награды. Также жилье могут получить лица, проработавшие длительное время в оборонных объектах и строительстве таких сооружений, на железной дороге, расположенной рядом с фронтом и на иных объектах стратегического назначения, лица со знаками жителя блокадного Ленинграда и члены умерших ветеранов.Ветераны Великой Отечественной войны также имеют право на льготу, касающуюся оплаты за ремонт и содержание жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), включая членов семей инвалидов, проживающих с ними. Кроме того, им предоставляется льготная оплата коммунальных услуг в размере 50%, а в домах без центрального отопления - также 50% стоимости топлива и транспортных услуг по его подвозу.Одной из главных проблем является отсутствие социальной и экономической поддержки. Многие из них сталкиваются с безработицей, не способностью адаптироваться к обыденной жизни и отсутствием необходимых навыков для поиска работы. Кроме того, многие ветераны испытывают проблемы с материальным положением, что приводит к дополнительному стрессу и нервному напряжению.Еще одной серьезной проблемой является отсутствие доступности и качества медицинской помощи для ветеранов. Многие из них страдают от посттравматического стрессового расстройства физических и психологических травм, полученных во время службы либо работы. Однако, они не всегда получают должное лечение и поддержку со стороны государства. Отсутствие доступа к качественной медицинской помощи ухудшает их физическое психическое состояние, что оказывает отрицательное влияние на их жизнь благополучие.Также стоит отметить, проблемы социальной интеграции ветеранов. Некоторые из них испытывают трудности при возвращении в обычную гражданскую жизнь, неспособностью приспособиться к новым условиям и измененным ценностям [39, c.48]. Из- за того, что полностью отсутствует поддержка и уважение со стороны окружающих и государства, это усугубляет все трудности, что вследствие приводит к изоляции ветеранов от общества и к возникновению проблем со здоровьем. Данную проблему можно решить лишь совместными усилиями государства, общества и различных общественных объединений. Эффективным методом может быть предоставление ветеранам необходимой социально-экономической поддержки, в том числе и оказать помощь при трудоустройстве, профессиональной переподготовке, получении обучения и повышения квалификации. Также важно обеспечить доступ к качественному медицинскому обслуживанию со всеми оборудованиями, и психологической поддержки, особенно в случаях физических и психологических травм. Проводить различные мероприятия, информационные кампании, где может поучаствовать каждый ветеран и почувствовать себя нужным членом общества.В рамках данного исследования я хочу представить свои рекомендации по усовершенствованию политики социальной поддержки ветеранов. 1.Улучшить и расширить доступ к программам поддержки, то есть увеличить финансирование и повысить охват программы, чтобы в ней могли участвовать как можно больше ветеранов, даже те, кто проживает в отдельных районах. Также улучшить качество предоставляемых услуг, при этом учитывая все потребности, особенности и условия жизни каждого из них. 2.Внедрение информационной поддержки означает, что необходимо создать онлайн- сайт, где будет находиться вся необходимая информация о доступных программах поддержки, о правах ветеранах, о льготных, которых имеют право получить каждый из них, а также контактные данные и электронные ссылки, где они подробно могут ознакамливаться с каждой программой и выбирать для себя более подходящую. Поскольку в настоящее время большинство граждан, в том числе и ветеранов, являются активными пользователями социальных сетей или сети Интернет, целесообразно было бы улучшить коммуникации с ними через электронную почту, смс- сообщения и социальные сети, чтобы они постоянно могли быть в курсе всего грядущих мероприятиях и программах поддержки. 3.Необходимо ветеранам предоставить возможность для образования и профессионального развития. Оказывать помощь при получении ими высшего образования, прохождении курсов, при повышении квалификации, а также при обновлении уже имеющихся знаний и навыков. Можно также установить бесплатные и доступные обучающие программы для запуска бизнеса и программы поддержки для бизнес -стартапов, предоставляя финансовые, консалтинговые услуги для ветеранов, которые хотят создать и начать свой личный бизнес. 4.Поддержка ветеранов с инвалидностью занимает, по моему мнению, особое место. Для них целесообразно создать программы для реабилитации и гарантировать, что каждый из них получит всю необходимую поддержку, помощь и льготы, а после оказать содействие при выборе ими сферы занятости и деятельности, также консультирование и помощь в поиске работы и трудоустройстве.Как отмечалось выше, правовой статус всех категорий ветеранов определяются Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5 – ФЗ «О ветеранах». Данный закон устанавливает необходимые меры социальной поддержки, чтобы создать достойные условия жизни и активную деятельность для ветеранов, обеспечивает почет и уважение в обществе за их труд и воинский долг. Целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» и ввести для ветеранов боевых действий такие дополнительные меры, как досрочное назначение страховой пенсии, если они уже имеют соответствующий страховой стаж не менее 25 и 20 лет, при этом возраст для женщины должен быть 50 лет, а для мужчин -55 лет. Также важно изменить порядок индексации ежемесячной выплаты. Стоит учитывать, что размер такой выплаты должен индексироваться не менее одного раза в год, поэтому процент индексации должен составлять 1% и всегда опережать темп роста цен. Вопросы, касающиеся обеспечения жильем нуждающихся ветеранов боевых действий, которые содержатся в Федеральном законе «О ветеранах» (ст. 16), требуют также изменений, так как они нарушают права тех ветеранов, которые встали на учет после 1 января 2005 года и носят полностью дискриминирующий характер. По действующему закону меры социальной поддержки в виде получения жилья распространяются не на всех ветеранов боевых действий, а лишь на тех, кто встал на учет в качестве нуждающегося в жилище до 1 января 2005 года, а остальные, соответственно, не имеют права претендовать на такой вид меры из-за даты постановки на учет позднее установленного срока. Чтобы все ветераны могли на равных условиях реализовать свое право на улучшение жилищных условий, необходимы изменения в данный закон, а именно продлить срок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилище граждан до 1 января 2025 года. Такой подход поспособствовало бы восстановлению социальной справедливости, оказанию поддержки в обеспечении всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, независимо от того, когда они встали на учет. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно – правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 55 -ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 17.02.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 14.07.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 10.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // СПС Гарант. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 24.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5 – ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Постановление Правительства Белгородской области от 14 декабря 2004 г. №199-пп "Об утверждении порядка предоставления ежемесячных денежных пособий ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным жертвами политических репрессий, с учетом право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" // СПС Гарант. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред .от 08.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 // СПС КонсультантПлюс. Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Постановление Правительства Белгородской области от 14 декабря 2004 г. №199-пп "Об утверждении порядка предоставления ежемесячных денежных пособий ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным жертвами политических репрессий, с учетом право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" // СПС Гарант."Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, который вступил в силу в СССР 3 января 1976 года // СПС Гарант. Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 // СПС КонсультантПлюс.II. Учебная и монографическая литератураАфтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учеб. пособие для сред. проф. образования / А. В. Афтахова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 240 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/496235 / (дата обращения: 23.12.2023).Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.Булутова, В. В. Государственная социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны / В. В. Булутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (114). — С. 960-962. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30269/ (дата обращения: 23.12.2023). Выплаты и льготы. Что вам должно государство? Ответы на все вопросы / А.Н. Кайль и др. - М.: Эксмо, 2022. - 352 c.Гусейнова, В. Э. Социальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны в РФ / В. Э. Гусейнова, М. Ф. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (89). — С. 831-832. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18313/ (дата обращения: 23.12.2023).Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учеб. и практикум для сред. проф. образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 426 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/489816 / (дата обращения: 23.12.2023).Кунилова Ксения. Социальная политика ветеранам // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 28.10.2023.URLhttps://spravochnick.ru/sociologiya/ponyatie_principy_i_funkcii_socialnoy_politiki/socialnaya_politika_veteranam/ (дата обращения: 27.11.2023).Козынкин, И. В. К вопросу о возможности установления субъектами РФ оснований для присвоения звания «Ветеран труда» / И. В. Козынкин, А. Г. Кутловский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (98). — С. 370-374. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22110/ (дата обращения: 23.12.2023).Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учеб. для сред. проф. образования / Е. Е. Мачульская. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 449 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/490141 / (дата обращения: 20.12.2023).Наталья Николаевна Чувелева. Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации // Образовательный портал «Справочник». — Дата написания статьи: 15.07.2021 — URL https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mery_socialnoy_podderzhki_veteranov_i_problemy_ih_realizacii (дата обращения: 22.12.2023). Право социального обеспечения. Учебное пособие / К.Н.Гусов. - М.: Проспект, 2020. - 344 c.Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учеб. пособие для сред. проф. образования / В. Д. Роик. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 400 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/494391 / (дата обращения: 23.12.2023).Роик, В. Д. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) : учеб. пособие для сред. проф. образования / В. Д. Роик. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 155 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].– URL: https://urait.ru/bcode/495350 / (дата обращения: 23.12.2023).Сурдаева, Ю. Н. Государственная социальная помощь и поддержка ветеранов Великой Отечественной войны в регионах / Ю. Н. Сурдаева, Д. А. Буркова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9924/ (дата обращения: 23.12.2023).Сюзева, Н. В. Государственное социальное обеспечение : учеб. пособие для сред. проф. образования / Н. В. Сюзева. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 223 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/496782 / (дата обращения: 23.12.2023).Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.Чупрова Е.В. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения / Е.В. Чупрова. - М.: Проспект, 2018. - 48 с.III. Периодические изданияМедкова Е.С. Безработица в Российской Федерации и пути ее преодоления // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 5. - С. 534-537.Григоренко А.С. Новые меры социальной поддержки в 2022 году: сборник трудов конференции. / А.С. Григоренко, М.И. Демьянов, М.И. Туаршева // Социально-экономические процессы современного общества: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, Dec 21, 2022) / editorialboard: Э.В. Фомин [etc.] – Чебоксары: «Среда» издательство, 2022. – pp. 123-126. – ISBN 978-5-907561-94-6.Абдурахманова М.З. Некоторые тенденции в решении проблем пенсионного обеспечения / М.З. Абдурахманова // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2017. - № 1. - С. 234-238.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
2. Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 55 -ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 17.02.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
3. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 14.07.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
4. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
6. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 10.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
8. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
9. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // СПС Гарант.
10. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 24.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
11. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
12. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
13. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5 – ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
14. Постановление Правительства Белгородской области от 14 декабря 2004 г. №199-пп "Об утверждении порядка предоставления ежемесячных денежных пособий ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным жертвами политических репрессий, с учетом право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" // СПС Гарант.
15. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. от 28.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
16. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред .от 08.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
17. Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 // СПС КонсультантПлюс.
18. Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
19. Постановление Правительства Белгородской области от 14 декабря 2004 г. №199-пп "Об утверждении порядка предоставления ежемесячных денежных пособий ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным жертвами политических репрессий, с учетом право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" // СПС Гарант.
20. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс.
21. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, который вступил в силу в СССР 3 января 1976 года // СПС Гарант.
22. Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 // СПС КонсультантПлюс.
II. Учебная и монографическая литература
23. Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учеб. пособие для сред. проф. образования / А. В. Афтахова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 240 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/496235 / (дата обращения: 23.12.2023).
24. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.
25. Булутова, В. В. Государственная социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны / В. В. Булутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (114). — С. 960-962. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30269/ (дата обращения: 23.12.2023).
26. Выплаты и льготы. Что вам должно государство? Ответы на все вопросы / А.Н. Кайль и др. - М.: Эксмо, 2022. - 352 c.
27. Гусейнова, В. Э. Социальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны в РФ / В. Э. Гусейнова, М. Ф. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (89). — С. 831-832. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18313/ (дата обращения: 23.12.2023).
28. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учеб. и практикум для сред. проф. образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 426 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/489816 / (дата обращения: 23.12.2023).
29. Кунилова Ксения. Социальная политика ветеранам // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 28.10.2023.URL https://spravochnick.ru/sociologiya/ponyatie_principy_i_funkcii_socialnoy_politiki/socialnaya_politika_veteranam/ (дата обращения: 27.11.2023).
30. Козынкин, И. В. К вопросу о возможности установления субъектами РФ оснований для присвоения звания «Ветеран труда» / И. В. Козынкин, А. Г. Кутловский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (98). — С. 370-374. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22110/ (дата обращения: 23.12.2023).
31. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учеб. для сред. проф. образования / Е. Е. Мачульская. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 449 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/490141 / (дата обращения: 20.12.2023).
32. Наталья Николаевна Чувелева. Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации // Образовательный портал «Справочник». — Дата написания статьи: 15.07.2021 — URL https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mery_socialnoy_podderzhki_veteranov_i_problemy_ih_realizacii (дата обращения: 22.12.2023).
33. Право социального обеспечения. Учебное пособие / К.Н.Гусов. - М.: Проспект, 2020. - 344 c.
34. Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учеб. пособие для сред. проф. образования / В. Д. Роик. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 400 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/494391 / (дата обращения: 23.12.2023).
35. Роик, В. Д. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) : учеб. пособие для сред. проф. образования / В. Д. Роик. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 155 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].– URL: https://urait.ru/bcode/495350 / (дата обращения: 23.12.2023).
36. Сурдаева, Ю. Н. Государственная социальная помощь и поддержка ветеранов Великой Отечественной войны в регионах / Ю. Н. Сурдаева, Д. А. Буркова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9924/ (дата обращения: 23.12.2023).
37. Сюзева, Н. В. Государственное социальное обеспечение : учеб. пособие для сред. проф. образования / Н. В. Сюзева. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 223 с. – (Профессиональное образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/496782 / (дата обращения: 23.12.2023).
38. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.
39. Чупрова Е.В. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения / Е.В. Чупрова. - М.: Проспект, 2018. - 48 с.
III. Периодические издания
40. Медкова Е.С. Безработица в Российской Федерации и пути ее преодоления // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 5. - С. 534-537.
41. Григоренко А.С. Новые меры социальной поддержки в 2022 году: сборник трудов конференции. / А.С. Григоренко, М.И. Демьянов, М.И. Туаршева // Социально-экономические процессы современного общества: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, Dec 21, 2022) / editorial board: Э.В. Фомин [etc.] – Чебоксары: «Среда» издательство, 2022. – pp. 123-126. – ISBN 978-5-907561-94-6.
42. Абдурахманова М.З. Некоторые тенденции в решении проблем пенсионного обеспечения / М.З. Абдурахманова // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2017. - № 1. - С. 234-238.