Порядок выборов Президента РФ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 35 35 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 25.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение …………………………………………………………………………….3
1. Трансформация конституционной модели выборов
Президента Российской Федерации ……………………………………………….5
1.1. Эволюция законодательства о выборах Президента России ………………..5
1.2. Изменение порядка выборов Президента РФ в результате
конституционной реформы 2020 года …………………………………………….8
2. Организационно-правовые аспекты выборов
Президента Российской Федерации ……………………………………………...12
2.1. Организационное обеспечение и порядок проведения выборов
Президента Российской Федерации ……………………………………………...12
2.2. Практические аспекты выборов Президента РФ 2024 г. …………………..19
3. Перспективы совершенствования законодательства о выборах
Президента РФ …………………………………………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………...28
Список нормативно-правовых актов и литературы …………………………….31
Фрагмент для ознакомления

Кроме того, на проходящих выборах с использованием ДЭГ наблюдались неоднократные технические сбои системы. Такие неполадки могут существенно ограничить избирательные права граждан. Например, если избиратель уже зарегистрировался на ДЭГ и может проголосовать только в определённый промежуток времени, то сбои системы ДЭГ фактически лишают активного гражданина возможности проголосовать. Соответственно, необходимо исключить шанс подобных сбоев системы ДЭГ.Важное место занимают проблемы правового регулирования ДЭГ. В основном они связаны с не подробностью норм о ДЭГ, которые лишь закрепляют основные принципы и императивную процедуру обеспечения голосования, переложенные по большей части с обычного голосования. Но ни Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни постановления ЦИК не регулируют явления в цифровой среде.Например, это касается действий с «цифровым портретом». Каковы юридические последствия его «размножения» или «кражи»? Если гражданин заявит, что его электронный голос «украли», то как следует поступать? Как узнать, пытается ли он обойти запрет повторного голосования, или действительно голосовал не этот избиратель либо в момент голосования он не мог отдать голос тайно?Всё вышеперечисленное сказывается на доверии граждан к ДЭГ, в котором на разном уровне сомневаются эксперты, политические силы и учёные.Нельзя говорить о проблемах ДЭГ, не упоминая и его преимущества. Самое основное преимущество ДЭГ, как отмечают С.В. Петрова, А.В. Сидорова, – это повышение явки на голосование. Как правило, около 90% зарегистрированных на ДЭГ избирателей голосуют через ДЭГ.Электронная форма голосования позволяет гражданам голосовать в любой стране, в труднодоступных местах, а также в любом месте России при голосовании на региональных и местных выборах. ДЭГ может пригодиться и в случае введения эпидемиологических ограничений, как было в 2020 г. В перспективе ДЭГ можно внедрить и в другие формы прямой демократии. Мало кто из учёных отрицает перечисленные выше преимущества. Однако скептики в первую очередь указывают на правовое и организационно-техническое обеспечение легитимности таких выборов, с чем трудно не согласиться. ДЭГ – действительно очень спорное нововведение в современном избирательном процессе. С одной стороны, у него есть неоспоримые преимущества – расширение электоральной базы и возможностей реализации избирательных прав и в России, и за рубежом, большой потенциал развития, а с другой – сомнительность переведённых в «цифру» процедур, недостаточное их правовое регулирование и проблемы с техническим и правовым обеспечением безопасности и легитимности выборов.Итак, подводя итоги вышесказанному, добавим, что в рамках развития правовогогосударства необходимо «демократизировать» институт выборов Президента РФ,усовершенствовав некоторые положения современного законодательства.В перспективе ДЭГ – мощный инструмент электронной демократии, который может сделать процесс даже более прозрачный, чем обычное голосование. Для этого, как я считаю, необходимо создать такой программно-технический и правовой фундамент, который: обеспечит безопасность и устойчивость системы; позволит гражданам убедиться, что их голос учтён правильно, вовремя и честно; не оставит сомнений, что в системе ДЭГ используется именно заявленное программное обеспечение, и позволит самому гражданскому обществу прямо участвовать в разработке системы ДЭГ и способов наблюдения за цифровыми выборами. А пока нужно продолжать ограниченное тестирование ДЭГ в течение десятка лет в разных субъектах РФ, получая ценный опыт, выявляя и разрешая новые проблемы онлайн-голосования.В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о необходимости внесения следующих изменений в действующее законодательство:– в ч. 2 ст. 81 Конституции РФ и в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О выборах Президента Российской Федерации» возрастной ценз с 35 лет поднять до 45 лет;– предоставить возможность репатриантам и соотечественникам, реализовывать свое пассивное избирательное право на выборах главы государства, при этом закрепив необходимость постоянного проживания на территории РФ не менее 25 лет;– вернуть в законодательство минимальный порог явки избирателей, при отсутствии которого выборы считаются несостоявшимися;– вернуть в законодательство графу «против всех», т.к. ее отмена наносит серьезный урон правовой культуре избирателей вследствиеневозможности легальным образом выразить свой протест.ЗаключениеМожно выделить несколько этапов развития законодательства о выборах Президента Российской Федерации, отправной точкой каждого из которых, в первую очередь, является принятие соответствующего закона.Произошедшие в 2020 г. изменения коснулись,в том числе и ст. 81 Конституции РФ. Теперь должность Президента РФ нельзя занимать более двух раз в общей сложности, когда, в предыдущей редакции, это запрещалось более двух раз подряд. Помимо этого, была выдвинута инициатива со стороны депутата Государственной думы РФ Валентины Терешковой об обнулении числа президентских сроков после вступления в силу изменений в Конституцию РФ. Члены Государственной Думы поддержали данную инициативу, тем самым включив указанное предложение в число поправок, выдвигаемых на голосование.Это означает, что действующий Президент РФ В.В. Путин на законном основании может выдвигать свою кандидатуру на должность Президента РФ еще на два срока. Данная поправка будет носить временный или же количественный характер. Через некоторое время мы получим «мёртвую» правовую норму, применение которой будет невозможно в силу отсутствия круга лиц, на который эта норма могла бы распространиться. Принятие данной поправки с точки зрения целеполагания является нелогичным. С одной стороны, принимая изменения об избрании на должность Президента РФ не более двух раз, действующий Президент РФ лишается возможности дальнейшего переизбрания на должность Президента РФ, в то же время, с другой стороны – делает возможным продолжить свою карьеру вплоть до шести сроков на данном посту.Процедура проведения выборов Президента РФ регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Законодательные акты, регулирующие выборы Президента РФ, отражают наличие в избирательном процессе таких этапов выборы главы государства как: назначение выборов; «формирование избирательной территории», то есть образование избирательных округов и участков; составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете); выдвижение и регистрация кандидатов; информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации; голосование; определение итогов, установление результатов выборов, их официальное опубликование. Факультативными являются стадии судебного оспаривания итогов голосования и результатов выборов, проведение в предусмотренных законом случаях повторного голосования.В Российской Федерации стартовала новая президентская кампания. Выборы Президента РФ состоятся 17 марта 2024 г.Подводя итоги вышесказанному, добавим, что в рамках развития правовогогосударства необходимо «демократизировать» институт выборов Президента РФ,усовершенствовав некоторые положения современного законодательства.В перспективе ДЭГ – мощный инструмент электронной демократии, который может сделать процесс даже более прозрачный, чем обычное голосование. Для этого, как я считаю, необходимо создать такой программно-технический и правовой фундамент, который: обеспечит безопасность и устойчивость системы; позволит гражданам убедиться, что их голос учтён правильно, вовремя и честно; не оставит сомнений, что в системе ДЭГ используется именно заявленное программное обеспечение, и позволит самому гражданскому обществу прямо участвовать в разработке системы ДЭГ и способов наблюдения за цифровыми выборами. А пока нужно продолжать ограниченное тестирование ДЭГ в течение десятка лет в разных субъектах РФ, получая ценный опыт, выявляя и разрешая новые проблемы онлайн-голосования.В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о необходимости внесения следующих изменений в действующее законодательство:– в ч. 2 ст. 81 Конституции РФ и в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О выборах Президента Российской Федерации» возрастной ценз с 35 лет поднять до 45 лет;– предоставить возможность репатриантам и соотечественникам, реализовывать свое пассивное избирательное право на выборах главы государства, при этом закрепив необходимость постоянного проживания на территории РФ не менее 25 лет;– вернуть в законодательство минимальный порог явки избирателей, при отсутствии которого выборы считаются несостоявшимися;– вернуть в законодательство графу «против всех», т.к. ее отмена наносит серьезный урон правовой культуре избирателей вследствиеневозможности легальным образом выразить свой протест.СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – № 144. – 04.07.2020.О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 14.11.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.О политических партиях: федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950.О назначении выборов Президента Российской Федерации: постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 07.12.2023 № 678-СФ [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312070002?ysclid=lqhqb9etlg364847576 (дата обращения: 23.12.2023).О проведении голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 202 года, в течение нескольких дней подряд: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 08.12.2023 № 140/1080-8 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – URL: http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/54202/ (дата обращения: 23.12.2023).О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 31.12.1999 № 228-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 1 (часть II). – Ст. 11. (утратил силу).Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 38. – Ст. 4339. (утратил силу).О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 17.05.1995 № 76-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1924. (утратил силу).О Выборах Президента РСФСР: закон РСФСР от 24.04.1991 № 1096-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 17. – Ст. 510. (утратил силу).Учебная и научная литератураБашмакова, С.Ю. Конституционные изменения в институте выборов Президента Российской Федерации, проблемы избирательного процесса / С.Ю. Башмакова // Исследование различных направлений современной науки: социальные и гуманитарные науки: сборник материалов XXVII международной очно-заочной научно-практической конференции. – М.: «Спутник +», 2023. – С. 120-125.Боброва, Н.А. Конституционная реформа – 2020 как решение проблемы «транзита власти» – 2024 / Н.А. Боброва // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – № 2. – С. 3-9.Бондарь, Н.С. Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации / Н.С. Бондарь // Журнал российского права. – 2019. – № 11. – С. 32-34.Бурдаков, Д.В., Петрова, А.А. Система выборов Президента в Российской Федерации и в США: опыт демократических выборов / Д.В. Бурдаков, А.А. Петрова // Filo Ariadne. – 2021. – № 4 (24). – С. 150-157.Котова, К.Р., Козубенко, А.В., Струков, К.В. Организация, проведение и значение выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ / К.Р. Котова, А.В. Козубенко, К.В. Струков // Теория и практика обеспечения законности и правопорядка в современном обществе: материалы всероссийской студенческой конференции. – Воронеж, 2022. – С. 153-157.Масловская, М.В., Бабочкина, А.В. Эволюция законодательства о выборах Президента России (12.00.02) / М.В. Масловская, А.В. Бабочкина // Проблемы права. – 2021. – № 4 (83). – С. 134-141.Михеева, Т.Н. Взгляд конституционалистов на поправки в Конституцию России / Т.Н. Михеева // Образование и право. – 2020. – № 5. – С. 19-22.Мкртчян, А.А. Выборы Президента РФ как реализация принципа народного представительства / А.А. Мкртчян // Актуальные проблемы конституционного и международного права: материалы Шестой ежегодной конференции. – Ставрополь, 2021. – С. 96-99.Петрова, С.В., Сидорова, А.В. Система дистанционного электронного голосования в Российской Федерации и пути совершенствования электронной демократии / С.В Петрова, А.В. Сидорова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – № 1. – С. 191-194.Пирожкова, А.И., Коженко, Я.В. Конституционные особенности выбора Президента Российской Федерации / А.И. Пирожкова, Я.В. Коженко // Государствоведение в XXI веке: эпоха вызовов и перемен: сборник научных трудов по материалам Межвузовской научной конференции с международным участием. – Ростов-на-Дону, 2021. – С. 374-377.Пономарёва, А.С. Избирательные цензы на выборах Президента Российской Федерации / А.С. Пономарёва // Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов Курганского государственного университета: тезисы докладов. – Курган, 2021. – С. 55-56.Рафиков, А.И. Доминирующий политический дискурс в преддверии президентских выборов 2024 г. / А.И. Рафиков // Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения: сборник материалов ежегодного 62-го Международного научного форума. В 2-х томах. – Санкт-Петербург, 2023. – С. 253-254.Филимонова, А.И. Дистанционное электронное голосование: некоторые проблемы и пути разрешения / А.И. Филимонова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2023. – № 10. – С. 22-25.Хабриева, Т.Я., Клишас, А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. – М.: Норма: ИН ФРА-М, 2020. – 240 с.Эбзеев, Б.С. Актуализация Конституции России: собирательный образ поправок Президента РФ В.В. Путина и новые смыслы Основного закона / Э.С. Эбзеев // Государство и право. – 2020. – № 4. – С. 7-24.Ресурсы удаленного доступаБорис Надеждин предложит избирателям ориентироваться на Запад [Электронный ресурс] // Ведомости. – URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/12/06/1009546-boris-nadezhdin-predlozhit-izbiratelyam-orientirovatsya-na-zapad (дата обращения: 23.12.2023).Выборы президента в 2024-м продлятся три дня [Электронный ресурс] // РБК. – URL: https://www.rbc.ru/politics/08/12/2023/6572dead9a794751456f92d4?ysclid=lqhqg5o1ix530637231&from=copy (дата обращения: 23.12.2023).Выборы-2024 в России: кандидаты в президенты [Электронный ресурс] // Известия. – URL: https://iz.ru/1623615/naina-kurbanova/vybory-2024-v-rossii-kandidaty-v-prezidenty (дата обращения: 23.12.2023).

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – № 144. – 04.07.2020.
2. О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 14.11.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
4. О политических партиях: федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950.
5. О назначении выборов Президента Российской Федерации: постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 07.12.2023 № 678-СФ [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202312070002?ysclid=lqhqb9etlg364847576 (дата обращения: 23.12.2023).
6. О проведении голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 202 года, в течение нескольких дней подряд: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 08.12.2023 № 140/1080-8 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – URL: http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/54202/ (дата обращения: 23.12.2023).
7. О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 31.12.1999 № 228-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 1 (часть II). – Ст. 11. (утратил силу).
8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 38. – Ст. 4339. (утратил силу).
9. О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 17.05.1995 № 76-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1924. (утратил силу).
10. О Выборах Президента РСФСР: закон РСФСР от 24.04.1991 № 1096-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 17. – Ст. 510. (утратил силу).

Учебная и научная литература
11. Башмакова, С.Ю. Конституционные изменения в институте выборов Президента Российской Федерации, проблемы избирательного процесса / С.Ю. Башмакова // Исследование различных направлений современной науки: социальные и гуманитарные науки: сборник материалов XXVII международной очно-заочной научно-практической конференции. – М.: «Спутник +», 2023. – С. 120-125.
12. Боброва, Н.А. Конституционная реформа – 2020 как решение проблемы «транзита власти» – 2024 / Н.А. Боброва // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – № 2. – С. 3-9.
13. Бондарь, Н.С. Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации / Н.С. Бондарь // Журнал российского права. – 2019. – № 11. – С. 32-34.
14. Бурдаков, Д.В., Петрова, А.А. Система выборов Президента в Российской Федерации и в США: опыт демократических выборов / Д.В. Бурдаков, А.А. Петрова // Filo Ariadne. – 2021. – № 4 (24). – С. 150-157.
15. Котова, К.Р., Козубенко, А.В., Струков, К.В. Организация, проведение и значение выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ / К.Р. Котова, А.В. Козубенко, К.В. Струков // Теория и практика обеспечения законности и правопорядка в современном обществе: материалы всероссийской студенческой конференции. – Воронеж, 2022. – С. 153-157.
16. Масловская, М.В., Бабочкина, А.В. Эволюция законодательства о выборах Президента России (12.00.02) / М.В. Масловская, А.В. Бабочкина // Проблемы права. – 2021. – № 4 (83). – С. 134-141.
17. Михеева, Т.Н. Взгляд конституционалистов на поправки в Конституцию России / Т.Н. Михеева // Образование и право. – 2020. – № 5. – С. 19-22.
18. Мкртчян, А.А. Выборы Президента РФ как реализация принципа народного представительства / А.А. Мкртчян // Актуальные проблемы конституционного и международного права: материалы Шестой ежегодной конференции. – Ставрополь, 2021. – С. 96-99.
19. Петрова, С.В., Сидорова, А.В. Система дистанционного электронного голосования в Российской Федерации и пути совершенствования электронной демократии / С.В Петрова, А.В. Сидорова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – № 1. – С. 191-194.
20. Пирожкова, А.И., Коженко, Я.В. Конституционные особенности выбора Президента Российской Федерации / А.И. Пирожкова, Я.В. Коженко // Государствоведение в XXI веке: эпоха вызовов и перемен: сборник научных трудов по материалам Межвузовской научной конференции с международным участием. – Ростов-на-Дону, 2021. – С. 374-377.
21. Пономарёва, А.С. Избирательные цензы на выборах Президента Российской Федерации / А.С. Пономарёва // Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов Курганского государственного университета: тезисы докладов. – Курган, 2021. – С. 55-56.
22. Рафиков, А.И. Доминирующий политический дискурс в преддверии президентских выборов 2024 г. / А.И. Рафиков // Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения: сборник материалов ежегодного 62-го Международного научного форума. В 2-х томах. – Санкт-Петербург, 2023. – С. 253-254.
23. Филимонова, А.И. Дистанционное электронное голосование: некоторые проблемы и пути разрешения / А.И. Филимонова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2023. – № 10. – С. 22-25.
24. Хабриева, Т.Я., Клишас, А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. – М.: Норма: ИН ФРА-М, 2020. – 240 с.
25. Эбзеев, Б.С. Актуализация Конституции России: собирательный образ поправок Президента РФ В.В. Путина и новые смыслы Основного закона / Э.С. Эбзеев // Государство и право. – 2020. – № 4. – С. 7-24.

Ресурсы удаленного доступа
26. Борис Надеждин предложит избирателям ориентироваться на Запад [Электронный ресурс] // Ведомости. – URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/12/06/1009546-boris-nadezhdin-predlozhit-izbiratelyam-orientirovatsya-na-zapad (дата обращения: 23.12.2023).
27. Выборы президента в 2024-м продлятся три дня [Электронный ресурс] // РБК. – URL: https://www.rbc.ru/politics/08/12/2023/6572dead9a794751456f92d4 ?ysclid=lqhqg5o1ix530637231&from=copy (дата обращения: 23.12.2023).
28. Выборы-2024 в России: кандидаты в президенты [Электронный ресурс] // Известия. – URL: https://iz.ru/1623615/naina-kurbanova/vybory-2024-v-rossii-kandidaty-v-prezidenty (дата обращения: 23.12.2023).