«Жизнеобеспечение население – как основное понятие в определении комплекса коммунального хозяйства»
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 26.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСА КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1 Понятие и элементы комплекса коммунального хозяйства 5
1.2 Жизнеобеспечение населения как основной задачи комплекса коммунального хозяйства 8
1.3 Роль Л. А. Велихова в становления современного отечественного подхода к управлению городским хозяйством 12
2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСА КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА С ПОЗИЦИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕ 17
2.1 Современные тенденции развития комплекса коммунального хозяйства с позиций жизнеобеспечения населения: отечественный и зарубежный опыт 17
2.2 Анализ опыта Санкт-Петербурга в развитии комплекса коммунального хозяйства с позиций жизнеобеспечение население 24
2.3 Рекомендации по совершенствованию 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
6).Одним из актуальных направлением развития комплекса коммунального хозяйства Санкт-Петербурга выступает повышение энергетической эффективности и энергосбережение в жилищной сфере, поскольку в структуре конечного потребления топливно-энергетических ресурсов значительный объем потребления приходится на население – 45,5%. По информации Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), в 2023 г, уровень оснащения помещений многоквартирных домов (МКД) и жилых домов Санкт-Петербурга индивидуальными приборами учета электроэнергии достиг 84,8%, холодной воды — 67,9%, горячей воды – 68,1%. [6]Уровень оснащенности МКД устройствами автоматического регулирования теплопотребления в зависимости от температуры наружного воздуха составил 12,3% от количества МКД, подключенных к централизованной системе теплоснабжения [19]. Рисунок 6 – Показатели деятельности органов власти Санкт-Петербурга и коммунальным предприятиям в 2019–2021 гг.Источник: [19]Оснащенность индивидуальными приборами учета газа в Санкт-Петербурге ниже, чем в среднем по России на 34%. Рисунок 7 - Оценка уровня обеспечения учета расхода энерго-, газо- и водоресурсов в Санкт-Петербурга и коммунальным предприятиям на 2023 гИсточник: данные [6]В качестве актуальных проблем в деятельности комплекса коммунального хозяйства с позиций жизнеобеспечения петербуржцев можно выдели:Проблемы в сфере уборки.Проблемы в сфере ТБО.Проблемы в сфере водообеспечения.В 2022 году средняя по районам города доля жалоб на конкретные проблемы в сфере жилищно-коммунального обслуживания колебалась от 13,5% (на выход из строя электропроводки в доме) до 50,6% (на плохую уборку дворов). [6]При этом по целому ряду проблем наблюдалась положительная динамика по сравнению с 2021 годом – жители районов города заметно реже стали жаловаться на отключение горячего и холодного водоснабжения, плохое качество воды, отключение и недостаточность теплоснабжения и отключение электроэнергии. В то же время вследствие тех трудностей, которые возникли на первом этапе реформы обращения с твердыми коммунальными отходами, возросла доля жалоб на плохую уборку дворов и несвоевременный вывоз мусора (рис. 8).Рисунок 8 - Актуальность отдельных жизнеобеспечения в оценках петербуржцев2021-2022 гг.Источник: данные [6]В рамках проекта по цифровизации городского хозяйства «Умный город» Санкт-Петербург занимает второй место по РФ (рис.9).Рисунок 9 – Позиция по цифровизации городского хозяйства «Умный город» Санкт-ПетербургаИсточник: данные [6]Город поднялся в рейтинге на вторую строку с шестой, улучшив собственный результат предыдущего года на 42,3 балла.SWOT оценка представлена в таблице 3.Таблица 3 - SWOT оценка опыта Санкт-Петербурга в развитии комплекса коммунального хозяйства с позиций жизнеобеспечение населениеСильные стороны(S) Слабые стороны(W) 1.Обеспеченность хозяйствующих объектов и домовладений электроэнергией составляет 100%; 2. Полная газификация бюджетных учреждений и домовладений. 3.Обеспечение централизованным водоснабжением - 100% домовладений 4.Система уличного освещения. 5.Наличие программы предоставления субсидий и льгот гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг. 1.Нехватка машин и механизмов для благоустройства территории. 2.Не выделяются денежные средства для исполнения полномочий, переданных согласно 131-ФЗ.3.Невысокие темпы благоустройства территории. 4. Нет системы поддержки инноваций в ЖКХВозможности(О)Угрозы(T) 1. Расширение сферы услуг ЖКХ. 2. Расширение вовлечение населения в решение проблем ЖКХ3. Привлечение инвестиций в ЖКХ1.Повышение вероятности возникновения аварий на объектах ЖКХ и износом основных фондов. 2. Высокие темпы роста тарифов на электроэнергию, газ, воду. 3. Снижение объемов бюджетного финансирования.Источник: оценка автораТаким образом, комплекс городского хозяйства Санкт-Петербургразвит весьма значительно. Но так же существует и ряд проблем, препятствующих формированию комфортной и безопасной среды проживания населения:большой физический износ инфраструктуры;высокий процент износа действующих коммуникаций;наличие сверхнормативных потерь энергоресурсов в инженерных сетях;инертность некоторых собственников многоквартирных домов города;качество обслуживание коммунальной инфраструктуры.2.3 РекомендациипосовершенствованиюВ современных условиях функционирования российской экономики существует необходимость развития инфраструктурного подхода к управлению комплексом коммунального хозяйства. Оценивания востребованность мер по совершенствами управления следует так же привести и прогнозы Минстроя России на развития ситуации в данной сфере в период до 2025 г, так объемы помещений, охваченных ЖКУ, продолжит расти в регионах РФ, но во первых темпы роста сократиться (т.е. будут незначительна и к 2025 г. планируются объемы в 58,9 млн. ед. помещений, охваченных ЖКУ – темп прироста за пять лет будет 3,5% [2020 г. базовый год прогноза]), а во вторых продолжится региональная дифференциация. Перспективным является переход на практике к концепции «Умныйкомплексом коммунального хозяйства» 3.0 которая базируется на необходимости высокоинтеллектуального интегрированного управления городской средой–как ближайшей целью развития комплексом коммунального хозяйства. Данная концепция характеризуется объединением технологий, стимулирующих развитие социальной интеграции и предпринимательства. Происходит становление передовых цифровых сервисов (цифровая трансформация секторов комплекса коммунального хозяйства) и формирование полностью интегрированной интеллектуальной инфраструктуры, позволяющей в режиме реального времени осуществлять сбор и аналитику данных, реализовывать управление всеми процессами во всех областях инфраструктуры. Происходит переориентация городских процессов относительно потоков данных. Данная единая экосистема способствует вовлечению граждан, делая их активными участниками развития города.Приоритеты развития комплексом коммунального хозяйства представлены на рисунке 10Рисунок 10 – Приоритеты для развития «Умный комплексом коммунального хозяйства» 3.0Источник: оценка автораС управленческой точки зрения концепция «Умный комплексом коммунального хозяйства» 3.0 по сути рассматривает городское хозяйство Казани в качестве «управляемых данных» (data-drivencity) — результатом использования цифрового управления на уровне муниципальных образований и интенсивной цифровизации общества, а также повсеместного распространения интернета. Рисунок 11 - Модельная архитектура цифровой платформы для управления развитием комплекса коммунального хозяйства с позиций жизнеобеспечение население мегаполисовИсточник: [13]Ключевым элементом системы являются данные о состоянии управляемых параметров комплекса коммунального хозяйства (собираемые и получаемые в результате функционирования города), технологии их обработки и механизмы принятия решений. Таким образом, «умная» физическая инфраструктура мегаполисов объединяет конкретные технологические решения по отдельным направлениям интеллектуализации жизни общества мегаполиса:умный дом, умный транспорт, умная энергетика,умная система управления жилищно-коммунальным хозяйством, умное обращение с отходами,умная система здравоохранения и т. д. [13]Так, инфраструктурные решения в рамках интеллектуализации транспортных систем могут включать в себя использование систем геопозиционирования, внедрение систем динамического моделирования и управления транспортными потоками, развитие новых скоростных транспортных систем (например, скоростного общественного транспорта) и т. д. Функционирование системы комплекса коммунального хозяйства, таким образом, выступает главным инструментом создания добавленной ценности и ключевым элементам управления всеми технологическими процессами жизнеобеспечения населения. ЗаключениеКак показал проведенное исследование, основная цель управления развития комплекса коммунального хозяйства заключается в жизнеобеспечении населения.Так же была предложена следующая трактовка: «комплекс коммунального хозяйства» как группу взаимосвязанных систем (городская система теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, управления отходами и т.д.), оказывающих услуги единой природы (коммунальные услуги)в рамках жизнеобеспечения городского населения. Данное определение позволяет выделить четыре характеристик жизнеобеспечение населениякак основное понятие в определении комплекса коммунального хозяйства: условия жизни, характеризующие социально-экономическую, институциональную среду, состояние потенциалакомплекса коммунального хозяйства; ресурсы комплекса коммунального хозяйства (человеческие, социальные, природные, материальные, финансовые), использование которых позволяет обеспечивать население средствами к существованию и удовлетворять их основные потребности; направления деятельностикомплекса коммунального хозяйства, обеспечивающие основные сферы жизнедеятельности, отражающие уровень и качество жизни населения.Основными задачами жизнеобеспечения являются: создание комфортных условий для жизни, быта и труда; формирование здоровой городской среды проживания и развития системы комплексов рекреационного и культурно-оздоровительного значения; улучшение доступа населения к различным ресурсам городского хозяйства и их рациональное использование; обеспечение справедливого распределения всех имеющихся ресурсов. Так же в рамках исследования был выделена роль профессора Л. А. Велихова в становления современного отечественного подхода к управлению городским хозяйством. Как было выявлено, Л. А. Велихов сформировал базу для современного определения содержания понятия «городского хозяйство», «благоустроенности», при этом выделял в нем наиболее существенные признаки, составляющие содержание данного понятия: городское хозяйство - прежде всего хозяйственная деятельность - процесс, связанный с преобразованием городской среды, среды обитания. Цель управление городским хозяйством - благоустройство, социальное благосостояние местного сообщества, жизнеобеспечение населения.Важнейшими составляющими концепции Л. А. Велихова являются следующие: планирование развития городского хозяйства и местное управление; экономическое основы местного управление; специфика жизнеобеспечения населения и проблем города; генезис эволюционного развитие городского хозяйства. Следовательно, вклад профессора Л. А. Велихова являет примером действительно актуального до настоящего времени научной и практической концепцией организации управление городским хозяйством, которая продолжает быть востребованной до сих пор.В рамках практической части были обобщены современные тенденции развития комплекса коммунального хозяйства с позиций жизнеобеспечения населения. Вопросы, касающиеся развития комплекса коммунального хозяйства, на протяжении многих лет остаются в зоне повышенного внимания, как со стороны властей, так и со стороны населения. Было установлено, что современные тенденции развития комплекса коммунального хозяйства города основываются на интеграции различных инновационных решений.Оценка опыта Санкт-Петербурга в развитии комплекса коммунального хозяйства с позиций жизнеобеспечение население позвала, что комплекс городского хозяйства Санкт-Петербургразвит весьма значительно. Но так же существует и ряд проблем, препятствующих формированию комфортной и безопасной среды проживания населения:большой физический износ инфраструктуры;высокий процент износа действующих коммуникаций;наличие сверхнормативных потерь энергоресурсов в инженерных сетях;инертность некоторых собственников многоквартирных домов города; качество обслуживание коммунальной инфраструктуры.В рамках рекомендации было предложен переход на практике к концепции «Умный комплексом коммунального хозяйства» 3.0 которая базируется на необходимости высокоинтеллектуального интегрированного управления городской средой– как ближайшей целью развития комплексом коммунального хозяйства; «умная» физическая инфраструктура мегаполисов объединяет конкретные технологические решения по отдельным направлениям интеллектуализации жизни общества мегаполиса:умный дом, умный транспорт, умная энергетика,умная система управления жилищно-коммунальным хозяйством, умное обращение с отходами,умная система здравоохранения и т. д. Список использованных источниковПостановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 года № 486 О государственной программе Санкт-Петербурга «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 12 августа 2022 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/822403593 (дата обращения: 24.12.2023) Выдрин И. В. «Основы городского хозяйства» профессора Л. А. Велихова: первый опыт академического курса, излагающего муниципальную науку в целом // Муниципалитет: экономика и управление. 2023. № 1. С. 49–55. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. - М. : Наука, 1996.- 468 с.Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы / под ред. Л. В. Сморгунова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 395 с.Глейберман Н.С. Государственный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства как элемент безопасности жизнедеятельности / Н.С.Глейберман, Д.И.Тимошенко // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2017. - N 1. - С.135-142. Дайджест Комитета по информатизации и связям Санкт-Петербурга // Аналитический вестник . 2023. № 6.Заостровцев А. Полемика модернизации: общая дорога или особые пути? - Спб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. - С. 77-86.История управленческой мысли и бизнеса. «Развитие взглядов на управление хозяйством регионов в странах мира: история, современность». Материалы конференции 1–2 июля 2022 г. / под науч. ред. В. И. Маршева. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2023. — 304 с. Инновационное развитие экономических систем в условиях цифровизации. Монография / Под научной редакцией Веселовского М.Я., Хорошавиной Н.С. – М.: Мир науки, 2021. 285 с.Особенности управления ЖКХ на муниципальном уровне / ИУРР РАНХиГС - Центр местного самоуправления; отв. ред. К.А. Иванова. – М. : Изд-во «Проспект», 2020. – 64 с.Селиверстов И.Н. Государственное управление в области модернизации жилищного фонда в городах России // Правовое государство: теория и практика. - 2019. - N 3. - С.92-96..Солопова Н.А., Селезнева Ж.В. Реорганизация системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на основе сбалансированного управления:– Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2019. – 140 с Степанов И. «Интернет вещей» спускается в подвалы ЖКХ // Эксперт-Сибирь. - 2018. - N 15-19. - С.28-30Лазаревич Н.А. Качество жизни в системе факторов устойчивого развития // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 6-й Международной конференции (2-3 февраля 2023 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2023. — С. 170-176 Управление отходами в современной России / Под ред. А.В. Шевчука. - М., 2021. - 560 с.Управление устойчивым развитием крупного города, региона: проблемы и пути трансформации / под редакцией А.Ю. Манюшиса. – М.: Дашков и К. 2021. 322 с.Устойчивое развитие территорий: монография / под науч. Ред. О.В. Кудрявцевой. – М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2021. 492 с.Устойчивое развитие городов: коллективная монография / под ред. К.В. Папенова, С.М. Никонорова, К.С. Ситкиной. – М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. – 288 с.Данные КЭПиСП: Итоги СЭР Санкт-Петербурга. [электронный ресурс] URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/statistic/Данные Петростата. Статистика Санкт-Петербурга.[электронный ресурс]URL: https://petrostat.gks.ru/Данные Росстат. Статистика ЖКХ[электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13234
1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 года № 486 О государственной программе Санкт-Петербурга «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 12 августа 2022 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/822403593 (дата обращения: 24.12.2023)
2. Выдрин И. В. «Основы городского хозяйства» профессора Л. А. Велихова: первый опыт академического курса, излагающего муниципальную науку в целом // Муниципалитет: экономика и управление. 2023. № 1. С. 49–55.
3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. - М. : Наука, 1996.- 468 с.
4. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы / под ред. Л. В. Сморгунова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 395 с.
5. Глейберман Н.С. Государственный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства как элемент безопасности жизнедеятельности / Н.С.Глейберман, Д.И.Тимошенко // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2017. - N 1. - С.135-142.
6. Дайджест Комитета по информатизации и связям Санкт-Петербурга // Аналитический вестник . 2023. № 6.
7. Заостровцев А. Полемика модернизации: общая дорога или особые пути? - Спб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. - С. 77-86.
8. История управленческой мысли и бизнеса. «Развитие взглядов на управление хозяйством регионов в странах мира: история, современность». Материалы конференции 1–2 июля 2022 г. / под науч. ред. В. И. Маршева. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2023. — 304 с.
9. Инновационное развитие экономических систем в условиях цифровизации. Монография / Под научной редакцией Веселовского М.Я., Хорошавиной Н.С. – М.: Мир науки, 2021. 285 с.
10. Особенности управления ЖКХ на муниципальном уровне / ИУРР РАНХиГС - Центр местного самоуправления; отв. ред. К.А. Иванова. – М. : Изд-во «Проспект», 2020. – 64 с.
11. Селиверстов И.Н. Государственное управление в области модернизации жилищного фонда в городах России // Правовое государство: теория и практика. - 2019. - N 3. - С.92-96..
12. Солопова Н.А., Селезнева Ж.В. Реорганизация системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на основе сбалансированного управления:– Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2019. – 140 с
13. Степанов И. «Интернет вещей» спускается в подвалы ЖКХ // Эксперт-Сибирь. - 2018. - N 15-19. - С.28-30
14. Лазаревич Н.А. Качество жизни в системе факторов устойчивого развития // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 6-й Международной конференции (2-3 февраля 2023 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2023. — С. 170-176
15. Управление отходами в современной России / Под ред. А.В. Шевчука. - М., 2021. - 560 с.
16. Управление устойчивым развитием крупного города, региона: проблемы и пути трансформации / под редакцией А.Ю. Манюшиса. – М.: Дашков и К. 2021. 322 с.
17. Устойчивое развитие территорий: монография / под науч. Ред. О.В. Кудрявцевой. – М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2021. 492 с.
18. Устойчивое развитие городов: коллективная монография / под ред. К.В. Папенова, С.М. Никонорова, К.С. Ситкиной. – М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. – 288 с.
19. Данные КЭПиСП: Итоги СЭР Санкт-Петербурга. [электронный ресурс] URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/statistic/
20. Данные Петростата. Статистика Санкт-Петербурга. [электронный ресурс] URL: https://petrostat.gks.ru/
21. Данные Росстат. Статистика ЖКХ[электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13234