Механизм контроля за правильностью определения страны происхождения товаров

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное право
  • 32 32 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 29.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ 4
1.1. Понятие и назначение контроля определения происхождения товаров 4
1.2. Контроль определения происхождения товаров в системе таможенного контроля 7
1.3. Современные подходы к организации контроля определения происхождения товаров 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 14
2.1. Организация контроля определения происхождения товаров в Центральном таможенном управлении 14
2.2. Результаты контроля определения происхождения товаров 16
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ 22
3.1. Основные проблемы осуществления контроля определения происхождения товаров 22
3.2. Рекомендации по совершенствованию контроля определения происхождения товаров 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30


Фрагмент для ознакомления

ДЛ ЦЭД должно проверить подлинность сертификата посредством современных верификационных ресурсов и связаться с ДЛ таможенного поста фактического контроля (ТПФК) для подтверждения наличия указанного товара при его перемещении через таможенную границу. Проблема разграничения документального и фактического контроля становится очевидной, что проявляется в несоответствии данных, указанных в сертификате, с данными, указанными в ДТ и других товаросопроводительных документах при предоставлении оригинала сертификата на ТПФК. Возможным является также превышение количественных показателей, указанных в сертификате о происхождении товара, а также несоответствие подписей и печатей, проставленных в сертификате образцам, имеющимся в наличии. Дополнительно, стоит учитывать возможное различие часовых поясов, в которых находятся ЦЭД и ТПФК.Помимо вышеуказанного, на современном этапе существуют и проблемы, связанные с внедрением электронной системы верификации подтверждения происхождения товаров (ЭСВППТ): разный уровень подготовки и оснащения уполномоченных государственных органов, выдающих сертификаты происхождения [6]; несоответствие технических возможностей стран, с которыми ЕАЭС заключил Протокол о применении ЭСВППТ; система действует только для одного вида сертификата формы «СТ-1», так как Протоколы о взаимном применении ЭСВППТ заключаются в рамках СНГ; ЭСВППТ работает только во взаимодействии с той страной, с которой подписан Протокол о применении ЭСВППТ. 3.2. Рекомендации по совершенствованию контроля определения происхождения товаровВопрос о разногласиях, возникающих из-за различных условий, при которых должны выдаваться сертификаты происхождения, сам по себе представляет проблему, и для ее непосредственного решения требуется первый шаг к модернизации международной законодательной базы. Нужно установить единые требования к оформлению сертификатов как для стран-участниц Соглашений о ЗСТ, так и для других государств. К таким требованиям следует отнести одинаковые правила заполнения сертификатов (язык, шрифт, графы, порядок заполнения, средства защиты и идентификации), единые формы сертификатов для всех стран и идентичные средства защиты сертификатов от фальсификации. Переход на безбумажную технологию и отсутствие единообразия в условиях доступа к электронным базам данных может потребовать включения всех технических средств проверки в один ресурс. Для этого необходимо создать единую автоматизированную систему в области сбора, хранения, обработки и контроля информации. В основе этого ПС будет заключаться ИИ, то есть компьютерная система, имитирующая человеческий интеллект в ПС. ИИ настраивается с помощью заданных алгоритмов и фокусируется на трех когнитивных навыках, необходимых для выполнения любой задачи (обучении, рассуждении и самокоррекции). ИИ в ТО будет способен за несколько минут проверить все заявленные сведения в ДТ. Относительно определения происхождения товаров, искусственный интеллект будет получать информацию из анализа существующих нормативных и правовых положений, контролировать подлинность предоставленных преференциальных и непреференциальных сертификатов посредством анализа данных из электронных баз третьих стран. Искусственный интеллект способен, основываясь на существующих законодательных нормах, оценить правильность заполнения документа происхождения товара, проверить достоверность заявленной информации и представленных документов, а также выявить возможные риски, связанные с нарушением законодательства, установленного Евразийским экономическим союзомПредложение, связанное с внедрением ЭСВППТ, предполагает создание общего информационного ресурса для ТО всех государств, в котором будет содержаться вся информация о выданных сертификатах (а не только для стран СНГ). Помимо этого, необходимо внедрить в ЭСВППТ применение QR-кодов, которые позволят с помощью ИИ проверить заявленные сведения в таможенной декларации, а также факт выдачи любого сертификата (преференциального или непреференциального) в Единой ЭСВППТ. Выбранные товарные сертификаты теперь могут быть записаны в электронной базе данных в режиме онлайн, обеспечивая возможность проверить их подлинность без отправки верификационного запроса в специализированную организацию. Концентрация доступа к выданным сертификатам на одной платформе существенно сократит время, затрачиваемое на растаможку товаров, поскольку информация будет доступна в одном едином источнике. Использование открытого программного обеспечения (ПО) не гарантирует его стабильной поддержки и обновления в условиях санкционного давления на экономику Российской Федерации. Альтернативным решением может быть разработка отечественного ПО посредством привлечения федерального казенного учреждения «Государственные технологии» («Гостех»), который аккредитован рядом органов исполнительной власти для создания и поддержки отечественного ПО в государственных информационных системах (ГИС). Цель данного проекта – это повышение эффективности и результативности процессов по созданию и развитию ГИС с переходом на качественно новый уровень их эргономичности, совместимости, надежности и защищенности [5]. По результатам оценки отечественных поставщиков ПО по указанным критериям цифровая платформа «Гостех» является оптимальным решением для формирования материальной технической базы исследуемой системы самосертификации. В тоже время, предоставление услуг, необходимых для функционирования системы, может быть осуществлено иными отечественными организациями, подходящими по установленным критериям. Факт аттестации данной платформы на соответствие требованиям по защите информации ФСТЭК Росси позволяет сделать вывод о том, что такое решение позволит обеспечить безопасное хранение, обмен данными между участниками ВЭД и контролирующими органами без увеличения нагрузки. Для успешного функционирования такой системы необходимо достичь гармонии между процессом документооборота при самосертификации и верификации происхождения, а также принципами рекомендаций Всемирной торговой организации (ВТО) и Организации Объединенных Наций (ООН) по использованию технологий трансграничной безбумажной торговли. Важно также создать благоприятные правовые и технические условия для функционирования системы, обеспечить эффективное управление и вовлечение заинтересованных сторон, а также предоставлять необходимую техническую поддержку. Одним из следующих шагов в разработке правового обеспечения для системы само-сертификации и верификации происхождения товаров является изменение отечественного законодательства в области таможенного регулирования, особенно в части подтверждения и верификации страны происхождения. При определении информационного оператора и установлении взаимодействия его информационных систем с Единым окном ЕАЭС необходимо учитывать требования, установленные в законодательстве. Внедрение системы само-сертификации происхождения товаров может привести к избыточности информации, поэтому целесообразно исключить возможность электронной верификации на основе заключения соглашений с каждым пользователем преференциальной системы ЕАЭС. Такой подход может также сократить финансовые затраты представителей бизнес-сообщества на подтверждение происхождения товаров.Таким образом, совершенствую вопросы связанные с определением происхождения товаров, ТО достигнут целевых ориентиров, установленных в Стратегии развития таможенной службы РФ 2030 года [15], и в итоге, смогут сформировать интеллектуальную таможню.ЗАКЛЮЧЕНИЕМеханизм контроля за правильностью определения страны происхождения товаров является неотъемлемой составляющей эффективной таможенной системы. В глобализированном мире, где товары перемещаются через множество торговых путей и границ, определение страны происхождения становится крайне важным шагом для обеспечения честной торговли и охраны интересов государства.Основная задача такого механизма заключается в том, чтобы гарантировать точность и достоверность утверждений о стране происхождения товаров. Это необходимо для предотвращения случаев обмана и предоставления неправильной информации о происхождении товаров, которые может привести к нарушению условий договоров, налоговых обязательств и торговых соглашений.Механизм контроля включает в себя ряд мероприятий и процедур, направленных на проверку достоверности указанной страны происхождения. Одним из ключевых инструментов в этом процессе является правильное и аккуратное оформление товаров соответствующими документами, такими как сертификаты происхождения, товарные накладные и декларации.Кроме того, специализированные таможенные органы проводят проверку товаров на предмет их соответствия прилагаемым документам и актам. Такие проверки могут включать физическую инспекцию товаров, анализ их характеристик и сопоставление с указанной страной происхождения.Современные технологии также играют важную роль в механизме контроля за правильностью определения страны происхождения товаров. Это включает в себя использование автоматизированных систем, баз данных, аналитических программ и применение технических средств, позволяющих более точно и эффективно определять происхождение товаров.Результатом работы такого механизма контроля является обеспечение законности и прозрачности процесса определения страны происхождения товаров, что способствует поддержанию честной конкуренции и защите интересов бизнеса и потребителей. Кроме того, это также позволяет государствам соблюдать свои международные обязательства и поддерживать стабильность в мировой торговле.Таким образом, механизм контроля за правильностью определения страны происхождения товаров играет ключевую роль в современной таможенной системе, обеспечивая точность и достоверность информации о происхождении товаров и способствуя развитию честной и прозрачной международной торговли.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВТаможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.orgФедеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18fz0289Приказ ФТС России от 20.04.2020 № 381 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о происхождении товаров» URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20pr0381 Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Заключено в г. Ялте 20.11.2009) (ред. от 31.05.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95897Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20rs1388Решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)» URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18sr0049Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 37 (ред. от 17.10.2022) «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.orgПисьмо Государственного таможенного комитета России от 09.06.2003 № 07-48/23459 «О сертификатах происхождения товара формы А» URL: https://www.alta.ru/tamdoc/03p23459 Письмо Федеральной Таможенной Службы от 2 ноября 2022 г. «О способах инициирования и реализации участниками ВЭД финансово-экономических мер поддержки бизнеса» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ruЕлфимова О. С. Определение происхождения товаров: учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2023. - 178 с. Гокинаева И.А. Совершенствование подходов к выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы прослеживаемости товаров // Журнал правовых и экономических исследований. - 2022. - № 3. - С. 206–210. Значение и роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета / М. В. Непарко, Е. М. Короткова, Е. С. Печерская, В. Н. Мишукова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 37 (2). – С. 218-223. Калдымова, И. А. Контроль страны происхождения товаров в таможенном деле / И. А. Калдымова, О. В. Алехина // Таможенное дело: направления эффективного развития: Сборник научных трудов. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2018. – С. 36-40. Меры поддержки внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в 2023 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/external_news/96778/?ysclid=lf8iczyb14775514034. Непарко, М. В. Новые подходы к описанию и кодированию товаров участников международного торгового сообщества в современных реалиях / М. В. Непарко, И. И. Молотков // Вестник Калужского университета. – 2022. – № 2 (55). – С. 23-26. Фирсова, М. В. Актуальные аспекты совершенствования технологии проверки подтверждения происхождения товаров должностными лицами таможенных постов фактического контроля / М. В. Фирсова // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2021. – № 2 (43). – С. 14-20. Официальный сайт ФТС России – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18fz0289
3. Приказ ФТС России от 20.04.2020 № 381 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о происхождении товаров» URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20pr0381 Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Заключено в г. Ялте 20.11.2009) (ред. от 31.05.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95897
4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20rs1388
5. Решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)» URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18sr0049
6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 37 (ред. от 17.10.2022) «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org
7. Письмо Государственного таможенного комитета России от 09.06.2003 № 07-48/23459 «О сертификатах происхождения товара формы А» URL: https://www.alta.ru/tamdoc/03p23459
8. Письмо Федеральной Таможенной Службы от 2 ноября 2022 г. «О способах инициирования и реализации участниками ВЭД финансово-экономических мер поддержки бизнеса» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru
9. Елфимова О. С. Определение происхождения товаров: учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2023. - 178 с.
10. Гокинаева И.А. Совершенствование подходов к выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы прослеживаемости товаров // Журнал правовых и экономических исследований. - 2022. - № 3. - С. 206–210.
11. Значение и роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета / М. В. Непарко, Е. М. Короткова, Е. С. Печерская, В. Н. Мишукова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 37 (2). – С. 218-223.
12. Калдымова, И. А. Контроль страны происхождения товаров в таможенном деле / И. А. Калдымова, О. В. Алехина // Таможенное дело: направления эффективного развития: Сборник научных трудов. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2018. – С. 36-40.
13. Меры поддержки внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в 2023 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/external_news/96778/?ysclid=lf8iczyb14775514034.
14. Непарко, М. В. Новые подходы к описанию и кодированию товаров участников международного торгового сообщества в современных реалиях / М. В. Непарко, И. И. Молотков // Вестник Калужского университета. – 2022. – № 2 (55). – С. 23-26.
15. Фирсова, М. В. Актуальные аспекты совершенствования технологии проверки подтверждения происхождения товаров должностными лицами таможенных постов фактического контроля / М. В. Фирсова // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2021. – № 2 (43). – С. 14-20.
16. Официальный сайт ФТС России – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru