М. Равель. Творческий путь, периодизация творчества и особенности стиля

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Музыка
  • 15 15 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 27.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
1.Творческий путь и периодизация творчества Мориса Равеля 4
2.Особенности стиля М. Равеля 8
Заключение 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Е. Мартынов обращает внимание на «изощрённую технику варьирования фактуры». При соблюдении остинатности ритмической фигуры в гармонии происходят плавные изменения, отмеченные в примере звёздочками. Гармония как бы колеблется, так как возможны возвраты к предыдущим созвучиям, и вообще изобразительный мерцающий слой живёт своей жизнью, то впитывая в себя звуки песни Ундины, то развиваясь независимо от того, о чём поёт водяная дева. Парная фигура варьируется; там, где тема проводится в октавном удвоении, элементы звеньев перебрасываются по регистрам, на интонациях «зова» появляется перегруппировка и ещё большее уплотнение фигурационного построения, Большое значение имеет здесь терпкая секундовая окраска звучания.Пример 6.УндинаРавель ввёл отличающиеся остротой дублировки в большую септиму и уменьшенную октаву, наиболее известные образцы - в «Альбораде» и одной из вариаций центрального эпизода Концерта для левой руки. Пример 7.АльборадаОсобой изысканностью обладает фигурационная фактура «Ночных бабочек» Равеля, в которой избегается постоянство, выдержанность рисунка. Полиритмия фигурационных слоев, сочетание в фигурационных цепочках разнородных фигур, краткость однотипных построений и их изменчивость создают образ чарующий и неуловимый. Это произведение - один из образцов стирания грани не только между фигурацией и мелодией, но и фигурацией и мелизматикой.М. Равель выступал новатором в области фортепианной фактуры, он хорошо понимал оригинальность своих фактурных решений и даже в пылу полемики оспаривал своё первенство у Дебюсси.«Благородные и сентиментальные вальсы» явились результатом работы Равеля по осуществлению замысла цикла вальсов по типу шубертовских, о чём композитор пишет в своей «Краткой автобиографии». При новизне гармонического языка Равель индивидуализирует фактурные решения в каждой из пьес цикла, что было в своё время характерно для Шуберта.В обоих концертах для фортепиано с оркестром, созданных в последний период творчества, Равель развивает тот склад прозрачного и лёгкого фортепианного письма, который был заложен ещё в «Благородных и сентиментальных вальсах», а затем упрочен «Гробницей Куперена». Исследователи чаще всего выделяют неоклассицистские тенденции в стиле поздних сочинений Равеля, а в отношении Концерта для левой руки говорят о претворении джазового пианизма. Концерт G-dur, посвященный М. Лонг, обладает подлинной оригинальностью, фактура здесь изысканна и индивидуализирована. Более ранние поиски красочности звучания, особенно в области импрессионистской стилистики, дали в фортепианной фактуре Концерта замечательные плоды. Верность классической схеме сонатного Allegro в первой части Концерта свободно сочетается с необычным музыкальным языком.Выбор фигур говорит о ретроспективности взгляда Равеля: практически это универсальные фигуры, использовавшиеся в эпоху барокко. Сам тип построения фактуры близок тому, который использовал Ф. Шопен в заключительном «разделе грёз» из Экспромта Fis-dur. «Мерцающие» пассажи в высоком регистре как бы набрасывают вуалирующее звуковое покрывало на мелодию, создают призрачный фон (колористический слой).ЗаключениеВ целом, для стиля Равеля характерны следующие черты. Смешение стилей и влияний: Равель был под влиянием многих музыкальных стилей и традиций, включая испанскую музыку, джаз и даже музыку Востока. Он использовал эти влияния для создания своего уникального модернистского стиля.Изящество и элегантность: музыка Равеля отличается легкостью, изяществом и элегантностью. Это особенно заметно в его фортепианных и оркестровых произведениях, которые часто включают богатые гармонии и тонкие музыкальные текстуры.Импрессионистские мотивы: Равель считается одним из главных представителей импрессионистического направления в музыке. Его произведения часто передают атмосферу и настроение с помощью звуковых красок и образов.Влияние джаза и американских гармоний: Равель интересовался джазом и американской музыкой, и это влияние можно услышать в некоторых его работах, особенно в “Болеро”.Использование контрастных темпов и настроений: Равель часто использует контрасты между быстрыми и медленными темпами, а также между разными настроениями, чтобы создать динамичное и захватывающее музыкальное произведение.Так или иначе, Равель соприкоснулся с широким кругом явлений европейской музыки прошлого века. Но многое осталось за пределами его внимания — он устоял против обаяния итальянской оперы. По существу Равель оказался далеким и от самого мощного представителя французского романтизма — Берлиоза, хотя, конечно, не мог пройти мимо его оркестровых открытий. Список литературыЖаркова В. Б. Прогулки в музыкальном мире Мориса Равеля (в поисках смысла послания Мастера) Монография. К. : Автограф, 2009. Крейн Ю. Симфонические произведения М. Равеля. М., 1962Морис Равель. – Режим доступа: http://musike.ru/index.php?id=101&ysclid=lqobyyf2ie310895206Смирнов В. В. Морис Равель и его творчество: Монография. Л.: Музыка, 1981 Черная М.Р. Фигурационное письмо в западноевропейской и русской клавирной (фортепианной) музыке : 17.00.02 : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02. - Москва, 2005 540 с.

Список литературы

1. Жаркова В. Б. Прогулки в музыкальном мире Мориса Равеля (в поисках смысла послания Мастера) Монография. К. : Автограф, 2009.
2. Крейн Ю. Симфонические произведения М. Равеля. М., 1962
3. Морис Равель. – Режим доступа: http://musike.ru/index.php?id=101&ysclid=lqobyyf2ie310895206
4. Смирнов В. В. Морис Равель и его творчество: Монография. Л.: Музыка, 1981
5. Черная М.Р. Фигурационное письмо в западноевропейской и русской клавирной (фортепианной) музыке : 17.00.02 : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02. - Москва, 2005 540 с.