Развитие эмоционального интеллекта как фактор лидерства в организациях.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 39 39 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 27.01.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоционального интеллекта как фактора лидерства в организациях 5
1.1. Понятие эмоционального интеллекта 5
1.2. Характеристика лидерства 10
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта как фактора лидерства в организациях 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Результаты исследования 21
2.3. Практические рекомендации 30
Заключение 32
Список литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Несколько меньше выражено осознание цели, умения управлять собойорганизаторские способности. Меньше всего у испытуемых выраженыумения влиять на других людей.Результаты корреляционного анализа взаимосвязи эмоционального интеллекта с лидерскими способностями представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты корреляционного анализа (r Спирмена)Уровень лидерстваУмение управлять собойОсознание целиУмение решать проблемыТворческий подходВлияние на окружающихЗнание правил организаторской работыОрганизаторские способностиУмение работать с группойПонимание чужих эмоцийr,103-,322-,177,087,345,096-,203,066-,044р,588,082,350,649,062,613,282,731,817N303030303030303030Управление чужими эмоциямиr,525**,197,177,363*,396*,417*,246,198-,004р,003,297,348,049,030,022,190,295,981N303030303030303030Понимание своих эмоцийr,285,213-,001,215,249,233-,030,153-,128р,127,259,995,254,184,214,874,418,500N303030303030303030Управление своими эмоциямиr,373*,658**,208,278,164,265,004,136,067р,043,000,271,138,386,157,982,474,724N303030303030303030Контроль экспрессииr,332,141-,065,026,572**,107,073-,119,117р,073,459,734,890,001,574,700,531,537N303030303030303030МЭИr,376*-,077,005,330,456*,351,056,195-,040р,040,687,978,075,011,057,770,301,835N303030303030303030ВЭИr,429*,434*,041,229,368*,263,025,088,004р,018,017,828,224,046,161,896,644,982N303030303030303030ПЭr,254-,054-,160,172,295,239-,100,190-,059р,176,778,397,363,114,203,600,314,757N303030303030303030УЭr,612**,442*,188,374*,467**,383*,201,078,070р,000,014,319,042,009,037,287,680,713N303030303030303030ОУЭИr,545**,212,067,342,484**,424*,071,197-,025р,002,260,727,065,007,020,710,296,896N303030303030303030Результаты корреляционного анализа показали, что общий уровень эмоционального интеллекта испытуемых прямо связан с уровнем лидерских способностей (р≤0,01), с использованием творческого подхода (р≤0,01) и влиянием на окружающих (р≤0,05). То есть, чем выше уровень эмоционального интеллекта испытуемых, тем лучше у них развиты лидерские способности и такие качества как использование творческого подхода и умение влиять на других. Управление чужими эмоциями прямо связано с уровнем лидерских способностей (р≤0,01), умением решать проблемы (р≤0,05), использованием творческого подхода (р≤0,01) и влиянием на окружающих (р≤0,05). То есть, чем лучше испытуемые способны управлять эмоциями других людей, тем лучше у них развиты лидерские способности и такие качества какумение решать проблемы, использование творческого подхода и умение влиять на других.Управление своими эмоциями прямо связано с уровнем лидерских способностей (р≤0,05) и умением управлять собой (р≤0,01). То есть, чем лучше испытуемые способны управлять своими эмоциями, тем лучше у них развиты лидерские способности и умение управлять собой.Контроль экспрессии прямо связан с использованием творческого подхода (р≤0,01). То есть, чем лучше испытуемые способны контролировать внешние проявления своих эмоций (мимика, жесты, поза, интонация), тем больше они используют творческий подход в работе.Межличностный эмоциональный интеллект прямо связан с уровнем лидерских способностей (р≤0,05) и с использованием творческого подхода (р≤0,05). То есть, чем лучше испытуемые способны понимать и управлять эмоциями других людей, тем лучше у них развиты лидерские способности и тем больше они используют творческий подход в работе.Внутриличностный интеллект прямо связан с уровнем лидерских способностей (р≤0,05), умением управлять собой (р≤0,05) и с использованием творческого подхода (р≤0,05). То есть, чем лучше испытуемые способны понимать и управлять своими эмоциями, тем лучше у них развиты лидерские способности, умение управлять собой и тем больше они используют творческий подход в работе.Управление эмоциями прямо связано с уровнем лидерских способностей (р≤0,01), умением управлять собой (р≤0,05), умением решать проблемы (р≤0,05), использованием творческого подхода (р≤0,01) и влиянием на окружающих (р≤0,05). То есть, чем лучше испытуемые способны управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, тем лучше у них развиты лидерские способности и такие качества какумение управлять собой, решать проблемы, использование творческого подхода и умение влиять на других.Таким образом, между уровнем эмоционального интеллекта и лидерскими качествами существует прямая взаимосвязь.2.3. Практические рекомендацииРекомендации по развитию эмоционального интеллекта испытуемых:1. Ведение дневника. Описывать в нем все, что происходит в течение дня, уделяя особое внимание чувствам и переживаниям во время определенных событий. Поначалу это может быть нелегко – можно писать немного, но всегда регулярно. Со временем будет становиться легче.2. Ведение специального "Дневника эмоций". Разделите лист на 3 части - в первой запишите самые важные события дня, во второй - свои эмоции на них, а в третьей - ощущения в теле. Главная задача здесь - не подменять эмоции мыслями. 3. Загрузите на свой телефон круг с эмоциями и когда вы не понимаете, что чувствуете внутри себя, откройте этот кружок в своем телефоне и найдите на нем что-нибудь, чем вы могли бы описать свое состояние.Начните с центра и научитесь сначала определять самые основные эмоции. Когда вы освоите это, вы можете двигаться к краям.4. Постоянно контролируйте свои эмоции в течение дня. Чтобы не забыть, поставьте напоминание на свой телефон с вопросом "Как я себя чувствую?". Каждый раз, когда вам приходит это напоминание, отвлекайтесь от своих дел на пару минут и прислушивайтесь к своим эмоциям. Если вы не понимаете точно, что вы чувствуете, вернитесь в круг эмоций.5. Прислушайтесь к своему телу. Многие люди привыкли не обращать на него внимания, но сигналы тела могут многое рассказать о ваших эмоциях. Иногда тело даже нарочно выдает нас – например, мы хотим казаться спокойными, но наши руки дрожат. Многие описывают чувство радости как "тепло в теле", а грусть - как "тяжесть и сжатие в груди".Прислушайтесь к себе и найдите свои сигналы – как тело сообщает вам о ваших чувствах.6. Чтобы научиться распознавать эмоции включите телевизор без звука и попытайтесь определить эмоции людей по их мимике, жестам, позам.Посмотрите на людей в общественном транспорте и попробуйте отследить их текущее настроение, состояние, чувства и эмоциональный фон.Чаще спрашивайте своих близких: "Как вы себя чувствуете?" 7. Не подавляйте эмоции, которые кажутся вам разрушительными или слишком сильными. Вместо этого найдите способы альтернативного безопасного проявления:- занимайтесь физическими упражнениями или спортом, бегайте;- выполняйте успокаивающее дыхательное упражнение;- выплескивайте сильные эмоции на определенные предметы - взбивайте подушку, рвите бумагу, кричите в одеяло;- проговаривайте свои эмоции вслух: "Я чувствую тревогу, грусть, возбуждение, страх, гнев... Я также чувствую..."- поделитесь своими чувствами с кем-нибудь из ваших близких.ЗаключениеЦелью этого исследования являлось изучение эмоционального интеллекта как фактора лидерства в организациях. В ходе достижения цели был определен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что эмоциональный интеллект - это способность эффективно понимать эмоциональную сферу жизни человека: понимать эмоции и эмоциональный контекст отношений, использовать свои эмоции для решения проблем во взаимоотношениях и мотивационной сфере. Способность понимать эмоции означает, что человек способен распознавать эмоции, устанавливать сам факт наличия эмоционального опыта как в себе, так и в других. Умение справляться с эмоциями означает, что человек: умеет управлять силой эмоций, подавлять сильные эмоции, контролировать проявление эмоций во внешней среде.Лидерство – процесс социальной организации и управления общением в определенной группе людей. Лидерство – искусство воздействия на других для побуждения их к достижению определенных целей, что проявляется в способности вести других за собой.Лидер должен формировать дружелюбие, честность, правдивость, способность к критике и самокритике, работоспособность и трудолюбие.Результаты эмпирического исследования показали, что у испытуемых средний уровень эмоционального интеллекта, с низким уровнем управления чужими эмоциями. У испытуемых в основном средняя способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими и нормальная способность к пониманию своих эмоций и управлению ими.У большинства испытуемых лидерские качества выражены на среднем уровне, они могут быть лидерами в некоторых ситуациях, но не стремятся постоянно к позиции лидера.У испытуемых все лидерские качества выражены на среднем уровне. Более всего у испытуемых выражены: умения решать проблемы, знания правил организаторской работы,использование творческого подхода, и умение работать с группой. Несколько меньше выражено осознание цели, умения управлять собойорганизаторские способности. Меньше всего у испытуемых выраженыумения влиять на других людей.Результаты корреляционного анализа взаимосвязи эмоционального интеллекта с лидерскими способностями показали, что:- чем выше уровень эмоционального интеллекта испытуемых, тем лучше у них развиты лидерские способности и такие качества как использование творческого подхода и умение влиять на других;- чем лучше испытуемые способны управлять эмоциями других людей, тем лучше у них развиты лидерские способности и умение решать проблемы, использование творческого подхода и умение влиять на других;- чем лучше испытуемые способны управлять своими эмоциями, тем лучше у них развиты лидерские способности и умение управлять собой;- чем лучше испытуемые способны контролировать внешние проявления своих эмоций (мимика, жесты, поза, интонация), тем больше они используют творческий подход в работе;- чем лучше испытуемые способны понимать и управлять эмоциями других людей, тем лучше у них развиты лидерские способности и тем больше они используют творческий подход в работе;- чем лучше испытуемые способны понимать и управлять своими эмоциями, тем лучше у них развиты лидерские способности, умение управлять собой и тем больше они используют творческий подход в работе;- чем лучше испытуемые способны управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, тем лучше у них развиты лидерские способности и такие качества какумение управлять собой, решать проблемы, использование творческого подхода и умение влиять на других.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: между уровнем эмоционального интеллекта и лидерскими качествами существует прямая взаимосвязь.Список литературыАвдеев П.С. Психологические механизмы трансформационного лидерства // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2017. – № 2 (136). – C.110-116.Адушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 9. –С. 47-51.Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71-75.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. – Новополоцк: ПГУ, 2011.– с. 50.Безымянников Е.Т. Связь эмоционального интеллекта и креативности с конформностью личности // Е.Т. Безымянников, Л.Р. Халикова. В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 100-102.Бондарь О.А. Становление понятия «эмоциональный интеллект» в психологии. В сборнике: Актуальные вопросы современной студенческой науки в гуманитарной сфере. Сборник научных статей обучающихся. – Сочи, 2023. – С. 105-109.Валуйкова В.Е. Социокультурная предопределенность конфликтологической компетентности личности в условиях социальной напряженности // CaucasianScienceBridge. – 2021. – Т. 4. – № 4 (14). – С. 90-93.Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез.науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25-26.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2021. – 541 с.Гриб Е.В. К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – Том. 9. – № 1. – С. 135-138.Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2016. – 22 с. Дегтярев А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 244-253.Ерастова А.В. Лидерство: учебное пособие / А.В. Ерастова, О.В. Черкасова. – Саранск: Мордов. гос. ун-т., 2015. – 140с.Ермакова С.В. Лидерство: традиционные и современные подходы к изучению // Аспирант. 2013. – №1 (13) – С. 28-33.Занковский А.Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры: автореф. на соиск. учен степени доктора.психол. наук. – Москва, 2012. – 52 с.Ивановский В.В. О некоторых вопросах определения феномена лидерства // Научный вестник МГТУ ГА, История, философия, социология. – 2005. – №.95 (13). – С. 132-133.Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб.пособие для студ. вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 243. Киселева Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2015. – 26 с.Клейменова А.Е. Историческое развитие изучения феномена лидерства // Аналитика культурологии. – 2014. – №2(29). – С. 202 – 209.Константинова М.Н. Психология эмоциональных состояний / М.Н. Константинова, А.Б. Михалева // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 93 – 95. Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология. – Москва, 2011. – С. 76-84.Литвак Р.А. Социальное лидерство в современном социокультурном контексте / О.А. Литвак, О.Г. Усанова // Теории и проблемы политических исследований. – 2018. – Том 7. – № 6А. – С. 217-224.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В Люсина, Д.В Ушакова.–М.: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29 – 36.Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Курск, 2011. – 27 с.Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы [Текст]: монография. – СПб.: Санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2010. – 538с.Петрушихина Е.Б. Этическое лидерство: понятие и проблемы исследования // Вестник РГГУ. – 2016. – №.1 (3) – С.46-55.Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. –№ 2. – С. 34 – 38. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с.Хохлова Т.П. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник. – М.: Магистр, 2018. – 384 с.Шнайдер М.И. Основные направления исследований эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 58-64.Шуткин С.Н. Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения / С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: материалы конференции. – 2014. – № 1. – С. 309 – 314. Bang, H. Leader-Member Exchange in non-profit sport organizations. The impact on Job Satisfaction and Intention to Stay from the Perspectives of volunteer Leaders and Followers / H. Bang// Nonprofit management & leadership. – 2011. – Vol. 22 (1). – P. 85-105.Ciarrochi J.V. Emotional intelligence moderates there lationship between stress and mental health / J. V. Ciarrochi, F. P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. – 2012. – V. 32. – P. 197-209. Krumrei-Mancuso, E. J. Humilility in Servant leadership among Cristian Student Leaders: A longitudual Pilot Study / E. J. Krumrei-Mancuso, // Journal of Psychology and Theology. – 2018. – Vol. 46 (4). – P. 253-267.Salovey P. Emotional intelligence / P. Salovey and J. D. Mayer // Imagination, Cognition and Personality, 1990. – vol. 9. – P. 185-211.

Список литературы
1. Авдеев П.С. Психологические механизмы трансформационного лидерства // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2017. – № 2 (136). – C.110-116.
2. Адушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 9. –С. 47-51.
3. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71-75.
4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. – Новополоцк: ПГУ, 2011.– с. 50.
5. Безымянников Е.Т. Связь эмоционального интеллекта и креативности с конформностью личности // Е.Т. Безымянников, Л.Р. Халикова. В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 100-102.
6. Бондарь О.А. Становление понятия «эмоциональный интеллект» в психологии. В сборнике: Актуальные вопросы современной студенческой науки в гуманитарной сфере. Сборник научных статей обучающихся. – Сочи, 2023. – С. 105-109.
7. Валуйкова В.Е. Социокультурная предопределенность конфликтологической компетентности личности в условиях социальной напряженности // Caucasian Science Bridge. – 2021. – Т. 4. – № 4 (14). – С. 90-93.
8. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25-26.
9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2021. – 541 с.
10. Гриб Е.В. К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – Том. 9. – № 1. – С. 135-138.
11. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2016. – 22 с.
12. Дегтярев А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 244-253.
13. Ерастова А.В. Лидерство: учебное пособие / А.В. Ерастова, О.В. Черкасова. – Саранск: Мордов. гос. ун-т., 2015. – 140с.
14. Ермакова С.В. Лидерство: традиционные и современные подходы к изучению // Аспирант. 2013. – №1 (13) – С. 28-33.
15. Занковский А.Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры: автореф. на соиск. учен степени доктора. психол. наук. – Москва, 2012. – 52 с.
16. Ивановский В.В. О некоторых вопросах определения феномена лидерства // Научный вестник МГТУ ГА, История, философия, социология. – 2005. – №.95 (13). – С. 132-133.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 243.
18. Киселева Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2015. – 26 с.
19. Клейменова А.Е. Историческое развитие изучения феномена лидерства // Аналитика культурологии. – 2014. – №2(29). – С. 202 – 209.
20. Константинова М.Н. Психология эмоциональных состояний / М.Н. Константинова, А.Б. Михалева // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 93 – 95.
21. Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология. – Москва, 2011. – С. 76-84.
22. Литвак Р.А. Социальное лидерство в современном социокультурном контексте / О.А. Литвак, О.Г. Усанова // Теории и проблемы политических исследований. – 2018. – Том 7. – № 6А. – С. 217-224.
23. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В Люсина, Д.В Ушакова.–М.: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29 – 36.
24. Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Курск, 2011. – 27 с.
25. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы [Текст]: монография. – СПб.: Санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2010. – 538с.
26. Петрушихина Е.Б. Этическое лидерство: понятие и проблемы исследования // Вестник РГГУ. – 2016. – №.1 (3) – С.46-55.
27. Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. –№ 2. – С. 34 – 38.
28. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с.
29. Хохлова Т.П. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник. – М.: Магистр, 2018. – 384 с.
30. Шнайдер М.И. Основные направления исследований эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 58-64.
31. Шуткин С.Н. Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения / С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: материалы конференции. – 2014. – № 1. – С. 309 – 314.
32. Bang, H. Leader-Member Exchange in non-profit sport organizations. The impact on Job Satisfaction and Intention to Stay from the Perspectives of volunteer Leaders and Followers / H. Bang// Nonprofit management & leadership. – 2011. – Vol. 22 (1). – P. 85-105.
33. Ciarrochi J.V. Emotional intelligence moderates there lationship between stress and mental health / J. V. Ciarrochi, F. P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. – 2012. – V. 32. – P. 197-209.
34. Krumrei-Mancuso, E. J. Humilility in Servant leadership among Cristian Student Leaders: A longitudual Pilot Study / E. J. Krumrei-Mancuso, // Journal of Psychology and Theology. – 2018. – Vol. 46 (4). – P. 253-267.
35. Salovey P. Emotional intelligence / P. Salovey and J. D. Mayer // Imagination, Cognition and Personality, 1990. – vol. 9. – P. 185-211.