Развитие эмоционального интеллекта как фактор лидерства в организациях.
Заказать уникальную дипломную работу- 39 39 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 27.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоционального интеллекта как фактора лидерства в организациях 5
1.1. Понятие эмоционального интеллекта 5
1.2. Характеристика лидерства 10
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта как фактора лидерства в организациях 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Результаты исследования 21
2.3. Практические рекомендации 30
Заключение 32
Список литературы 34
Несколько меньше выражено осознание цели, умения управлять собойорганизаторские способности. Меньше всего у испытуемых выраженыумения влиять на других людей.Результаты корреляционного анализа взаимосвязи эмоционального интеллекта с лидерскими способностями представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты корреляционного анализа (r Спирмена)Уровень лидерстваУмение управлять собойОсознание целиУмение решать проблемыТворческий подходВлияние на окружающихЗнание правил организаторской работыОрганизаторские способностиУмение работать с группойПонимание чужих эмоцийr,103-,322-,177,087,345,096-,203,066-,044р,588,082,350,649,062,613,282,731,817N303030303030303030Управление чужими эмоциямиr,525**,197,177,363*,396*,417*,246,198-,004р,003,297,348,049,030,022,190,295,981N303030303030303030Понимание своих эмоцийr,285,213-,001,215,249,233-,030,153-,128р,127,259,995,254,184,214,874,418,500N303030303030303030Управление своими эмоциямиr,373*,658**,208,278,164,265,004,136,067р,043,000,271,138,386,157,982,474,724N303030303030303030Контроль экспрессииr,332,141-,065,026,572**,107,073-,119,117р,073,459,734,890,001,574,700,531,537N303030303030303030МЭИr,376*-,077,005,330,456*,351,056,195-,040р,040,687,978,075,011,057,770,301,835N303030303030303030ВЭИr,429*,434*,041,229,368*,263,025,088,004р,018,017,828,224,046,161,896,644,982N303030303030303030ПЭr,254-,054-,160,172,295,239-,100,190-,059р,176,778,397,363,114,203,600,314,757N303030303030303030УЭr,612**,442*,188,374*,467**,383*,201,078,070р,000,014,319,042,009,037,287,680,713N303030303030303030ОУЭИr,545**,212,067,342,484**,424*,071,197-,025р,002,260,727,065,007,020,710,296,896N303030303030303030Результаты корреляционного анализа показали, что общий уровень эмоционального интеллекта испытуемых прямо связан с уровнем лидерских способностей (р≤0,01), с использованием творческого подхода (р≤0,01) и влиянием на окружающих (р≤0,05). То есть, чем выше уровень эмоционального интеллекта испытуемых, тем лучше у них развиты лидерские способности и такие качества как использование творческого подхода и умение влиять на других. Управление чужими эмоциями прямо связано с уровнем лидерских способностей (р≤0,01), умением решать проблемы (р≤0,05), использованием творческого подхода (р≤0,01) и влиянием на окружающих (р≤0,05). То есть, чем лучше испытуемые способны управлять эмоциями других людей, тем лучше у них развиты лидерские способности и такие качества какумение решать проблемы, использование творческого подхода и умение влиять на других.Управление своими эмоциями прямо связано с уровнем лидерских способностей (р≤0,05) и умением управлять собой (р≤0,01). То есть, чем лучше испытуемые способны управлять своими эмоциями, тем лучше у них развиты лидерские способности и умение управлять собой.Контроль экспрессии прямо связан с использованием творческого подхода (р≤0,01). То есть, чем лучше испытуемые способны контролировать внешние проявления своих эмоций (мимика, жесты, поза, интонация), тем больше они используют творческий подход в работе.Межличностный эмоциональный интеллект прямо связан с уровнем лидерских способностей (р≤0,05) и с использованием творческого подхода (р≤0,05). То есть, чем лучше испытуемые способны понимать и управлять эмоциями других людей, тем лучше у них развиты лидерские способности и тем больше они используют творческий подход в работе.Внутриличностный интеллект прямо связан с уровнем лидерских способностей (р≤0,05), умением управлять собой (р≤0,05) и с использованием творческого подхода (р≤0,05). То есть, чем лучше испытуемые способны понимать и управлять своими эмоциями, тем лучше у них развиты лидерские способности, умение управлять собой и тем больше они используют творческий подход в работе.Управление эмоциями прямо связано с уровнем лидерских способностей (р≤0,01), умением управлять собой (р≤0,05), умением решать проблемы (р≤0,05), использованием творческого подхода (р≤0,01) и влиянием на окружающих (р≤0,05). То есть, чем лучше испытуемые способны управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, тем лучше у них развиты лидерские способности и такие качества какумение управлять собой, решать проблемы, использование творческого подхода и умение влиять на других.Таким образом, между уровнем эмоционального интеллекта и лидерскими качествами существует прямая взаимосвязь.2.3. Практические рекомендацииРекомендации по развитию эмоционального интеллекта испытуемых:1. Ведение дневника. Описывать в нем все, что происходит в течение дня, уделяя особое внимание чувствам и переживаниям во время определенных событий. Поначалу это может быть нелегко – можно писать немного, но всегда регулярно. Со временем будет становиться легче.2. Ведение специального "Дневника эмоций". Разделите лист на 3 части - в первой запишите самые важные события дня, во второй - свои эмоции на них, а в третьей - ощущения в теле. Главная задача здесь - не подменять эмоции мыслями. 3. Загрузите на свой телефон круг с эмоциями и когда вы не понимаете, что чувствуете внутри себя, откройте этот кружок в своем телефоне и найдите на нем что-нибудь, чем вы могли бы описать свое состояние.Начните с центра и научитесь сначала определять самые основные эмоции. Когда вы освоите это, вы можете двигаться к краям.4. Постоянно контролируйте свои эмоции в течение дня. Чтобы не забыть, поставьте напоминание на свой телефон с вопросом "Как я себя чувствую?". Каждый раз, когда вам приходит это напоминание, отвлекайтесь от своих дел на пару минут и прислушивайтесь к своим эмоциям. Если вы не понимаете точно, что вы чувствуете, вернитесь в круг эмоций.5. Прислушайтесь к своему телу. Многие люди привыкли не обращать на него внимания, но сигналы тела могут многое рассказать о ваших эмоциях. Иногда тело даже нарочно выдает нас – например, мы хотим казаться спокойными, но наши руки дрожат. Многие описывают чувство радости как "тепло в теле", а грусть - как "тяжесть и сжатие в груди".Прислушайтесь к себе и найдите свои сигналы – как тело сообщает вам о ваших чувствах.6. Чтобы научиться распознавать эмоции включите телевизор без звука и попытайтесь определить эмоции людей по их мимике, жестам, позам.Посмотрите на людей в общественном транспорте и попробуйте отследить их текущее настроение, состояние, чувства и эмоциональный фон.Чаще спрашивайте своих близких: "Как вы себя чувствуете?" 7. Не подавляйте эмоции, которые кажутся вам разрушительными или слишком сильными. Вместо этого найдите способы альтернативного безопасного проявления:- занимайтесь физическими упражнениями или спортом, бегайте;- выполняйте успокаивающее дыхательное упражнение;- выплескивайте сильные эмоции на определенные предметы - взбивайте подушку, рвите бумагу, кричите в одеяло;- проговаривайте свои эмоции вслух: "Я чувствую тревогу, грусть, возбуждение, страх, гнев... Я также чувствую..."- поделитесь своими чувствами с кем-нибудь из ваших близких.ЗаключениеЦелью этого исследования являлось изучение эмоционального интеллекта как фактора лидерства в организациях. В ходе достижения цели был определен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что эмоциональный интеллект - это способность эффективно понимать эмоциональную сферу жизни человека: понимать эмоции и эмоциональный контекст отношений, использовать свои эмоции для решения проблем во взаимоотношениях и мотивационной сфере. Способность понимать эмоции означает, что человек способен распознавать эмоции, устанавливать сам факт наличия эмоционального опыта как в себе, так и в других. Умение справляться с эмоциями означает, что человек: умеет управлять силой эмоций, подавлять сильные эмоции, контролировать проявление эмоций во внешней среде.Лидерство – процесс социальной организации и управления общением в определенной группе людей. Лидерство – искусство воздействия на других для побуждения их к достижению определенных целей, что проявляется в способности вести других за собой.Лидер должен формировать дружелюбие, честность, правдивость, способность к критике и самокритике, работоспособность и трудолюбие.Результаты эмпирического исследования показали, что у испытуемых средний уровень эмоционального интеллекта, с низким уровнем управления чужими эмоциями. У испытуемых в основном средняя способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими и нормальная способность к пониманию своих эмоций и управлению ими.У большинства испытуемых лидерские качества выражены на среднем уровне, они могут быть лидерами в некоторых ситуациях, но не стремятся постоянно к позиции лидера.У испытуемых все лидерские качества выражены на среднем уровне. Более всего у испытуемых выражены: умения решать проблемы, знания правил организаторской работы,использование творческого подхода, и умение работать с группой. Несколько меньше выражено осознание цели, умения управлять собойорганизаторские способности. Меньше всего у испытуемых выраженыумения влиять на других людей.Результаты корреляционного анализа взаимосвязи эмоционального интеллекта с лидерскими способностями показали, что:- чем выше уровень эмоционального интеллекта испытуемых, тем лучше у них развиты лидерские способности и такие качества как использование творческого подхода и умение влиять на других;- чем лучше испытуемые способны управлять эмоциями других людей, тем лучше у них развиты лидерские способности и умение решать проблемы, использование творческого подхода и умение влиять на других;- чем лучше испытуемые способны управлять своими эмоциями, тем лучше у них развиты лидерские способности и умение управлять собой;- чем лучше испытуемые способны контролировать внешние проявления своих эмоций (мимика, жесты, поза, интонация), тем больше они используют творческий подход в работе;- чем лучше испытуемые способны понимать и управлять эмоциями других людей, тем лучше у них развиты лидерские способности и тем больше они используют творческий подход в работе;- чем лучше испытуемые способны понимать и управлять своими эмоциями, тем лучше у них развиты лидерские способности, умение управлять собой и тем больше они используют творческий подход в работе;- чем лучше испытуемые способны управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, тем лучше у них развиты лидерские способности и такие качества какумение управлять собой, решать проблемы, использование творческого подхода и умение влиять на других.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: между уровнем эмоционального интеллекта и лидерскими качествами существует прямая взаимосвязь.Список литературыАвдеев П.С. Психологические механизмы трансформационного лидерства // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2017. – № 2 (136). – C.110-116.Адушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 9. –С. 47-51.Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71-75.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. – Новополоцк: ПГУ, 2011.– с. 50.Безымянников Е.Т. Связь эмоционального интеллекта и креативности с конформностью личности // Е.Т. Безымянников, Л.Р. Халикова. В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 100-102.Бондарь О.А. Становление понятия «эмоциональный интеллект» в психологии. В сборнике: Актуальные вопросы современной студенческой науки в гуманитарной сфере. Сборник научных статей обучающихся. – Сочи, 2023. – С. 105-109.Валуйкова В.Е. Социокультурная предопределенность конфликтологической компетентности личности в условиях социальной напряженности // CaucasianScienceBridge. – 2021. – Т. 4. – № 4 (14). – С. 90-93.Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез.науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25-26.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2021. – 541 с.Гриб Е.В. К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – Том. 9. – № 1. – С. 135-138.Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2016. – 22 с. Дегтярев А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 244-253.Ерастова А.В. Лидерство: учебное пособие / А.В. Ерастова, О.В. Черкасова. – Саранск: Мордов. гос. ун-т., 2015. – 140с.Ермакова С.В. Лидерство: традиционные и современные подходы к изучению // Аспирант. 2013. – №1 (13) – С. 28-33.Занковский А.Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры: автореф. на соиск. учен степени доктора.психол. наук. – Москва, 2012. – 52 с.Ивановский В.В. О некоторых вопросах определения феномена лидерства // Научный вестник МГТУ ГА, История, философия, социология. – 2005. – №.95 (13). – С. 132-133.Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб.пособие для студ. вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 243. Киселева Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2015. – 26 с.Клейменова А.Е. Историческое развитие изучения феномена лидерства // Аналитика культурологии. – 2014. – №2(29). – С. 202 – 209.Константинова М.Н. Психология эмоциональных состояний / М.Н. Константинова, А.Б. Михалева // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 93 – 95. Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология. – Москва, 2011. – С. 76-84.Литвак Р.А. Социальное лидерство в современном социокультурном контексте / О.А. Литвак, О.Г. Усанова // Теории и проблемы политических исследований. – 2018. – Том 7. – № 6А. – С. 217-224.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В Люсина, Д.В Ушакова.–М.: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29 – 36.Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Курск, 2011. – 27 с.Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы [Текст]: монография. – СПб.: Санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2010. – 538с.Петрушихина Е.Б. Этическое лидерство: понятие и проблемы исследования // Вестник РГГУ. – 2016. – №.1 (3) – С.46-55.Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. –№ 2. – С. 34 – 38. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с.Хохлова Т.П. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник. – М.: Магистр, 2018. – 384 с.Шнайдер М.И. Основные направления исследований эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 58-64.Шуткин С.Н. Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения / С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: материалы конференции. – 2014. – № 1. – С. 309 – 314. Bang, H. Leader-Member Exchange in non-profit sport organizations. The impact on Job Satisfaction and Intention to Stay from the Perspectives of volunteer Leaders and Followers / H. Bang// Nonprofit management & leadership. – 2011. – Vol. 22 (1). – P. 85-105.Ciarrochi J.V. Emotional intelligence moderates there lationship between stress and mental health / J. V. Ciarrochi, F. P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. – 2012. – V. 32. – P. 197-209. Krumrei-Mancuso, E. J. Humilility in Servant leadership among Cristian Student Leaders: A longitudual Pilot Study / E. J. Krumrei-Mancuso, // Journal of Psychology and Theology. – 2018. – Vol. 46 (4). – P. 253-267.Salovey P. Emotional intelligence / P. Salovey and J. D. Mayer // Imagination, Cognition and Personality, 1990. – vol. 9. – P. 185-211.
1. Авдеев П.С. Психологические механизмы трансформационного лидерства // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2017. – № 2 (136). – C.110-116.
2. Адушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 9. –С. 47-51.
3. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71-75.
4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. – Новополоцк: ПГУ, 2011.– с. 50.
5. Безымянников Е.Т. Связь эмоционального интеллекта и креативности с конформностью личности // Е.Т. Безымянников, Л.Р. Халикова. В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 100-102.
6. Бондарь О.А. Становление понятия «эмоциональный интеллект» в психологии. В сборнике: Актуальные вопросы современной студенческой науки в гуманитарной сфере. Сборник научных статей обучающихся. – Сочи, 2023. – С. 105-109.
7. Валуйкова В.Е. Социокультурная предопределенность конфликтологической компетентности личности в условиях социальной напряженности // Caucasian Science Bridge. – 2021. – Т. 4. – № 4 (14). – С. 90-93.
8. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25-26.
9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2021. – 541 с.
10. Гриб Е.В. К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – Том. 9. – № 1. – С. 135-138.
11. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2016. – 22 с.
12. Дегтярев А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 244-253.
13. Ерастова А.В. Лидерство: учебное пособие / А.В. Ерастова, О.В. Черкасова. – Саранск: Мордов. гос. ун-т., 2015. – 140с.
14. Ермакова С.В. Лидерство: традиционные и современные подходы к изучению // Аспирант. 2013. – №1 (13) – С. 28-33.
15. Занковский А.Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры: автореф. на соиск. учен степени доктора. психол. наук. – Москва, 2012. – 52 с.
16. Ивановский В.В. О некоторых вопросах определения феномена лидерства // Научный вестник МГТУ ГА, История, философия, социология. – 2005. – №.95 (13). – С. 132-133.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 243.
18. Киселева Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2015. – 26 с.
19. Клейменова А.Е. Историческое развитие изучения феномена лидерства // Аналитика культурологии. – 2014. – №2(29). – С. 202 – 209.
20. Константинова М.Н. Психология эмоциональных состояний / М.Н. Константинова, А.Б. Михалева // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 93 – 95.
21. Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология. – Москва, 2011. – С. 76-84.
22. Литвак Р.А. Социальное лидерство в современном социокультурном контексте / О.А. Литвак, О.Г. Усанова // Теории и проблемы политических исследований. – 2018. – Том 7. – № 6А. – С. 217-224.
23. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В Люсина, Д.В Ушакова.–М.: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29 – 36.
24. Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Курск, 2011. – 27 с.
25. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы [Текст]: монография. – СПб.: Санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2010. – 538с.
26. Петрушихина Е.Б. Этическое лидерство: понятие и проблемы исследования // Вестник РГГУ. – 2016. – №.1 (3) – С.46-55.
27. Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. –№ 2. – С. 34 – 38.
28. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с.
29. Хохлова Т.П. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник. – М.: Магистр, 2018. – 384 с.
30. Шнайдер М.И. Основные направления исследований эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 58-64.
31. Шуткин С.Н. Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения / С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: материалы конференции. – 2014. – № 1. – С. 309 – 314.
32. Bang, H. Leader-Member Exchange in non-profit sport organizations. The impact on Job Satisfaction and Intention to Stay from the Perspectives of volunteer Leaders and Followers / H. Bang// Nonprofit management & leadership. – 2011. – Vol. 22 (1). – P. 85-105.
33. Ciarrochi J.V. Emotional intelligence moderates there lationship between stress and mental health / J. V. Ciarrochi, F. P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. – 2012. – V. 32. – P. 197-209.
34. Krumrei-Mancuso, E. J. Humilility in Servant leadership among Cristian Student Leaders: A longitudual Pilot Study / E. J. Krumrei-Mancuso, // Journal of Psychology and Theology. – 2018. – Vol. 46 (4). – P. 253-267.
35. Salovey P. Emotional intelligence / P. Salovey and J. D. Mayer // Imagination, Cognition and Personality, 1990. – vol. 9. – P. 185-211.