Тема ВКР: Государственно-частное партнерство как инструмент повышения инвестиционной активности региона
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 23.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства 5
1.1. Сущность государственно-частного партнерства 5
1.2. Формы и механизмы реализации государственно-частных
партнерств 10
1.3. Мировой опыт финансирования ГЧП-проектов 15
Глава 2. Практика финансирования ГЧП-проектов в регионе для повышения инвестиционной активности 21
2.1. Характеристика региона 21
2.2. Анализ инвестиционной активности в регионе 27
2.3. Финансирование ГЧП в регионе 35
Глава 3. Направления повышения инвестиционной активности региона 42
3.1. Предложения по повышению инвестиционной активности региона с использованием ГЧП 42
3.2. Социально-экономическая оценка ГЧП 44
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложения 58
Если проекту присвоен статус "приоритетный", инвесторы могут получить поддержку в виде финансовых и нефинансовых мер. Поддерживаемые государством фискальные меры включают предоставление налоговых льгот (налоги на прибыль и имущество) и налоговых льгот по аренде земли для частичной компенсации процентных ставок кредиторам. Нефинансовые меры, поддерживаемые государством, включают обращения к федеральным органам власти с просьбой оказать инвесторам содействие в реализации инвестиционных проектов и содействие в создании коммерческой инфраструктуры, включая, в частности, выбор производственных земель в соответствии со спецификациями инвесторов.2. Построить и/или обустроить высокотехнологичные объекты в селе Анкудиновка. Включая водоснабжение, канализацию, санитарию, электричество, отопление, газ, телефон, радио, бизнес-инкубатор, бизнес-центр, административные, офисные, социальные и транспортные объекты, включая зоны планирования и тестирования.В настоящее время, по данным инвестиционного портала Нижегородской области, в регионе действуют 10 бизнес-инкубаторов; 2 технопарка (IT-парк "Анкудиновка", технопарк "Саров"); 6 частных индустриальных парков ("Пол-Полимер", индустриальный парк "Волжский", "Реал-Инвест", "Заволжский моторный завод", "Дробыш", "Красное Сормово", "Заря"); автомобилестроение и нефтехимия, образование, финансы и другие услуги.3. Реализация новых инвестиционных проектов за счет средств, предоставленных за счет сокращения срока погашения задолженности Нижегородской области по бюджетному кредиту перед Российской Федерацией.Привлекая частные инвестиции для создания, строительства, модернизации, обслуживания или эксплуатации социальной и инженерной инфраструктуры, налаживайте сотрудничество между правительством Нижегородской области и частными инвесторами, увеличивайте долю частных организаций в реализации проектов и повышайте доступность и качество услуг, предоставляемых потребителям. В Нижегородской области реализуются проекты государственно-частного партнерства в сферах образования, социальных услуг, спорта (строительство фитнес-центров), здравоохранения, культуры, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Нижегородская область имеет хороший опыт внедрения систем государственно-частного партнерства для строительства складов, создания агропромышленных комплексов "безопасные города", а также создания и эксплуатации мусоросортировочных комплексов в Ородецком и Балахнинском районах. Создание и поддержание хорошего инвестиционного имиджа Нижегородской области предполагает проведение выставки, парламенты и другие демонстрации для потенциальных инвесторов. Региональный конкурс "Инвестиционный проект года" проводится ежегодно в Нижегородской области. Цель этого конкурса - выделить наиболее важные для региона проекты в различных секторах экономики, реализованные или начатые в этом году, а также людей, которые возрождают эти проекты.Подводя итог, можно сделать вывод, что Нижегородская область, как важный стратегический регион России, в свою очередь, заинтересована в создании благоприятных условий для развития предпринимательства, ускорении и устойчивом экономическом росте, а также в увеличении реальных доходов граждан Российской Федерации, а также создании системы поддержки система для новых инвестиционных проектов.3.2. Социально-экономическая оценка ГЧПДля дальнейшего развития ГЧП мы предлагаем реализацию проекта государственно-частного партнерства "Создание, эксплуатация и техническое сопровождение автоматизированной информационной системы "Цифровая система учета спортивных достижений Нижегородской области" (далее - проект).Проект предусматривает заключение соглашения о государственно-частном партнерстве, согласно которому частный партнер обязуется создать объект соглашения о ГЧП за свой счет и (или) привлечь средства - автоматизированная информационная система "Цифровая система учета спортивных достижений Нижегородской области", состоящая из системного программного обеспечения и информации, в том числе содержащейся в базе данных, отвечающая требованиям технического задания, и осуществляющая транзакции и функционирование объекта соглашения, а государственный партнер обязуется предоставить частному партнеру предоставляется право использовать базу данных.Согласно пункту 14 методики, проект государственно-частного партнерства признается финансово эффективным в соответствии с оценкой финансовой эффективности проекта государственно-частного партнерства, если текущая расчетная стоимость (NPV) проекта больше или равна 0 (нулю) рублям.Согласно финансовой модели проекта, представленной в предложении, NPV проекта составляет 91 816 858 рублей.Таким образом, согласно пункту 14 методики, проект признан финансово эффективным.Согласно пункту 17 методологии, социально-экономический эффект проекта государственно-частного партнерства признается достаточным на основе оценки социально-экономического воздействия такого проекта, если:1) цели и задачки проекта государственно-частного партнерства относятся, по крайней мере, к одной цели и (или) работе правительственных инициатив;2) показатели проекта государственно-частного партнерства относятся к значениям, по крайней мере, двух объективных показателей государственных программ.Реализация проекта будет способствовать достижению следующих целей и задач правительства Российской Федерации и Нижегородской области:Цели и задачи проекта соответствуют целям Государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1661:- создание эффективной системы физического воспитания различных коллективов и группировок населения;- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров перспективного резерва в области физической культуры и спорта.Цели и задачи Проекта соответствует задачам Государственной программы Нижегородской области «Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области», утвержденная Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 285:– повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни;– обеспечение успешного выступления нижегородских спортсменов на крупнейших всероссийских и международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;– обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации.Показатели Проекта соответствует значениям двух показателей Государственной программы Нижегородской области «Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области», утвержденная Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 285:– поддержание показателя «Эффективность использования существующих объектов спорта» на уровне 70% вплоть до 2024 г.;– поддержание показателя «Доля спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от I разряда до спортивного звания "ЗМС"), в общем количестве спортсменов-разрядников в системе спортивных школ олимпийского резерва и училища олимпийского резерва» на уровне 28,1 % в 2023 г. с повышением до 28,2 % в 2024 г.Проект представляет собой единый инструмент управления отраслью спорта региона, который позволяет работать с эталонными данными о сфере спорта, создаёт условия для массовой автоматизации делопроизводства в первую очередь в государственных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, формирует единое цифровое пространство для межведомственного взаимодействия, способствует повышению качества оказания услуг в сфере физической культуры и спорта в рамках спортивной подготовки.Таким образом, социально-экономический эффект от реализации Проекта признается достаточным.В соответствии с пунктом 19 Методики сравнительное преимущество проекта государственно-частного партнерства признается, если значение коэффициента сравнения преимущества реализации такого проекта при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве или государственного контракта больше либо равно 0 (нулю).Согласно указанному пункту Методики коэффициент сравнения преимущества проекта государственно-частного партнерства рассчитывается как отношение суммы чистых дисконтированных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при реализации проекта государственно-частного партнерства и суммарного объема принимаемых публичным партнером обязательств в случае возникновения рисков при реализации такого проекта к сумме чистых дисконтированных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при реализации государственного контракта и суммарного объема принимаемых публичноправовым образованием обязательств в случае возникновения рисков приреализации такого контракта.В финансовой модели Проекта, представленной в составе предложения, указаны следующие значения показателей для расчета коэффициента сравненияпреимущества Проекта:– чистые дисконтированные расходы средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при реализации Проекта (PBVppp): -25 665 963 руб.;– чистые дисконтированные расходы средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при реализации государственного контракта(PBVcp): 210 254 932 руб.;– суммарный объем принимаемых публичным партнером обязательств в случае возникновения рисков при реализации Проекта (PRVppp): 10 266 385 руб.;– суммарный объем принимаемых публично-правовым образованием обязательств в случае возникновения рисков при реализации государственногоконтракта (PRVcp): 52 542 918 руб.Принимая во внимание, что если PBVcp+PRVcp= 210 254 932+52 542 918=262 797 850 > 0, то в соответствии с пунктом 19 Методики коэффициент сравнения преимущества Проекта определяется по формуле Коэффициент сравнения преимущества Проекта (kvfm) принимает следующее значение:kVfm=l-(-15 399 578/262 797 850) «1+0,058=1,06.Таким образом, учитывая, что коэффициент сравнения преимущества Проекта (kVfm) составляет 1,06 и принимает неотрицательное значение, признается сравнительное преимущество Проекта по сравнению с реализацией государственного контракта.В связи с изложенным Проект являетсяэффективным и имеет сравнительные преимущества при условии неизменности предпосылок, заложенных в финансовой модели Проекта, а также соответствующих условий соглашения о реализации Проекта.ЗаключениеГосударственно-частное партнерство становится одним из наиболее эффективных средств финансирования важных, социально значимых и необходимых проектов. Для органов власти, использующих систему государственно-частного партнерства, можно выделить следующие преимущества::1)Реальные национальные возможности по снижению стоимости проектов;2) Разделение потенциальных рисков с индивидуальными предпринимателями;3)Повышение качества продуктов и услуг;4)Представители бизнес-сектора участвуют в развитии государственных активов;5) Поддерживать развитие городской и региональной инфраструктуры.Вышеуказанные преимущества приводят к тому, что механизмы государственно-частного сотрудничества широко используются во многих регионах Российской Федерации. Например, правительство Нижегородской области планирует развивать направления финансирования в регионе, чтобы снять ограничения, препятствующие экономическому росту в экономическом секторе, и улучшить инфраструктуру Нижегородского региона.Одним из первых российских регионов, принявших закон об участии в государственно-частном партнерстве, стала Нижегородская область. Кроме того, были приняты все подзаконные акты и сформулированы четкие правила совместной реализации инвесторами и органами власти инвестиционных проектов.Ежегодно Министерство экономического развития Российской Федерации формирует региональные рейтинги, основанные на уровне развития сектора экономического развития. В 2022 году при расчете рейтинга группа независимых экспертных организаций участвовала в оценке показателей развития институциональной среды региона и нормативно-правового обеспечения сектора здравоохранения. Нижегородская область заняла первое место по итогам 2022 года, набрав 98,7 балла (из 100 возможных).Москва заняла второе место в рейтинге (98,6), Московская область (98,0) заняла третье место, а Самарская область (96,9) заняла четвертое место.Оценка развития до 2023 года еще не создана, но на сайте Минэкономразвития указано, что она будет создана в соответствии с новой методологией:1) Вводится поправочный коэффициент, учитывающий уровень экономического развития конкретного региона.2) Изменился подход к оценке нормативных и институциональных факторов внешней среды.3) На основе опыта развития бизнеса был установлен новый принцип формирования региональной оценки в соответствии с уровнем развития бизнеса.4) Изменился подход к присвоению баллов областям для каждого элемента, в соответствии с которым баллы присваиваются областям путем сравнения значений со значениями предыдущих областей.В настоящее время в Нижегородской области разрабатывается и реализовано около 20 государственных и частных коммерческих проектов, большинство из которых рассматриваются в форме контрактов с региональными и частными партнерствами. В этом соглашении также есть пункт.На основе государственно-частного сотрудничества в Нижегородской области был открыт крупнейший в Российской Федерации комплекс автоматического планирования свалок "Маг-1" мощностью 470 тысяч тонн в год. Это сложное инженерное сооружение, аналога которому в России нет. Благодаря его успешной эксплуатации правительство Нижегородской области планирует к концу 2023 года построить три медицинских корпуса для утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритных бытовых отходов.Реализация государственно-частного сотрудничества в Нижегородской области не обошла стороной и медицинский сектор. Разработан проект строительства нового онкологического диспансера в Богородском районе. Строительство началось в 2021 году.В сфере образования в Нижнем Новгороде также реализуется проект "Школа-800", посвященный строительству и открытию крупнейшей в городе школы в Российской Федерации, которая в настоящее время рассчитана на 4550 учащихся. Особенностью этого учебного заведения являются современные архитектурные решения, инновационные образовательные концепции и расположение этой школы. Проект был разработан благотворительной компанией "Просвещение" и правительством Нижегородской области.Благодаря успеху государственно-частного партнерства регион сталкивается со многими проблемами.:1) Отсутствие надлежащей нормативно-правовой базы в контексте промышленной революции;2) Менеджеры проявляют низкий интерес к реализации проектов общественного строительства;3) Отсутствие способностей и знаний в области работы с клиентами;4) Имеются серьезные недостатки в защите интересов представителей гражданских партнерств;5) Отсутствие единого профессионального учреждения, ответственного за разработку и внедрение (в некоторых регионах, например, в Московской области, есть проектный офис по разработке);6) Сложность финансовой системы;7) Рынок частных инвесторов развит недостаточно.Чтобы устранить эти проблемы, необходимо и далее продвигать эффективную поддержку государственных органов и госструктур, устанавливать единые стандарты оценки эффективности инвестиционных проектов и проводить публичные предложения в соответствии с общими процедурами процесса публичного размещения.Поэтому в современных условиях это хорошая форма взаимодействия государственного и частного секторов, которая помогает разрабатывать и реализовывать масштабные, инновационные и базовые проекты во всех сферах жизни общества. Для развития необходимо сформировать институциональную и правовую базу для решения проблем, возникающих в результате взаимодействия государства и предприятия, включая коррупцию на высоком уровне при сотрудничестве.Список использованных источниковФедеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О концессионных соглашениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021).Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 № 147-р (ред. от 14.12.2023) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации»Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889 https://strategy.government-nnov.ru/static/new_design/files/Proyekt_Strategii_Nizhegorodskoy_oblasti_2035.pdfПостановление Правительства Нижегородской области от 27.10.2016 № 722 (ред. от 09.08.2023) «О подготовке и реализации проектов на основе концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, а также проведении оценки эффективности проекта муниципально-частного партнерства и определении его сравнительного преимущества».Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. - Москва : ГУ- ВШЭ, 2010. - 288 с.Ваславский Я.И. Государственно-частное партнерство в контексте технологии институциализации общественного выбора: теоретический подход [Электронный ресурс] / Я. И. Ваславский // Вестник института экономики Российской Академии наук. - №2. - 2020. - С. 83-96Горгола Е.В. Роль государственно-частного партнерства в обеспечении военно-инновационной сферы финансовыми ресурсами / Е.В. Горгола, Ю.В. Воронцова, С.А. Звягинцев // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 1. - С. 25-29Зимина, А. С. Взаимодействие государства и частного сектора в инновационной сфере / А. С. Зимина // Структурные и институциональные трансформации в экономике и управлении : Международные научные чтения памяти профессора Ю.М. Ясинского: Сборник материалов, Минск, 29 ноября 2022 года. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2023. – С. 209-213.Иванов О.В. Теория и мировая практика государственночастного партнерства : учебник / О.В. Иванов. - Москва : МГИМО- Университет, 2016. - 298 с.Климентьева С.В. Возможности использования ГЧП при решении проблем социального характера в период замедления экономического развития // Современные подходы в управлении экономическими системами в условиях глобальных преобразований. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.А Дубровиной. – Самара, 2021. – С. 102-110. Кочеткова С.А. Государственно-частное партнерство / С.А. Кочеткова. - Москва : Академия естествознания, 2016. - 174 с.Лактионов В. А. Терминология понятия «Государственно-частное партнерство (ГЧП)» // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 2 (77). – С. 44-49.Лашенкова, Н. А. Инвестиционная политика Нижегородской области как инструмент развития государственно-частного партнерства / Н. А. Лашенкова // Актуальные проблемы управления : Сборник научных статей по итогам IX Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 14 ноября 2022 года / Редколлегия: С.Н. Яшин [и др.]. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2023. – С. 386-390. Медведева Н.В. Государственно-частное партнерство в России и за рубежом: особенности и ограничения развития / Н.В. Медведева, М.С. Альховская. // Вестник НГУЭУ. - 2017. - № 2. - С. 40-49.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2022. 1122 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2022.pdfРейтинг НИУ «Высшая школа экономики» https://www.hse.ru/news/480515209.htmlРейтинговое агентство ООО «РИА Рейтинг» https://riarating.ru/regions/20201019/630184542.htmlВРП Нижегородской области вырос на 6,5% в 2021 году. [Электронный ресурс]. URL: https://vz-nn.ru/news/economica/47187/Нижегородская область по итогам 2022 года сохранила ВРП. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/v-strane/16994097Итогиисполнения консолидированного бюджета Нижегородской области за 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: http://mf.nnov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1515:informatsiya-ob-ispolne-nii-konsolidirovannogo-i-oblastnogo-byudzheta-nizhegorodskoj-oblasti-po-osnovnym-parametram-byudzheta- &Itemid=560&limitstart=Структура инвестиций в нефинансовые активы https://52.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B5%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B(4).xlsИнвестиции в Нижегородской области в 2020-2023 гг. https://investprojects.info/districts/nizhegorodskaya-oblast?ysclid=lqp5sysebn392201544Adamiya, T. T. World experience in attracting funds to publicprivate partnership projects: an innovative form of financing investment construction projects / T. T. Adamiya // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – Vol. 2, No. 6(126). – P. 99-104. Public–private partnerships for skills development. A governance perspective. Volume I. Thematic overview. – European Training Foundation, 2020 – 96р.ПриложенияПриложение 1Переченьобъектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений с участием Нижегородской области в 2023 годуДублер пр. Гагарина в г. Нижний НовгородМагистральная улица общегородского значения непрерывного движения - дублер пр. Гагарина в г. Нижний Новгород (4 очереди), длина-около 16км; полос движения - 4 (2+2).Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Приокский районСтроительство и эксплуатация2023-2027111 314 400,0 тыс. рублей
1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О концессионных соглашениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021).
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 № 147-р (ред. от 14.12.2023) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации»
4. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889 https://strategy.government-nnov.ru/static/new_design/files/Proyekt_Strategii_Nizhegorodskoy_oblasti_2035.pdf
5. Постановление Правительства Нижегородской области от 27.10.2016 № 722 (ред. от 09.08.2023) «О подготовке и реализации проектов на основе концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, а также проведении оценки эффективности проекта муниципально-частного партнерства и определении его сравнительного преимущества».
6. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. - Москва : ГУ- ВШЭ, 2010. - 288 с.
7. Ваславский Я.И. Государственно-частное партнерство в контексте технологии институциализации общественного выбора: теоретический подход [Электронный ресурс] / Я. И. Ваславский // Вестник института экономики Российской Академии наук. - №2. - 2020. - С. 83-96
8. Горгола Е.В. Роль государственно-частного партнерства в обеспечении военно-инновационной сферы финансовыми ресурсами / Е.В. Горгола, Ю.В. Воронцова, С.А. Звягинцев // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 1. - С. 25-29
9. Зимина, А. С. Взаимодействие государства и частного сектора в инновационной сфере / А. С. Зимина // Структурные и институциональные трансформации в экономике и управлении : Международные научные чтения памяти профессора Ю.М. Ясинского: Сборник материалов, Минск, 29 ноября 2022 года. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2023. – С. 209-213.
10. Иванов О.В. Теория и мировая практика государственно¬частного партнерства : учебник / О.В. Иванов. - Москва : МГИМО- Университет, 2016. - 298 с.
11. Климентьева С.В. Возможности использования ГЧП при решении проблем социального характера в период замедления экономического развития // Современные подходы в управлении экономическими системами в условиях глобальных преобразований. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.А Дубровиной. – Самара, 2021. – С. 102-110.
12. Кочеткова С.А. Государственно-частное партнерство / С.А. Ко¬четкова. - Москва : Академия естествознания, 2016. - 174 с.
13. Лактионов В. А. Терминология понятия «Государственно-¬частное партнерство (ГЧП)» // Вестник Се¬веро-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 2 (77). – С. 44-49.
14. Лашенкова, Н. А. Инвестиционная политика Нижегородской области как инструмент развития государственно-частного партнерства / Н. А. Лашенкова // Актуальные проблемы управления : Сборник научных статей по итогам IX Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 14 ноября 2022 года / Редколлегия: С.Н. Яшин [и др.]. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2023. – С. 386-390.
15. Медведева Н.В. Государственно-частное партнерство в России и за рубежом: особенности и ограничения развития / Н.В. Медведева, М.С. Альховская. // Вестник НГУЭУ. - 2017. - № 2. - С. 40-49.
16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2022. 1122 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2022.pdf
17. Рейтинг НИУ «Высшая школа экономики» https://www.hse.ru/news/480515209.html
18. Рейтинговое агентство ООО «РИА Рейтинг» https://riarating.ru/regions/20201019/630184542.html
19. ВРП Нижегородской области вырос на 6,5% в 2021 году. [Электронный ресурс]. URL: https://vz-nn.ru/news/economica/47187/
20. Нижегородская область по итогам 2022 года сохранила ВРП. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/v-strane/16994097
21. Итоги исполнения консолидированного бюджета Нижегородской области за 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: http://mf.nnov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1515:informatsiya-ob-ispolne-nii-konsolidirovannogo-i-oblastnogo-byudzheta-nizhegorodskoj-oblasti-po-osnovnym-parametram-byudzheta- &Itemid=560&limitstart=
22. Структура инвестиций в нефинансовые активы https://52.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B5%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B(4).xls
23. Инвестиции в Нижегородской области в 2020-2023 гг. https://investprojects.info/districts/nizhegorodskaya-oblast?ysclid=lqp5sysebn392201544
24. Adamiya, T. T. World experience in attracting funds to publicprivate partnership projects: an innovative form of financing investment construction projects / T. T. Adamiya // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – Vol. 2, No. 6(126). – P. 99-104.
25. Public–private partnerships for skills development. A governance perspective. Volume I. Thematic overview. – European Training Foundation, 2020 – 96р.