Христианские концепции искусства возрождения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Богословие
  • 19 19 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 28.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Культура Ренессанса в контексте христианского мировидения 4
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Как отмечает М. Дворжак, Микеланджело был первым в искусстве, кто избрал новый путь, который впоследствии получил воплощение и в других областях, порой имеющих только опосредованное отношение к искусству: «Яснее всего, пожалуй, это проявилось в той концепции политики, которая нашла наиболее выразительное воплощение в произведениях Макиавелли: политика должна быть произведением искусства...».Образ Моисея стал одной из ярчайших работ мастера зрелого периода. Здесь опять воплощается мысль о лидере – волевом, мудром, смелом, полном сил, – всех тех качеств, так необходимых для объединения родины мастера, находящейся в состоянии раздробленности. Счастливая творческая судьба выпала Рафаэлю, который никогда не знал забвения – ни при жизни, ни после смерти. Его персонажей отличает лиричная, чувственная красота. Наиболее узнаваемые образы из череды созданных им, – это Мадонны, которые по праву признаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными художниками. Их внешняя красота является воплощением душевной красоты и жертвенности. В полной мере все эти черты воплотились в Сикстинской Мадонне (1513 г., галерея старых мастеров, Дрезден, Германия). Известное выражение «красота спасёт мир», автором которого был русский писатель Ф. М. Достоевский, относилось именно к Сикстинской Мадонне, которая была его любимейшей картиной. Однако сильной стороной творчества Рафаэля были не только чувственные женские образы. Он также являлся величайшим мастером композиции, фактически, архитектором в живописи. Для его композиций характерно гармоничное и лаконичное решение организации пространства. Именно так, в частности, решено пространство в его известном произведении «Афинская школа» (1509-1511 гг. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан). Жизнь Рафаэля не была долгой – он умер в 37 лет. Однако его творческое наследие прожило гораздо более долгую жизнь. Многие художники стремились воспроизвести в своих работах его образы и непревзойденную простоту решения композиции. Традиционно считается, что в эпоху Возрождения создание принципиально новых идей характерно для Италии, тогда как другие страны Европы лишь приспособили их под свои реалии. Однако Северное Возрождение во всех своих проявлениях (живопись, литература, философия) имеет свои характерные особенности, в частности, акцент на трансформацию общественных взглядов, отношений между социумом в целом и отдельными личностями, в то время как для Итальянского Возрождения приоритет лежал в сфере чувств и восприятия отдельной личности.Живопись Нидерландов представляет собой уникальное и, одновременно, специфическое культурное явление, которое органично соединило в себе бюргерскую практичность и благочестие с высокими устремлениями христианства.Это не могло не наложить отпечаток на специфику изображения одного из наиболее почитаемых и распространенных женских образов в истории живописи – Мадонны. Образу Марии сопутствует целый ряд символов и аллегорий, складывающихся в определенный канон, и то, каким образом художник следует (или напротив, не следует), данному канону позволяет составить полноценное впечатление о художественном мировидении автора, а также целой художественной эпохи, что обуславливает актуальность обращения к проблеме интерпретации образа Мадонны в живописи нидерландских мастеров.Голландия являлась центром развития реалистического искусства, будучи родиной целого ряда выдающихся художников, запечатлевших на своих полотнах различные аспекты современной им действительности. Характерный строй картин голландского бытового жанра предполагает изображение персонажей (преимущественно, женщины), занятых собственными повседневными делами. Их погруженность в каждодневное занятие обуславливает их обособленность от зрителя – персонажи не требует зрительского соучастия и не обращаются к публике. Характерно, что такой подход, демонстрирующий уклон в сторону бытоописательства, сохраняется нидерландскими мастерами и при обращении к религиозным, библейским сюжетам.Даже образ Мадонны, один из самых сакральных образов в истории живописи в работах живописцев Нидерландов приобретает особый земной, близкий человеку характер. Хотя, безусловно, можно говорить о том, что в рамках нидерландской живописи сложилось несколько подходов к изображению этого образа.Интерес к реальному миру, свойственный эпохе Возрождения, в Нидерландах в искусстве получает совсем иное отражение. В отличие от мастеров Италии, живописцы Нидерланды практически отказываются от научно-теоретических изысканий и идут исключительно эмпирическим путем, добиваясь наибольшей выразительности своих полотен. ЗаключениеВ эпоху Возрождения наблюдается глубокий культурный сдвиг, в результате которого происходит переосмысление понятия человека. В этом новом философском взгляде акцент делается на реальных проблемах, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Возникает гуманистический идеал, объединяющий в себе такие ключевые характеристики, как универсальность и многосторонность.Философы эпохи Ренессанса видели величие человека в двух основных аспектах его природы - способности к творчеству и свободе воли. Будучи созданным Богом таким образом, человек является одновременно и совершенным, и незавершенным. Изначально Бог задумал для него особый путь, который отличает его от всех остальных живых существ.Таким образом, эпоха Возрождения породила многомерную, сложную культуру. Искусство Ренессанса остро отреагировало на новые веяния эпохи, придав гуманистическим принципам Возрождения зримую форму. Художественный облик эпохи определили такие величайшие фигуры, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан в Италии, Кампен, Ван Дейк – в Нидерландах. Несмотря на индивидуальную,уникальную и узнаваемую манеру творчества каждого из них, можно отметить и общее для всех них стремление отразить в своих работах новый пафос эпохи, утвердить ценность личности человека, вписать новое гуманистическое мировоззрение в общий контекст европейской христианской культуры. Этот посыл сохраняется даже при обращении художников к религиозным сюжетам, которые теперь наполняются антропоцентризмом.Список использованной литературыАралова Е. В. Духовность и гуманизм эпохи Возрождения / Е.В. Аралова // Власть. – 2015. - № 3. – С. 48-52.Будянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций: в 2 т., т. 2 / М. Дворжак. – Москва : Искусство, 1978. – 394 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи / А.К. Дживелегов – Москва : Искусство, 2014. – 203 с.Дмитриева А. А. Бытовой жанр в творчестве Яна Вермеера Делфтского 1650-х годов. Основные проблемы иконографии / А.А. Дмитриева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. - № 1. – С. 274-288.Загрядская А. С. Антропоцентризм как вектор преобразования христианской культуры в эпоху Возрождения / А.С. Загрядская // TerraHumana. – 2013. - № 4 (29). – С. 189-193.Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.Рамазонов Ш. Р. Образ великого художника Микеланджело / Ш.Р. Рамазонов // Молодой ученый. – 2017. - № 3. – С. 633-636.Ревко-Линардато П. С. Влияние византийских гуманистов на культуру итальянского Возрождения / П.С. Ревко-Линардато // Ценности и смыслы. – 2015. - № 1(35). – С. 5-18.Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К.А. Сергеев – Санкт-Петербург : Наука , 2007. – 594 с.Сыпачева Т. А. Преподавание курса «Религиоведение» в компаративистском контексте / Т.А. Сыпачева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. - № 3. – С. 25-36.Эншлен Ш. Происхождение религии / Ш. Эншлен – Москва : Изд-во иностранной литературы, 1954. – 293 с.

Список использованной литературы
1. Аралова Е. В. Духовность и гуманизм эпохи Возрождения / Е.В. Аралова // Власть. – 2015. - № 3. – С. 48-52.
2. Будянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.
3. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций: в 2 т., т. 2 / М. Дворжак. – Москва : Искусство, 1978. – 394 с.
4. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи / А.К. Дживелегов – Москва : Искусство, 2014. – 203 с.
5. Дмитриева А. А. Бытовой жанр в творчестве Яна Вермеера Делфтского 1650-х годов. Основные проблемы иконографии / А.А. Дмитриева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. - № 1. – С. 274-288.
6. Загрядская А. С. Антропоцентризм как вектор преобразования христианской культуры в эпоху Возрождения / А.С. Загрядская // TerraHumana. – 2013. - № 4 (29). – С. 189-193.
7. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.
8. Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.
9. Рамазонов Ш. Р. Образ великого художника Микеланджело / Ш.Р. Рамазонов // Молодой ученый. – 2017. - № 3. – С. 633-636.
10. Ревко-Линардато П. С. Влияние византийских гуманистов на культуру итальянского Возрождения / П.С. Ревко-Линардато // Ценности и смыслы. – 2015. - № 1(35). – С. 5-18.
11. Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.
12. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К.А. Сергеев – Санкт-Петербург : Наука , 2007. – 594 с.
13. Сыпачева Т. А. Преподавание курса «Религиоведение» в компаративистском контексте / Т.А. Сыпачева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. - № 3. – С. 25-36.
14. Эншлен Ш. Происхождение религии / Ш. Эншлен – Москва : Изд-во иностранной литературы, 1954. – 293 с.