История архитектурного формирования мечетей на территории Юга России
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 10.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Архитектура мечетей юга России с XIII века до конца XVIII века 4
2. Архитектура мечетей юга России в период с конца XVIII века до середины XX века 7
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Для них характерны такие черты, как купольно-осевая схемапостройки, вертикаль высокого ствола минарета, примыкающего к основному двухсветному объему молельного здания, напоминающего колокольню; изящность металлического обходного балкона-шерфе, грациозность конусо-сферического купола минарета; направленный на юго-запад михраб, решенный в формевыступающего из основного объема здания полуцилиндра. Внутреннее пространство ряда мечетей Астрахани характеризуется колонной планировкой с антресольными галереями, где, какправило, находится женская часть мечети. Среди мечетей Астрахани – Белая мечеть (рис. 10), Персидская мечеть, Черная мечеть (рис. 11), Центральная мечеть и другие[1]. Рис. 10. Белая мечетьРис. 11. Персидская мечетьИз мечетей, построенных в начале XIX века обратим внимание на мечети, построенные в Ставрополе и Ростове-на-Дону.Мечеть в Ставрополебыла построенав 1813 году на средства местных татар, которые переселились в город из Крыма и Кавказа, [6]. Она располагалась на Гимназической улице и была одним из красивейших зданий города. Мечеть имела два этажа, купол и минарет, украшенный резьбой и керамикой (рис 12). В ней были продолжены архитектурные традиции строительства мечетей, заложенные в XVIII веке.Рис. 13. Мечеть г. СтаврополяМечеть Красноармейская в Ростове-на-Дону была построена в 1917-1918 годы. Архитектура мечети олицетворяет лучшие традиции исламского зодчества[6]. Здание построено в мусульманском стиле, сочетающем в себе элементы арабской, турецкой и строгого классического мавзолея (рис.14). Рис. 14. Мечеть Красноармейская в Ростове-на-ДонуМечеть имеет величественную купольную главу с золотым полумесяцем на вершине. Внутри мечети есть основное помещение для молитвы, а также дополнительные комнаты для проведения различных религиозных мероприятий и образовательных программ.Характерной особенностью здания мечети является использование цветных керамических плит в отделке фасада. Отделка включает в себя также использование качественных строительных материалов и декоративных элементов, в частности, изготовленных из мрамора.В мечети использованы мягкие и теплые цвета, такие как коричневый, золотой и оранжевый, которые имеют особое значение в мусульманской культуре, где они символизируют землю, солнце и благословение.ЗаключениеНа юге России в период с XIII века до конца XVIII века сложились два основных типа мечети: центрально-купольный и колонный. Они были восприняты из более ранней золотоордынской традиции. Также строились зальные и купольно-базиличные мечети.В период с конца XVIII века до середины XX века строительство мечетей осуществляется по образцовым проектам. Всего было разработано 2 образцовых проекта: 1829 и 1844 годов.Образцовый проект 1829 года был разработан архитектором А.И. Мельниковым. В основу мечети был заложен один из традиционных типов центричной золотоордынской мечети с минаретом в центре крыши, распространенная на Переднем Востоке. В 1831 году данный проект был распространен и на мечети юга России.Образцовый проект мечети 1844 года был выполнен на основе прямоугольного плана и принципа осевой симметрии. Образцовая мечеть имела несколько разновидностей. В композиционной и планировочной идее этих мечетей отчетливо угадываются их прототипы, среди которых средневековые волго-камские махалля-мэчете и купольные джами.Начиная с 1861 года, новые мечети могли строиться по планам и фасадам, какие прихожанами будут признаны удобными. Но, когда постройка мечетей осуществлялась не по утвержденным чертежам 1844 года, то проекты должны были утверждаться местными губернскими правлениями. Начиная с 1863 года все ограничения на свободный выбор заказчиком композиционного и планировочного типов мечети были отменены.Таким образом, можно отметить, что, несмотря на значительную зависимость архитектуры мечетей от внешних обстоятельств, в ее эволюции прослеживается некая мощная идея, которая не допускала существенных отклонений от традиции и духовного произвола исполнителя над заказчиком.Список использованной литературыБондарева Н.И., Толпинская Т.П. Архитектура мечетей Астрахани XIX – Начала XX В.: историко-стилевой аспект // Манускрипт, Том 12,Вып. 4, 2019. – С. 146-152.Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи : Мечети в европейской части России и Сибири. – Казань : Татар. кн. изд-во, 2007. - 416 с.Зиливинская Э.Д. Однокупольные мечети в Крымском ханстве // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии, Вып. XXV, 2020. - С. 322-358.Ибрагимов И.А. Архитектура современных российских мечетей // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН, №2, 2011. – С. 53-58.Мечеть Джума Хан Джами [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/special/sto_chudes_kryma/684-mechet-dzhuma-han-dzhami.htmlПьявченко Е.В. Архитектура мечетей России : учебное пособие. - Ростов н/Д, изд-во «Булат», 2011. – 147 с.Секреты древнего города. Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае [Электронныйресурс]. – URL: https://handvorec.ru/novosti/sekrety-drevnego-goroda-mechet-tahtaly-dzhami-v-bahchisarae/Халит Н.Х. Архитектура крымско-татарской мечети (краткий исторический обзор с XIII до середины XX вв.) // Средневековые тюрко-татарские государства, № 7, 2015. – С. 176-183.Халит Н.Х. Архитектура Крымского ханства // Крымское историческое обозрение, 2014. – С. 243-281.Ханская мечеть [Электронный ресурс]. – URL: https://handvorec.ru/pamyatniki/hanskij-dvorets/historymus/xanskaya-mechet/
1. Бондарева Н.И., Толпинская Т.П. Архитектура мечетей Астрахани XIX – Начала XX В.: историко-стилевой аспект // Манускрипт, Том 12, Вып. 4, 2019. – С. 146-152.
2. Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи : Мечети в европейской части России и Сибири. – Казань : Татар. кн. изд-во, 2007. - 416 с.
3. Зиливинская Э.Д. Однокупольные мечети в Крымском ханстве // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии, Вып. XXV, 2020. - С. 322-358.
4. Ибрагимов И.А. Архитектура современных российских мечетей // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН, №2, 2011. – С. 53-58.
5. Мечеть Джума Хан Джами [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/special/sto_chudes_kryma/684-mechet-dzhuma-han-dzhami.html
6. Пьявченко Е.В. Архитектура мечетей России : учебное пособие. - Ростов н/Д, изд-во «Булат», 2011. – 147 с.
7. Секреты древнего города. Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае [Электронный ресурс]. – URL: https://handvorec.ru/novosti/sekrety-drevnego-goroda-mechet-tahtaly-dzhami-v-bahchisarae/
8. Халит Н.Х. Архитектура крымско-татарской мечети (краткий исторический обзор с XIII до середины XX вв.) // Средневековые тюрко-татарские государства, № 7, 2015. – С. 176-183.
9. Халит Н.Х. Архитектура Крымского ханства // Крымское историческое обозрение, 2014. – С. 243-281.
10. Ханская мечеть [Электронный ресурс]. – URL: https://handvorec.ru/pamyatniki/hanskij-dvorets/historymus/xanskaya-mechet/