Классификация и характеристика открытых экономических зон (ОЭЗ).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Стратегический менеджмент
  • 32 32 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 03.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы открытых экономических зон (ОЭЗ) 5
1.1. Понятие и сущность открытых экономических зон (ОЭЗ) 5
1.2. Факторы развития открытых экономических зон (ОЭЗ) 10
2. Специфика открытых экономических зон в России 15
2.1. Преференциальные режимы на примере СЭЗ «Находка» 15
2.2. Оценка эффективности функционирования предприятий, применяющих механизмы ОЭЗ 21
Заключение 27
Список литературы 31



Фрагмент для ознакомления

В результате предложенных мероприятий число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в СЭЗ может увеличиться в 2,5 раза. Доля высокотехнологичного экспорта к этому периоду возрастет до 20%. С ростом производительности труда в 6 раз увеличатся доходы занятых в инновационной сфере (рис. 6).Рис. 6. Рост показателей ОЭЗ России, разРезультаты исследования указывают на потенциал формирования следующих точек ускоренного роста в Приморском крае: В рамках формирования Находкинской системы территориального развития, опирающейся на агломерационный каркас Находка–Врангель–Ливадия, точками роста рассматриваются проекты по развитию припортовых зон и терминалов портов Восточный, Козьмино, Находка, а также проект строительства нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в границах территории опережающего развития «Нефтехимический». Реализация данных проектов предусматривает активное развитие селитебных структур и инфраструктуры в границах территорий Находкинского городского округа и Партизанского муниципального районаРезультаты анализа указывают на следующие основные направления пространственного развития Приморского края:Направление в зоне тяготения транспортного коридора «Приморье–1» в рамках международного маршрута Харбин, Суйфэньхэ (КНР) – станция Гродеково, порты юга Приморского края с выходом на порты Юго-Восточной Азии. Рис. 7. Транспортный коридор «Приморье–1»Данное направление соединяет в общую транспортно-логистическую систему порты юга Приморского края и железнодорожный маршрут от станции Находка-Восточная через приграничную станцию Гродеково в Суйфэньхэ и Харбин (КНР) с выходом на Транссибирскую магистраль. Данный коридор позволяет вывозить промышленные и сельскохозяйственные товары из провинций Хэйлунцзян и Цзилинь (КНР) через порты Приморья к морским транспортным маршрутам в направлении портов юга КНР, Японии, Республики Корея.Опорными элементами перспективного экономического кластера в Приморском крае могут выступать объекты транспортно-логистических центров на станциях Гродеково, Артем-Приморский 1, Находка, Уссурийск, а также предприятия на площадках территорий опережающего развития в Надеждинском, Михайловском районах Приморья и территориях, отнесенных к свободному порту Владивосток.Направление в зоне тяготения Транссибирского транспортного коридора, интегрированного в евразийские транспортные коридоры, связывающего порты юга Приморского края и порты Балтийского побережья Российской Федерации. Опорными элементами пространственной сети, формирующейся на маршруте Транссибирского транспортного коридора, могут выступать транспортно-логистические центры (ТЛЦ), планируемые к созданию РАО «РЖД» на территории Приморского края на станциях Артем-Приморский 1, Находка, Уссурийск, а также припортовые зоны и терминалы морских портов Владивосток, Находка, Восточный.Рис. 8. Транссибирский транспортный коридорТаким образом, результатами предложенных мероприятий являются:число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в ОЭЗ увеличится в 2,5 раза;доля высокотехнологичного экспорта увеличится до 20%;в 6 раз увеличатся доходы занятых в инновационной сфере.ЗаключениеВ работе было выявлено, что открытая экономическая зона – это ограниченная территория, обладающая особым юридическим статусом, льготными экономическими условиями для отдельных категорий иностранных предпринимателей в отношении к другой территории.Развитие ОЭЗ позволяет обеспечить:интеграцию национальной экономики в мировую экономику;привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ);введение инноваций.На примере СЭЗ «Находка» было выявлено, что в России принцип анклавного функционирования СЭЗ неприменим. Они должны быть интегрированы в национальную экономику и тесно взаимодействовать с внутренним рынком.На законодательном уровне необходимо установить, что при повышении доли национальных частей и узлов в готовой продукции, увеличиваются предоставляемые налоговые льготы. Таким образом можно увеличить взаимодействие предприятий СЭЗ «Находка» и других отечественных предприятий.За время существования СЭЗ «Находка» налоговые льготы не представляли собой средство структурного регулирования. Они применялись как эксклюзивные льготы промышленной элите. В СЭЗ «Находка» были созданы 12 индустриально-промышленных комплексов, имеющие льготы режима «таможенный склад».В мировой практике применяется дифференцированная система налоговых льгот в зависимости от степени перспективности отрасли. В СЭЗ «Находка» такой дифференциации не было, хотя сущность СЭЗ заключается в совершенствовании инвестиционного климата посредством предоставления комплекса преференций. Адресно-целевой характер преференциального режима дает возможность при адекватном качестве управления достичь инвестиционного эффекта. По нашему мнению, отраслевой преференциальный режим целесообразен, для рыбопромышленной и транспортной отрасли СЭЗ «Находка».Для этого необходимо косвенное регулирование инвестиций. Результатом существования СЭЗ «Находка» стали:налаживание деловых контактов с зарубежными партнерами;развитие некоторых производственных отраслей;аккумулирование государственных капиталовложений.При этом следует отметить низкую капиталоотдачу в свободной зоне и низкие темпы экономического роста СЭЗ «Находка». Наблюдалось усиление сырьевой специализации Приморского региона.При этом развитие СЭЗ в Приморском регионе актуально по причине следующих перспектив:транзитной функции региона;богатством сырьевых ресурсов;быстрым развитием КНР.В создании СЭЗ в регионе существуют проблемы – высокий уровень капитало- и фондоемкости хозяйственного комплекса дотационного субъекта, локализация местного рынка.Поэтому возможно лишь создание точечных СЭЗ в самофинансируемых территориях края (Находка, Владивосток) посредством использования собственных средств предприятий, заемных средств, проектного финансирования.Кроме того, в России были выявлены следующие проблемы:недостаточность нормативно-правовой базы;отсутствие внятной государственной политики;слепое копирование зарубежного опыта;организация СЭЗ во времена экономического спада и кризиса;совпадение границ СЭЗ и административно-территориальных делений. Для их решения представляется необходимым выполнение следующих действий:изучить уровень развития ОЭЗ;выявить на примере данной ОЭЗ тенденции развития ОЭЗ в России;сформулировать стратегические цели государственной политики по вопросу ОЭЗ;провести анализ планов Правительства;сформулировать направления международного сотрудничества.В работе для развития ОЭЗ было предложено использовать инструмент ГЧП, организовать в ОЭЗ технопарки с включением в процесс крупных российских компаний, приветствующих диверсификацию (ПАО «Газпром», ПАО «Базовый элемент», ГМК «Норильский никель» и др.) по следующим направлениям:биотехнология, фармакология, новые материалы; информационные и био-технологии; разработка технологий химического и нефтехимического производства; информационные технологии, энергетические технологии и экология, разработка медицинской техники. Следует реализовать механизмы взаимодействия с создаваемыми Минобрнауки России инновационными университетами, превратить инновационные проекты государственного значения в инвестиционные проекты. Необходимо применять программно-целевой метод в государственном управлении. Если мероприятия будут реализованы, число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в ОЭЗ может увеличиться в 2,5 раза. Доля высокотехнологичного экспорта к этому периоду возрастет до 20%. С ростом производительности труда в 6 раз увеличатся доходы занятых в инновационной сфере.Список литературыПостановление ВС РСФСР от 24.10.1990 «О создании в Приморском крае в районе г. Находки свободной экономической зоны» // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 1990, N 21, ст. 235.Постановление Совмина РСФСР от 23.11.1990 N 540 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ Находка) Приморского края» (вместе с «Положением о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края») // СПС «КонсультантПлюс».Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.1993 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.1993 N 04-06-01 «О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.07.1993 N 295) // «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ», N 10, 1993.Закон Приморского края «Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории СЭЗ «Находка» Приморского края // СПС «КонсультантПлюс».Постановление Правительства РФ от 8.09.94 №1033 «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны «Находка» // СПС «КонсультантПлюс».Андреев В.А. Параметры модели пространственного развития Приморского края // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 1 (40). С. 27.Ван С. История создания свободных экономических зон в Китае, их виды и классификация // Инновационная экономика. 2019. № 1 (18). С. 4.Варианты трассировки железнодорожного пути к особой экономической зоне «Тольятти» / Андрончев И.К., Бондаренко А.А., Никищенков С.А. // Вестник транспорта Поволжья. 2020. № 1 (79). С. 91-96.Дэн Ч. Языковые услуги в провинции Хэйлунцзян в контексте зоны свободной торговли // Современное педагогическое образование. 2020. № 11. С. 313-316.Кабиров Р.Ф. Особенности развития ОЭЗ и ТОСЭР на территории РФ на примере республик Татарстана, Башкортостана и Дальнего Востока // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 413-420.Кислова М.Д. Роль специальных экономических зон в создании современной китайской экономики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 12-3 (75). С. 93-96.Монастырская В.В. Офшорные зоны // В сборнике: современная наука и молодые учёные. сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 93-95.Одинцова А.В. Преференциальные территории в пространственном развитии Российской Федерации // Федерализм. 2023. Т. 28. № 2 (110). С. 27-46.Русецкая И.А. Анализ мирового опыта открытых экономических зон для повышения их эффективности на территории Беларусии / В книге: Проблемы управления финансами в условиях цифровой экономики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, посвященной 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Под ред. Т.В. Пироговой, М.А. Селивановой. 2019. С. 80-83.Чувахин П.И. Правовые основы функционирования специальных экономических зон в Китае // Самоуправление. 2023. № 3 (136). С. 771-774.Шао И. Анализ развития торговой зоны «Маньчжурия - Забайкальск» // В сборнике: Приграничный регион в историческом развитии: партнёрство и сотрудничество. Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию Победы советских и монгольских войск на реке Халхин-Гол. 2019. С. 103-108.

Список литературы

1. Постановление ВС РСФСР от 24.10.1990 «О создании в Приморском крае в районе г. Находки свободной экономической зоны» // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 1990, N 21, ст. 235.
2. Постановление Совмина РСФСР от 23.11.1990 N 540 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ Находка) Приморского края» (вместе с «Положением о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края») // СПС «КонсультантПлюс».
3. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.1993 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.1993 N 04-06-01 «О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.07.1993 N 295) // «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ», N 10, 1993.
4. Закон Приморского края «Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории СЭЗ «Находка» Приморского края // СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление Правительства РФ от 8.09.94 №1033 «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны «Находка» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Андреев В.А. Параметры модели пространственного развития Приморского края // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 1 (40). С. 27.
7. Ван С. История создания свободных экономических зон в Китае, их виды и классификация // Инновационная экономика. 2019. № 1 (18). С. 4.
8. Варианты трассировки железнодорожного пути к особой экономической зоне «Тольятти» / Андрончев И.К., Бондаренко А.А., Никищенков С.А. // Вестник транспорта Поволжья. 2020. № 1 (79). С. 91-96.
9. Дэн Ч. Языковые услуги в провинции Хэйлунцзян в контексте зоны свободной торговли // Современное педагогическое образование. 2020. № 11. С. 313-316.
10. Кабиров Р.Ф. Особенности развития ОЭЗ и ТОСЭР на территории РФ на примере республик Татарстана, Башкортостана и Дальнего Востока // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 413-420.
11. Кислова М.Д. Роль специальных экономических зон в создании современной китайской экономики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 12-3 (75). С. 93-96.
12. Монастырская В.В. Офшорные зоны // В сборнике: современная наука и молодые учёные. сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 93-95.
13. Одинцова А.В. Преференциальные территории в пространственном развитии Российской Федерации // Федерализм. 2023. Т. 28. № 2 (110). С. 27-46.
14. Русецкая И.А. Анализ мирового опыта открытых экономических зон для повышения их эффективности на территории Беларусии / В книге: Проблемы управления финансами в условиях цифровой экономики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, посвященной 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Под ред. Т.В. Пироговой, М.А. Селивановой. 2019. С. 80-83.
15. Чувахин П.И. Правовые основы функционирования специальных экономических зон в Китае // Самоуправление. 2023. № 3 (136). С. 771-774.
16. Шао И. Анализ развития торговой зоны «Маньчжурия - Забайкальск» // В сборнике: Приграничный регион в историческом развитии: партнёрство и сотрудничество. Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию Победы советских и монгольских войск на реке Халхин-Гол. 2019. С. 103-108.