Технологии социально-культурной деятельности в музеях
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 04.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности 7
1.1 Определение понятия культурного наследия 7
1.2 Особенности сохранения культурного наследия музейно- 11
выставочной деятельности 11
Глава 2. Сущность и специфика мультимедийных технологий социально-культурной деятельности 14
2.1. Понятие и характеристика мультимедийных технологий 14
2.2 Социально-культурный проект «Мультимедийное наследие» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Такая форма предполагает высвобождение творческого потенциала участников, благодаря чему музей способен увидеть новые горизонты своих возможностей. 1.Организационная встреча. В первый день проекта все участники, кураторы и организаторы собираются в музее. Участников детально погружают в тему мероприятия — создание онлайн-платформы «Мультимедийное наследие», обозначают направления деятельности в контексте данного кейса. Участники знакомятся, находят единомышленников, сформировывают команды. За образовавшимися командами закрепляются кураторы. С помощью жребия между командами распределяются направления проектной деятельности (художественное искусство, архитектура, музыка и литература), которые также являются будущими разделами платформы. 2.Экскурсия по Самарскому областному историко-краеведческому музею им. Петра Владимировича Алабина. Мероприятие осуществляется под руководством кураторов команд с целью знакомства участников с пространством музея, его экспозициями. Экскурсия необходима для того, чтобы участники погрузились в экспозиционное пространство музея, понимали, с чем им предстоит работать на хакатоне. 3.Образовательный трек «Museum/Culture/Science». Специалисты в области применения мультимедийных технологий в музейно-выставочной деятельности (приглашенные спикеры из ведущих музеев России) прочитают лекции, расскажут о своем практическом опыте, разберут на конкретных кейсах особенности и тонкости цифровизации выставочного пространства музея. Проведение трека будет происходить в формате онлайн через платформу организации видеоконференций. 3.1.Вводная встреча. На первой онлайн-встрече образовательного трека участники знакомятся с экспертами и спикерами, которые проведут дальнейшие лекции и семинары. Организаторы вкратце расскажут о предстоящих занятиях, объяснят цели и задачи образовательного трека. 3.2.Лекция «Искусство и технологии». Эксперты, реализующие различные проекты в области музейных мультимедийных технологий, расскажут участникам о своем опыте, обсудят самые яркие кейсы последних лет. Поднимутся вопросы «за» и «против» использования цифровых технологий в музейно-выставочной деятельности, будут обозначены главные тенденции. 3.3.Лекция «Метапространство музея». Лекция будет посвящена инструментам, помогающим музею привлечь внимание посетителя, а самому посетителю погрузиться в тему, понять ее и запомнить свой визит как уникальный опыт. Предметы, декорации, свет, звук, цифровые медиа, тактильные поверхности, запахи и температура — как все это помогает раскрывать историю культурного наследия музея и превращать зрителя в активного участника. На лекции также участников проекта познакомят с особенностями конструирования экспозиции музея с помощью современных технологий дополненной реальности. 3.4.Технический семинар «AR: от теории к практике». Специалисты в области компьютерной разработки и 3D-графики проведут семинар по основам создания AR-объектов и приложений, сделают обзор имеющихся ресурсов и программных инструментов, объяснят принципы их использования. Завершающим этапом мероприятия будет тренировочное задание для каждой группы, позволяющее закрепить полученные знания на практике. Для каждой команды задание будет индивидуальное и соответствовать выбранному направлению. 3.5.Технический семинар «Музейная геймификация». Эксперты в области виртуальной игровой разработки проведут разбор игровых виртуальных технологий, обучат участников азам разработки квестовых игр, игр-конструкторов и ролевых игр-новелл в формате сторителлинга. В конце семинара каждая группа выполнит тренировочное задание по пройденному материалу в соответствии с выбранным ранее направлением.4.Проектные дни в Самарском областном историко-краеведческом музее им. Петра Владимировича Алабина. В течении месяца дней команды будут работать над созданием своего собственного мультимедийного продукта для общего кейса хакатона. Под наставничеством куратора команды разработают идеи своих проектов, ориентируясь на предложенные варианты (3D-инсталляция объектов в заданном масштабе, 3Dреконструкция событий, виртуальный конструктор, аудиовизуальный квест и т.д.), либо придумывая свой собственный. Кураторы помогут командам погрузиться в направление деятельности, дадут теоретический материал, с которым участникам предстоит работать. Во время проектных дней команды будут посещать музей для апробации своих технологий внутри экспозиционного пространства. 5.Презентация проектных решений. Команды готовят презентации своих проектов и демонстрируют их экспертному жюри. 6.Подведение итогов и объявление победителей. По итогам презентации проектных решений жюри выставляет баллы каждой команде. Команды, получившие в результате защиты наибольшее количество баллов, признаются победившими и награждаются ценными призами от организатора, соорганизаторов и партнеров проекта. Команды-участники получают памятные сертификаты о прохождении образовательной программы.Итогом проекта станет наполнение платформы «Мультимедийное наследие» лучшими проектными решениями, разработанными в ходе проведения хакатона.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современных реалиях культурное наследие уже представляется не просто как набор артефактов, а как движущая сила общественного развития, как важный экономический и социально-политический ресурс, как стимулятор непрерывного изменения повседневной жизни человека. К основным признакам культурного наследия можно отнести уникальность, всеобщность, особая значимость для общества, возраст, аутентичность. Наиболее важную роль в процессе сохранения культурного наследия играет музей и музейно-выставочная деятельность. Социокультурный проект, основанный на использовании мультимедийных технологий в сохранении культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Самары, представляет собой значимый вклад в сохранение и актуализацию культурного наследия.Главной задачей проекта является установление и использование современных мультимедийных технологий для интерпретации и представления культурного наследия в музейно-выставочной среде. Виртуальность, аттрактивность и интерактивность мультимедийных технологий позволяют сделать наследие более доступным и понятным для широкой аудитории, особенно для молодого поколения, которое активно использует современные технологии.В ходе проекта необходимо провести анализ культурного наследия г. Самары и выделить его основные элементы, которые нуждаются в сохранении и актуализации. Затем следует разработать концепцию использования мультимедийных технологий для интерпретации этих элементов, создания интерактивных экспозиций и виртуальных туров. Важно учесть особенности культурного контекста г. Самары и предложить соответствующие решения для сохранения и популяризации наследия.Одним из важных аспектов проекта является обеспечение доступности и удобства использования мультимедийных технологий для посетителей музеев и выставок. Это может включать создание мобильных приложений, веб-сайтов или интерактивных стендов, предоставляющих информацию о культурном наследии и позволяющих посетителям взаимодействовать с экспонатами.Важным этапом проекта является его реализация. Это включает в себя разработку и внедрение мультимедийных решений, обучение персонала музеев работе с новыми технологиями и проведение мероприятий для продвижения проекта среди местного населения и туристов.Результаты проекта должны быть оценены и документированы, чтобы сформировать основу для дальнейшего развития и распространения опыта использования мультимедийных технологий в сохранении и актуализации культурного наследия.В целом, ваш социокультурный проект позволит сохранить и привлечь внимание к культурному наследию г. Самары, сделать его более доступным и интересным для различных групп аудитории, а также способствовать развитию туризма и социально-культурной сферы города.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкоева, Н. Б. Музеи как хранители и трансляторы культурного наследия / Н. Б. Акоева, Н. И. Орфаниди // Культурная жизнь Юга России. – 2019. – № 2(73). – С. 117-120. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский; ред. П.А. Подболотов, И.М. Болотников, В.Д. Ермаков, И.А. Ивлиева, Н.В. Нагорский, Л.В. Полагутина; СПбГУКИ, Гос. музей «Исаакиевский собор». – СПб.: Арт-студия «Концерт»: ВИС, 2018. – 791 с. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. — M.: Языки славянской культуры, 2020. — 368 с. Бабанова, А. М. Виртуальный объект как памятник современной культуры в музее: музеефикация и экспонирование электронных игр (на примере музея финских игр в Г. Тампере) / А. М. Бабанова // Музей. Памятник. Наследие. – 2019. – № 2(6). – С. 18-24. Бабаян, А. В. Современные социально-культурные технологии в работе музеев (на примере Ставропольского края) / А. В. Бабаян // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 8. – С. 168-171. Белогубова, А. С. Музей в цифровую эпоху / А. С. Белогубова // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК2016: История и теория искусств, Новосибирск, 16–20 апреля 2016 года. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2016. – С. 19-20. Блохина, Д. Е. Практика применения технологии «живого музея» и электронных (мультимедийных) технологий в музейной деятельности / Д. Е. Блохина // Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. – Москва: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2021. – С. 68-76. Бобкова, Ю. А. Инновационные технологии в пространстве художественной выставки / Ю. А. Бобкова // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2018. – № 1. – С. 254-259. Бобров, А. М. Применение мультимедиа в музейной экспозиции: нарастающий кризис или норма жизни / А. М. Бобров // Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Пермь, 15–18 мая 2018 года / Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. – С. 256-259. Быстрицкий, Н. И. Музейная экспозиция исторического наследия средствами цифровой визуализации / Н. И. Быстрицкий // Значение природного и культурного наследия в современном обществе : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня основания Бюджетного учреждения Республики Алтай «Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина»ГорноАлтайск, 25 июня – 03 2018 года / Ответственный редактор Р.М. Еркинова. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2018. – С. 262-266. Васильева, О. Д. Применение мультимедийных технологий для музейно-выставочных пространств (на примере музея воды в Санкт-Петербурге) / О. Д. Васильева // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство : Сборник статей / Под редакцией М.В. Шувалова. – Самара : Самарский государственный технический университет, 2018. – С. 393-396. Волкова, Е. В. Музей без подлинника: музейный дизайн как тотальная инсталляция / Е. В. Волкова // Общество. Среда. Развитие. – 2021. – № 2(59). – С. 44-52. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебное пособие / Е. И. Григорьева, — Тамбов: Издательство ТГУ им. Державина, 2002. — 284 с. Гринина, Е. Н. Роль новых интерактивных практик в формировании эстетики современного театрального и музейного пространства / Е. Н. Гринина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 5-2(95). – С. 197-202. Долгов, Н. А. Внедрение мультимедиа технологий в современные музеи / Н. А. Долгов // Научная палитра. – 2018. – № 4(22). – С. 25. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. - 480 с. Золотова, Т. Н. О проблемах наследия и тенденциях в развитии музеев и музееведения / Т. Н. Золотова // Гуманитарные науки в Сибири. – 2020. – Т. 27. – № 4. – С. 112-114. Исмайлова, И. В. Интерактивные и мультимедийные технологии в музейных экспозициях / И. В. Исмайлова // Актуальные вопросы гуманитарных наук : Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов / Под редакцией А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Книгодел», 2021. – С. 38-43. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, — Москва: МГУКИ, 2004. — 539 с. Клементьева, Н.В. Информационные технологии в современном музейном пространстве / Н.В. Клементьева // Научное обозрение. — 2018. — №1. Ковриков, Р. В. Музейная коммуникация в сохранении культурного наследия в музеях-заповедниках / Р. В. Ковриков // Педагогика искусства. – 2019. – № 3. – С. 178-185. Комлев, Ю. Э. Мультимедийные технологии в культурно-образовательной деятельности музея / Ю. Э. Комлев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 5. – С. 254-258. Корагодина, Э. В. Цифровые технологии в музейном пространстве / Э. В. Корагодина // Человек. Общество. Наука. – 2021. – Т. 2. – № 2. – С. 112-115. Корженко, О. М. Роль краеведческих музеев России в системе сохранения регионального историко-культурного наследия / О. М. Корженко, Г. М. Вершинская // ModernScience. – 2020. – № 10-1. – С. 14-19. Кошман, Т. В. Памятник как объект культурно-исторической памяти / Т. В. Кошман, Е. К. Кошман // Научно-практические исследования. – 2020. – № 7-9(30). – С. 16-19. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры и ее международное значение // Наука и жизнь. 2006. № 2. С 68-75. Музычук, В. Ю. Основные направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии / В. Ю. Музычук // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2020. — №5. — С. 49-63. Набиуллин, А. Ф. Проблемы внедрения стационарных интерактивных мультимедиа систем в музейные экспозиции. Риски и решения / А. Ф. Набиуллин, А. С. Шакиров, И. Г. Мухтов // Вестник Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. — 2018. — №31. — С. 235-243. Новикова, Г. Н. Технологические основы социокультурной деятельности :учеб.пособие / Г. Н. Новикова // — Москва : МГУКИ, 2010. — 158 с. Пичкурова, И. А. Информационно-коммуникационные технологии и их возможности в современном мире / И. А. Пичкурова, О. П. Кутькина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2020. — №53. — С. 274-278. Сафонов, А. А. Музейное дело и охрана памятников : Учебник и практикум / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. – 2-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 332 с. Сологубова, С. А. Архивы и музеи как ключевое звено в сохранении историко-культурного наследия региона / С. А. Сологубова // Вестник науки. – 2020. – Т. 5. – № 5(26). – С. 71-74. Технология музейно-выставочной деятельности : Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 51.03.02 Народная художественная культура. – Чебоксары : Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2015. – 33 с. Чувилова, И. В. Актуализация историко-культурного наследия и сохранение идентичности: музейные решения / И. В. Чувилова // Гуманитарные науки в Сибири. – 2017. – Т. 24. – № 1. – С. 81-85. Юмашева, Ю. Ю. Влияние информационного общества на методологию исторических исследований / Ю. Ю. Юмашева // Историческая информатика. – 2019. – № 3(29). – С. 124-149. Ярошенко Н. Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.
1. Акоева, Н. Б. Музеи как хранители и трансляторы культурного наследия / Н. Б. Акоева, Н. И. Орфаниди // Культурная жизнь Юга России. – 2019. – № 2(73). – С. 117-120.
2. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский; ред. П.А. Подболотов, И.М. Болотников, В.Д. Ермаков, И.А. Ивлиева, Н.В. Нагорский, Л.В. Полагутина; СПбГУКИ, Гос. музей «Исаакиевский собор». – СПб.: Арт-студия «Концерт»: ВИС, 2018. – 791 с.
3. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. — M.: Языки славянской культуры, 2020. — 368 с.
4. Бабанова, А. М. Виртуальный объект как памятник современной культуры в музее: музеефикация и экспонирование электронных игр (на примере музея финских игр в Г. Тампере) / А. М. Бабанова // Музей. Памятник. Наследие. – 2019. – № 2(6). – С. 18-24.
5. Бабаян, А. В. Современные социально-культурные технологии в работе музеев (на примере Ставропольского края) / А. В. Бабаян // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 8. – С. 168-171.
6. Белогубова, А. С. Музей в цифровую эпоху / А. С. Белогубова // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК2016: История и теория искусств, Новосибирск, 16–20 апреля 2016 года. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2016. – С. 19-20.
7. Блохина, Д. Е. Практика применения технологии «живого музея» и электронных (мультимедийных) технологий в музейной деятельности / Д. Е. Блохина // Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. – Москва: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2021. – С. 68-76.
8. Бобкова, Ю. А. Инновационные технологии в пространстве художественной выставки / Ю. А. Бобкова // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2018. – № 1. – С. 254-259.
9. Бобров, А. М. Применение мультимедиа в музейной экспозиции: нарастающий кризис или норма жизни / А. М. Бобров // Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Пермь, 15–18 мая 2018 года / Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. – С. 256-259.
10. Быстрицкий, Н. И. Музейная экспозиция исторического наследия средствами цифровой визуализации / Н. И. Быстрицкий // Значение природного и культурного наследия в современном обществе : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня основания Бюджетного учреждения Республики Алтай «Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина» ГорноАлтайск, 25 июня – 03 2018 года / Ответственный редактор Р.М. Еркинова. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2018. – С. 262-266.
11. Васильева, О. Д. Применение мультимедийных технологий для музейно-выставочных пространств (на примере музея воды в Санкт-Петербурге) / О. Д. Васильева // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство : Сборник статей / Под редакцией М.В. Шувалова. – Самара : Самарский государственный технический университет, 2018. – С. 393-396.
12. Волкова, Е. В. Музей без подлинника: музейный дизайн как тотальная инсталляция / Е. В. Волкова // Общество. Среда. Развитие. – 2021. – № 2(59). – С. 44-52.
13. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебное пособие / Е. И. Григорьева, — Тамбов: Издательство ТГУ им. Державина, 2002. — 284 с.
14. Гринина, Е. Н. Роль новых интерактивных практик в формировании эстетики современного театрального и музейного пространства / Е. Н. Гринина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 5-2(95). – С. 197-202.
15. Долгов, Н. А. Внедрение мультимедиа технологий в современные музеи / Н. А. Долгов // Научная палитра. – 2018. – № 4(22). – С. 25.
16. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
17. Золотова, Т. Н. О проблемах наследия и тенденциях в развитии музеев и музееведения / Т. Н. Золотова // Гуманитарные науки в Сибири. – 2020. – Т. 27. – № 4. – С. 112-114.
18. Исмайлова, И. В. Интерактивные и мультимедийные технологии в музейных экспозициях / И. В. Исмайлова // Актуальные вопросы гуманитарных наук : Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов / Под редакцией А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Книгодел», 2021. – С. 38-43.
19. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, — Москва: МГУКИ, 2004. — 539 с.
20. Клементьева, Н.В. Информационные технологии в современном музейном пространстве / Н.В. Клементьева // Научное обозрение. — 2018. — №1.
21. Ковриков, Р. В. Музейная коммуникация в сохранении культурного наследия в музеях-заповедниках / Р. В. Ковриков // Педагогика искусства. – 2019. – № 3. – С. 178-185.
22. Комлев, Ю. Э. Мультимедийные технологии в культурно-образовательной деятельности музея / Ю. Э. Комлев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 5. – С. 254-258.
23. Корагодина, Э. В. Цифровые технологии в музейном пространстве / Э. В. Корагодина // Человек. Общество. Наука. – 2021. – Т. 2. – № 2. – С. 112-115.
24. Корженко, О. М. Роль краеведческих музеев России в системе сохранения регионального историко-культурного наследия / О. М. Корженко, Г. М. Вершинская // Modern Science. – 2020. – № 10-1. – С. 14-19.
25. Кошман, Т. В. Памятник как объект культурно-исторической памяти / Т. В. Кошман, Е. К. Кошман // Научно-практические исследования. – 2020. – № 7-9(30). – С. 16-19.
26. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры и ее международное значение // Наука и жизнь. 2006. № 2. С 68-75.
27. Музычук, В. Ю. Основные направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии / В. Ю. Музычук // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2020. — №5. — С. 49-63.
28. Набиуллин, А. Ф. Проблемы внедрения стационарных интерактивных мультимедиа систем в музейные экспозиции. Риски и решения / А. Ф. Набиуллин, А. С. Шакиров, И. Г. Мухтов // Вестник Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. — 2018. — №31. — С. 235-243.
29. Новикова, Г. Н. Технологические основы социокультурной деятельности : учеб.пособие / Г. Н. Новикова // — Москва : МГУКИ, 2010. — 158 с.
30. Пичкурова, И. А. Информационно-коммуникационные технологии и их возможности в современном мире / И. А. Пичкурова, О. П. Кутькина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2020. — №53. — С. 274-278.
31. Сафонов, А. А. Музейное дело и охрана памятников : Учебник и практикум / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. – 2-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 332 с.
32. Сологубова, С. А. Архивы и музеи как ключевое звено в сохранении историко-культурного наследия региона / С. А. Сологубова // Вестник науки. – 2020. – Т. 5. – № 5(26). – С. 71-74.
33. Технология музейно-выставочной деятельности : Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 51.03.02 Народная художественная культура. – Чебоксары : Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2015. – 33 с.
34. Чувилова, И. В. Актуализация историко-культурного наследия и сохранение идентичности: музейные решения / И. В. Чувилова // Гуманитарные науки в Сибири. – 2017. – Т. 24. – № 1. – С. 81-85.
35. Юмашева, Ю. Ю. Влияние информационного общества на методологию исторических исследований / Ю. Ю. Юмашева // Историческая информатика. – 2019. – № 3(29). – С. 124-149.
36. Ярошенко Н. Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.