Технологии социально-культурной деятельности в музеях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 35 35 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 04.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности 7
1.1 Определение понятия культурного наследия 7
1.2 Особенности сохранения культурного наследия музейно- 11
выставочной деятельности 11
Глава 2. Сущность и специфика мультимедийных технологий социально-культурной деятельности 14
2.1. Понятие и характеристика мультимедийных технологий 14
2.2 Социально-культурный проект «Мультимедийное наследие» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Фрагмент для ознакомления

Такая форма предполагает высвобождение творческого потенциала участников, благодаря чему музей способен увидеть новые горизонты своих возможностей. 1.Организационная встреча. В первый день проекта все участники, кураторы и организаторы собираются в музее. Участников детально погружают в тему мероприятия — создание онлайн-платформы «Мультимедийное наследие», обозначают направления деятельности в контексте данного кейса. Участники знакомятся, находят единомышленников, сформировывают команды. За образовавшимися командами закрепляются кураторы. С помощью жребия между командами распределяются направления проектной деятельности (художественное искусство, архитектура, музыка и литература), которые также являются будущими разделами платформы. 2.Экскурсия по Самарскому областному историко-краеведческому музею им. Петра Владимировича Алабина. Мероприятие осуществляется под руководством кураторов команд с целью знакомства участников с пространством музея, его экспозициями. Экскурсия необходима для того, чтобы участники погрузились в экспозиционное пространство музея, понимали, с чем им предстоит работать на хакатоне. 3.Образовательный трек «Museum/Culture/Science». Специалисты в области применения мультимедийных технологий в музейно-выставочной деятельности (приглашенные спикеры из ведущих музеев России) прочитают лекции, расскажут о своем практическом опыте, разберут на конкретных кейсах особенности и тонкости цифровизации выставочного пространства музея. Проведение трека будет происходить в формате онлайн через платформу организации видеоконференций. 3.1.Вводная встреча. На первой онлайн-встрече образовательного трека участники знакомятся с экспертами и спикерами, которые проведут дальнейшие лекции и семинары. Организаторы вкратце расскажут о предстоящих занятиях, объяснят цели и задачи образовательного трека. 3.2.Лекция «Искусство и технологии». Эксперты, реализующие различные проекты в области музейных мультимедийных технологий, расскажут участникам о своем опыте, обсудят самые яркие кейсы последних лет. Поднимутся вопросы «за» и «против» использования цифровых технологий в музейно-выставочной деятельности, будут обозначены главные тенденции. 3.3.Лекция «Метапространство музея». Лекция будет посвящена инструментам, помогающим музею привлечь внимание посетителя, а самому посетителю погрузиться в тему, понять ее и запомнить свой визит как уникальный опыт. Предметы, декорации, свет, звук, цифровые медиа, тактильные поверхности, запахи и температура — как все это помогает раскрывать историю культурного наследия музея и превращать зрителя в активного участника. На лекции также участников проекта познакомят с особенностями конструирования экспозиции музея с помощью современных технологий дополненной реальности. 3.4.Технический семинар «AR: от теории к практике». Специалисты в области компьютерной разработки и 3D-графики проведут семинар по основам создания AR-объектов и приложений, сделают обзор имеющихся ресурсов и программных инструментов, объяснят принципы их использования. Завершающим этапом мероприятия будет тренировочное задание для каждой группы, позволяющее закрепить полученные знания на практике. Для каждой команды задание будет индивидуальное и соответствовать выбранному направлению. 3.5.Технический семинар «Музейная геймификация». Эксперты в области виртуальной игровой разработки проведут разбор игровых виртуальных технологий, обучат участников азам разработки квестовых игр, игр-конструкторов и ролевых игр-новелл в формате сторителлинга. В конце семинара каждая группа выполнит тренировочное задание по пройденному материалу в соответствии с выбранным ранее направлением.4.Проектные дни в Самарском областном историко-краеведческом музее им. Петра Владимировича Алабина. В течении месяца дней команды будут работать над созданием своего собственного мультимедийного продукта для общего кейса хакатона. Под наставничеством куратора команды разработают идеи своих проектов, ориентируясь на предложенные варианты (3D-инсталляция объектов в заданном масштабе, 3Dреконструкция событий, виртуальный конструктор, аудиовизуальный квест и т.д.), либо придумывая свой собственный. Кураторы помогут командам погрузиться в направление деятельности, дадут теоретический материал, с которым участникам предстоит работать. Во время проектных дней команды будут посещать музей для апробации своих технологий внутри экспозиционного пространства. 5.Презентация проектных решений. Команды готовят презентации своих проектов и демонстрируют их экспертному жюри. 6.Подведение итогов и объявление победителей. По итогам презентации проектных решений жюри выставляет баллы каждой команде. Команды, получившие в результате защиты наибольшее количество баллов, признаются победившими и награждаются ценными призами от организатора, соорганизаторов и партнеров проекта. Команды-участники получают памятные сертификаты о прохождении образовательной программы.Итогом проекта станет наполнение платформы «Мультимедийное наследие» лучшими проектными решениями, разработанными в ходе проведения хакатона.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современных реалиях культурное наследие уже представляется не просто как набор артефактов, а как движущая сила общественного развития, как важный экономический и социально-политический ресурс, как стимулятор непрерывного изменения повседневной жизни человека. К основным признакам культурного наследия можно отнести уникальность, всеобщность, особая значимость для общества, возраст, аутентичность. Наиболее важную роль в процессе сохранения культурного наследия играет музей и музейно-выставочная деятельность. Социокультурный проект, основанный на использовании мультимедийных технологий в сохранении культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Самары, представляет собой значимый вклад в сохранение и актуализацию культурного наследия.Главной задачей проекта является установление и использование современных мультимедийных технологий для интерпретации и представления культурного наследия в музейно-выставочной среде. Виртуальность, аттрактивность и интерактивность мультимедийных технологий позволяют сделать наследие более доступным и понятным для широкой аудитории, особенно для молодого поколения, которое активно использует современные технологии.В ходе проекта необходимо провести анализ культурного наследия г. Самары и выделить его основные элементы, которые нуждаются в сохранении и актуализации. Затем следует разработать концепцию использования мультимедийных технологий для интерпретации этих элементов, создания интерактивных экспозиций и виртуальных туров. Важно учесть особенности культурного контекста г. Самары и предложить соответствующие решения для сохранения и популяризации наследия.Одним из важных аспектов проекта является обеспечение доступности и удобства использования мультимедийных технологий для посетителей музеев и выставок. Это может включать создание мобильных приложений, веб-сайтов или интерактивных стендов, предоставляющих информацию о культурном наследии и позволяющих посетителям взаимодействовать с экспонатами.Важным этапом проекта является его реализация. Это включает в себя разработку и внедрение мультимедийных решений, обучение персонала музеев работе с новыми технологиями и проведение мероприятий для продвижения проекта среди местного населения и туристов.Результаты проекта должны быть оценены и документированы, чтобы сформировать основу для дальнейшего развития и распространения опыта использования мультимедийных технологий в сохранении и актуализации культурного наследия.В целом, ваш социокультурный проект позволит сохранить и привлечь внимание к культурному наследию г. Самары, сделать его более доступным и интересным для различных групп аудитории, а также способствовать развитию туризма и социально-культурной сферы города.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкоева, Н. Б. Музеи как хранители и трансляторы культурного наследия / Н. Б. Акоева, Н. И. Орфаниди // Культурная жизнь Юга России. – 2019. – № 2(73). – С. 117-120. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский; ред. П.А. Подболотов, И.М. Болотников, В.Д. Ермаков, И.А. Ивлиева, Н.В. Нагорский, Л.В. Полагутина; СПбГУКИ, Гос. музей «Исаакиевский собор». – СПб.: Арт-студия «Концерт»: ВИС, 2018. – 791 с. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. — M.: Языки славянской культуры, 2020. — 368 с. Бабанова, А. М. Виртуальный объект как памятник современной культуры в музее: музеефикация и экспонирование электронных игр (на примере музея финских игр в Г. Тампере) / А. М. Бабанова // Музей. Памятник. Наследие. – 2019. – № 2(6). – С. 18-24. Бабаян, А. В. Современные социально-культурные технологии в работе музеев (на примере Ставропольского края) / А. В. Бабаян // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 8. – С. 168-171. Белогубова, А. С. Музей в цифровую эпоху / А. С. Белогубова // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК2016: История и теория искусств, Новосибирск, 16–20 апреля 2016 года. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2016. – С. 19-20. Блохина, Д. Е. Практика применения технологии «живого музея» и электронных (мультимедийных) технологий в музейной деятельности / Д. Е. Блохина // Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. – Москва: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2021. – С. 68-76. Бобкова, Ю. А. Инновационные технологии в пространстве художественной выставки / Ю. А. Бобкова // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2018. – № 1. – С. 254-259. Бобров, А. М. Применение мультимедиа в музейной экспозиции: нарастающий кризис или норма жизни / А. М. Бобров // Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Пермь, 15–18 мая 2018 года / Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. – С. 256-259. Быстрицкий, Н. И. Музейная экспозиция исторического наследия средствами цифровой визуализации / Н. И. Быстрицкий // Значение природного и культурного наследия в современном обществе : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня основания Бюджетного учреждения Республики Алтай «Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина»ГорноАлтайск, 25 июня – 03 2018 года / Ответственный редактор Р.М. Еркинова. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2018. – С. 262-266. Васильева, О. Д. Применение мультимедийных технологий для музейно-выставочных пространств (на примере музея воды в Санкт-Петербурге) / О. Д. Васильева // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство : Сборник статей / Под редакцией М.В. Шувалова. – Самара : Самарский государственный технический университет, 2018. – С. 393-396. Волкова, Е. В. Музей без подлинника: музейный дизайн как тотальная инсталляция / Е. В. Волкова // Общество. Среда. Развитие. – 2021. – № 2(59). – С. 44-52. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебное пособие / Е. И. Григорьева, — Тамбов: Издательство ТГУ им. Державина, 2002. — 284 с. Гринина, Е. Н. Роль новых интерактивных практик в формировании эстетики современного театрального и музейного пространства / Е. Н. Гринина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 5-2(95). – С. 197-202. Долгов, Н. А. Внедрение мультимедиа технологий в современные музеи / Н. А. Долгов // Научная палитра. – 2018. – № 4(22). – С. 25. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. - 480 с. Золотова, Т. Н. О проблемах наследия и тенденциях в развитии музеев и музееведения / Т. Н. Золотова // Гуманитарные науки в Сибири. – 2020. – Т. 27. – № 4. – С. 112-114. Исмайлова, И. В. Интерактивные и мультимедийные технологии в музейных экспозициях / И. В. Исмайлова // Актуальные вопросы гуманитарных наук : Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов / Под редакцией А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Книгодел», 2021. – С. 38-43. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, — Москва: МГУКИ, 2004. — 539 с. Клементьева, Н.В. Информационные технологии в современном музейном пространстве / Н.В. Клементьева // Научное обозрение. — 2018. — №1. Ковриков, Р. В. Музейная коммуникация в сохранении культурного наследия в музеях-заповедниках / Р. В. Ковриков // Педагогика искусства. – 2019. – № 3. – С. 178-185. Комлев, Ю. Э. Мультимедийные технологии в культурно-образовательной деятельности музея / Ю. Э. Комлев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 5. – С. 254-258. Корагодина, Э. В. Цифровые технологии в музейном пространстве / Э. В. Корагодина // Человек. Общество. Наука. – 2021. – Т. 2. – № 2. – С. 112-115. Корженко, О. М. Роль краеведческих музеев России в системе сохранения регионального историко-культурного наследия / О. М. Корженко, Г. М. Вершинская // ModernScience. – 2020. – № 10-1. – С. 14-19. Кошман, Т. В. Памятник как объект культурно-исторической памяти / Т. В. Кошман, Е. К. Кошман // Научно-практические исследования. – 2020. – № 7-9(30). – С. 16-19. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры и ее международное значение // Наука и жизнь. 2006. № 2. С 68-75. Музычук, В. Ю. Основные направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии / В. Ю. Музычук // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2020. — №5. — С. 49-63. Набиуллин, А. Ф. Проблемы внедрения стационарных интерактивных мультимедиа систем в музейные экспозиции. Риски и решения / А. Ф. Набиуллин, А. С. Шакиров, И. Г. Мухтов // Вестник Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. — 2018. — №31. — С. 235-243. Новикова, Г. Н. Технологические основы социокультурной деятельности :учеб.пособие / Г. Н. Новикова // — Москва : МГУКИ, 2010. — 158 с. Пичкурова, И. А. Информационно-коммуникационные технологии и их возможности в современном мире / И. А. Пичкурова, О. П. Кутькина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2020. — №53. — С. 274-278. Сафонов, А. А. Музейное дело и охрана памятников : Учебник и практикум / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. – 2-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 332 с. Сологубова, С. А. Архивы и музеи как ключевое звено в сохранении историко-культурного наследия региона / С. А. Сологубова // Вестник науки. – 2020. – Т. 5. – № 5(26). – С. 71-74. Технология музейно-выставочной деятельности : Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 51.03.02 Народная художественная культура. – Чебоксары : Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2015. – 33 с. Чувилова, И. В. Актуализация историко-культурного наследия и сохранение идентичности: музейные решения / И. В. Чувилова // Гуманитарные науки в Сибири. – 2017. – Т. 24. – № 1. – С. 81-85. Юмашева, Ю. Ю. Влияние информационного общества на методологию исторических исследований / Ю. Ю. Юмашева // Историческая информатика. – 2019. – № 3(29). – С. 124-149. Ярошенко Н. Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУ­КИ, 2007. — 360 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акоева, Н. Б. Музеи как хранители и трансляторы культурного наследия / Н. Б. Акоева, Н. И. Орфаниди // Культурная жизнь Юга России. – 2019. – № 2(73). – С. 117-120.
2. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский; ред. П.А. Подболотов, И.М. Болотников, В.Д. Ермаков, И.А. Ивлиева, Н.В. Нагорский, Л.В. Полагутина; СПбГУКИ, Гос. музей «Исаакиевский собор». – СПб.: Арт-студия «Концерт»: ВИС, 2018. – 791 с.
3. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. — M.: Языки славянской культуры, 2020. — 368 с.
4. Бабанова, А. М. Виртуальный объект как памятник современной культуры в музее: музеефикация и экспонирование электронных игр (на примере музея финских игр в Г. Тампере) / А. М. Бабанова // Музей. Памятник. Наследие. – 2019. – № 2(6). – С. 18-24.
5. Бабаян, А. В. Современные социально-культурные технологии в работе музеев (на примере Ставропольского края) / А. В. Бабаян // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 8. – С. 168-171.
6. Белогубова, А. С. Музей в цифровую эпоху / А. С. Белогубова // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК2016: История и теория искусств, Новосибирск, 16–20 апреля 2016 года. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2016. – С. 19-20.
7. Блохина, Д. Е. Практика применения технологии «живого музея» и электронных (мультимедийных) технологий в музейной деятельности / Д. Е. Блохина // Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. – Москва: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2021. – С. 68-76.
8. Бобкова, Ю. А. Инновационные технологии в пространстве художественной выставки / Ю. А. Бобкова // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2018. – № 1. – С. 254-259.
9. Бобров, А. М. Применение мультимедиа в музейной экспозиции: нарастающий кризис или норма жизни / А. М. Бобров // Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Пермь, 15–18 мая 2018 года / Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. – С. 256-259.
10. Быстрицкий, Н. И. Музейная экспозиция исторического наследия средствами цифровой визуализации / Н. И. Быстрицкий // Значение природного и культурного наследия в современном обществе : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня основания Бюджетного учреждения Республики Алтай «Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина» ГорноАлтайск, 25 июня – 03 2018 года / Ответственный редактор Р.М. Еркинова. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2018. – С. 262-266.
11. Васильева, О. Д. Применение мультимедийных технологий для музейно-выставочных пространств (на примере музея воды в Санкт-Петербурге) / О. Д. Васильева // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство : Сборник статей / Под редакцией М.В. Шувалова. – Самара : Самарский государственный технический университет, 2018. – С. 393-396.
12. Волкова, Е. В. Музей без подлинника: музейный дизайн как тотальная инсталляция / Е. В. Волкова // Общество. Среда. Развитие. – 2021. – № 2(59). – С. 44-52.
13. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебное пособие / Е. И. Григорьева, — Тамбов: Издательство ТГУ им. Державина, 2002. — 284 с.
14. Гринина, Е. Н. Роль новых интерактивных практик в формировании эстетики современного театрального и музейного пространства / Е. Н. Гринина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 5-2(95). – С. 197-202.
15. Долгов, Н. А. Внедрение мультимедиа технологий в современные музеи / Н. А. Долгов // Научная палитра. – 2018. – № 4(22). – С. 25.
16. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
17. Золотова, Т. Н. О проблемах наследия и тенденциях в развитии музеев и музееведения / Т. Н. Золотова // Гуманитарные науки в Сибири. – 2020. – Т. 27. – № 4. – С. 112-114.
18. Исмайлова, И. В. Интерактивные и мультимедийные технологии в музейных экспозициях / И. В. Исмайлова // Актуальные вопросы гуманитарных наук : Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов / Под редакцией А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Книгодел», 2021. – С. 38-43.
19. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, — Москва: МГУКИ, 2004. — 539 с.
20. Клементьева, Н.В. Информационные технологии в современном музейном пространстве / Н.В. Клементьева // Научное обозрение. — 2018. — №1.
21. Ковриков, Р. В. Музейная коммуникация в сохранении культурного наследия в музеях-заповедниках / Р. В. Ковриков // Педагогика искусства. – 2019. – № 3. – С. 178-185.
22. Комлев, Ю. Э. Мультимедийные технологии в культурно-образовательной деятельности музея / Ю. Э. Комлев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 5. – С. 254-258.
23. Корагодина, Э. В. Цифровые технологии в музейном пространстве / Э. В. Корагодина // Человек. Общество. Наука. – 2021. – Т. 2. – № 2. – С. 112-115.
24. Корженко, О. М. Роль краеведческих музеев России в системе сохранения регионального историко-культурного наследия / О. М. Корженко, Г. М. Вершинская // Modern Science. – 2020. – № 10-1. – С. 14-19.
25. Кошман, Т. В. Памятник как объект культурно-исторической памяти / Т. В. Кошман, Е. К. Кошман // Научно-практические исследования. – 2020. – № 7-9(30). – С. 16-19.
26. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры и ее международное значение // Наука и жизнь. 2006. № 2. С 68-75.
27. Музычук, В. Ю. Основные направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии / В. Ю. Музычук // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2020. — №5. — С. 49-63.
28. Набиуллин, А. Ф. Проблемы внедрения стационарных интерактивных мультимедиа систем в музейные экспозиции. Риски и решения / А. Ф. Набиуллин, А. С. Шакиров, И. Г. Мухтов // Вестник Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. — 2018. — №31. — С. 235-243.
29. Новикова, Г. Н. Технологические основы социокультурной деятельности : учеб.пособие / Г. Н. Новикова // — Москва : МГУКИ, 2010. — 158 с.
30. Пичкурова, И. А. Информационно-коммуникационные технологии и их возможности в современном мире / И. А. Пичкурова, О. П. Кутькина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2020. — №53. — С. 274-278.
31. Сафонов, А. А. Музейное дело и охрана памятников : Учебник и практикум / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. – 2-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 332 с.
32. Сологубова, С. А. Архивы и музеи как ключевое звено в сохранении историко-культурного наследия региона / С. А. Сологубова // Вестник науки. – 2020. – Т. 5. – № 5(26). – С. 71-74.
33. Технология музейно-выставочной деятельности : Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 51.03.02 Народная художественная культура. – Чебоксары : Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2015. – 33 с.
34. Чувилова, И. В. Актуализация историко-культурного наследия и сохранение идентичности: музейные решения / И. В. Чувилова // Гуманитарные науки в Сибири. – 2017. – Т. 24. – № 1. – С. 81-85.
35. Юмашева, Ю. Ю. Влияние информационного общества на методологию исторических исследований / Ю. Ю. Юмашева // Историческая информатика. – 2019. – № 3(29). – С. 124-149.
36. Ярошенко Н. Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУ­КИ, 2007. — 360 с.