Исполнительский анализ партии Розины из оперы Севельской церюльник. Россини
Заказать уникальную дипломную работу- 54 54 страницы
- 49 + 49 источников
- Добавлена 24.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Анализ исторических и жанровых характеристик оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини 7
1.1 История создания оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини 7
1.2 Анализ европейских и российских постановок оперы «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини периода XIX и XXI веков 15
Глава 2. Исполнительский анализ партии Розины из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини 27
2.1 Анализ партии Розины из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, в исполнении оперных певиц Европы и США периода XIX и XXI веков 27
2.2 Анализ партии Розины из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, в исполнении оперных певиц России периода XIX и XXI веков 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ЛИТЕРАТУРА 49
Теоретическое исследование, проведенное в первой главе «Анализ исторических и жанровых характеристик оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини», базировалось на поэтапном изучении истории создания оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, выявлении основополагающих характеристик обращения к данному сюжету, интерпретации оригинального текста французского драматурга, к авторской трактовке текста произведения в либретто Чезаре Стербини, к созданию музыкальной визуализации сюжета итальянским композитором Дж. Россини.Определение основных этапов обращения к тексту оригинального произведения, его последующей интерпретации в форме либретто и музыки, позволило обозначить характерные особенности создания европейских и российских постановок оперы «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини периода XIX и XXI веков. Анализ этапов обращения к данной опере, выявление особенностей трактовки, определение характеристик интерпретации сюжета, его дальнейшего распространения в искусстве и культуре стран Европы, США, России, трансформации, интерпретации, произошедших на протяжении исследуемого периода, XIX и XXI веков, явилось фундаментальной основой для проведения дальнейшего исследования, направленного на выявление основных характеристик воплощения женской партии Розины. Практической частью настоящего исследования явилось проведение анализа воплощения партии Розины из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, в исполнении оперных певиц Европы и США периода XIX и XXI веков. Настоящее практическое исследование проводилось поэтапно, что позволило целостно охарактеризовать распространение оперы «Севильский цирюльник», её интерпретацию и трактовку режиссёрами и дирижёрами мира периода XIX и XXI веков, выявить основные вокальные исполнительские характеристики воплощения партии Розины на мировых оперных и театральных сценах. Проведение анализа исполнительских техник выдающихся оперных певиц исследуемого временного периода позволило представить целостный характер авторской интерпретации и трактовки партии Розины ведущими оперными дивами Европы и США периода XIX и XXI веков. Анализ исполнительской практики обращения к интерпретации партии Розины в русском искусстве исследуемого временного периода XIX и XXI веков также позволил выявить имена ведущих оперных певиц русской сцены, представляющих партию Розины на российских оперных и театральных сценах, а также в процессе осуществления гастролей за рубежом, на территории Европы и США. Проведение практического анализа по выявлению исполнительских характеристик позволило представить целостное понимание этапов обращения к интерпретации оперы севильский цирюльник Дж. Россини, а также к особенностям воплощения оперной партии Розины на мировых сценах оперы и балета.В ходе проведения теоретического и практического анализа, базировавшегося на изучении широкого круга научных источников, а также на практическом исследовании исполнительских партий, были решены следующие задачи: ‒ Проанализирована история создания оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини;‒ Выявлены характеристики европейских и российских постановок оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини периода XIX и XXI веков; ‒ Обозначены исполнительские и вокальные характеристики представления партии Розины из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, в исполнении оперных певиц Европы и США периода XIX и XXI веков;‒ Определены исполнительские и вокальные характеристики представления партии Розины из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, в исполнении оперных певиц России периода XIX и XXI веков.
1. Басаргина Е.Г. Традиции классического бельканто в камерно-вокальных произведениях Дж.Россини // Культурная жизнь юга России, № 2 (69), 2018. – С.30-33.
2. Бронфин Е.Ф. Джоаккино Россини / Е.Ф. Бронфин. - М.: Советский композитор, 1973. - 188 с.
3. Бурчуладзе Паата, Пинхасович Борис, «Севильский цирюльник» в Михайловском. Премьера. [Электронный ресурс]. – URL: https://mara-kar.livejournal.com/79303.html (дата обращения 25.12.2023)
4. Василиса Бержанская [Электронный ресурс]. – URL: https://moscow.theatrehd.com/ru/people/vasilisa-berzhanskaya (дата обращения 25.12.2023)
5. В Москве взъерошили бельканто. «Севильский цирюльник» Россини в Большом театре Газета «Коммерсантъ» №203/В от 06.11.2018, [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3791884 (дата обращения 25.12.2023)
6. Вейнсток Г. Джоаккино Россини. Принц музыки / Г. Вейнсток. - [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rulit.me/books/dzhoakkino-rossini-princ-muzyki-read-203660-1.html (дата обращения 25.12.2023)
3. Гобби Т. Мир итальянской оперы / Т. Гобби. - М.: Радуга, 1989. - 320 с.
4. Джоаккино Россини. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания // Ред. сост., автор вступит статьи и прим. Е. Бронфин. Л.: Музыка, 1968. – 224 с.
5. Дж. Россини «Севильский цирюльник» в Метрополитен-опера. [Электронный ресурс]. – URL: https://moscow.theatrehd.com/ru/films/il-barbiere-di-siviglia (дата обращения 25.12.2023)
6. Драч И.С. Опера классического бельканто: парадоксы осмысления / И. С. Драч // Ars inter Culturas. - 2010. - № 1. - С. 107-120.
7. Дмитриев Л.Б. Солисты Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. / Л.Б.Дмитриев, – М., 2002. – 188 с.
8. Жесткова О., Садыкова Л. Примадонны Россини и Мейербера // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 4. - С. 150–175.
9. Итальянский стиль и настоящий Россини. «Сивильский цирюльник в НОВАТе [Электронный ресурс]. – URL: https://novat.ru/news/events/italyanskiy_stil_i_nastoyashchiy_rossini_sevilskiy_tsiryulnik_v_novate/ (дата обращения 25.12.2023)
10. Каллас М. Биография. - М.: Прогресс, 1978. – 254 с.
11. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке / Л. В. Кириллина. - М.: Композитор, 2007. - Ч. 2.- 224 с.
12. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке / Л. В.Кириллина. - М.:- Композитор, 2007. - Ч. 3. - 376 с.
13. Клюйкова О.В. Маленькая повесть о большом композиторе или Джоаккино Россини / О. В. Клюйкова – М.: Музыка, 1990. – 192 с.
14. Конен В. Д. Театр и симфония / В. Д. Конен. - М.: Музыка, 1975. - 376 с.
15. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulit.me/books/vokalnye-paralleliread-201074-5.html (дата обращения 25.12.2023)
16. Левик С.Ю. Записки оперного певца / С.Ю. Левик. - М.: Искусство, 1962. - М.: Искусство, 1962. - 508 с.
17. Маршкова Т.И. Золотые голоса Большого театра. / Т.И. Маршкова – Алисторус. 2011 - 1175 с.
18. Морозов Д. Дж. Россини «Севильский цирюльник». Газета «Культура» 13-19 ноября 2008 [Электронный ресурс]. – URL: https://novayaopera.ru/afisha-i-bilety/repertuar/sevilski-tsiryulnik/ (дата обращения 25.12.2023)
19. Набойченко В. Опера Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». 1931 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://brodiaga64.livejournal.com/31104.html (дата обращения 25.12.2023)
20. Нестерова Софья Коски, Стоун и Гёке выпустят спектакли в Венской опере в сезоне 2021/22, 14 августа 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://oteatre.info/venskaya-opera-plany-2021-22/ (дата обращения 25.12.2023)
21. Новичкова И. Радость бытия / «Севильский цирюльник» в Большом театре. Выпуск № 4-214/2018, Мир музыки [Электронный ресурс]. – URL: http://www.strast10.ru/node/4824 (дата обращения 25.12.2023)
22. Оперное творчество Россини. [Электронный ресурс]. – URL: http://worldofscience.ru/literatura/6743-epokha-klassicheskogo-belkanto-pervaya-polovina-xix-v.html (дата обращения 25.12.2023)
23. Оперный сезон в Мариинском театре откроет «Севильский цирюльник» Риа Новости. Культура. [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20141029/1030670617.html (дата обращения 25.12.2023)
24. Опера Джоакинно Россини «Севильский цирюльник»: театр Фольксопер в Вене. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.classictic.com/ru/the-barber-of-seville-volksoper-wien/11344/ (дата обращения 25.12.2023)
25. Премьера «Севильского цирюльника» на сцене ТАГТОиБ им. М.Джалиля [Электронный ресурс]. – URL: https://kazan-opera.ru/about/news/premera-sevilskogo-tsiryulnika-na-stsene-tagtoib-im-m-dzhalilya-/ (дата обращения 25.12.2023)
26. Рудницкий Р., 29 августа 2018 Пезаро, ROSSINI OPERA FESTIVAL 2018. «Севильский цирюльник» Studio Amati Bacciardi. [Электронный ресурс]. – URL: http://operatime.ru/barbier/ (дата обращения 25.12.2023)
27. «Севильский цирюльник» Россини – новая постановка в духе старого доброго Голливуда. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.opentv.tv/sevilskij-tsiryulnik-rossini-novaya-postanovka-v-duhe-starogo-dobrogo-gollivuda/ (дата обращения 25.12.2023)
28. «Севильский цирюльник»: Парижская опера [Электронный ресурс]. – URL: https://www.classictic.com/ru/the-barber-of-seville-paris-opera/11773/ (дата обращения 25.12.2023)
29. «Севильский цирюльник». Новая исполнительница. Официальный сайт Большого театра. [Электронный ресурс]. – URL: https://2011.bolshoi.ru/about/press/articles/announce/6089/ (дата обращения 25.12.2023)
30. Стендаль А.Б. Жизнь Россини / А.Б. Стендаль. - М.: Аграф, 1999. - 448 с.
31. Синявер, Л.С. Джоаккино Россини: жизнь и творчество / Л.С. Синявер. - Москва : Музыка, 1964. - 191 с.
32. Сяохе Лю Особенности вокального стиля Дж. Россини: традиции и новаторство // Opera musikologica. 2023, № 3 – С. 122-139.
33. Фраккароли В. Россини. Письма Россини. Воспоминания. Переводы с ит., нем. и фр. / Составление И. Константиновой. Вступ. Статья и примечания Е. Бронфин. - М.: Правда, 1990. – 320 с.
34. Хоффманн А. Итальянская опера первой половины XIX века: взаимосвязь вокальной теории и композиторской практики // Музыка и время №12, 2006.- С. 46-48.
35. Хохловкина А.А. Западноевропейская опера: конец XVIII ‒ первая половина XIX века: Очерки / А.А. Хохловкина. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. - 368 с.
36. Хохловкина А.А. «Севильский цирюльник» Дж. Россини / А.А. Хохлокина. - М.: Музыка, 1979. - 59 с.
37. Хофман А. Е. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство
и вокальная педагогика: автореф. дисс. к. искусствоведения. М., 2008. – 26 c.
38. Холонка К. Великие примадонны / К.Холонка. – М.: «Аграф», 2002. – 320 с.
39. Черкашина-Губаренко М.Р. Феномен оперы / М.Р. Черкашина-Губаренко. [Электронный ресурс]. – URL: http://1aya.ru/paper/art-106569.leaf-2.php (дата обращения 25.12.2023)
40. Щербинкина Н.Л. Бельканто в творчестве Россини, Беллини и Доницетти // Исторические, философские, политические науки, культурология и искусствоведение. Тамбов, 2013 – С. 225.
41. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы / Л.К.Ярославцева. - М.: Музыка, 1981. – 640 с.
42. Ярославцева Л.К., Оперы. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII-ХХ веков. / Л.К.Ярославцева. – М.: «Издательский дом «Золотое Руно»», 2004. – 200с.
43. Aceves Octavio. La pasiоn de Maria Malibran: biografía. Madrid: Huerga & Fierro Editores, 1995. - 275 p.
44. Celletti R. A history of bel canto / trans. from the Italian by Frederick Fuller. Oxford: Clarendon press, 2001. - 228 p.
45. Celletti R. Vocalita storia dell'opera. – Turin, 1977. – 223 р.
46. Ecole de Garcia. Traité complet de l'art du chant en 2 parties [Электронный ресурс]. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/
12148/btv1b525032004.r=Eco (дата обращения 25.12.2023)
47. María de las Mercedes Santa Cruz y Montalvo Merlin. Memoirs and Letters of Madame Malibran. With Notice
of the Progress of Musical Drama in England. Philadelphia: Carey and Hart, 1840. Vol. 1. - 240 p.
48. Radomski J. Manuel Garcia (1775-1832): Maestro del bel canto y compositor. Madrid: Instituto complutense de ciencias
musicales, 2003. - 361 p.
49. Songs and Duets of Garcia, Malibran and Viardot: Rediscovered Songs by Legendary Singers / ed. by Patricia Chiti.
Van Nuys, CA: Alfred Pub. Co., 1997. - 96 p.