Средства адаптивной физической культуры детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 08.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы адаптивной физической культуры у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии 5
1.1 Определение и принципы адаптивной физической культуры 5
1.2 История развития адаптивной физической культуры 7
1.3 Психолого-педагогические особенности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и их влияние на физическую активность 8
1.4 Средства адаптивной физической культуры для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии 13
Глава 2 Методы и формы занятий адаптивной физической культурой 15
2.1 Обучающие методики для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии 15
2.2 Индивидуальные подходы к занятиям адаптивной физической культурой 16
2.3 Конкретные типы физической активности для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. 16
Глава 3 Реабилитационная программа в адаптивной физической культуре. 18
3.1 Коррекция общей моторики 18
3.2 Коррекция мелкой моторики 19
3.3 Коррекция соматического здоровья 21
3.4 Коррекция поведения 22
Заключение 24
Список литературы 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 28
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 29
ПРИЛОЖЕНИЕ В 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 31
Благодаря регулярным занятиям физической активностью, играм и использованию специальных методик и техник, можно достичь видимых улучшений в общей моторике детей, что положительно отразится на их развитии и будущем успехе.3.2 КоррекциямелкоймоторикиКоррекция мелкой моторики у детей с отклонением в интеллектуальном развитии является важным аспектом реабилитационного процесса. Мелкая моторика относится к навыкам и способностям, связанным с координацией и управлением движениями рук и пальцев. В случае отклонения в интеллектуальном развитии, эти навыки часто оказываются задействованы, что может повлиять на выполнение обычных повседневных задач и академических требований.Процесс коррекции мелкой моторики у таких детей требует специального подхода и тщательного планирования. Он должен включать в себя разнообразные упражнения, целью которых является развитие и совершенствование мелкой моторики, укрепление мышц рук и пальцев, а также повышение координации движений.Важным аспектом коррекции мелкой моторики у детей с отклонением в интеллектуальном развитии является индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален и имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому план коррекционных занятий должен быть разработан с учетом его конкретных потребностей.В процессе коррекции мелкой моторики, возможно использование различных техник и методов. Некоторые из них могут включать в себя игровые ситуации и упражнения, направленные на развитие ловкости пальцев и точности движений. Другие методы могут включать в себя использование различных материалов, таких как глина, песок или конструкторы, для тренировки мелкой моторики.Коррекция мелкой моторики у детей с отклонением в интеллектуальном развитии требует систематичности и постоянства. Регулярные занятия и практика помогут улучшить навыки и достичь желаемых результатов. Важно поддерживать мотивацию ребенка и поощрять его усилия, чтобы он продолжал стремиться к развитию своих навыков мелкой моторики.Модуль 2. Коррекция мелкой моторики (8 часов) (Приложение Г):1.Самомассажкисти2.Развитиемышцбольшогопальцакисти3.Пальчиковаягимнастика4.Шнуровка,катание,сортировка5.Упражнениясмассажнымишариками6.Пальчиковыйфутбол.Установитьалгоритмдействий.Продемонстрироватьего,попроситьвыполнить.Всеупражнениядолжныбытьнаправленнынаразвитиемышцкисти.Онидолжнывыполнятсярегулярноижелательно,надругихпредметах.Самомассажкистипроводятсцельюоздоровленияиулучшениякровообращения.Емуобучаюткакдетей,такиродителей.Массажвыполняетсяпротивоположнойрукой.Начинаютмассажспоглаживаниякистиотплюсныккончикампальцев,продолжаютрастиранием,пощипыванием,похлопываниемисотрясанием.Активизациябольшогопальцаосуществляетсяпомощьюпротивопоставлениябольшогопальцаосновным(захватплатка,нажиманиекнопок),отведениеиприведение,сгибаниеиразгибание.Такжеиспользуетсяпальчиковаягимнастика.Основныеупражненияэтонакатаниеврукахразличныхпредметов,разнойформыиконсистенции(складываниешарикаизлистабумаги).Взаимодействиесразличнымиверевочками,нитками,шнурками,нажиманиекнопок(намотатьниткунакатушку).Взаимодействиекистисмелкимипредметами:крупы,пуговки,песок,счетныепалочки(перекладываниеспичекизодногокоробкавдругой).В заключение, коррекция мелкой моторики у детей с отклонением в интеллектуальном развитии является неотъемлемой частью их комплексного обучения и развития. Этот процесс требует специализированного подхода, индивидуального планирования и систематической практики. Однако, с адекватной поддержкой и руководством, дети с отклонением в интеллектуальном развитии могут достичь значительных улучшений в своей мелкой моторике и развить независимость и навыки, необходимые для успешной адаптации в повседневной жизни и академической среде.3.3 КоррекциясоматическогоздоровьяАдаптивная физкультура играет важную роль в коррекции соматического здоровья детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Она представляет собой специально разработанный комплекс физических упражнений, с учетом особенностей каждого ребенка. Такая программа обеспечивает максимально комфортные условия для физического развития и улучшает общую физическую форму.Одной из основных задач адаптивной физкультуры является снижение риска возникновения различных заболеваний среди детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Правильно подобранная физическая активность способствует укреплению иммунной системы и повышению устойчивости организма к воздействию внешних негативных факторов.Адаптивная физкультура также оказывает положительное влияние на психическое и эмоциональное состояние детей. Физические упражнения способствуют выработке нейромедиаторов, таких как эндорфины, серотонин и допамин, которые отвечают за настроение и эмоциональное равновесие. Это способствует снижению уровня стресса и повышению уровня самооценки у детей с отклонением в интеллектуальном развитии.Кроме того, адаптивная физкультура способствует улучшению координации движений, развитию моторики и гармоничному развитию скелетно-мышечной системы. Это позволяет детям с отклонением в интеллектуальном развитии лучше адаптироваться в повседневной жизни и улучшает их общую моторику.Одним из важных аспектов адаптивной физкультуры является индивидуальный подход к каждому ребенку. С учетом его физических и умственных возможностей, специалисты разрабатывают программу занятий, которая будет максимально эффективной и безопасной для данного ребенка.В целом, адаптивная физкультура является неотъемлемой частью комплексной поддержки и коррекции соматического здоровья у детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Она не только способствует физическому развитию, но и оказывает положительное влияние на психическое и эмоциональное состояние ребенка. Внедрение адаптивной физкультуры в образовательные учреждения и регулярные занятия помогут детям с отклонением в интеллектуальном развитии достичь оптимальных результатов и повысить их качество жизни.Модуль 3. Коррекция соматического здоровья (8 часов):1.Упражнениянапрофилактикуплоскостопия2.Упражнениянаспециальныхтренажёрах3.Степ-гимнастика4.Фитболгимнастика5.Упражнениядляразработкиконтрактур6.Упражнениянагимнастическойстенке7.Упражнениянагимнастическихковриках.Упражнениянакоррекциюплоскостопия:ходьбапомассажнымдорожкам(коврикам),ходьбананосочках;катаниемассажныхмячей,гимнастическихпалок;собираниемелкихпредметовпальцаминог.Упражнениянакоррекциювеса:упражнениянагимнастическойстенке,степ-гимнастика,фитболгимнастика.Упражнениянапрофилактикуикоррекциюконтрактур:маховые,круговые,разгибание–сгибаниеконечностей;упражнениянаспециальныхтренажерах(столмеханотерапии,аэрокомбинзон,динамическийпараподиум).3.4 Коррекция поведенияКоррекция поведения у детей с отклонением в интеллектуальном развитии является сложной и ответственной задачей, требующей от педагогов и специалистов комплексного и индивидуального подхода. Отклонения в интеллектуальном развитии могут проявляться различными способами, включая низкую когнитивную функцию, затруднения в понимании и усвоении информации, а также проблемы в области социальной адаптации и межличностных взаимодействий.Ключевым аспектом в коррекции поведения детей с отклонением в интеллектуальном развитии является создание безопасной и поддерживающей среды. Это включает в себя понимание и признание индивидуальных потребностей каждого ребенка, а также разработку индивидуального образовательного плана на основе его способностей и возможностей. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода.Модуль 4. Коррекция поведения (6 часов):1.Упражнениянарасслаблениемышечнойинервнойсистем2.Беседа«ЗОЖ»3.Фонетическаяритмика4.Подвижныеигрынасвежемвоздухе5.«Семьяия»6.Итогигода.Антропометрическиеизмерения.Обсуждениерезультатов.Упражнениянарасслаблениемышциуспокоенияпсихическогосостоянияребенка(неподвижнолежатьнаковрикеипредставлятьприятныеобразы,слушатьмузыку).Развитиеправильногообщенияназанятии:проведениебеседотехникебезопасности,правильногоповедениянаурокеиЗОЖ;проводитьопросыпотеменазанятииивконцеурока;учитьдетейвзаимодействоватьназанятии(ловимяч–киньобратно).Развитиеправильногодыхания:фонетическаяритмика(сменаинтонации,подражаниезвукам),упражнениянаразвитиеритмадвиженийподмузыку,приговоркойстихотворенияилисчиталочки;подвижныеигрысословами.Коррекцияэмоциональноговозбуждения:подвижныеигрынасвежемвоздухе,сменаобстановки(переходвдругойзал);игрынавниманиеипамять;игрынасближение;снятиенапряжениянамассажномковрике,просмотрфильмовоЗОЖ;обучениетехникесамомассажа[16].В целом, коррекция поведения у детей с отклонением в интеллектуальном развитии требует терпения, эмпатии и постоянного стремления к профессиональному совершенствованию. Важно помнить, что каждый ребенок имеет потенциал для роста и развития, и заинтересованный и индивидуальный подход может сделать значимую разницу в их будущем.ЗаключениеВ ходе изучения данной проблемы было выявлено, что адаптивная физическая культура имеет огромный потенциал в помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. Она является эффективным инструментом, способствующим полноценной интеграции таких детей в общество и обеспечению их гармоничного развития.В результате анализа литературы было выяснено, что средства адаптивной физической культуры, такие как специальные упражнения, игровые элементы и прочее способны оказывать положительное воздействие на физическое, психическое и социальное развитие детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Опытные педагоги и специалисты в области физической реабилитации детей смогли продемонстрировать значительный прогресс в различных аспектах их жизнедеятельности.Целью нашей работы было изучение средств адаптивной физической культуры, направленных на улучшение физического и психологического состояния детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Чтобы достичь этой цели, мы сформулировали и решали следующие задачи.Первая задача заключалась в изучении современных требований и стандартов, регулирующих организацию занятий адаптивной физической культурой для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Мы провели анализ документов и нормативных актов, определяющих принципы и правила включения таких детей в систему физического воспитания и спорта. Важно отметить, что государственная поддержка и регулирование создают условия для развития и реализации адаптивных программ, что способствует улучшению качества жизни детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.Вторая задача состояла в изучении теоретических основ адаптивной физической культуры и ее значения для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Мы провели обзор литературы и исследовали существующие подходы и концепции в этой области. Отмечено, что адаптивная физическая культура способствует не только улучшению физического состояния детей, но также влияет на их психологическое развитие, самооценку и социализацию.Третья задача заключалась в анализе различных подходов и методов адаптивной физической культуры, применяемых в работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии. Мы изучили различные программы и практики, основанные на индивидуальных потребностях и возможностях каждого ребенка. Было установлено, что вариативность подходов и методик позволяет эффективно включать детей различного уровня физической подготовки и интеллектуального развития.В итоге, наши исследования позволили выявить роль и значение адаптивной физической культуры в развитии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Мы подтвердили, что использование адаптивных средств позволяет достичь значительных успехов в физическом и психологическом развитии таких детей, влияя на их самооценку, социализацию и общую жизнедеятельность. Результаты наших исследований могут быть использованы практически в разработке и реализации программ адаптивной физической культуры для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.Однако, несмотря на положительные результаты, требуется дальнейшее исследование и разработка новых методик, учитывающих индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка. Также стоит отметить, что эффективность адаптивной физической культуры будет определяться не только действиями педагогов и специалистов, но и активным участием самих детей и их родителей.В заключение, можно сказать, что адаптивная физическая культура является неотъемлемой частью комплексного подхода к развитию детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Ее реализация способна значительно повысить качество жизни таких детей, обеспечивая им возможность осуществления своих способностей и преодоления ограничений.В дальнейшем, важно продолжать исследования в данной области, разрабатывать инновационные подходы и методики адаптивной физической культуры, а также повышать информированность и осведомленность общества о важности интеграции и поддержки детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Только совместными усилиями можно создать условия для полноценной адаптации и развития таких детей в современном обществе.Списоклитературы1. Воронов Н. А. Современные вопросы адаптивной физической культуры //Эпоха науки. – 2018. – №. 14. – С. 231-233.2. Плаксунова Э. В. и др. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания" Моторная азбука" на двигательное и психомоторное развитие детй с расстройствами аутистического спектра //Аутизм и нарушения развития. – 2009. – Т. 7. – №. 4. – С. 67-72.3. Литвина Г. А., Кульчицкий В. Е., Агеев А. В. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации //Мир науки, культуры, образования. – 2016. – №. 3 (58). – С. 62-63.4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" – данный закон определяет правовые основы в области образования, включая особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2013 года № 1157 "Об утверждении Порядка организации и осуществления инклюзивного образования" – данный документ определяет порядок организации образования для детей с отклонениями и включает в себя рекомендации по разработке программ адаптивной физической культуры.6. Максимова С. Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности //Волгоград.–2013.–415 с. – 2014.7. Петрунина Н. В. Средства оздоровительной физической культуры для коррекции психофизического состояния детей дошкольного возраста с задержкой психического развития //автореферат дисс….. канд. пед. наук./НВ Петрунина. – 2010.8. Созонова Д. Г. Условия развития физической активности у обучающихся с задержкой психического развития в период дистанционного обучения //Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – 2021. – С. 220-224.9. Плаксунова Э. В. и др. Организация коррекционно-развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра на примере адаптивного физического воспитания //Психолого-педагогические исследования. – 2012. – Т. 4. – №. 3.10. Лапшина Т. В. Психолого-педагогические особенности детей с расстройствами аутистического спектра //С 69 Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возмож-ностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам. – 2019. – С. 26.11. Сутырина М. П., Фролова А. Ю. Методические приемы в коррекции физического развития детей с расстройствами аутистического спектра //АВ Ефремов—д-р мед. наук, д-р социол. наук, профессор, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, директор АНО «Международная оздоровительная клиника», Новосибирск, Россия; РО Агавелян—д-р психол. наук, профессор. – 2021. – С. 120.12. Власов В. В., Власова Е. А. Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с синдромом Дауна с применением подвижных игр //Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. – 2021. – С. 220-224.13.Магомедов Г. А., Чупанова Н. В. Теория и практика организации адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном пространстве //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12. – №. 3. – С. 65-70.14.Плаксунова Э. В. и др. Организация коррекционно-развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра на примере адаптивного физического воспитания //Психолого-педагогические исследования. – 2012. – Т. 4. – №. 3.15. Филькина О. М. и др. Проблема адаптации к школьному обучению у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью //Вопросы практической педиатрии. – 2009. – Т. 4. – №. 3. – С. 88-92.16. Вайнер Э. Н. Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь [Текст] / авт.-сост. Флинта. Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. – М. : Феникс, 2011. – 256 с.17. Борякова Н. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – Litres, 2008.18. Панкратович Т. М., Голикова Е. М., Тиссен П. П. Технологические особенности построения индивидуальных траекторий в образовательном пространстве вуза средствами адаптивной физической культуры //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – №. 1. – С. 60-62.ПРИЛОЖЕНИЕ АПРИЛОЖЕНИЕ БПРИЛОЖЕНИЕ ВПРИЛОЖЕНИЕ Г
1. Воронов Н. А. Современные вопросы адаптивной физической культуры //Эпоха науки. – 2018. – №. 14. – С. 231-233.
2. Плаксунова Э. В. и др. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания" Моторная азбука" на двигательное и психомоторное развитие детй с расстройствами аутистического спектра //Аутизм и нарушения развития. – 2009. – Т. 7. – №. 4. – С. 67-72.
3. Литвина Г. А., Кульчицкий В. Е., Агеев А. В. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации //Мир науки, культуры, образования. – 2016. – №. 3 (58). – С. 62-63.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" – данный закон определяет правовые основы в области образования, включая особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2013 года № 1157 "Об утверждении Порядка организации и осуществления инклюзивного образования" – данный документ определяет порядок организации образования для детей с отклонениями и включает в себя рекомендации по разработке программ адаптивной физической культуры.
6. Максимова С. Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности //Волгоград.–2013.–415 с. – 2014.
7. Петрунина Н. В. Средства оздоровительной физической культуры для коррекции психофизического состояния детей дошкольного возраста с задержкой психического развития //автореферат дисс….. канд. пед. наук./НВ Петрунина. – 2010.
8. Созонова Д. Г. Условия развития физической активности у обучающихся с задержкой психического развития в период дистанционного обучения // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – 2021. – С. 220-224.
9. Плаксунова Э. В. и др. Организация коррекционно-развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра на примере адаптивного физического воспитания //Психолого-педагогические исследования. – 2012. – Т. 4. – №. 3.
10. Лапшина Т. В. Психолого-педагогические особенности детей с расстройствами аутистического спектра //С 69 Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возмож-ностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам. – 2019. – С. 26.
11. Сутырина М. П., Фролова А. Ю. Методические приемы в коррекции физического развития детей с расстройствами аутистического спектра //АВ Ефремов—д-р мед. наук, д-р социол. наук, профессор, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, директор АНО «Международная оздоровительная клиника», Новосибирск, Россия; РО Агавелян—д-р психол. наук, профессор. – 2021. – С. 120.
12. Власов В. В., Власова Е. А. Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с синдромом Дауна с применением подвижных игр //Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. – 2021. – С. 220-224.
13. Магомедов Г. А., Чупанова Н. В. Теория и практика организации адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном пространстве //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12. – №. 3. – С. 65-70.
14. Плаксунова Э. В. и др. Организация коррекционно-развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра на примере адаптивного физического воспитания //Психолого-педагогические исследования. – 2012. – Т. 4. – №. 3.
15. Филькина О. М. и др. Проблема адаптации к школьному обучению у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью //Вопросы практической педиатрии. – 2009. – Т. 4. – №. 3. – С. 88-92.
16. Вайнер Э. Н. Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь [Текст] / авт.-сост. Флинта. Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. – М. : Феникс, 2011. – 256 с.
17. Борякова Н. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – Litres, 2008.
18. Панкратович Т. М., Голикова Е. М., Тиссен П. П. Технологические особенности построения индивидуальных траекторий в образовательном пространстве вуза средствами адаптивной физической культуры //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – №. 1. – С. 60-62.