«Проблемы формирования имиджа современных политических лидеров на примере РФ и США»
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 81 + 81 источник
- Добавлена 08.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ 7
1.1 ПОНЯТИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ 7
1.2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ИМИДЖА ЛИДЕРА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА 20
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ В РФ И США. 29
2.1 ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29
2.2 ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ США 35
2.3 СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ В РФ И США 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
В Соединённых Штатах Америки формирование имиджа является более актуальным процессом, поскольку борьба на выборах в данной стране имеет большую ожесточённость в связи с наличием острой конкуренции между двумя основными партиями – Республиканцев и Демократов.2. Использование политических дебатов в качестве наиболее популярной технология формирования имиджа политических фигур в Соединённых Штатах Америки.3. Применение технологий, связанных с осуждением и высмеиванием и унижением своих политических соперников, в связи с чем часто бывает востребован процесс создания отрицательного политического имиджа или разрушения успешно созданного.При этом в России тенденция к использование подобных технологийвыражена в существенно меньшей степени.4. Использование методики создания дружественного пула журналистов и увеличения появления политика в телевизионных эфирах в качестве формирования имиджа, чего не приходится наблюдать на настоящем этапе в России.5. Уделение большого внимания разработки идеологической позиции лидера и его политических программ в связи с тем, что американцы являются более требовательными к своим политическим лидерам: они хотят видеть в них блюстителя закона и порядка, то есть их притязания к будущим представителям являются более рациональными.В России же избиратель в большей степени интересуется личными характеристиками политического лидера, выражая зачастую своё мнение подобным образом: «Лишь бы человек был хороший».Свой выбор политика россияне часто осуществляют в результате разрешения дилеммы «нравится - не нравится» без дополнительной аргументации.5. Образ политического образа американских лидеров в большей степени соответствует демократическому типу лидера и представляет из себя «слугу народа».Кроме того, вокруг американских лидеров считается правилом создавать ореол «спасителя мира», распространяющего свободу и демократию по всему Земному шару. В то же время российские избиратели тяготеют к образу политического лидера, олицетворяющего «царя-батюшку». Построение имиджа в России может происходить на основе нескольких образов-мифоводного и того же политика.Таким образом, процесс формирования имиджа политических лидеров в России и США имеет и сходные и различные черты.Сходство определяется самой сутью необходимости создания имиджа и выражается, в целом, в создании психоэмоционального образа лидера с целью вызвать доверие народа, получить и удержать власть. При этом созданный образ существует только в сознании электората, а также имиджмейкеров и может заметно отличаться от реального персонажа.Главные различия данного процесса в России и США связаны с большей развитостью демократического общества в Соединённых Штатах Америки и повышенной требовательностью американского электората, который ожидает увидеть в своих политических лидерах блюстителей закона и порядка с чётко выраженной идеологией в отличие от россиян, требования которых являются менее рациональными и чаще всего касаются личных качеств политического лидера.Выводы по второй главеПроцесс формирования имиджа политического лидера в России во многом формируется естественным путём: поступки Президента прозрачны и поддерживаемы большинством населения.Удействующего Президента В.В. Путина нет политических соперников, которые могли бы составить реальную конкуренцию его политической фигуре. На протяжении всей истории России власть ассоциировалась у народа с конкретной личностью.До великой октябрьской социалистической революции такой личностью являлся монарх-самодержец, после – «вожди».Многие исследователи считают представление народа о власти в лице конкретной личности следствием подданнической культуры, выражающейся в полной зависимости от власти. Сегодня вместо термина «вождь» принято использовать термин «политический лидер», однако, смысл восприятия обществом власти не изменилось.В России избиратели в большей степени интересуются личными качествами политических лидеров, нежели содержанием их программ и идеологической позицией.При этом оценка кандидатов во власть осуществляется в рамках дилеммы «нравится – не нравится», без дополнительной аргументации выбора. Сложностью формирования имиджа политического лидера является поддержание его соответствия динамично меняющимся в обществе социальным, политическим, культурным тенденциям.В Соединённых Штатах Америки существует более обострённая конкуренция между представителями двух основных партий.Вследствие большей развитости гражданского общества требования электората к политическим лидерам в США являются более рациональными, чем в России.Одной из основных технологией формирования имиджа лидера являются дебаты, часто используются методы оскорбления и унижения политических соперников.Особенностью формирования типажа политического лидера является создание образа распространителя демократии и свободы во всём мире.В остальном процессы создания имиджа политической фигуры в России и США похожи и включают изучение потребностей социума, продумывание и разработку прототипа, имиджевой легенды, её внедрение в массы и создание системы защиты и поддержки образа на фоне изменяющихся социальных, культурных, экономических и политических процессов, происходящих в стране.ЗАКЛЮЧЕНИЕИмидж представляет из себяимитированный образ, в некоторой степени базирующийся на существующих в действительности характеристиках объекта. Он представляет из себя не реальный, а виртуальный образ, существующий в сознании избирателей и конструируемый с целью вызова доверия к политическому лидеру и удержанию им власти.Главной способностью имиджа должно являться придание явлению тех характеристик, которые либо не принадлежат ему в действительности, либо выражены недостаточно ярко.Результатом такого процесса должно стать изменение восприятия объекта окружающими в нужном направлении.Процесс формирования имиджа включает два направления: с одной стороны – это продумывание легенды лидера и внедрение её в массы, а с другой – это исследование общественного запроса в отношении качеств лидера, актуального на сегодняшний день, поскольку выиграть в конкурентной борьбе можно только с случае соответствия произведённого продукта – имиджа – ожиданиям своих избирателей.Чтобы максимально достичь предполагаемого эффекта, имидж должен соответствовать некоторым основным социальным аспекта общества, а именно, он должен быть сформирован с учётом сложившейся в обществе культуры и особенностям национального менталитета, а также уровня образования избирателей.При этом важнейшей деятельностью по обеспечению защиты имиджа является его постоянная корректировка с учётом динамично меняющихся запросов общества. В случае отсутствия такой работы существует опасность потери имиджа.Проблемой на данном пути является сложность изучения общественного мнения в России в связи с недостаточной развитостью российского гражданского общества, которое не проявляет активной политической позиции, не интересуются программами политических деятелей и, даже если решают принять участие в выборах, оценивают кандидатов исключительно по личным качествам в рамках дилеммы «нравится – не нравится», не приводя другой аргументации своего выбора. Ещё одной проблемой формирования имиджа политического лидера может стать отставание его корректировок от динамично изменяющихся социальных, политических, культурных тенденций в обществе и запросов избирателей.Одной из особенностей восприятия образа политического лидера является тот факт, что население, не имея опыта личных взаимоотношений с политиком, судит о нём исключительно на основании подачи его образа средствами массовой информации. В связи с этим СМИ принадлежит главнейшая роль в формировании образа политика в глазах общественности.Определяющую роль в процессе формирования имиджа играют особенности менталитета, в котором духовная сфера на протяжении всей истории развития России занимала центральное место в общей структуре их потребностей.На сегодняшний день существуют различные технологии формирования имиджа политического лидера, объединённые общей логической последовательностью создания образа политика, начиная с постановки цели и разработки прототипа и заканчивая внедрением имиджа в массы.На протяжении всей истории России власть ассоциировалась у народа с конкретной личностью.До великой октябрьской социалистической революции такой личностью являлся монарх-самодержец, после – «вожди».Многие исследователи считают представление народа о власти в лице конкретной личности следствием подданнической культуры, выражающейся в полной зависимости от власти. Сегодня вместо термина «вождь» принято использовать термин «политический лидер», однако, смысл восприятия обществом власти не изменилось.Приоритет имиджевых черт определяется существующими на настоящий момент политическими, экономическими и социальными условиями, существующими в период политической деятельности лидера. Особую роль при этом играют внешнеполитические конфликты, благодаря которым образ В.В. Путина, например, приобрел окраску «героя-освободителя».Процесс искусственного формирования имиджа в России не имеет существенного значения в поддержке рейтинга действующего Президента страны: его действительные поступки являются прозрачными и поддерживаемыми большинством населения, то есть имидж В.В. Путина во многом формируется естественным путём.Среди сходств в технологиях и особенностях формирования имиджа в России и в США находятся следующие:1. Формирование имиджа политического лидера представляет собой целенаправленный процесс придании ему тех характеристик, которые либо не принадлежат политику в действительности, либо выражены недостаточно ярко. 2. Создание имиджа осуществляется с учётом сложившейся в обществе культуры и особенностей национального менталитета, а также уровня образования избирателей.3. Приоритет имиджевых черт определяется существующими на настоящий момент политическими, экономическими и социальными условиями, существующими в период политической деятельности лидера. 4. Использование в процессе формирования имиджа технологии создания мифов. Например, при создании имиджа Б.Н. Ельцина был использован миф «борца за справедливость», Б. Клинтона - миф о «высокоморальном лидере», Дж Буша – миф о «счастье для каждого», В.В. Путина – о «герое-спасителе».5. Применение технологии «имиджевой легенды» с разработкой типажей политических лидеров. Например, типажами В.В. Путина были «тёмная лошадка», позже – «отец нации», типажом Б. Клинтона – «Старший брат», типажом Дж Буша – «простой парень из Техаса», Д. Трамп представлял образ героя, способного преодолеть всё по своей воле, Д. Байден олицетворяет стабильность политической системы.6. Тенденция к выводу на первый план таких качеств лидера, как открытость, близость к народу, а также создание образа человека, добившегося всего в своей жизни собственным тяжёлым трудом.7. Исследование общественного запроса в отношении качеств лидера, актуального на сегодняшний день, поскольку выиграть в конкурентной борьбе можно только с случае соответствия произведённого продукта – имиджа – ожиданиям своих избирателей.8. Использование в качестве главных инструментов создания имиджа PR и рекламы. 9. Обусловленность имиджа временным фактором, выражающийся в том, что имидж, который был разработан и реализован в избирательных компаниях одних годов, может оказаться неприемлемым для использования в политических мероприятиях других лет.10. Двойственность восприятия имиджа также существует в обоих странах и означает влияние имиджа лидера на сознание избирателями, - с одной стороны, и формирование самого имиджа в соответствии с потребностями и ожиданиями населения страны, - с другой.11. Наличие у политических лидеров в реальной жизни особого качества - мощной харизмы, что позволяет имиджмейкерам только дополнить образ лидера качествами, которые могут сделать его в глазах избирателей привлекательным.12. Стремление большинства политических лидеров скрыть причастность имиджмейкеров к формированию своего образа, поскольку сама идея искусственного формирования имиджа в обоих странах может ассоциироваться у избирателей с попыткой обмана.С другой стороны, процесс формирования имиджа в России и в США имеет некоторые отличия, среди которых можно обозначить следующие:1.Меньшая востребованность процесса формирования имиджа политического лидера в России по сравнению с США, поскольку в настоящее время в РФ существует только один политический лидер, которому никто не смог составить реальную конкуренцию.Вследствие этого процесс искусственного формирования имиджа в России не имеет существенного значения в поддержке рейтинга действующего Президента страны: его действительные поступки являются прозрачными и поддерживаемыми большинством населения, то есть имидж В.В. Путина во многом формируется естественным путём.В Соединённых Штатах Америки формирование имиджа является более актуальным процессом, поскольку борьба на выборах в данной стране имеет большую ожесточённость в связи с наличием острой конкуренции между двумя основными партиями – Республиканцев и Демократов.2. Использование политических дебатов в качестве наиболее популярной технология формирования имиджа политических фигур в Соединённых Штатах Америки.3. Применение технологий, связанных с осуждением и высмеиванием и унижением своих политических соперников, в связи с чем часто бывает востребован процесс создания отрицательного политического имиджа или разрушения успешно созданного.При этом в России тенденция к использование подобных технологийвыражена в существенно меньшей степени.4. Использование методики создания дружественного пула журналистов и увеличения появления политика в телевизионных эфирах в качестве формирования имиджа, чего не приходится наблюдать на настоящем этапе в России.5. Уделение большого внимания разработки идеологической позиции лидера и его политических программ в связи с тем, что американцы являются более требовательными к своим политическим лидерам: они хотят видеть в них блюстителя закона и порядка, то есть их притязания к будущим представителям являются более рациональными.Американцы являются более требовательными к своим политическим лидерам: они хотят видеть в них блюстителя закона и порядка, то есть их притязания к будущим представителям являются более В России же избиратель в большей степени интересуется личными характеристиками политического лидера, выражая зачастую своё мнение подобным образом: «Лишь бы человек был хороший».Свой выбор политика россияне часто осуществляют в результате разрешения дилеммы «нравится - не нравится» без дополнительной аргументации.5. Образ политического образа американских лидеров в большей степени соответствует демократическому типу лидера и представляет из себя «слугу народа».Кроме того, вокруг американских лидеров считается правилом создавать ореол «спасителя мира», распространяющего свободу и демократию по всему Земному шару. В то же время российские избиратели тяготеют к образу политического лидера, олицетворяющего «царя-батюшку». Построение имиджа в России может происходить на основе не одного, а нескольких образов-мифов одного и того же политика.Таким образом, процесс формирования имиджа политических лидеров в России и США имеет и сходные и различные черты.Сходство определяется самой сутью необходимости создания имиджа и выражается, в целом, в создании психоэмоционального образа лидера с целью вызвать доверие народа, получить и удержать власть. При этом созданный образ существует только в сознании электората, а также имиджмейкеров и может заметно отличаться от реального персонажа.Главные различия данного процесса в России и США связаны с большей развитостью демократического общества в Соединённых Штатах Америки и повышенной требовательностью американского электората, который ожидает увидеть в своих политических лидерах блюстителей закона и порядка с чётко выраженной идеологией в отличие от россиян, требования которых являются менее рациональными и чаще всего касаются личных качеств политического лидера.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбашкина Е., Егорова-Гантман Е. и др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. Психологическое пособие для политиков. - М., 2019. – 123 с.Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М.Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2020. – 288 с.Анохин М. Г., Комаровский В. С., Матвеенко Ю. И. Технологии в политике и управлении. М., 2019. – 208 с. Андреев А.Н. Неистовый Жириновский. Политическая биография лидера ЛДПР / Александр Андреев. - М.: Центрполиграф, 2016. - 746 c.Бозаджиев В. Л. Политическая психология / В. Л. Бозаджиев. – Москва: Академия Естествознания, 2019. – 455 с.Байхэм Д. Воспитай своего лидера / Д. Байхэм, С. Уильям и др. - М.: Вильямс, 2021. - 416 c.Васюкова И. A. Словарь иностранных слов / И. А. Васюкова. –Москва: АСТ-ПРЕСС, 2019. – 640 с.Бозаджиев В. Л. Имидж психолога / В. Л. Бозаджиев. – Москва: Академия Естествознания, 2020 – 219 с.Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу / Ж. Блондель. – Москва: Российская академия управления, 2022. –135 с.Браун Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 95 с.Бухаркова О. В. Имидж лидера. Технология создания и продвижения. Тренинговая программа / О.В. Бухаркова, Е.Г. Горшкова. - М.: Речь, 2020. - 222 c.Вебер М. Политические работы 1895-1919 / М. Вебер. – Москва: Праксис, 2003. – 422 с.Вылегжанин Д. А. Введение в политическую имиджелогию: учеб. пособие. - М, "Флинта Наука", 2006, с. 161.Гозман Л. Я. Политическая психология / Л. Я. Гозман, Е. Б. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 448 c.Голев С.В. Политическая психология, 2004 г. – 136 с.Горчакова В. Г. Прикладная имиджелогия / В. Г. Горчакова. –Москва: Академический проект, 2019. – 400 c.Деркач А. А. Политическая имиджелогия / А. А. Деркач, Е. Б. Перелыгина. – Москва: Аспект пресс, 2020. – 398 с.Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России. -Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 2020. - 190 с.Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. - М.: Глоссарий, 2022. - 403с.Змановская Е. В. Руководство по управлению личным имиджем /Е. В. Змановская. – Санкт-Петербург: Речь, 2021 – 141 c.Кошелюк М. Е. Технологии политических выборов. - СПб.: "Питер", 2022. – 181 с.Кудинов О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. - Калининград, Янтарный сказ, 2020. - 324 с.Николаева Ж. В. Основы теории коммуникации. / Ж. В. Николаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2021. – 274 c.Мунтян М. А. Основы теории международных отношений / М. А.Мунтян. – Москва: Изд-во МАБиУ, 2020. – 164 с.Ольшанский Д. В. Основы политической психологии / Д. В.Ольшанский – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 c.Ольшанский Д.В. Политический PR. - М.: Питер, 2003. - 544 с.Отц Е.В. Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношения электората. -М.: ПроСофт - М, 2019. - 163 с.Панасюк А. Ю. Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж / А. Ю. Панасюк. – Москва: Дело, 2019 – 238 с.Перелыгина Е. Б. Психология имиджа / Перелыгина Е. Б. – Москва: Аспект Пресс, 2022 — 223 с.Петрова Е. Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации. Политическая имиджеология / Е. Петрова. – Москва: РИЦ «РУСАКИ», 2020 – 248 с.Петровский А. В. Основы теоретической психологии / А. В.Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва: ИНФРА-М, 2023 – 528 с.Почепцов Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепцов. – Москва: СмартБук, 2009. – 575 - с.21.Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2021. - 352 с.Почепцов Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. – Москва: СмартБук, 2009 – 651 c.Потемкина О. Ф. Имидж политического лидера / О. Ф. Потемкина .– Москва : Аспект Пресс, 2020 – 98 с.Рявкин А. Людям нужны имена новых лидеров. М.: "Профиль", 2021. – 119 с.Рябцев В. Н. Конфликтология. Хрестоматия (для студентов политологических отделений и факультетов университетов) / В. Н. Рябцев, М. А. Шитив. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2021. – 488 с.Симонова И. Ф. Педагогика имиджа / И. Ф. Симонова. – Санкт-Петербург: Ультра Принт, 2021. – 304 с.Титова Е.В. Имидж политического лидера. - Ростов-на-Дону, 2019. – 386 с.Ульяновский А.В. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса / А. В. Ульяновский. –Москва: Эксмо, 2019– 400 с.Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравится людям / В. М. Шепель.– Москва: Народное образование, 2010. – 576 с.Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. – Москва: Народное образование, 2021. – 254 с.Шестопал Е. Б. Оценка гражданами личности лидера. "Полис". М., 1997, N 6, с. 58.Научные статьи, монографии, диссертацииАбашкина Е. Б., Косолапова Ю.Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США // США: экономика, политика, идеология, 2021. - № 1. – с.21-29.Антонова Н.В. Индивидуальный имидж как результат самоопределения личности / Н. В. Антонова, А. А. Дятлова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – № 2 – С. 59–68.Баранова О. В. Повышение эффективности общения современных политических лидеров. - Дисс. … канд. психол. наук. М.: МГУ: 2019. – 216 с.Березкина О. П. Политический имидж в современной политической культуре: дисс. канд. псих. наук. СПб.; СПГУ, 2019. -178 с.Вардомацкий А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения // Социологические исследования. 2021. - № 9 – с. 42-54.Востряков Л. Е. Особенности индивидуального имиджа / Л. Е. Востряков // Государственная служба: вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при уполномоченном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. – 2019. – № 2 – С. 61–67.Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 2020. - № 5. – с. 33-40.Гордеева О.И. Политическое сознание современного российского общества: проблемы формирования и тенденции развития (методологический аспект). - Диссертация канд. полит, наук. М.: МГУ, 2019. – 198 с.Гржейщак С.Е. Региональное политическое лидерство в современной России: институциональный аспект // Общественные науки и современность. 2020. - №1. – с.51.-58. Евгеньева Т.В. Политическая психология в России. Основные направления развития // Политическая наука современной России: тенденции развития. - М., 2019. - №4. – с. 24-35.Ионов И.Н. Историческое бессознательное и политический миф // Современная политическая мифология. Содержание и механизмы функционирования. - М., 2020. – с. 52-59.Медведев Р. Не каждый руководитель является политическим лидером / Р. Медведев // Общественные науки. – 2023. – № 2 – С. 111–112.Мелконян Н. СМИ как основной механизм актуализации политического имиджа / Н. Мелконян // 21-й век. – 2022. – № 4 (6). – С. 95–110.Нестерова С. В., Сибирко В. Г. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян // Полис. 2019. - №6. – С. 39–47.Никифоров С. В. Роль личности в истории. Междисциплинарность метода Л. Н. Гумилева / С. В. Никифоров// Ученые записки Орловского государственного университета. – 2021. – № 6 (69). – С. 344–351.Орлова Е.А. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М.: Рос. Акад. Гос. службы при Президенте РФ, 2019. - 27 с.Рыскова Т.М. Лидерство в современном российском обществе: региональное измерение // Вестник МГУ. - Сер. 12. - Политические Hayки, 2022. - N6. – с. 43-49.Саламов Э. Ю. Психологические характеристики регионального политического лидерства: дисс. … канд. психол. наук, 2019. - М.: МГУ. – 174 с. Старостин A.M., Крыжановская O.A. Волевая составляющая эффективности деятельности современного политического лидера // Эффективность государственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д, 2022. - №5. – с.42-49.Сухомлинова Т. П. СМИ как партнер в реализации целей PR-служб // Связи с общественностью в политике и государственном управлении. - М. 2021. - №7. – с. 12-19.Татаринова Н. В. О понятии «имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «образ», «репутация», «стереотип» / Н. В. Татаринова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019 – № 2 (4). – С.252–255.Фонарев А. В. Особенности и основные типы политического лидерства / А. В. Фонарев // Вестник Брянского государственного университета. –2019. – № 2 – С. 392 – 397.Шилина С.А. Управленческий дискурс как социальная технология коммуникации в системе отношений социума и власти / С.А. Шилина // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015 № T13. С. 1821-1825.Ярошенко Е. В. Государственная Дума Российской Империи. Портреты политических лидеров. 1906-1917: моногр. / Е.В. Ярошенко. - М.: Пашков дом, 2020. - 384 c.Сборники материалов и конференцийRakitskaya P. The transformationofPutin'simageduringthe Russian-Ukrainianconflictin Russian andinternationalmedia / Ракитская П. И. Трансформация имиджа В.В. Путина в период русско-украинского конфликта в российских и международных СМИ // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы IV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 23-24 апреля 2018 г.: в 2-х т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018 – Т. 1 –С. 268–274.Русакова О. Ф. Мягкая сила как инструмент политической коммуникации и дипломатии / О. Ф. Русакова, Русаков В. М. // Soft power: теория, ресурсы, дискурс: материалы II Международной конференции, Екатеринбург, 20 октября 2018 г. – Екатеринбург : Дискурс-Пи, 2017. – С. 61–72.Киричек П.Н. Пресса как агент социализации личности / П.Н. Киричек // В сборнике: III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации. Доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. - Москва, 2020 - С. 387-394.Мамедов А.К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект / А.К. Мамедов // В сборнике: Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. Ред. А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская. – Москва, 2019. - С. 76-96.Мамедов А.К. Социальные последствия виртуализации личности /А.К.Мамедов // В сборнике: Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ / Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2021. - С. 44-48.Моисеенко Н.А. Социальные технологии практического дискурса пропаганды и рекламы в современном мире: их влияние на электоральное поведение / Н. А. Моисеенко С. А. Шилина // Практический дискурс высшей школы: Сборник докладов Международной научно-практической конференции, Брянск, 01 декабря 2019 года. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2019. - С. 132-136.Чижов Д. В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2016. - № 1. - С. 313—338.Шилина С.А. Управленческий дискурс как коммуникативная технология создания имиджа власти / С.А. Шилина // Язык, культура, общество: VII Международная научная конференция, Москва, 26–28 сентября 2013 года. Москва: Институт иностранных языков, 2018. - С. 25-30.Herz J. H. Political Realism Revisited / J. H. Herz // International Studies Quarterly. –1981. – № 2 – P. 182 – 197.Oržekauskas P. PublicImage and Reputation Management: Retrospective and Actualities / P. Oržekauskas, I. Šmaižienė // ViesojiPolitica IR Administravimas. – 2007. – № 2 P. 90 – 97.Shamugia I. The concept of «public diplomacy» in international relations theory / I. Shamugia // Topical issues of contemporary international relations. – 2017. –№ 2 – P. 136 – 142.Интернет-ресурсыХанов Г.А. Образ народного героя. – М.: Госкиноиздат, 1939. – с. 56-60. - [Электронный ресурс]. - https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005201877_1000221879/
1. Абашкина Е., Егорова-Гантман Е. и др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. Психологическое пособие для политиков. - М., 2019. – 123 с.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М.Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2020. – 288 с.
3. Анохин М. Г., Комаровский В. С., Матвеенко Ю. И. Технологии в политике и управлении. М., 2019. – 208 с.
4. Андреев А.Н. Неистовый Жириновский. Политическая биография лидера ЛДПР / Александр Андреев. - М.: Центрполиграф, 2016. - 746 c.
5. Бозаджиев В. Л. Политическая психология / В. Л. Бозаджиев. – Москва: Академия Естествознания, 2019. – 455 с.
6. Байхэм Д. Воспитай своего лидера / Д. Байхэм, С. Уильям и др. - М.: Вильямс, 2021. - 416 c.
7. Васюкова И. A. Словарь иностранных слов / И. А. Васюкова. –Москва: АСТ-ПРЕСС, 2019. – 640 с.
8. Бозаджиев В. Л. Имидж психолога / В. Л. Бозаджиев. – Москва: Академия Естествознания, 2020 – 219 с.
9. Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу / Ж. Блондель. – Москва: Российская академия управления, 2022. –135 с.
10. Браун Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 95 с.
11. Бухаркова О. В. Имидж лидера. Технология создания и продвижения. Тренинговая программа / О.В. Бухаркова, Е.Г. Горшкова. - М.: Речь, 2020. - 222 c.
12. Вебер М. Политические работы 1895-1919 / М. Вебер. – Москва: Праксис, 2003. – 422 с.
13. Вылегжанин Д. А. Введение в политическую имиджелогию: учеб. пособие. - М, "Флинта Наука", 2006, с. 161.
14. Гозман Л. Я. Политическая психология / Л. Я. Гозман, Е. Б. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 448 c.
15. Голев С.В. Политическая психология, 2004 г. – 136 с.
16. Горчакова В. Г. Прикладная имиджелогия / В. Г. Горчакова. –Москва: Академический проект, 2019. – 400 c.
17. Деркач А. А. Политическая имиджелогия / А. А. Деркач, Е. Б. Перелыгина. – Москва: Аспект пресс, 2020. – 398 с.
18. Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России. -Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 2020. - 190 с.
19. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. - М.: Глоссарий, 2022. - 403с.
20. Змановская Е. В. Руководство по управлению личным имиджем /Е. В. Змановская. – Санкт-Петербург: Речь, 2021 – 141 c.
21. Кошелюк М. Е. Технологии политических выборов. - СПб.: "Питер", 2022. – 181 с.
22. Кудинов О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. - Калининград, Янтарный сказ, 2020. - 324 с.
23. Николаева Ж. В. Основы теории коммуникации. / Ж. В. Николаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2021. – 274 c.
24. Мунтян М. А. Основы теории международных отношений / М. А.Мунтян. – Москва: Изд-во МАБиУ, 2020. – 164 с.
25. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии / Д. В.Ольшанский – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 c.
26. Ольшанский Д.В. Политический PR. - М.: Питер, 2003. - 544 с.
27. Отц Е.В. Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношения электората. -М.: ПроСофт - М, 2019. - 163 с.
28. Панасюк А. Ю. Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж / А. Ю. Панасюк. – Москва: Дело, 2019 – 238 с.
29. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа / Перелыгина Е. Б. – Москва: Аспект Пресс, 2022 — 223 с.
30. Петрова Е. Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации. Политическая имиджеология / Е. Петрова. – Москва: РИЦ «РУСАКИ», 2020 – 248 с.
31. Петровский А. В. Основы теоретической психологии / А. В.Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва: ИНФРА-М, 2023 – 528 с.
32. Почепцов Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепцов. – Москва: СмартБук, 2009. – 575 - с.21.
33. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2021. - 352 с.
34. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. – Москва: СмартБук, 2009 – 651 c.
35. Потемкина О. Ф. Имидж политического лидера / О. Ф. Потемкина .– Москва : Аспект Пресс, 2020 – 98 с.
36. Рявкин А. Людям нужны имена новых лидеров. М.: "Профиль", 2021. – 119 с.
37. Рябцев В. Н. Конфликтология. Хрестоматия (для студентов политологических отделений и факультетов университетов) / В. Н. Рябцев, М. А. Шитив. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2021. – 488 с.
38. Симонова И. Ф. Педагогика имиджа / И. Ф. Симонова. – Санкт-Петербург: Ультра Принт, 2021. – 304 с.
39. Титова Е.В. Имидж политического лидера. - Ростов-на-Дону, 2019. – 386 с.
40. Ульяновский А.В. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса / А. В. Ульяновский. –Москва: Эксмо, 2019– 400 с.
41. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравится людям / В. М. Шепель.– Москва: Народное образование, 2010. – 576 с.
42. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. – Москва: Народное образование, 2021. – 254 с.
43. Шестопал Е. Б. Оценка гражданами личности лидера. "Полис". М., 1997, N 6, с. 58.
44. Научные статьи, монографии, диссертации
45. Абашкина Е. Б., Косолапова Ю.Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США // США: экономика, политика, идеология, 2021. - № 1. – с.21-29.
46. Антонова Н.В. Индивидуальный имидж как результат самоопределения личности / Н. В. Антонова, А. А. Дятлова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – № 2 – С. 59–68.
47. Баранова О. В. Повышение эффективности общения современных политических лидеров. - Дисс. … канд. психол. наук. М.: МГУ: 2019. – 216 с.
48. Березкина О. П. Политический имидж в современной политической культуре: дисс. канд. псих. наук. СПб.; СПГУ, 2019. -178 с.
49. Вардомацкий А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения // Социологические исследования. 2021. - № 9 – с. 42-54.
50. Востряков Л. Е. Особенности индивидуального имиджа / Л. Е. Востряков // Государственная служба: вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при уполномоченном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. – 2019. – № 2 – С. 61–67.
51. Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 2020. - № 5. – с. 33-40.
52. Гордеева О.И. Политическое сознание современного российского общества: проблемы формирования и тенденции развития (методологический аспект). - Диссертация канд. полит, наук. М.: МГУ, 2019. – 198 с.
53. Гржейщак С.Е. Региональное политическое лидерство в современной России: институциональный аспект // Общественные науки и современность. 2020. - №1. – с.51.-58.
54. Евгеньева Т.В. Политическая психология в России. Основные направления развития // Политическая наука современной России: тенденции развития. - М., 2019. - №4. – с. 24-35.
55. Ионов И.Н. Историческое бессознательное и политический миф // Современная политическая мифология. Содержание и механизмы функционирования. - М., 2020. – с. 52-59.
56. Медведев Р. Не каждый руководитель является политическим лидером / Р. Медведев // Общественные науки. – 2023. – № 2 – С. 111–112.
57. Мелконян Н. СМИ как основной механизм актуализации политического имиджа / Н. Мелконян // 21-й век. – 2022. – № 4 (6). – С. 95–110.
58. Нестерова С. В., Сибирко В. Г. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян // Полис. 2019. - №6. – С. 39–47.
59. Никифоров С. В. Роль личности в истории. Междисциплинарность метода Л. Н. Гумилева / С. В. Никифоров// Ученые записки Орловского государственного университета. – 2021. – № 6 (69). – С. 344–351.
60. Орлова Е.А. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М.: Рос. Акад. Гос. службы при Президенте РФ, 2019. - 27 с.
61. Рыскова Т.М. Лидерство в современном российском обществе: региональное измерение // Вестник МГУ. - Сер. 12. - Политические Hayки, 2022. - N6. – с. 43-49.
62. Саламов Э. Ю. Психологические характеристики регионального политического лидерства: дисс. … канд. психол. наук, 2019. - М.: МГУ. – 174 с.
63. Старостин A.M., Крыжановская O.A. Волевая составляющая эффективности деятельности современного политического лидера // Эффективность государственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д, 2022. - №5. – с.42-49.
64. Сухомлинова Т. П. СМИ как партнер в реализации целей PR-служб // Связи с общественностью в политике и государственном управлении. - М. 2021. - №7. – с. 12-19.
65. Татаринова Н. В. О понятии «имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «образ», «репутация», «стереотип» / Н. В. Татаринова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019 – № 2 (4). – С.252–255.
66. Фонарев А. В. Особенности и основные типы политического лидерства / А. В. Фонарев // Вестник Брянского государственного университета. –2019. – № 2 – С. 392 – 397.
67. Шилина С.А. Управленческий дискурс как социальная технология коммуникации в системе отношений социума и власти / С.А. Шилина // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015 № T13. С. 1821-1825.
68. Ярошенко Е. В. Государственная Дума Российской Империи. Портреты политических лидеров. 1906-1917: моногр. / Е.В. Ярошенко. - М.: Пашков дом, 2020. - 384 c.
69. Сборники материалов и конференций
70. Rakitskaya P. The transformation of Putin's image during the Russian-Ukrainian conflict in Russian and international media / Ракитская П. И. Трансформация имиджа В.В. Путина в период русско-украинского конфликта в российских и международных СМИ // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы IV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 23-24 апреля 2018 г.: в 2-х т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018 – Т. 1 –С. 268–274.
71. Русакова О. Ф. Мягкая сила как инструмент политической коммуникации и дипломатии / О. Ф. Русакова, Русаков В. М. // Soft power: теория, ресурсы, дискурс: материалы II Международной конференции, Екатеринбург, 20 октября 2018 г. – Екатеринбург : Дискурс-Пи, 2017. – С. 61–72.
72. Киричек П.Н. Пресса как агент социализации личности / П.Н. Киричек // В сборнике: III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации. Доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. - Москва, 2020 - С. 387-394.
73. Мамедов А.К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект / А.К. Мамедов // В сборнике: Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. Ред. А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская. – Москва, 2019. - С. 76-96.
74. Мамедов А.К. Социальные последствия виртуализации личности /А.К.Мамедов // В сборнике: Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ / Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2021. - С. 44-48.
75. Моисеенко Н.А. Социальные технологии практического дискурса пропаганды и рекламы в современном мире: их влияние на электоральное поведение / Н. А. Моисеенко С. А. Шилина // Практический дискурс высшей школы: Сборник докладов Международной научно-практической конференции, Брянск, 01 декабря 2019 года. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2019. - С. 132-136.
76. Чижов Д. В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2016. - № 1. - С. 313—338.
77. Шилина С.А. Управленческий дискурс как коммуникативная технология создания имиджа власти / С.А. Шилина // Язык, культура, общество: VII Международная научная конференция, Москва, 26–28 сентября 2013 года. Москва: Институт иностранных языков, 2018. - С. 25-30.
78. Herz J. H. Political Realism Revisited / J. H. Herz // International Studies Quarterly. –1981. – № 2 – P. 182 – 197.
79. Oržekauskas P. Public Image and Reputation Management: Retrospective and Actualities / P. Oržekauskas, I. Šmaižienė // Viesoji Politica IR Administravimas. – 2007. – № 2 P. 90 – 97.
80. Shamugia I. The concept of «public diplomacy» in international relations theory / I. Shamugia // Topical issues of contemporary international relations. – 2017. –№ 2 – P. 136 – 142.
Интернет-ресурсы
81. Ханов Г.А. Образ народного героя. – М.: Госкиноиздат, 1939. – с. 56-60. - [Электронный ресурс]. -
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005201877_1000221879/