Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти республики Бурятии
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 08.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы оценки эффективности государственного управления в Республике Бурятия 5
1.1 Понятие эффективности государственного управления в Республике Бурятия 5
1.2 Нормативно-правовая основа системы оценки эффективности государственного управления в Республике Бурятия 9
1.3 Методология и критерии оценки эффективности государственного управления в Республике Бурятия 13
Глава 2. Совершенствование системы оценки государственного управления в Республике Бурятия 16
2.1 Проблемы оценивания эффективности госуправления в Республике Бурятия 16
2.2. Пути совершенствования оценки эффективности госуправления в Республике Бурятия 26
Заключение 33
Список используемой литературы 36
Особенно большое значение этот показатель актуален для республики Бурятия – субъекта Федерации с низкими доходами населения и высоким уровнем безработицы.В связи с этим, показатель уровня доступного жилья является необходимым для оценки эффективности государственного управления в республике Бурятия.4. Показатель количества высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетной сфере.Присутствие данного критерия необходимо в системе оценки в связи с необходимостью развивать малое и среднее предпринимательство в рамках реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который призван повысить производительность рабочих мест и, как следствие, уровень жизни населения, а значит, и эффективность управления.5. Показатель производительности труда в несырьевой сфере.Данный показатель необходим для оценки уровня внедрения современных технологий в проектную, производственную, кадровую и другие области несырьевой сферы.В то же время внедрение инновационных и, в том числе, информационных технологий является одним из самых приоритетных направлений управления на сегодняшний день в соответствии с Указом Президента « ОСтратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».Использование данного показателя особенно необходимо в республике Бурятия, характеризующейся невысоким уровнем социально-экономического развития и высоким уровнем дотационной зависимости от федерального бюджета, поскольку повышение производительности труда напрямую способствует возрастанию эффективности производства и пополнению бюджета республики.5. Показатель доли городов с благоприятной средойНаличие данного показателя необходимо для создания условий жизни, которые могли бы повысить приток населения в республику Бурятия – субъект федерации с невысокой плотностью населения.Создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, важной задачей государственного управления.От уровня качества благоустройства города зависит желание людей жить и работать в этом городе, их здоровье, эффективность труда, а значит, и развитие населённого пункта в целом. В случае правильной организации и реализации мероприятий учреждениями, занимающиеся благоустройством городов, они способны существенно улучшить экологические показатели города, повысить эстетичность его внешнего облика, создать удобные для людей условия отдыха в парках и скверах, улучшить качество дорог, повысив комфортность перемещения населения, улучшить бытовые условия жизни.Повышение комфортности и безопасности городов и привлечение в них молодых перспективных кадров на современном этапе развития страны невозможно без использования в процессе благоустройства передовых научно-технических разработок и заимствования опыта мирового опыта в данной сфере.Вследствие этого, данное направление деятельности исполнительной власти нуждается в учёте с помощью показателя эффективности. 6. Показатель качества молодежной политики.Учёт этого критерия вызван крайней необходимостью привлечения в республику молодых перспективных кадров, что может способствовать подъёму социально-экономического уровня республики, увеличению численности населения.Уровень качества молодежной политики мог бы включать целый комплекс показателей,отражающихсостояние инфраструктуры, необходимой для молодёжной жизни, характеристику системы субсидий для молодёжи на покупку жилья и прочие коммунальные нужды, подъём на более высокий уровень системы республиканского образования. Эти показатели имеют большое значение именно для оценки государственного управления именно в республике Бурятия, испытывающей дефицит квалифицированных молодёжных кадров, способных не только трудиться на благо республики, так и создавать рабочие места, внедрять новые инновационные технологии.7. Коэффициент миграционного прироста.Данный критерий отсутствует в перечне, обязательном для использования в процессе оценки качества управления, согласно Указу Президента от 2021 года, однако, он является очень важнымименно для республики Бурятия,поскольку отток населения из данного субъекта Федерации крайне критичен.8. Показатель уровня дотационной зависимости от федерального бюджета.Этот критерий является самым показательным для уровня социально-экономического развития республики и качества государственного управления и потому мог бы служить для наглядного выражения общего состояния развития республики Бурятия, а значит, и эффективности деятельности исполнительной власти данного субъекта Федерации.Кроме того, в целях исследования качества предоставляемых государством услуг может быть рекомендовано включение в систему оценки государственного управления следующих показателей:процента повторных обращений граждан в государственные органы; уровня профессионализма сотрудников государственных органов. Данный критерий может быть выражен либо по числовой, например, десятибалльной шкале, либо в процентах по результатам опроса граждан республики;взаимодействие со средствами массовой информации, с помощью которых можно было бы повышать осведомлённость населения в юридической сфере. Этот критерий является необходимым в процессе оценки качества государственного управления, поскольку деятельность государственных органов, способствующая повышению осведомлённости населения в юридической сфере способствует более полной реализации гражданами своих конституционных прав. Данный критерий также может быть выражен по числовой шкале или в процентах по результатам опроса государственных служащих, в обязанности которых входит работа с обращениями граждан республики.Таким образом, в целях повышения комплексности и информативности система оценки эффективности деятельности органовисполнительной власти республики Бурятии нуждается в её дополнении следующими критериями эффективности:1.В рамках перечня показателей эффективности, указанных в перечне, обязательном для использования в процессе оценки качества управления, согласно Указу Президента от 2021 года:показатель уровня безработицы;показательотношения среднедушевых денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг;показательуровень доступного жилья;показательколичества высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетной сфере;показательдоли городов с благоприятной средой;коэффициент миграционного прироста;показателькачества молодежной политики;показательуровня дотационной зависимости от федерального бюджета.2. В рамках перечня целевых индикаторов государственной программы Республики Бурятия "Совершенствование государственного управления":процент повторных обращений граждан; уровень профессионализма сотрудников государственных органов;взаимодействие со средствами массовой информации, с помощью которых можно было бы повышать осведомлённость населения в юридической сфере.ЗаключениеПод эффективностью государственного управления понимается способность достигать наилучшие результаты с использованием наименьших ресурсов. Однако, данную эффективность нельзя рассматривать только в экономическом смысле, поскольку государственная власть обязана заботиться не только о функционировании производственной и сельскохозяйственной сферы, продукция которых непосредственно приносит прибыл в бюджет, но и о развитии общественно значимых сфер: медицине, образовании, науке, культуре, благоустройстве и других, которые не являются самоокупаемыми, но от которых зависит жизнеспособность всех остальных сфер жизни общества.Эффективность государственного управления в данном случае определяется способность государственных органов правильно организовывать систему хозяйствования и систему управления всеми отраслями жизни общества.Суть данной эффективности состоит в способности рационального планирования хозяйственной деятельности, мобилизации всех необходимых для жизни общества ресурсов, создании условий для развития всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, образования, медицины, условий жизни и досуга населения, а также в правильном перераспределении финансовых средств для обеспечения гармоничного развития всей системы хозяйствования.В Республике Бурятия в практику государственного управления экономикой региона с 2000 года было введено индикативное планирование.В настоящее время существует обширная нормативная база системы оценки эффективности государственного управления, включающая как законы федерального уровня, так и уровня субъекта федерации – республики Бурятия.Основными законами в этой сфере являются Указа Президента РФ от 04.02.2021 N 68 (ред. от 09.09.2022) "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" и Указ Главы Республики Бурятия «Об оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» от 14 апреля 2021 года.Проблемой оценки эффективности государственной власти в республике Бурятия является факт того, что перечень индикаторов, указанных в данных законах, не адаптирован под социально-экономические особенности данного субъекта федерации.Например, для Республики Бурятия наиболее важными показателями являются:снижение уровня безработицы;повышение коэффициента миграционного прироста;качество молодежной политики;уровня дотационной зависимости от федерального бюджета и др.Однако, в новой системе оценки этих показателей нет.В целях повышения комплексности и информативности система оценки эффективности деятельности органовисполнительной власти республики Бурятии нуждается в её дополнении следующими критериями эффективности:1.В рамках перечня показателей эффективности, указанных в перечне, обязательном для использования в процессе оценки качества управления, согласно Указу Президента от 2021 года:показатель уровня безработицы;показатель отношения среднедушевых денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг;показатель уровень доступного жилья;показатель количества высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетной сфере;показатель доли городов с благоприятной средой;коэффициент миграционного прироста;показатель качества молодежной политики;показатель уровня дотационной зависимости от федерального бюджета.2. В рамках перечня целевых индикаторов государственной программы Республики Бурятия "Совершенствование государственного управления":процент повторных обращений граждан; уровень профессионализма сотрудников государственных органов;взаимодействие со средствами массовой информации, с помощью которых можно было бы повышать осведомлённость населения в юридической сфере.Список используемой литературыУказ Президента РФ от 04.02.2007 №825 (ред. от 09.09.2022) "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”. - [Электронный ресурс]. -https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71709662/ (дата обращения 06.01.2024).Указ Президента РФ от 04.02.2017 №548 (ред. от 09.09.2022) "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”. - [Электронный ресурс]. -https://base.garant.ru/5423966/ (дата обращения 05.01.2024).Указ Президента РФ от 25 апреля 2019 г. № 193 “Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации” - [Электронный ресурс]. -https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72130744/ (дата обращения 05.01.2024).Указ Президента РФ от 04.02.2021 № 68 (ред. от 09.09.2022) "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов российской федерации и деятельности исполнительных органов субъектов российской федерации. - [Электронный ресурс]. -"https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_375984/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения 07.01.2024).Указ Президента Российской Федерации «О стратегии развития информационного общества в российской федерации на 2017-2030 годы. - https://docs.cntd.ru/document/420397755?marker=7d60k4 (дата обращения 06.01.2024).Закон «О стратегии развития республики Бурятия до 2035 года» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0300201903210015 (дата обращения 05.01.2024).Указ Главы республики Бурятияот 14 апреля 2021 года n 114 «Об оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти республики Бурятия(с изменениями на 17 апреля 2023 года)- [Электронный ресурс]. -https://docs.cntd.ru/document/574700454?marker (дата обращения 07.01.2024).Постановление правительства республики Бурятия от 10 марта 2022 года №102 «Об утверждении государственной программы республики Бурятия "Совершенствование государственного управления"» - [Электронный ресурс]. -https://docs.cntd.ru/document/578151498 (дата обращения 06.01.2024).Постановление правительства республики Бурятия от 27 сентября 2011 года №500 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия»(в ред. от 22.11.2021) N 652- [Электронный ресурс]. -https://docs.cntd.ru/document/473811368?marker=64U0IK(дата обращения 06.01.2024).Постановление правительства республики Бурятия от 23 августа 2016 года №396 «О регламенте системыиндикативного управления в республике Бурятия. - [Электронный ресурс]. -https://base.garant.ru/29689848/#block_1000 (дата обращения 07.01.2024).Багайников М.Л. Развитие ресурсного потенциала агропродовольственного комплекса Байкальского региона: геоэкономический подход / М.Л. Багайников. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2020. - 182 с.Болотов Э. В. Взаимодействие органов законодательной власти и исполнительной власти Республики Бурятия / Э. В. Болотов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 182-185. Будникова Н.С. Гражданское общество и органы власти в Республике Бурятия: развитие взаимодействия// Вестник Института социологии, 2019. - № 24. - С. 140-154.Большакова ЮМ. Эффективность государственного управления и региональных институтах власти в оценках населения // Вестник Московского университета. - Серия 18. - Социология и политология, 2021. - Т. 24. - № 3. - С. 150-168.Глазунова Н.И. Государственное управление как система: Монография [Текст] / Н.И. Глазунова. – М.: Государственный Университет Управления, 2021. – 373 с.Елаев А.А. Проблемы и перспективы реформирования системы государственного управления в Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 2019. - №3. – с.45-51.Иванова К.А. Исследование методов результативного управления в целях повышения эффективности реализации целевых программ развития социальной инфраструктуры // Вестник Российской академии естественных наук. - 2021. -№ 2. - С.1-78.Коварда В.В. Направления развития нормативно-правовой базы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов России // Общество: политика, экономика, право, 2018. - № 8. - С. 49-52. Литвинова Т.Н.Проблема оценки эффективности региональных органов исполнительной власти (на примере республики Бурятия) // Азимут научных исследований: экономика и управление, 2021. - т. 10. - № 2(35). – с.33-38.Любимова М.В. Федеральные целевые программы межрегионального класса как инструмент управления макрорегионом: реалии и перспективы модернизации // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - №4. - с. 19-27.Найданова Э.Б., Полянская Н.М., Сахаровская Е.Ц., Цыренов А.Р., Бордоев Д.Г. Современное состояние и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства региона (на материалах Республики Бурятия) // Вестник Евразийской науки, 2020 - №2. – с.56-64. Никифоров Я. А. Доверие к власти в региональном контексте: социологическое измерение // Известия Саратовского университета. - Новая серия. - Серия Социология, 2018. Т. 18. - вып. 2. - С. 120-123.Леонтьева Н.В. Оценка эффективности регионального развития [эле / Н.В. Леонтьева. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. - 2-е изд., доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2019. - 603 с.Сахаровская Е.Ц., Соктоев С.С. Экономические индикаторы продовольственного обеспечения Республики Бурятия в рамках государственной поддержки развития АПК // Инновационные подходы в отраслях и сферах, 2019.- Вып. 9. - №6. – с.33-42.Сироткина Е. В., Семенов А. В. Экономический кризис и оценка эффективности власти: кто несет ответственность за ухудшение уровня жизни в России? // The Journal of Social Policy Studies, 2019. -17(2) - C. - 191-206. Тихонов А. В. Реформирование работы органов власти и управления как неотложная национальная проблема // Научный результат. Социология и управление,2020. - Т. 3. - № 4. - С. 70-106.Туровский Р.Ф. Социальная и политическая эффективность региональной власти: проблема измерения //Политика, 2019. - №1 (68). - С. 175-196. Федорова Е. А., Черникова Л. И., Мусиенко С. О. Оценка эффективности регионального управления // Экономика региона, 2019. - Т. 15. -вып. 2. - С. 350-362.Цыденова Г. Д. Анализ эффективности исполнения государственной финансовой поддержки сельского хозяйства Республики Бурятии / Г. Д. Цыденова, М. А. Баниева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 312-316.Данные Росстата о численности рабочей силы по республике Бурятия за 3 квартал 2023 года- [Электронный ресурс]. -https://03.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/03-02-11%20_2023-3.pdf- (дата обращения 06.01.2024).Занятость и безработица в Российской Федерации в ноябре 2020 года (по итогам обследования рабочей силы) - [Электронный ресурс]. -Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/241.htm (дата обращения: 04.01.2024).Бурятия оказалась на дне рейтинга эффективности управления- [Электронный ресурс]. -Полная версия:https://www.baikal-daily.ru/news/19/406405/https://www.baikal-daily.ru/news/19/406405/ (дата обращения 06.01.2024). Бypятиявoшлa в дecяткyxyдшиxпoyпpaвлeниюpeгиoнoв. - [Электронный ресурс]. - https://arigus.tv/news/society/48236-buryatiya-voshla-v-desyatku-khudshikh-po-upravleniyu-regionov/ (дата обращения 07.01.2024).
1. Указ Президента РФ от 04.02.2007 №825 (ред. от 09.09.2022) "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”. - [Электронный ресурс]. - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71709662/ (дата обращения 06.01.2024).
2. Указ Президента РФ от 04.02.2017 №548 (ред. от 09.09.2022) "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”. - [Электронный ресурс]. -https://base.garant.ru/5423966/ (дата обращения 05.01.2024).
3. Указ Президента РФ от 25 апреля 2019 г. № 193 “Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации” - [Электронный ресурс]. - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72130744/ (дата обращения 05.01.2024).
4. Указ Президента РФ от 04.02.2021 № 68 (ред. от 09.09.2022) "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов российской федерации и деятельности исполнительных органов субъектов российской федерации. - [Электронный ресурс]. -"https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_375984/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения 07.01.2024).
5. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии развития информационного общества в российской федерации на 2017-2030 годы. - https://docs.cntd.ru/document/420397755?marker=7d60k4 (дата обращения 06.01.2024).
6. Закон «О стратегии развития республики Бурятия до 2035 года» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0300201903210015 (дата обращения 05.01.2024).
7. Указ Главы республики Бурятия от 14 апреля 2021 года n 114 «Об оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти республики Бурятия (с изменениями на 17 апреля 2023 года) - [Электронный ресурс]. - https://docs.cntd.ru/document/574700454?marker (дата обращения 07.01.2024).
8. Постановление правительства республики Бурятия от 10 марта 2022 года №102 «Об утверждении государственной программы республики Бурятия "Совершенствование государственного управления"» - [Электронный ресурс]. - https://docs.cntd.ru/document/578151498 (дата обращения 06.01.2024).
9. Постановление правительства республики Бурятия от 27 сентября 2011 года №500 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия» (в ред. от 22.11.2021) N 652 - [Электронный ресурс]. - https://docs.cntd.ru/document/473811368?marker=64U0IK (дата обращения 06.01.2024).
10. Постановление правительства республики Бурятия от 23 августа 2016 года №396 «О регламенте системы индикативного управления в республике Бурятия. - [Электронный ресурс]. - https://base.garant.ru/29689848/#block_1000 (дата обращения 07.01.2024).
11. Багайников М.Л. Развитие ресурсного потенциала агропродовольственного комплекса Байкальского региона: геоэкономический подход / М.Л. Багайников. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2020. - 182 с.
12. Болотов Э. В. Взаимодействие органов законодательной власти и исполнительной власти Республики Бурятия / Э. В. Болотов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 182-185.
13. Будникова Н.С. Гражданское общество и органы власти в Республике Бурятия: развитие взаимодействия
// Вестник Института социологии, 2019. - № 24. - С. 140-154.
14. Большакова ЮМ. Эффективность государственного управления и региональных институтах власти в оценках населения // Вестник Московского университета. - Серия 18. - Социология и политология, 2021. - Т. 24. - № 3. - С. 150-168.
15. Глазунова Н.И. Государственное управление как система: Монография [Текст] / Н.И. Глазунова. – М.: Государственный Университет Управления, 2021. – 373 с.
16. Елаев А.А. Проблемы и перспективы реформирования системы государственного управления в Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 2019. - №3. – с.45-51.
17. Иванова К.А. Исследование методов результативного управления в целях повышения эффективности реализации целевых программ развития социальной инфраструктуры // Вестник Российской академии естественных наук. - 2021. -№ 2. - С.1-78.
18. Коварда В.В. Направления развития нормативно-правовой базы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов России // Общество: политика, экономика, право, 2018. - № 8. - С. 49-52.
19. Литвинова Т. Н. Проблема оценки эффективности региональных органов исполнительной власти (на примере республики Бурятия) // Азимут научных исследований: экономика и управление, 2021. - т. 10. - № 2(35). – с.33-38.
20. Любимова М.В. Федеральные целевые программы межрегионального класса как инструмент управления макрорегионом: реалии и перспективы модернизации // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - №4. - с. 19-27.
21. Найданова Э.Б., Полянская Н.М., Сахаровская Е.Ц., Цыренов А.Р., Бордоев Д.Г. Современное состояние и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства региона (на материалах Республики Бурятия) // Вестник Евразийской науки, 2020 - №2. – с.56-64.
22. Никифоров Я. А. Доверие к власти в региональном контексте: социологическое измерение // Известия Саратовского университета. - Новая серия. - Серия Социология, 2018. Т. 18. - вып. 2. - С. 120-123.
23. Леонтьева Н.В. Оценка эффективности регионального развития [эле / Н.В. Леонтьева. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. - 2-е изд., доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2019. - 603 с.
24. Сахаровская Е.Ц., Соктоев С.С. Экономические индикаторы продовольственного обеспечения Республики Бурятия в рамках государственной поддержки развития АПК // Инновационные подходы в отраслях и сферах, 2019.- Вып. 9. - №6. – с.33-42.
25. Сироткина Е. В., Семенов А. В. Экономический кризис и оценка эффективности власти: кто несет ответственность за ухудшение уровня жизни в России? // The Journal of Social Policy Studies, 2019. -17(2) - C. - 191-206.
26. Тихонов А. В. Реформирование работы органов власти и управления как неотложная национальная проблема // Научный результат. Социология и управление, 2020. - Т. 3. - № 4. - С. 70-106.
27. Туровский Р.Ф. Социальная и политическая эффективность региональной власти: проблема измерения // Политика, 2019. - №1 (68). - С. 175-196.
28. Федорова Е. А., Черникова Л. И., Мусиенко С. О. Оценка эффективности регионального управления // Экономика региона, 2019. - Т. 15. - вып. 2. - С. 350-362.
29. Цыденова Г. Д. Анализ эффективности исполнения государственной финансовой поддержки сельского хозяйства Республики Бурятии / Г. Д. Цыденова, М. А. Баниева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 312-316.
30. Данные Росстата о численности рабочей силы по республике Бурятия за 3 квартал 2023 года - [Электронный ресурс]. - https://03.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/03-02-11%20_2023-3.pdf - (дата обращения 06.01.2024).
31. Занятость и безработица в Российской Федерации в ноябре 2020 года (по итогам обследования рабочей силы) - [Электронный ресурс]. - Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/241.htm (дата обращения: 04.01.2024).
32. Бурятия оказалась на дне рейтинга эффективности управления - [Электронный ресурс]. - Полная версия: https://www.baikal-daily.ru/news/19/406405/https://www.baikal-daily.ru/news/19/406405/ (дата обращения 06.01.2024).
33. Бypятия вoшлa в дecяткy xyдшиx пo yпpaвлeнию peгиoнoв. - [Электронный ресурс]. - https://arigus.tv/news/society/48236-buryatiya-voshla-v-desyatku-khudshikh-po-upravleniyu-regionov/ (дата обращения 07.01.2024).