Учение о браке по посланию св. апостола павла к Ефесянам
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 09.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Общие положения о нравственной сущности христианского брака 5
1.1.Брак в Священном Писании 5
1.2.Святоотеческое учение о браке 9
1.3.Христианская любовь как фундамент разрешения всех проблем в христианском браке 12
Глава 2.Различные аспекты учения о браке апостола Павла (на примере Послания к Ефесянам) 17
2.1.О взаимных обязанностях супругов 17
2.2.Отношения с детьми и воспитание детей в христианском браке 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
Любая духовная болезнь излечивается терпением и кротостью. В христианском браке надлежит мужчине духовно совершенствоваться: «А когда станешь переносить супружеское иго в согласии с нею, то через сие приобретешь по своему желанию и другие выгоды, и в духовных делах весьма легко успеешь».В целом, согласно толкованию Иоанна Златоуста, любовь мужа к собственной жене по апостольскому учению должна представлять собой чувство разумное. Муж должен понимать, какими душевными качествами наделена жена, а также на основании этого стремиться к ее нравственному исправлению и усовершенствованию. Муж окажется виновным перед Богом, если не будет обращать внимания на слабости и недостатки жены. Для утверждения и сохранения нравственного влияния на жену, муж должен с первого дня брака образовывать ее. Именно в этот состоит подлинное понимание повиновения жены своему мужу. Мы видим, что Апостол сравнивает послушание мужу с послушанием Христу. Почему? Дело в том, что Церковь – это тело Христово, а Сам Христос – Глава этого тела. Они – и Церковь, и Христос – неразрывны. Но ведь то же самое можно сказать и о муже с женой: ведь они тоже соединяются «в плоть едину», а это значит, что они тоже становятся неразрывными, одним целым.Также христианская жена сохраняет покорность своему мужу. Покорность мужу со стороны жены сравнивается с покорностью Господу. Живя более среди тихой семейной жизни, более кроткая и нежная по сердцу, жена имеет полную возможность и необходимую обязанность успокаивать мужа, измученного тяжестью и хлопотливостью общественных занятий, и своею внимательностью к нему, своим нежным участием в его заботах, возбуждать в нем новую бодрость в делах, новую ревность к трудам. От жены зависит создание домашнего очага как пристанища, где у мужа будет возможность найти мир и любовь, иные радости. Поучение апостола Павла значит, что и любовь мужа к жене должна доходить до самопожертвования только там, где дело идет об истинном благе жены: во всех же других случаях, когда требования жены к самоотвержению мужа не имеют такого основания, понятно, странно было бы требовать от мужа, чтобы он непременно жертвовал собою для жены.Для этого муж сам должен понимать, что есть истинное благо: и для жены, и для него самого, конечно – т. е. речь идет о знании христианства, о знании заповедей Божиих. Ведь только зная все это, муж может правильно заботиться о благе жены и своей семьи вообще. Поэтому смехотворно и убого выглядят претензии на полное послушание мужа-безбожника к верующей жене. С другой стороны, жалкое зрелище муж-христианин, который удовлетворяет все греховные капризы неверующей (или маловерующей) жены.Итак, мы увидели, что любовь, которую Павел предписывает мужу, жертвенна и служит тому, чтобы помочь жене раскрыться в своей любви к мужу – это и значит послушание мужу. Поэтому «страх», который Апостол требует от жены, означает ее ответ на эту любовь и желание помочь мужу стать таким, каким Бог хочет его видеть в роли главы жены и главы всей семьи.По сути, апостолом различается в браке три стороны. А именно, религиозная, нравственная и физическая, причем, физическая пребывает на самом последнем месте, поскольку христианский брак не может существовать без духовного аспекта. Мужчина и женщина являют в брачном союзе образ того теснейшего единения, преданности и любви, какая существует между женихом – Христом и невестою – Церковью. То есть, христианский брак – это не только нравственное отношение, но и священное Таинство. Христианский брак укрепляет как нравственность отдельных личностей, так и способствует морально-нравственному оздоровлению всего общества. 2.2.Отношения с детьми и воспитание детей в христианском бракеАпостол указывает на обязанность детей слушаться родителей, так как это долг справедливости и одна из первых заповедей Божиих. «Дети, повинитесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (6:1).Обязанность родителей – терпеливо воспитывать детей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (6:4).Главный предмет воспитания детей родителями – учение христианской веры в жизни, а также нравственное воспитание с учетом психики детей.Ранее мы отмечали, что одна из основных целей христианского брака – это рождение и воспитание в духе христианской морали детей. И эта тема очень важна для апостольского учения о браке. Эти идеи до сих пор актуальны, поскольку, в частности, в них уделено внимание воспитанию ответственности в мальчиках (тогда как многие современные мальчики страдают инфантильностью, взращенной родителями).Другая актуальная проблема – отсутствие духовности в детях и родителях и явный перекос в сторону светского образования. Безусловно, в качестве примера воспитания выступает образ Иисуса Христа, Который смог снизойти до человечества ради возвеличивания людей до Божества. Соответственно, высшее искусство воспитания состоит в том, чтобы сначала понять воспитуемого, а затем уже начать его возвышать. Основываясь на рассуждениях апостола Павла, свт. Иоанн Златоуст составил слово «К верующему отцу». В слове «К верующему отцу» свт. Иоанн Златоуст отмечает, «что нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия». Если родители чрезмерно привязаны к земным радостям и ценностям, то тем самым они развращают своих детей. Таких родителей Златоуст называет детоубийцами, так как они разрушают душу ребенка. Беспечность родителей Иоанн Златоуст резко осуждает. То есть, родители начинают развращать своих детей, часто даже не подозревая об этом. Когда отцы убеждают детей заниматься науками, говорил святитель Иоанн то в их разговоре с детьми не слышно ничего другого, кроме таких слов: «такой-то человек, преуспев в красноречии, получил высокую должность, приобрел большое богатство, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит». Но это все относится к области внешнего и материального аспекта бытия. Особенно воспитывая мальчиков, родители должны помнить о том, что важно стремление не к земному успеху и блеску, а к воспитанию духовного в человеке, ребенок должен начать стремиться к Богопознанию, к усвоению истин Священного Писания. Многие родители хотят дать своим детям блестящее образование, однако ими упускается главная наука – целомудрие души, соответственно, апостольское учение призывает обратить на это особое внимание. Безусловно, Священное Писание не отрицает образование, а лишь указывает на то, что светское образование совершенно ничего не значит, если отсутствует добрая нравственность. Основная цель воспитания состоит в том, чтобы сделать природу ребенка неуязвимой для порока, для искушений разного рода, о чем и пишет апостол Павел. А для этого следует укреплять духовность. Дети должны с ранних лет понимать, что им надлежит стать христианами, а значит, их важно наставлять в молитве, в посте, изучать с ними Священное Писание. Роскошь и зрелища – все это разрушает нравы, приводит к падению семейной нравственности в целом. И опять обратимся к толкованию свт. Иоанна Златоуста. Святитель говорил в своих беседах о том, что каждому человеку от начала были даны два учителя – творение и совесть, и оба они, не произнося слов, учили людей безмолвно. «Творение, поражая зрителя видом (своим), возбуждает в созерцателе вселенной удивление к ее Создателю; а совесть, путем внутреннего внушения, научает всему, что должно делать…».Кроме этих двух учителей, Промыслом Божиим дан еще один, и уже не безмолвный учитель, как первые два, но такой, который действует на нашу душу словом, увещеванием и советом. «Кто же он?» – спрашивал Златоуст и сам отвечал: «Это – родной отец каждого. Для того Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели. Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание». Итак, воспитывая правильно своих детей, родители служат спасению собственной души. В целом, исходя из послания к Ефесянам, а также толкования послания свт. Иоанна Златоуста, можно выделить основные принципы воспитания детей. Первый принцип гласит, что образование человека является задачей христианской жизни, тогда как образование ребенка – это первый этап данного процесса. Второй – принцип ответственности родителей за детей перед Богом. Третий – принцип того, что дети посвящены Богу, этот принцип и должен определить воспитательный процесс. Данные принципы можно определить как ведущие. Кроме того, можно сказать о наличии вспомогательных принципов, а именно, речь идет о «принципе образования жизнью и словом», «любви как педагогическом принципе» и «принципе противопоставления Бога и мамоны». Итак, важнейшая категория учения об образовании детей - это есть πρόνοια, понятие «промышления». Родители в христианском браке – это наставники детей. И Бог «передает» детей на воспитание не просто отцу или родителям, но именно супругам. Рождение ребенка - это не задача, поставленная перед супругами, так как и зачатие, и рождение являются неподвластными человеку. «Чадородие» зависит не от «сожития с мужем», но дается Богом, и «способность рождать имеет начало свыше –от Божия промысла, и… для этого ни природа женщины, ни сожитие (с мужем), и ничто другое, само по себе, недостаточно».То есть, дети являются данными Богом. А значит, после рождения детей на родителей накладывается важная миссия – воспитать его. Выполнение родительского долга – это постоянная забота о ребенке. Рождение – это не выполнение задачи, а принятие того, что было послано Богом. И воспитанием ребенка должны заниматься родившие его. Здесь частью божественного Промысла является и само появление ребенка, и то, что конкретный ребенок дается Богом на воспитание конкретным родителям. Итак, дети даны родителям Богом. Обязанность воспитывать ребенка обусловлена тем, что детей посылает родителям Бог. Ведь это скорее не дар Бога родителям, а залог.Бог поручил родителям воспитание детей – Он спросит о том, как именно они выполнили это поручение, этот долг. Таким образом, глава дома будет «подлежать ответу» за «беспорядочных» детей. Родители дадут «отчет» Богу в том, как они выполняли задачу «промышления о детях». Таким образом, ответственность родителей за образование детей – не право на воспитание и образование своих детей, а обязанность. Ответственность родителей подразумевает, что они не являются собственниками ребенка и не могут по своей воле, например, отказаться от него или от заботы о его образовании, отказаться от самой ответственности. Весь круг забот о ребенке и сам факт этой заботы пронизан памятью о том, что за все это родители дадут ответ перед Богом.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, на основании изучения учения апостола Павла браке по Посланию к Ефесянам можно сделать вывод о том, что многие идеи до сих пор не утратили своей актуальности, в частности,в аспекте катехизической подготовки к таинству Венчания и заключению христианского брака. Эти идеи обязательны для восприятия теми, кто хочет построить истинно христианский брак.Христианский брак есть в учении апостола Павлауникальный путь людей к подлинно христианской жизни. Подлинно христианская жизнь согласно данному учению немыслима без тщательного изучения Евангелия, выстраивания своей жизни согласно заповедям, постоянной молитвы, стяжания великого смирения. Пребывание в браке – это еще и ответственность, причем, не только за собственный духовный рост, но и за то, чтобы и другие члены семьи придерживались христианских ценностей бытия. В процессе катехизической подготовки желающие заключить брак должны понимать, что пребывание в браке – это каждодневный тяжелый труд, неустанная работа по построению христианской семьи. В христианском браке супруги духовно растут, воспитывают в себе смирение и иные христианские добродетели, отказываясь от эгоизма и иных пороков, омрачающих духовное совершенство, мешающих в его достижении. В браке, безусловно, могут возникать те или иные проблемы, поскольку люди, даже и пребывающие в христианской жизни, все же не являются совершенными. Тем не менее, эти проблемы устраняются посредством укрепления в добродетели любви, смирения. Особенно важно, чтобы муж как глава семьи брал на себя полную ответственность за все, что происходит в его семье. На современном этапе проблема воспитания мужчин в традиции православия остается крайне важной и актуальной. И учение апостола Павла служит здесь образцом. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫБиблейский словарь, В.П. Вихлянцев. [Электронный ресурс] – URL: https://bible.by/lexicon/vihlyancev/word/2717/Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. Иоанн Златоуст о браке / М. Григоревский. - Москва :Локид-Пресс :Патмос, 2007. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigorevskij/uchenie-svjatitelja-ioanna-zlatousta-o-brake/Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость: Новые очерки о личности и Церкви. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012.Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Ефесянам. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-poslanie-k-efesjanam/Иоанн Златоуст, свт. Слово о воспитании детей. [Электронный ресурс] – URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_2/27Каширина В. «Воспитание из всех святых дел – самое святое». К 200-летию со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского. [Электронный ресурс] – URL: https://pravoslavie.ru/76705.html Лосский В.Н. Богословие и боговидение: Сборник статей. - М.: Свято-Владимирское братство, 2000. Новый Завет о браке. – Режим доступа: https://azbyka.ru/novyj-zavet-o-brakeРуководство к изучению Посланий Святого Апостола Павла и Апокалипсиса. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovodstvo-k-izucheniyu-poslanij-svjatogo-apostola-pavla-i-apokalipsisa/Сергий (Николаев), прот. Как стать образцовым мужем: о мужском призвании, чести и предназначении. [Электронный ресурс] – URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/24/2403_2036.htm Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/put-ko-spaseniju/ Харченко М. Семья-малая Церковь. [Электронный ресурс] - URL: http://gelen-blag.ru/семья-малая-церковь/ Хорин Д.В. Педагогический опыт св. о. Иоанна Кронштадтского. [Электронный ресурс] – URL: http://nikolochrammv.cerkov.ru/vozmozhnost-ispolzovaniya-pedagogicheskogo-opyta-svyatogo-pravednogo-o-ioanna-kronshtadtskogo-v-dele-prepodavaniya-kursa-osnovy-pravoslavnoj-kultury/
1. Библейский словарь, В.П. Вихлянцев. [Электронный ресурс] – URL: https://bible.by/lexicon/vihlyancev/word/2717/
2. Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. Иоанн Златоуст о браке / М. Григоревский. - Москва : Локид-Пресс : Патмос, 2007. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigorevskij/uchenie-svjatitelja-ioanna-zlatousta-o-brake/
3. Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость: Новые очерки о личности и Церкви. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012.
4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Ефесянам. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-poslanie-k-efesjanam/
5. Иоанн Златоуст, свт. Слово о воспитании детей. [Электронный ресурс] – URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_2/27
6. Каширина В. «Воспитание из всех святых дел – самое святое». К 200-летию со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского. [Электронный ресурс] – URL: https://pravoslavie.ru/76705.html
7. Лосский В.Н. Богословие и боговидение: Сборник статей. - М.: Свято-Владимирское братство, 2000.
8. Новый Завет о браке. – Режим доступа: https://azbyka.ru/novyj-zavet-o-brake
9. Руководство к изучению Посланий Святого Апостола Павла и Апокалипсиса. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovodstvo-k-izucheniyu-poslanij-svjatogo-apostola-pavla-i-apokalipsisa/
10. Сергий (Николаев), прот. Как стать образцовым мужем: о мужском призвании, чести и предназначении. [Электронный ресурс] – URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/24/2403_2036.htm
11. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/put-ko-spaseniju/
12. Харченко М. Семья-малая Церковь. [Электронный ресурс] - URL: http://gelen-blag.ru/семья-малая-церковь/
13. Хорин Д.В. Педагогический опыт св. о. Иоанна Кронштадтского. [Электронный ресурс] – URL: http://nikolochrammv.cerkov.ru/vozmozhnost-ispolzovaniya-pedagogicheskogo-opyta-svyatogo-pravednogo-o-ioanna-kronshtadtskogo-v-dele-prepodavaniya-kursa-osnovy-pravoslavnoj-kultury/