Социальное положение человека в концепциях постиндустриального общества
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 09.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1.Проблема социального положения человека в теории третьей волны 4
2.Концепция цифровизации 6
3.Человек в сетевом обществе (концепция М. Кастельса), теории Дж. Гэлбрейта и Дж. Белла 8
Заключение 13
Список литературы 15
Первым и простейшим критерием становящегося постиндустриального общества часто выступает рост занятости в сфере услуг, к которым Д. Белл относит: 1) личные услуги: магазины розничной торговли, прачечные, салоны красоты; 2) деловые услуги: банковское дело и финансы, страхование, торговля недвижимостью; 3) транспорт, коммуникации, коммунальное хозяйство; 4) здравоохранение, образование, научно-исследовательская деятельность и управление. Именно развитие в сферах последней категории является, согласно Д. Беллу, решающим фактором для становления постиндустриального общества.Экспансия этого сектора отражается в росте новой интеллигенции — представителей университетов, исследовательских центров, профессиональной сферы и управления, которые становятся ведущими субъектами нового общественного строя. Важно уже не то, где люди работают, а какой именно деятельностью они занимаются. Главным действующим лицом, истинным субъектом постиндустриального общества является профессиональный и технический класс. С позиции Белла, «жрецы нового строя» - это ученые, инженеры, технократы.Таким образом, исходя из данных концепций, крайне важно то, как именно человек работает, какими качествами, ценными для информационного общества, он обладает и может проявить в своей социальной деятельности. Действительно, интеллектуальные способности человека в постиндустриальном обществе играют значительную роль, особенно при определении его доходов и социального статуса. Помощь в этом процессе оказывает развитие технологий, позволяющее начать собственный бизнес без значительных капитальных вложений, что приводит к перераспределению национального богатства в пользу интеллектуального класса. С социальной точки зрения слой высокообразованных людей формирует способную к воспроизводству основную социальную страту постиндустриального общества.ЗаключениеИтак, с одной стороны, в постиндустриальном обществе социальное положение человека определяется не столько его происхождением или профессией, сколько его знаниями, навыками, способностями и умениями. Это означает, что люди могут иметь доступ к равным возможностям для развития и успеха, независимо от их социального статуса или образования.Важную роль в определении социального положения человека играют его образование, профессиональная квалификация и уровень дохода. Однако, в постиндустриальном обществе эти факторы не являются единственными критериями оценки социального статуса. Большое значение также придается таким качествам, как креативность, способность к обучению, умение работать в команде и коммуникабельность.Кроме того, в постиндустриальном обществе возрастает роль “мягких” навыков (soft skills), таких как эмоциональный интеллект, критическое мышление, умение принимать решения и работать с информацией. Это делает социальное положение более гибким и разнообразным, поскольку позволяет людям адаптироваться к изменяющимся условиям и успешно развиваться в разных сферах деятельности.Таким образом, в постиндустриальном обществе социальное положение человека зависит от множества факторов, включая его личные качества, образование, профессиональные навыки и умение работать с большими информационными потоками. Это открывает возможности для социального роста и развития для всех членов общества, обеспечивая более справедливое и равноправное распределение ресурсов и возможностей.Тем не менее, мы также должны отметить, что, исходя из концепции тотальной цифровизации, в положении человека в постиндустриальном обществе могут возникнуть проблемы и противоречия этико-гуманистического и социального плана. Этические проблемы цифровизации связаны с вопросами конфиденциальности, безопасности данных, дискриминации, контроля и доверия к технологиям, а также влияния на общество и окружающую среду. Например, сбор и обработка данных могут нарушать конфиденциальность и приводить к дискриминации, а использование технологий может усиливать контроль и зависимость от них. Кроме того, некоторые технологии могут быть небезопасными или вызывать экологические и социальные проблемы. Поэтому важно разрабатывать и внедрять меры по обеспечению безопасности и защиты данных, а также учитывать этические аспекты при разработке и использовании цифровых технологий.Список литературыАрефьев Б. А. Концепция информационного общества // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 54-56. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Academia, 2004. 788 с.Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.Кравченко, С. А. Социология цифровизации / С. А. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 236 с. Черковец В.Н. Новый социализм Дж. Гэлбрейта.//Вестник Московского университета. Сер. 6. 2018. С. 121Шендрик А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2015. — № 4
1. Арефьев Б. А. Концепция информационного общества // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 54-56.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Academia, 2004. 788 с.
3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.
4. Кравченко, С. А. Социология цифровизации / С. А. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 236 с.
5. Черковец В.Н. Новый социализм Дж. Гэлбрейта.//Вестник Московского университета. Сер. 6. 2018. С. 121
6. Шендрик А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2015. — № 4