Понятие культуры в русской философии и социологии XIX- нач.XX веков (К.Леонтьев, В.Соловьев, С.Франк, Л.Карсавин, С.Булгаков, Н.Бердяев, П. Флоренский, Г.Федотов и др.)
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 10.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1 Философия 4
2 Социология 12
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Из всего этого формируется субкультура, то есть культура частной формы, обусловленной социальными различиями. Иногда субкультуры порождаются не столько социальными, сколько возрастными (молодежные субкультуры) или какими-то другими различиями (субкультуры сексуальных меньшинств).Социология культуры изучает субкультуру элиты (культуру "верхов" общества), субкультуру "среднего класса" и субкультуру "низшего класса" общества. Следует отметить, что эти субкультуры могут быть дополнительно разделены.Одной из наиболее интересных для социологов является маргинальная субкультура. Их формирование происходит от людей, занимающих "средний", "пограничный" социальный статус. Эти люди не могут или не хотят найти свое место в существующей социальной структуре. Поэтому их психология и культура основаны на резком неприятии общества, более или менее активном неприятии социальных норм и ценностей [4].Главный социально-философский труд Н. Данилевского "Россия и Европа" был опубликован в журнале "Заря" в 1869 году, что вызвало самую резкую критику. Критики не заметили 3 основных момента работы: во-первых, идеологический, политический, отвечающий на вопрос "Почему Европа ненавидит Россию?" Во-вторых, социологическое "ядро" книги - культурно-исторические типы; в-третьих, философско-историческое, учитывающее вопрос о значении и ориентации нарратива.Данилевский утверждал, что общая теория общества невозможна в принципе из-за особенностей социальных объектов. Социальные явления, пишет он, не подчиняются особому виду власти и не управляются особыми законами, за исключением общих духовных законов. Эти эффекты опосредуются "морфологическими принципами", специфичными для разных обществ.Согласно Данилевскому, общество представляет собой не целостность, а сумму государственных организмов, развивающихся на основе морфологических принципов, то есть по своим собственным (внутренним) законам, каждый социальный организм в целом считался устойчивым в изменяющейся среде.Человечество, по его мнению, не представляет собой единый организм, но в различных отношениях напоминает элемент, который развивается в форму в форме или в форме, сходной с организмом. Данилевский называет крупнейшую из этих форм, в которой происходит общеисторическое развитие, имеющую четкую структуру и линии развития, культурно-исторические типы.Обычно маргиналами считаются преступники, наркоманы, революционеры и анархисты, а с недавних пор антиглобалисты, скинхеды, представители определенных направлений панк-культуры и т.д. Среди них можно насчитать.С социологической и культурной точки зрения маргинальные субкультуры можно трансформировать в субкультуры очень респектабельных, а иногда и элитарных социальных слоев (авангардное искусство, рок-культура).Одним из наиболее важных элементов в этом процессе является превращение маргинальных субкультур в прибыльный бизнес.Культурный аспект присутствует во всех основных сферах современного общества. К ним относится:изучение социальной динамики (социальных и социокультурных изменений).изучение социальной мобильности (изменения отдельными лицами или общественными группами социального статуса). исследования в области социальной психологии.исследования проблем социального статуса и социальной стратификации.описание социальной среды, социального поведения, социального опыта, социальной личности[4].Социологи изучают взаимосвязь между культурой и другими уровнями и формами социальной организации (экономикой, политологией, наукой, образованием и т.д.).Все основные направления научных исследований в области социологии культуры объединены в понятие "социокультурная система".Это позволяет объединить знания об отдельных социальных и культурных явлениях с целью построения модели общества, неотъемлемой частью которой являются культурные нормы, культурные паттерны, культурные ориентации, культурные организации. Используя понятие "социокультурные системы", можно выделить различные типы этих систем в истории человечества. В настоящее время социология культуры является одной из наиболее важных и плодотворных областей культурологического знания.ЗаключениеПодводя итог вышесказанному, мы приходим к выводу, что появление социологии в России было связано со многими трудностями, главной из которых был, пожалуй, реакционный характер российского правительства. У них была возможность познакомиться с достижениями европейской мысли. Ведь, несмотря на цензуру, все основные работы известного западного социолога были переведены на русский язык и опубликованы в России с серьезными научными комментариями. Благодаря систематическому знакомству с мировым опытом и развитию мировых социальных наук российские социологи добились больших успехов. Однако несмотря на то, что на развитие социологии в России оказали влияние различные течения западной социологии, он тем не менее выдвинул ряд оригинальных теорий, которые объясняются особенностями развития российского общества. В некоторых случаях российские социологи идут дальше западных социологов и часто предсказывают, что западные социологи позже повторили, что они начали обсуждать этот вопрос раньше всех остальных, который вскоре начал приобретать международный характер и превратился в тему первой международной конференции.Процессы, которые происходили в основном в экономической сфере, и в связи с этим было необходимо знание общества как незаменимой взаимосвязанной системы, что стало главной причиной появления социологии в России.Практически каждый социолог в России XIX—начала XX веков рассматривал свое сознание и поведение в качестве основных критериев социального прогресса и, рассматривая это явление как одну из основных составляющих, являющихся предметом социологического исследования, прямо или косвенно обращался к проблеме индивида как социального существа. Важнейшей особенностью состояния и развития российской социологии в этот период является гуманистическое направление, человеческое измерение социальной науки.Список использованной литературыВорона В.А. Лев Платонович Карсавин // Автор. - 2023. - №1. - С. 5-18.Ворона В.А. Философия культуры Г. П. Федотова // Автор. - 2023. - №2. - С. 23-31.Шайхутдинова А.З. Семен Людвигович Франк // Автор. - 2023. - №4. - С. 9-18.Пивоварова Ю.В. российская социология XIX – начала XX веков // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:https://scienceforum.ru/2016/article/2016024484?ysclid=lq98jstzlb76687786»> https://scienceforum.ru/2016/article/2016024484?ysclid=lq98jstzlb76687786 (дата обращения: 17.12.2023).
1. Ворона В.А. Лев Платонович Карсавин // Автор. - 2023. - №1. - С. 5-18.
2. Ворона В.А. Философия культуры Г. П. Федотова // Автор. - 2023. - №2. - С. 23-31.
3. Шайхутдинова А.З. Семен Людвигович Франк // Автор. - 2023. - №4. - С. 9-18.
4. Пивоварова Ю.В. российская социология XIX – начала XX веков // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016024484?ysclid=lq98jstzlb76687786»> https://scienceforum.ru/2016/article/2016024484?ysclid=lq98jstzlb76687786 (дата обращения: 17.12.2023).