Навигационное планирование перехода от порта Беломорск до порта Вытегра.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Судостроение
  • 42 42 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 11.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные сведения о судне 4
2. Подбор карт, атласов, руководств, пособий для плавания и их корректура 6
3. Получение данных о путевой, навигационной, ледовой, гидрометеорологической и минной обстановке 12
4. Подъем карт 17
5. Изучение района плавания 18
6. Составление графического плана рейса 23
7. Расчет протяженности и продолжительности рейса 28
8. Выполнение предварительной прокладки 31
9. Составление плана перехода 33
11. Подготовка технических средств навигации 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 40
Фрагмент для ознакомления

Тогда, полное время Тс движения судна по ББК составит:Тс = T0 + Tx = 28.4 + 17.8 = 46.2 часаС учетом необходимости двигаться по ББК только в светлое время суток, и принимая длительность ночи (без белых ночей) как 10 часов с 21:00 до 07:00, и назначая выход судна из порта Беломорска в полночь назначенной даты начала рейса 15.10.2024 г. (когда белых ночей в регионе уже нет), получаем полную длительность Тсп перехода по ББК (в скобках – время хода, без скобок – ночь):Тск = 7 + (14) +10 +(14) +10 + (14) +10 +4.2 = 83.2 часаВремя движения судна Тоо с крейсерской скоростью Vк = 22 км/час по регулярному водоёму Онежского озера составит:Тоо = S2/Vк = 212/22 = 9.6 часовИ, наконец, полное время перехода от Беломорска до Вытегры Тбв составит:Тбв = Tск + Тоо = 83.2 + 9.6 = 92.8 часов.Видим, что общее время перехода определяется ходом по ББК. Выполнение предварительной прокладкиПредварительная прокладка перехода должна проводиться на картах максимально корректно, используя карты это возможно более крупного масштаба. При этом путь планируемого рейса должен быть нанесен с учетом установленных действующих путей движения как других судов, так и систем судовых сообщений со всеми службами управления движением судов в выделенных особых районах. Для обеспечения безопасности человеческих жизней на море, а также для безопасного и эффективного судовождения и защиты морской окружающей среды во время предполагаемого рейса или перехода, план обязательно должен включать следующие факторы: выбор безопасной скорости движения вблизи навигационных опасностей, лежащих на предполагаемом пути; учет маневренных характеристик своего судна, используя периодические замеры глубины; необходимые вариации скорости судна на пути его следования, к примеру - при ограниченном движении в ночное время, или в условиях ограниченной видимости из-за погодных условий; необходимость учета просадки судна на ходу; требуемый контроль минимальной глубины под килем на мелководье; предварительно намеченный перечень мест, где потребуется изменение готовности машин и механизмов; точки изменения курса с учетом циркуляции судна при запланированной скорости в условиях ожидаемого воздействия приливных и других течений; способ и частота определения местоположения, включая главные и второстепенные способы; четкое указание районов, в которых точность определения местоположения является особенно важной и где требуется максимальная надежность наблюдений и оборудования;эффективное использование систем управления движением (СУДС), систем контроля за движением судов; оперативное рассмотрение вопросов, касающихся планов действий в ситуациях, требующих необходимости отступления от плана: следование в порт-убежище на безопасную якорную стоянку или для оказания помощи в случае аварии, сама аварийная ситуация. Подробности и особенности плана должны быть ясно и явно обозначены и записаны надлежащим образом на картах, в рейсовом плане и/или в памяти бортового компьютера. В реальной обстановке на любом судне каждый план рейса или перехода, также как и все подробности этого плана, должны получить одобрение и утверждение капитана до начала рейса.Выполнение плана перехода осуществляется по завершении его подготовки, с учетом следующих факторов: состояние навигационного оборудования; соблюдения расчетного времени прибытия к контрольные точки; метеорологические условия; наличие опасных точек; движение других судов в районе плавания.План должен находиться на мостике. Реальное движение судна должно тщательно контролироваться на соответствие утвержденному плату. По предполагаемой трассе перехода могут быть районы, запретные для плавания, и районы, запретные для постановки на якорь и лова рыбы придонными орудиями лова. Имеются также районы учений военных кораблей, полигоны учебных мин и районы свалки взрывчатых веществ. Все упомянутые выше районы нанесены на карты; границы районов и указание об особенностях плавания в них должны быть приведены. Опасными районами также считаются те, где - происходят аварии, имеются опасные изобаты (линии равной глубины), либо совершаются расхождения параллельных судов. Опасные места на фарватере выделены черными конусами с желтой полосой, черными буями с красной полосой, белыми проблесковыми огнями. Курсы движения судна при переходе указаны в Таблице плана перехода, проведенном ниже, и выбирались из следующих соображений:В обход запретных районов, районов стрельб, учений и др. видов боевой подготовки.Руководствуясь указаниями лоции или Наставлениям по плаванию.Двигаться по своей полосе движенияНе приближаться к берегу без надобности. Не плавать вблизи от обозначенных навигационных опасностей. Делать меньше поворотов.Не совершать поворот вблизи навигационных опасностей. При плавании в узкостях с двусторонним движением двигаться по правой стороне. При этом, для безопасного плавания, на карте наносят:истинные курсы судна;оперативное время у точек поворота; отмечаются места на линиях пути: начало суток, перевода судовых часов, восхода и захода Солнца, донесений о своем месте с указанием адресата, открытия и скрытия маяков и других СНО.После выполнения графической предварительной прокладки производим «подъем» карты, т. е. выделение на карте сведений, обеспечивающих безопасное плавание. На день выхода из порта производим расчет прилива. Предварительная прокладка трассы судна на переходе Беломорск – Вытегра показана в Приложении 2 на общих видах ББК и Онежского озера. Составление плана переходаКаждый предстоящий рейс должен быть с планирован заблаговременно с учетом всей относящейся к этому рейсу информации [12-14]. Любой проложенный курс должен быть проверен до начала рейса.Старший механик, по консультации с капитаном, всегда должен заранее определять потребности предстоящего рейса. В счет идет как учет потребности в топливе, воде, смазочных материалах, химикатах, расходных и прочих запасных частях, так и в инструментах, запасах, а также любые другие потребности.Капитан каждого судна до начала любого рейса должен обеспечить планирование предполагаемого пути из порта отхода до первого порта захода с использованием надлежащих и подходящих карт и других навигационных пособий, необходимых для предстоящего рейса. Карты должны содержать точную, полную и откорректированную информацию в отношении тех навигационных ограничений и опасностей, которые имеют постоянный или предсказуемый характер и имеют отношение к безопасности плавания судна.По завершении проверки запланированного пути, необходимо принять во внимание всю относящуюся к этому пути информацию, а также запланировать путь так, чтобы он был проложен на соответствующих картах и был постоянно доступным для вахтенного помощника капитана. Вахтенный помощник обязан проверить проложенный путь до того, как судно ляжет на соответствующий курс.Если в ходе выполнения рейса капитаном принято решение об изменении следующего порта захода, находящегося на заранее запланированном пути, или если судну необходимо существенно отклониться от запланированного курса по иным причинам, то новый измененный курс должен детально прорабатываться до того, как судно существенно отклонится от первоначально запланированной линии движения.План перехода создается для обеспечения безопасности плавания. При составлении плана должна быть изучена вся информация, относящаяся к предполагаемому переходу: положение, состояние, оборудование судна; характеристики грузов; состояние экипажа и его документов; наличие карт, лоций, справочников, атласов и таблиц приливов и течений; метеорологическая информация; служба лоцманской проводки; а также информация о портах выхода и прибытия; интенсивность движения других судов по предполагаемому маршруту. План рейса должен включать в себя следующие факторы: Предварительная прокладка перехода должна проводиться на картах максимально корректно, используя карты возможно более крупного масштаба. При этом путь планируемого рейса должен быть нанесен с учетом установленных действующих путей движения как других судов, так и систем судовых сообщений со всеми службами управления движением судов в выделенных особых районах. Для обеспечения безопасности человеческих жизней на воде, а также для безопасного и эффективного судовождения и защиты окружающей среды во время предполагаемого рейса или перехода, план обязательно должен включать (не ограничиваясь только ими) такие факторы, как: выбор безопасной скорости движения вблизи навигационных опасностей, лежащих на предполагаемом пути; учет маневренных характеристик своего судна, используя периодические замеры глубины; необходимые вариации скорости судна на пути его следования, к примеру - при ограниченном движении в ночное время, или в условиях ограниченной видимости из-за погодных условий; необходимость учета просадки судна на ходу; требуемый контроль минимальной глубины под килем на мелководье; предварительно намеченный перечень мест, где потребуется изменение готовности машин и механизмов; точки предполагаемого изменения курса при запланированной скорости в условиях ожидаемого воздействия приливных и других течений; способ и частота определения местоположения судна, выделяя главные и второстепенные; указание районов, где точность позиционирования особенно важна и где требуется максимальная достоверность наблюдений и оборудования;эффективное использование систем управления движением (СУДС), систем контроля за движением судов; оперативное рассмотрение вопросов, касающихся планов действий в ситуациях, требующих необходимости отступления от плана: следование в порт-убежище на безопасную якорную стоянку или для оказания помощи в случае аварии, сама аварийная ситуация. Подробности и особенности плана должны быть ясно обозначены и записаны надлежащим образом на картах, в рейсовом плане и/или в памяти бортового компьютера. В реальной обстановке на любом судне каждый план рейса или перехода, также как и все подробности этого плана, должны получить одобрение и утверждение капитана до начала рейса.Выполнение плана перехода осуществляется по завершении его подготовки, с учетом следующих факторов: состояние навигационного оборудования; соблюдения расчетного времени прибытия к контрольные точки; метеорологические условия; наличие опасных точек; движение других судов в районе плавания. План должен находиться на мостике. Реальное движение судна должно тщательно контролироваться на соответствие утвержденному плату. Документальный план перехода показан в Приложении 2. Таблица дальностей и средних курсов между шлюзами показана в Приложении 2. Составление справочных материалов на рейсНа корабле, отправляющемся в рейс, должен быть комплект навигационных карт и лоций водоёмов, по которым осуществляется плавание. Сюда относятся лоция Онежского озера и лоция ББК, указанные выше.Кроме того, должен быть комплект эксплуатационной документации по оборудованию судна, включая сюда энергетическую установку, рулевое оборудование, основные системы корабля, средства связи и навигации. На корабле должны быть наставление, должностные инструкции членов экипажа. В части навигационного обеспечения должны находиться наставления штурмана, ПДМНВ, требования к планированию рейса в Резолюции Международной Морской Организации (ИМО) А.893 (21) «Руководство по планированию рейса» от 25 ноября 1999 г. Необходимо иметь реквизиты наземных служб, диспетчеров шлюзов по курсу, лоцманской службы, описания и контактную информацию по порту прибытия и его администрации. Комплект необходимых справочных материалов на судне комплектуется и уточняется по мере рейсового движения по разрабатываемому маршруту, в данном случае между портами Беломорск и Вытегра. Подготовка технических средств навигацииСредства навигации будем делить на бортовые и береговые. На Онежском озере имеется широко развитая сеть берегового навигационного оборудования. Многочисленные маяки и светящие знаки, установленные на его берегах и островах, позволяют надёжно определить место судна при приближении к берегу. Почти все опасности, лежащие вблизи основных рекомендованных путей следования судов, ограждаются светящими и несветящими буями и вехами. Сложные в навигационном отношении форватеры, проходящие среди островов и опасностей, оборудованы светящими и несветящими створами [4, 7, 11].Ограждение опасностей на Онежском озере производится по системе МАМС. Ограждение сторон и осей части форватеров, некоторых узких проходов и рейдов производится по речной системе (ГОСТ 3373-73, ГОСТ 13311-74). Буи и вехи снимаются при первом появлении льда и выставляются по мере очищения озера от льда.На основных судоходных трассах в наиболее важных местах рядом со светящими буями дополнительно выставляются ледовые буи, которые снимаются для ремонта в летнее время. В период белых ночей (с 1 июня по 5 июля) все светящие средства навигационного оборудования прекращают своё действие, за исключением светящих знаков.Береговые и плавучие средства навигационного оборудования на ББК соответствуют Межгосударственному стандарту «Знаки навигационные внутренних судоходных путей» (ГОСТ 26600-98).Навигационное оборудование состоит в основном из створов и отдельных береговых знаков – металлических и деревянных маяков высотой от 14 до 22 м и светящихся знаков виде пирамид высотой до 14 м. Плавучие знаки имеют самостоятельное значение только на отдельных участках, где нет створов.На Беломорско-Балтийском канале направление течения принято по направлению от Онежского озера к Белому морю. Правая сторона судового хода ограждена красными цилиндрическими буями. Левая сторона судового хода ограждена белыми коническими буями. Нумерация буёв – нечётная с левой стороны и чётная с правой стороны судового хода.На берегах канала, вблизи уреза воды, устанавливаются светоотражающие знаки «Путевой огонь», показанные на рисунке 17 в Приложении 1. Причём, на левом берегу знаки имеют белый, а на правом – красный цвета. Огни береговых знаков и буёв действуют с 1 августа до закрытия навигации, устанавливаются по мере очищения канала ото льда и снимаются при его появлении.Речные вехи на основном судовом ходу озёр имеют надводную высоту не менее 2 метров.В ледовых условиях на ББК можно ориентироваться по ледовым сигарообразным буям, которые устанавливаются на сложных участках пути рядом со штатными буями. Задача безопасной навигации на ББК решается также лоцманской службой, осуществляющей проводку судов как по Онежскому озеру, так и по водоёмам канала. Лоцмана можно принять на борт как в г. Вытегра, так и на Повенецком рейде и в самом Беломорске. Диспетчерское регулирование движения судов по озеру и ББК осуществляется по радиосвязи диспетчерами Медвежьегорска, Повенецкого и Сосновецкого районов. Судовые средства навигацииКак говорилось выше – судно имеет следующие средства навигации [2]:Навигационное оборудование судна включает в себя – пеленгатор РЕ31-1; лаг Аскания», компас и эхолот;Радиооборудование состоит из радиостанции RFT-1410.2A2; передатчиков средних и коротких волн; широковолнового радиоприемника; узла судовой трансляции; бортовой телефонной станции. Подготовка указанных технических средств к рейсу производится в плановом порядке, согласно утверждённому графику планово-предупредительных работ, специально подготовленным персоналом, с записью в журнале установленного образца.Общие требования к подготовке технических средств навигации, установленных на суднерегламентируются рекомендациями по несению штурманской службы РШС-89.При использовании автоматизированных регистрирующих устройств навигационных комплексов частота регистрации данных устанавливается в зависимости от района плавания, скорости судна и периодичности его маневров. Во всех случаях регистрируются все обсервации по спутниковым данным.Выбор способа определения места судна в конкретном районе обусловливаются ограничениями возможностей судовых технических средств и способов навигации, а также необходимой точностью обсервации и временем на ее выполнение.Плавание по Беломорско-Балтийскому каналу имеет свои особенности. Главная из них – это сочетание озёрных и речных условий плавания, которые связаны с резким изменением метеорологической обстановки на пути судна.При сквозном плавании по главной трассе водного пути Беломорско-Балтийского канала условия судоходства существенно меняются. Судно здесь неоднократно проходит через шлюзы, идёт по узким каменистым каналам, совершает переход по озёрам.Всё это требует от судоводителя всесторонней подготовки и опыта плавания в различных условиях.Затруднительными для судоходства являются:Водораздельный канал (1140,6 – 1146,3 км),Каналы между шлюзами №12 и №13, №14 и №15,Участок от шлюза №17 до шлюза №19. Судовой ход здесь ведёт по узким каналам и прорезям, в стеснённых каменистых местах с малыми глубинами за кромкой судового хода и предельными радиусами закругления (участок между шлюзами №18 и №19).Скорость движения по искусственным каналам не должна превышать 8 км/час на участках пути между шлюзами №1-5, №12-13, №14-15, №18-19 и в водораздельном канале. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе выполнения квалификационной работы исследованы основные характеристик судна, назначенного к переходу по рассматриваемому маршруту.Изучен и освоен порядок подбора карт и руководств для перехода, а также необходимой оперативной и справочной информации, включая подъём карт.Рассмотрен порядка изучения района плавания на данном примере.Составлены графический и документальный плана перехода, выполнены оценки протяженности и продолжительности рейса. Освоен порядок подготовки средств навигации к рейсу. Полученные знания будут использованы в будущей производственной практике, включая освоение навигации водных путей Северных регионов.ЛИТЕРАТУРАЦБНТИ Минречфлота. Справочник по серийным транспортным судам. | Проект "Красное Сормово" в 3D SKP (vk.com) (дата доступа 09.01.2024);Информация по теплоходу. Электронный ресурс. URL: Теплоход «Господин Великий Новгород» (latti.ru), https://www.locman.net/646.htm, Теплоход «Господин Великий Новгород» (latti.ru), 646 (russrivership.ru)(дата доступа 09.01.2024);Лоция Онежского озера. Электронный ресурс. URL: Лоция Онежского озера (archive.org), От устья реки Вытегра до Повенецкого рей | yachtservic(sailingonego.wixsite.com)(дата доступа 09.01.2024);Атлас. Электронный ресурс. URL:Атлас единой глубоководной системы европейской части РСФСР: Карты: Том 4 - Беломоро-Балтийский канал: РСЛ :: Российская спиннинговая лига (rspin.com)(дата доступа 09.01.2024);Международная Конвенция ПДМНВ 78/95, гл. VIII, (разд. АVIII/2);Информация по ББК. Электронный ресурс. URL:Untitled Document (narod.ru)(датадоступа 09.01.2024);Информация про Онежское озеро. Электронный ресурс. URL:Onega-lake-map-deep.jpg (4250×6006) (krugobaikal.ru)(дата доступа 09.01.2024);Информация о Вытегре. Электронный ресурс. URL:Вытегра — Википедия (wikipedia.org)(дата доступа 09.01.2024);Информация о ББК. Электронный ресурс. URL:Беломорско-Балтийский канал — Википедия (wikipedia.org)(дата доступа 09.01.2024);Информация про Онежское озеро. Электронный ресурс. URL:Онежское озеро — Википедия (wikipedia.org)(дата доступа 09.01.2024);Лоция ББК. Электронный ресурс. URL:Лоция. 5. Беломорско-Балтийский судоходный канал (livejournal.com)(дата доступа 09.01.2024);Резолюция А 893 «Руководство по планированию рейса» от 25 ноября 1999 г. [1] и в Международной Конвенции ПДМНВ 78/95 [2], гл. VIII, (разд. АVIII/2).«Наставление по штурманской службе на судах речного флота»;«Штурманская работа при подготовке к рейсу»);Липатов, И.В. Судоходный шлюз: Учебно-методическое пособие к выполнению расчетно-графических работ и дипломному проектированию для студентов очного и заочного обучения специальностей 2402 «Судовождение», 270800 «Строительство» и 180500 «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» / И.В. Липатов, М.А. Матюгин, Д.А. Мильцын – Н.Новгород: Издательство ФБОУ ВПО ВГАВТ, 2014, - 68 с.;


1. ЦБНТИ Минречфлота. Справочник по серийным транспортным судам. | Проект "Красное Сормово" в 3D SKP (vk.com) (дата доступа 09.01.2024);
2. Информация по теплоходу. Электронный ресурс. URL: Теплоход «Господин Великий Новгород» (latti.ru), https://www.locman.net/646.htm, Теплоход «Господин Великий Новгород» (latti.ru), 646 (russrivership.ru) (дата доступа 09.01.2024);
3. Лоция Онежского озера. Электронный ресурс. URL: Лоция Онежского озера (archive.org), От устья реки Вытегра до Повенецкого рей | yachtservic(sailingonego.wixsite.com) (дата доступа 09.01.2024);
4. Атлас. Электронный ресурс. URL: Атлас единой глубоководной системы европейской части РСФСР: Карты: Том 4 - Беломоро-Балтийский канал: РСЛ :: Российская спиннинговая лига (rspin.com) (дата доступа 09.01.2024);
5. Международная Конвенция ПДМНВ 78/95, гл. VIII, (разд. АVIII/2);
6. Информация по ББК. Электронный ресурс. URL: Untitled Document (narod.ru) (дата доступа 09.01.2024);
7. Информация про Онежское озеро. Электронный ресурс. URL: Onega-lake-map-deep.jpg (4250×6006) (krugobaikal.ru) (дата доступа 09.01.2024);
8. Информация о Вытегре. Электронный ресурс. URL: Вытегра — Википедия (wikipedia.org) (дата доступа 09.01.2024);
9. Информация о ББК. Электронный ресурс. URL: Беломорско-Балтийский канал — Википедия (wikipedia.org) (дата доступа 09.01.2024);
10. Информация про Онежское озеро. Электронный ресурс. URL:Онежское озеро — Википедия (wikipedia.org) (дата доступа 09.01.2024);
11. Лоция ББК. Электронный ресурс. URL: Лоция. 5. Беломорско-Балтийский судоходный канал (livejournal.com) (дата доступа 09.01.2024);
12. Резолюция А 893 «Руководство по планированию рейса» от 25 ноября 1999 г. [1] и в Международной Конвенции ПДМНВ 78/95 [2], гл. VIII, (разд. АVIII/2).
13. «Наставление по штурманской службе на судах речного флота»;
14. «Штурманская работа при подготовке к рейсу»);
15. Липатов, И.В. Судоходный шлюз: Учебно-методическое пособие к выполнению расчетно-графических работ и дипломному проектированию для студентов очного и заочного обучения специальностей 2402 «Судовождение», 270800 «Строительство» и 180500 «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» / И.В. Липатов, М.А. Матюгин, Д.А. Мильцын – Н.Новгород: Издательство ФБОУ ВПО ВГАВТ, 2014, - 68 с.;