Конституция РФ 1993г. история создания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 36 36 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 30.04.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Понятие конституции
1.1.Понятие и сущность конституции.
1.2.Функции Конституции
Глава 2. Особенности Конституции РФ 1993 г.
2.1. Основные черты и особенности Конституции РФ 1993 г.
2.2. Порядок принятия и изменения Конституции РФ.
2.3. Сочетание представительной и непосредственной демократии по Конституции 1993 г.
2.4. Законодательство о чрезвычайном положении в РФ.
Заключение
Список литературы:


Фрагмент для ознакомления

В сжатом виде можно выделить следующие особенности структуры и содержания Конституции РФ 1993 г.
Особенность Конституции 1993 г. в сравнении с предшествующими - она совсем не закрепляет хотя бы основы системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Конституция в ст. 77 гласит, что эта система органов субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с #M12291 841502509основами конституционного строя#S РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
#S#M12291 9004937Конституция #Sсостоит из Раздела первого - это ее основной текст, и Раздела второго "Заключительные и переходные положения". Раздел первый делится на 9 глав.
#G0В #M12291 9004937Конституции #S1993 г. имеется #M12293 1 9004937 1540216064 85 849136387 1429494040 4 2834554320 970532908 1265885411глава 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". #SСогласно #M12293 0 9004937 1265885411 7616778 495777935 10 2184527281 4 991826209 1126311801ст.134 предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ #Sмогут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.
В соответствии с Конституцией (ст. 8) в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка #M12291 841500923конкуренции#S, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ 1993 г. отражает ценности мирового сообщества и эволюцию подхода нашей страны к основам статуса личности. Особенностью конституционного регулирования, которая была заложена еще в ряде новых актов Союза ССР, далее в актах РФ, а теперь нашла отражение в действующей Конституции РФ, является отражение в конституционных конструкциях новой концепции основных прав и свобод – это является изменением по сравнению с предыдущей Конституцией.
В главе 3 "#M12291 841501735Федеративное устройство#S" учтено то, что Россия - федерация, имеющая три вида субъектов - #M12291 841501161республики#S (государства), #M12291 841502346национально-территориальные образования - автономная#S #M12291 841502678область#S, #M12291 841500255автономные округа#S, территориальные (или территориально-государственные) образования - #M12291 841501016края#S, области, #M12291 841501605города федерального значения#S.
Конституция 1993 г. четко определяет, что субъекты РФ являются равноправными друг с другом и в отношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 ч.ч. 1 и 4). Конституция оттеняет принцип единства государства. #S
В главе 4 "#M12291 841500148Президент Российской Федерации#S" отражены такие важнейшие элементы и возможности Президента, чего не было раньше.
В разделе втором четко обозначен приоритет данной #M12291 9004937Конституции #Sперед предыдущими. Если ей не соответствуют положения #M12291 841501739Федеративного договора#S, других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоры между органами власти субъектов - действуют положения #M12291 9004937Конституции РФ. #SЗаконы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу #M12291 9004937Конституции, #Sприменяются в части, не противоречащей ей.
Согласно разделу второму сохраняли свои полномочия действующие органы государственной власти. Для Государственной Думы и Совета Федерации первого созыва срок полномочий определялся в два года. Депутаты Государственной Думы сразу начинали осуществлять свои полномочия на постоянной основе, а для депутатов Совета Федерации первого созыва предусматривалась возможность осуществлять свои полномочия на непостоянной основе.
2.3. Сочетание представительной и непосредственной демократии по Конституции 1993 г.

#G0Представительная демократия #M12291 841502075#S - понятие #M12291 841500943конституционного права#S, имеющее составные части. Это наличие системы избираемых представительных органов государственной власти или #M12291 841500105местного самоуправления#S, а также #M12291 841501527выборных#S #M12291 841502278должностных лиц#S #M12291 841501644государства#S или #M12291 841500105местного самоуправления#S, т.е. речь идет об органах, состоящих из лиц, каждый из которых представляет часть населения либо все население соответствующей территории, является выразителем их интересов (#M12291 841502097депутат#S, президент, #M12291 841502025губернатор#S, глава #M12291 841502434муниципального образования#S). Многие исследователи связывают представительную демократию #M12291 841502075#S только с представительными #M12291 841501719учреждениями#S - #M12291 841502568парламентами#S, собраниями депутатов и т.д. В настоящее время это не совсем точно, поскольку население в РФ избирает многих должностных лиц, и они также представляют его интересы. Другое дело, что каждый избирается для осуществления специально обозначенных функций - и представительные органы, и должностные лица. Подменять назначение друг друга они не вправе.
#G0Непосредственная демократия #M12291 841502075#S - понятие, охватывающее совокупность форм и средств (институтов) непосредственного осуществления #M12291 841502472народом#S в РФ принадлежащей ему власти. Основу н.д. составляет #M12291 9004937Конституция РФ, #Sст. 3 которой гласит, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы #M12291 841500105местного самоуправления#S. Высшим непосредственным выражением власти народа являются #M12291 841501166референдум#S и свободные #M12291 841501527выборы#S.
Помимо референдумов и выборов институтами народные депутаты являются также народные обсуждения проектов важных государственных и территориальных #M12291 841501171решений#S и #M12291 841501442законов#S, #M12291 841502553петиции#S, #M12291 841502204народные инициативы#S, собрания (сходы) граждан по месту их жительства.
В науке #M12291 841500943конституционного права#S принято делить институты народных депутатов на две группы: императивного и консультативного характера.
В том же значении, что и народные депутаты, употребляются понятия "прямая демократия", "непосредственное #M12291 841502330народовластие#S".
#G0#S#M12291 9004937Конституция 1993 г. #Sсостоит из Раздела первого - это ее основной текст, и Раздела второго "Заключительные и переходные положения". Раздел первый делится на 9 глав.
#G0В главе 1 "#M12291 841502509Основы конституционного строя#S" Конституция отражает следующую характеристику конституционного строя России: #G0#M12291 841502075демократия#S как основа образа жизни в России и ее #M12291 841500062политического режима#S.
#G0В главе 5 "Федеральное Собрание" Конституция РФ закрепила основы его статуса как #M12291 841502568парламента#S РФ, представительного и #M12291 841500615законодательного органа#S РФ.
Она предпочла принципу равенства палат принцип верхней и нижней палаты. В Конституции возможности парламента как бы ограничены двумя функциями - #M12291 841500143представительства#S народа и законотворчества. На самом деле Федеральное Собрание и его палаты осуществляют и другие функции - участвуют в высшем руководстве делами страны, в формировании ряда государственных органов и назначении определенного круга #M12291 841502278должностных лиц#S, в парламентском контроле. В этом состоит сочетание представительной и непосредственной демократии.
Нижняя палата - Государственная Дума по Конституции работает на профессиональной постоянной основе, состоит из 450 #M12291 841502097депутатов#S Половина из них избирается по мажоритарной системе по #M12291 841502737одномандатным избирательным округам#S, другая - по пропорциональной системе по спискам политических партий и движений. Верхняя палата - Совет Федерации формируется по принципу вхождения в нее по два представителя от каждого субъекта РФ - от представительного и #M12291 841500795исполнительного#S органов государственной власти. Конституция предопределяет, что палаты обязаны работать самостоятельно. В #M12291 841500617законодательном процессе#S все начинается с рассмотрения проекта закона в ГД, передаче принятого ею закона в СФ и одобрении его верхней палатой, после чего закон поступает к Президенту РФ для обнародования и опубликования. Каждая следующая инстанция в рассмотрении закона может не согласиться с мнением предшественников. В этом случае позиции согласовываются либо соответственно ГД или же ГД и СФ принимают закон не простым большинством голосов, а не менее чем двумя третями.
#G0Конституция 1993 г. совсем не закрепляет хотя бы основы системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Конституция в ст. 77 гласит, что эта система органов субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с #M12291 841502509основами конституционного строя#S РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
#G0В #M12291 9004937Конституции #S1993 г. имеется #M12293 1 9004937 1540216064 85 849136387 1429494040 4 2834554320 970532908 1265885411глава 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". #SСогласно #M12293 0 9004937 1265885411 7616778 495777935 10 2184527281 4 991826209 1126311801ст.134 предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ #Sмогут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.
Таким образом, по Конституции 1993г. представительная и непосредственная демократия сочетаются между собой.
2.4. Законодательство о чрезвычайном положении в РФ.

#G0Чрезвычайное положение - один из #M12291 841500767институтов #M12291 841500943конституционного права#S#S, особый режим деятельности органов государственной власти и управления, #M12291 841500138предприятий#S, #M12291 841501719учреждений#S и организаций, допускающий установленные специальным #M12291 841501442законом#S ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных #M12291 841502718обязанностей#S. Ч.п. вводится обычно в случае крупных общественных беспорядков, внутренних вооруженных конфликтов, а также стихийных бедствий и технологических катастроф. В РФ, согласно действующей #M12291 9004937Конституции, #Sразличаются собственно чрезвычайное и #M12291 841501459военное положение#S, режим которых устанавливается федеральным #M12291 841500952конституционным законом#S. До их принятия, в части не противоречащей #M12291 9004937Конституции, #Sпродолжает действовать #M12291 9002788Закон РСФСР "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 #Sг., который регулирует комплекс общественных отношений, связанных с введением чрезвычайного положения. Правом введения чрезвычайного положения наделен Президент РФ. #M12291 841501689Указ#S Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению #M12291 841500387Советом#S #M12291 841501740Федерации#S Федерального Собрания РФ.
В соответствии с Законом РФ "О чрезвычайном положении" режим чрезвычайного положения вводится для обеспечения нормализации обстановки, восстановления #M12291 841500602законности#S и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи. В этих условиях, как правило, ограничиваются некоторые права граждан.
Основаниями введения режима чрезвычайного положения являются: 1) попытки насильственного изменения #M12291 841500957конституционного строя#S, #M12291 841502211массовые беспорядки#S, сопровождаемые #M12291 841501667убийствами#S, насилием, погромами; межнациональные конфликты; #M12291 841501346блокада#S отдельных территорий, местностей, населенных пунктов, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;
2) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные #M12291 841500248аварии#S, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Режим чрезвычайного положения может вводиться на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях. Срок действия режима чрезвычайного положения, вводимого на всей территории России, не может превышать тридцати суток, а вводимого в отдельном регионе (местности, городе) - шестидесяти суток.
В соответствии со #M12293 0 9002788 1265885411 24572 4294967262 413036973 2799557007 3643380912 1126311823 3464ст.24 Закона "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 #Sгода в режим чрезвычайного положения могут быть включены на время его действия меры по обеспечению жизнедеятельности населения: особый порядок доставки и распределения питьевой воды, продуктов питания, медикаментов, топлива, предметов первой необходимости, противоэпидемические меры: установление карантина, принудительная госпитализация опасных для окружающих больных, дезинфекция помещений и т.п.
Нарушение гражданами и #M12291 841502278должностными лицами#S режима чрезвычайного положения влечет применение #M12291 841502265мер административного пресечения#S и #M12291 841500278административной ответственности#S по ст.ст. 158, 165, 166, 1661, 1711, 172 и др. КоАП.
#G0Согласно #M12293 0 9004937 1265885411 26144 77 4294960712 4228753664 4251889295 2697443001 2483551668ст. 76 ч. 3 Конституции 1993 г. #Sфедеральные законы РФ не могут противоречить Федеральному Конституционному Закону. Наряду с другими вопросами Федеральный Закон содержит вопрос #G0о #M12291 841501831чрезвычайном положении#S (ст.ст. 88; #M12293 1 9004937 1265885411 25516 77 4294967262 1136587311 3643380912 1126311823 222556#S ч. 2). В ст. #M12293 0 9004937 1265885411 25516 77 4294967262 1136587311 3643380912 1126311823 222556 ч. 1 Конституции #Sговорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты #M12291 841500957конституционного строя#S в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным Федеральным Конституционным Законом, так и Федеральным Конституционным Законом о чрезвычайном положении.



Заключение
Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что ей не может противоречить ни один федеральный закон или иной нормативно-правовой акт, принимаемый в Российской Федерации. При наличии таких противоречий действует Конституция РФ. Дела о несоответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, иных нормативно-правовых актов разрешает Конституционный Суд РФ. Решения Конституционного Суда РФ о несоответствии того или иного нормативного акта Конституции РФ являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Прямое действие Конституции означает, что установленные ею нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений. В их применении не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы.
Конституция РФ действует на всей территории России и является обязательной для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Нарушение конституции признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к уголовной, административной либо иной юридической ответственности.
Конституция характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона, а, кроме того, подлежат одобрению органами законодательной (представительной) власти не менее чем 2/3 субъектов федерации.
Предложения о внесении изменений, дополнений в главы 1, 2, 9 Конституции рассматриваются Конституционным Собранием либо выносятся на всенародное голосование - референдум.
Список литературы:
1. Нормативно-правовые и другие официальные документы
1.Конституция Российской Федерации. М., 1996.
2.О конституционном суде Российской Федерации. Федеральный Конституционный Закон от 21 июля 1994г. \\ Собрание законодательства. 1994. № 13.
3.О правительстве Российской Федерации. Федеральный Конституционный Закон от 17 декабря 1997г.\\ Собрание законодательства РФ. 1997. №51.
4.О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия. Постановление Пленума Верховного суда от 31.10. 1995г.\\ Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. №1.
5.О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ. Федеральный Закон от 4 марта 1998г. \\ Российская газета. 1998. 10 марта.

2.Специальная литература
1. Конституция Российской Федерации. Комментарий \ Под. Ред. Б.Н. Топорнина. М., 1994. С. 594.
2.Конституция Российской Федерации. Комментарий. \ Под ред. Окунькова Л.А. М.,1996. С. 624.
3. Окуньков Л.А. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М, 1995.С.317.
4. Конституция Российской Федерации. Комментарий. \Под ред. Кудрявцева Ю.В. М., 1996. С.594.
5. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. \ Под ред. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. М., 1996. С.509.
6 Конституционное право России. Учебник. \ Под ред. Козловой Е.Н., Кутафина О.Е. М., 1999. С.543.
7. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С.450.
8.Бутько Л.В. Современная конституционная реформа: теория и практика. Монография. СПб., 1997. С.351.
9.Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан. СПб., 1998. С. 383.
10. Права человека. М., 1999. С.526.
11. Тихомиров Ю.А. Конституционное законодательство России. М,1999.С.481.

1 Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М., 1996. С. 5
2 Конституционное право: Восточно- европейское обозрение. 1994. № 3-4. С. 42
3 Тиунова Л.Б. Право. Конституция. Правовое государство. Автореферат дисс. на соискание ученой степени д.ю.н.СПб., 1992. С. 21
4 Коваленко А.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М., 1994. С. 18
1 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. С. 27.
1 Мицкевич А.В. Становление основ нового конституционного строя в Р.Ф.// Государство и право. 1992. № 8 С.10
1 Тихомиров Ю.А. Конституционное законодательство России. М., 1999. С. 10
1 Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 143
2 Ковачев Д.А. Очерки конституционного права иностранных государств. С. 14
1 Бутько Л.В. Современная конституционная реформа. С.86

1 Бутько Л.В. Современная конституционная реформа. С. 105
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 1 ч. 1.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 7 ч. 1.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 14.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 10.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 17 ч. 2.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 18.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 80 ч. 2.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 4 ч. 2.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 15 ч. 1.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 15 ч. 1.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 6.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 72 п. «а».
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 18.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 66 ч. 1.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 66 ч. 2.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 66 ч. 5.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 66 ч. 3.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 66 ч. 4.
Конституция РФ. М., 2003. Ст. 77 п. «н».












39

1. Нормативно-правовые и другие официальные документы 1.Конституция Российской Федерации. М., 1996. 2.О конституционном суде Российской Федерации. Федеральный Конституционный Закон от 21 июля 1994г. \\ Собрание законодательства. 1994. № 13. 3.О правительстве Российской Федерации. Федеральный Конституционный Закон от 17 декабря 1997г.\\ Собрание законодательства РФ. 1997. №51. 4.О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия. Постановление Пленума Верховного суда от 31.10. 1995г.\\ Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. №1. 5.О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ. Федеральный Закон от 4 марта 1998г. \\ Российская газета. 1998. 10 марта.
2.Специальная литература
1. Конституция Российской Федерации. Комментарий \ Под. Ред. Б.Н. Топорнина. М., 1994. С. 594.
2.Конституция Российской Федерации. Комментарий. \ Под ред. Окунькова Л.А. М.,1996. С. 624. 3. Окуньков Л.А. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М, 1995.С.317. 4. Конституция Российской Федерации. Комментарий. \Под ред. Кудрявцева Ю.В. М., 1996. С.594. 5. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. \ Под ред. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. М., 1996. С.509. 6 Конституционное право России. Учебник. \ Под ред. Козловой Е.Н., Кутафина О.Е. М., 1999. С.543. 7. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С.450. 8.Бутько Л.В. Современная конституционная реформа: теория и практика. Монография. СПб., 1997. С.351. 9.Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан. СПб., 1998. С. 383.
10. Права человека. М., 1999. С.526. 11. Тихомиров Ю.А. Конституционное законодательство России. М,1999.С.481.

Вопрос-ответ:

Когда была принята Конституция РФ 1993 года?

Конституция РФ 1993 года была принята 12 декабря 1993 года.

Какие функции выполняет Конституция РФ 1993 года?

Конституция РФ 1993 года выполняет следующие функции: организационно-правовая, политико-правовая, нормативная, охранительная, контрольная, организационная, легитимационная.

Какие особенности и черты есть у Конституции РФ 1993 года?

Основными чертами и особенностями Конституции РФ 1993 года являются: принцип верховенства Конституции; предельный характер ограничений прав и свобод; сочетание представительной и непосредственной демократии; федеративное устройство государства; союз с другими государствами; и многое другое.

Какое законодательство о чрезвычайном положении действует в РФ?

В РФ действует Федеральный закон "О чрезвычайном положении".

Как изменяется Конституция РФ?

Изменения в Конституцию РФ вносятся Федеральным собранием РФ в порядке и по основаниям, предусмотренным Конституцией РФ или федеральным законом.

Какие функции выполняет Конституция РФ 1993 года?

Конституция РФ 1993 года выполняет следующие функции: определяет основы государственного устройства, гарантирует права и свободы человека, устанавливает принципы деятельности органов государственной власти, налагает обязанности на граждан, предоставляет основы для создания системы органов государственной власти и управления, а также регулирует вопросы реализации и защиты конституционных норм.

Какие основные черты и особенности имеет Конституция РФ 1993 года?

Основные черты и особенности Конституции РФ 1993 года включают: гарантию свобод и прав человека и гражданина, принцип разделения властей, установление федеративного строя, признание принципов многопартийности и многообразия форм собственности, создание системы контроля за деятельностью органов власти, регулирование вопросов о гражданстве и территориальной организации, а также гарантию социальных и экономических прав граждан.

Какой порядок принятия и изменения Конституции РФ?

Принятие и изменение Конституции РФ осуществляется путем проведения референдума, на котором граждане РФ высказывают свое мнение относительно проекта Конституции. Для принятия изменений требуется две трети голосов от числа граждан, принявших участие в референдуме. Внесение изменений в Конституцию происходит путем принятия соответствующего федерального конституционного закона.

Каким образом Конституция РФ 1993 года сочетает представительную и непосредственную демократию?

Конституция РФ 1993 года сочетает представительную и непосредственную демократию путем установления принципов представительства на всех уровнях власти, а также предоставления возможности гражданам напрямую участвовать в выборах органов государственной власти и решении важных вопросов общественной жизни через референдумы и общественные слушания.

Какая история создания Конституции РФ 1993 года?

Конституция РФ 1993 года была принята на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года. Предшествующая конституция, принятая в 1978 году, была действительной до принятия новой Конституции. Создание Конституции РФ 1993 года было долгим процессом, связанным с политическими изменениями в стране и развалом СССР. В 1990-1993 годах проводились переписи населения, проводились общенациональные и региональные выборы, где формировалось законодательное собрание, идейно ориентированное на создание новой Конституции. Проекты Конституции прошли глубокую дискуссию и обсуждение в общественных и политических организациях. На основе полученных результатов была разработана окончательная версия Конституции, которая была принята на референдуме.