Изучение основ цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 66 66 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 13.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – НАУКА О ЦВЕТЕ И КОЛОРИСТИКЕ 7
1.1 Общее понятие о цвете, основные понятия и законы цветоведения 7
1.2 Закономерности и проблемы восприятия цвета младшими школьниками 13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 19
2.1 Анализ современных программно—методических материалов по изобразительному искусству (модуль «Живопись»: основы цветоведения) 19
2.2. Обобщение опыта работы педагогов—практиков по изучению цветоведения (модуль «Живопись»: основы цветоведения) 25
2.3 Разработка конспектов уроков и методических рекомендаций по теме: «Цвет. Основы цветоведения» 38
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
— Вы можете использовать мазки, которые я вам показала— я желаю вам удачи, пожалуйста, приступайте. — слушают и анализируют речь учителя— приступают к выполнению работы К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь.7. Рефлексия На уроке сегодня нужно было выполнить следующие задания: рисование пейзажа с использованием различных мазков и цветов.Ответ на вопрос о мазках и цветах зависит от контекста, в котором происходит беседа. Если вы уточните, о каком именно уроке идет речь, я смогу предоставить более конкретную информацию.Цвета, которые помогают изобразить пейзаж, могут быть различными, их выбор зависит от предпочтений художника и особенностей конкретного пейзажа. Например, для изображения неба могут использоваться голубые и белые оттенки, для деревьев — зеленые, коричневые и другие землистые тона, для воды — синие или голубые цвета.Цвета, называемые "тихими", обычно относятся к бледным, нежным оттенкам, которые создают ощущение спокойствия и гармонии. Это могут быть светло-голубой, бледно-розовый, светло-желтый и др.Спасибо, мы старались на уроке и рады, что вам понравилось. Сейчас мы будем приводить в порядок свои рабочие места и готовиться к следующему занятию.До новых встреч! Если у вас возникнут еще вопросы, не стесняйтесь задавать.— нарисовать пейзаж— волна, дождик, пятнышко— тихие цвета— тихими мы называем цвета, в которые добавлена серая краскаУмение анализировать результаты труда своего и одноклассниковТехнологическая картаурокапоосновамцветоведенияво2классе «Локальныйцветиегооттенки».Цельурока:ознакомитьспонятиемлокальныйцвет,выполнитькомпозициюбукетцветовизоттенководногоизлокальныхцветов.Задачиурока:Научитьсоздаватьоттенкилокальногоцвета. Развитьудетейвнимание,способностьвиденияградацийцветавживописи,многообразияцветовыхоттенков.Воспитыватьусидчивость,целеустремленность,эстетическийвкус,удовлетворениеотэкспериментированиясцветом.Планируемые образовательные результаты для учащихся:Умеют: классифицировать цвета по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.Знают: свойства цвета, как планировать деятельность в учебной ситуации.Владеют: навыками определения свойств цвета.Ход урокаЭтапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся1. Мотивация познавательной деятельности учащихся— Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Анна Викторовна. Очень рада нашему знакомству! Сегодня нас ждет большая и интересная творческая работа! Любопытно посмотреть на ваши шедевры. Уверенна, что результаты ваших стараний превзойдут даже самые лучшие мои ожидания! Пожелаем друг другу удачных работ и совершенствования своих способностей! Настраиваются на работу, приветствуют друг друга, высказывает добрые пожелания друг другу, эмоционально настраиваются на урок,дают первоначальную оценку своим способностям. 2. Актуализация необходимых знаний учащихсяРебята, вы уже знакомы с теплыми цветами. Цвета красно—желтые воспринимаются, как теплые. Потому что они присущи таким вещам, как огонь, солнечный свет. Т.е. тем предметам на которые смотришь и становится тепло. Давайте посмотрим на свои краски и отберем именно баночки с теплыми цветамиОтвечают на вопросы, подводят к теме урока.Самостоятельно выделяют и формулируют цели урока (что знают, что нового узнают, чему научатся). Имеют представление о многообразии форм изображения предметного мира.3. Организация познавательной деятельности учащихся.Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним направлением в нетрадиционной технике работы с красками. Работа ватными палочками В прошлом учебном году вы уже пробовали работать в этой технике. Нас окружают так много вещей, вроде бы не связанных с рисованием, но мы можем ими воспользоваться. Вот сейчас и посмотрим, что из этого получится. Приступим к простому и интересному упражнению.За окном весна. Природа просыпается от зимней спячки. День стал длиннее, солнышко светит ярче. Центральным персонажем нашей сегодняшней работы станет милая овечка! Выполним декоративное изображение овечки. В основе цветового решения – конечно же теплые цвета, а на цветовое решение главной героини мы возьмем желтую краску и охру. И вместо кисти возьмем ватные палочки. Благодаря ватным палочкам овечка получится пушистой. Чтобы нашей овечке было не скучно нарисуем желтым цветом солнышко и вокруг поле с цветами (их мы сделаем тоже ватными палочками)Получают краткие сведения по актуальной теме урока. Анализируют, выявляют взаимосвязь света и цвета, влияние окружающей среды на цвет. Расширяют знания о специфике распределения света по объемной форме, воздушной перспективе и влияние среды на цвет. Планируют и осуществляют свою деятельность в учебной ситуации, сверяясь с заданными критериями и наглядностью.Практическая работаИндивидуальная работа (20 мин.) Каждый выполняет работу в соответствии с поставленной задачей, получая новые оттенки заданного цвета.Во время практической работы учитель осуществляет: 1) контроль организации рабочего места учащихся и исправности рабочего материала;2) контроль правильности выполнения работы;3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;4) контроль объёма и качества выполненной работы.Используют полученные знания, выполняют по заданной теме задание, используя необходимые художественные средства.Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осознают грамотность цветового решения.По завершению практической работы осуществляют сравнение работ по критериям:целостность композиции; соразмерность (наличие воздуха – беспредметного пространства в листе), выразительность и красочность; аккуратностьвыполнения работы.Овладевают умением творческого виденияхудожника.4. Рефлексия— С чем мы сегодня познакомились?— Что нового для себя узнали и открыли?— Кому было трудно и почему?— Над чем вам ещё необходимо поработать? Излагают своё мнение в диалоге, делают выводы, осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации. Осознают, что уже усвоено и что ещё необходимо освоить.Соотносят свои результаты с целью урока, рассуждают о неудачах и успехах.Таким образом, можно сделать вывод, разбираясь в вопросах цветоведения и обладая знаниями о структуре уроков по данной теме, мы сможем помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. Преподаватели, знакомые с программным содержанием и способами применения уроков по цветоведению, смогут создавать законченные и цельные уроки, которые встраиваются в общую систему обучения и нацелены на достижение общих задач данного предмета.Изучение цветоведения обогащает опыт художественного восприятия мира у детей и дает положительное влияние на качество их творческих работ. Это помогает им развиваться духовно, обогащаться внутренне и развивать художественный вкус и творческое воображение.ВЫВОДЫПО2ГЛАВЕВФГОСпредставленыпланируемыерезультатыизученияизобразительномуискусству(поцветоведениюв1—4кл.):научитьсяразличатьосновныеисоставныетеплыеихолодныецвета;изменятьихэмоциональнуюнапряженностьспомощьюсмешиваниясбелойичернойкрасками;использоватьихдляпередачихудожественногозамыславсобственнойучебно—творческойдеятельности.Младшиешкольникиусваиваютвсеосновныеэлементыцветоведения,которыемогутприменятькакнаурокахизобразительногоискусства,такинаурокахтехнологии.Обобщая опыт педагогов, мы пришли к выводу, чтоуделяяособоевниманиецветовомувосприятию младших школьников отмечается,чтодетиспособнынетолькоквосприятиюцвета,ноикосознанномуиспользованиюегоприсозданииэмоциональнозначимыхдлянихобразов.Вдетскихрисункахприсутствуетособаявыразительность.Такимобразом,работанаправленанаподдержаниепостоянногоинтересаребенкакхудожественнойдеятельности.Каждый преподаватель должен знать структуру уроков по обучению основам цветоведения, программное содержание и правильно его применять.Каждый урок должен быть законченным, цельным и в тоже время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.Это значительно обогащает их опыт художественного восприятия мира и положительно влияет на качество творческих работ. Помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое воображение.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗанятияпоцветоведениюдействительно могут оказывать положительное влияние на школьников по множеству причин. Вот несколько способов, как занятия по цветоведению могут оказывать пользу для их жизни и здоровья:Развитие эстетического восприятия: Изучение цветов и их взаимодействия помогает детям стать более восприимчивыми к окружающей красоте. Они научатся оценивать и ценить разнообразие цветов, форм, текстур и композиций, что может развить их способность видеть и наслаждаться прекрасным.Психическая устойчивость: Занятия по цветоведению могут способствовать развитию психической устойчивости у учеников. Работа с цветом может помочь им лучше понять и выразить свои эмоции, а также развить умение самостоятельно регулировать свое настроение. Цвета имеют эмоциональные ассоциации, и использование различных цветовых комбинаций может влиять на настроение и эмоциональное состояние человека.Формирование активности и креативности: Изучение цветов способствует развитию творческого мышления у учащихся. Они могут экспериментировать с разными цветами, создавать свои собственные цветовые гармонии и выражать свою индивидуальность через использование цвета в их художественных работах.Позитивное преобразование эмоций: Работа с цветами может помочь детям преобразовывать негативные эмоции в позитивные. Например, использование ярких и живых цветов может вызвать чувство радости и веселья, а использование спокойных и нежных цветов может помочь успокоиться и расслабиться.Самостоятельное занятие художественной деятельностью: Изучение цветов и произведений искусства предоставляет детям возможность познакомиться с различными формами художественного выражения и вдохновиться на самостоятельную творческую деятельность. Они могут продолжить заниматься рисованием, живописью, дизайном и другими формами искусства в дальнейшем.Суммируя, изучение цветов и цветоведения может оказывать положительное влияние на жизнь и здоровье школьников, способствуя их эстетическому развитию, психической устойчивости, активности и креативности, а также помогая преобразовывать эмоции и вдохновлять на художественную деятельность.Физиологическая основа восприятия цвета и его связь с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями и мыслительными процессами обуславливают сложность этого явления. Восприятие цвета происходит благодаря работе различных структур глаза, нервной системы и мозга.Очевидно, что наши сенсорные ощущения цвета неразрывно связаны с двигательной активностью. Например, человек способен фокусировать свое внимание на определенные объекты или цвета, взаимодействовать с ними или даже реагировать на них движениями. Эта взаимосвязь между цветовым восприятием и двигательной деятельностью укрепляется с детства, когда дети изучают мир через игру, рисование и другие активности.Кроме того, эмоциональные переживания играют важную роль в восприятии цвета. Цвета могут вызывать различные эмоции и ассоциации, и эти эмоциональные реакции могут влиять на восприятие окружающей среды. Например, теплые и яркие цвета, такие как красный или оранжевый, могут ассоциироваться с энергией и стимулировать активность, в то время как прохладные и спокойные цвета, такие как синий или зеленый, могут вызывать чувство спокойствия и расслабления.Мыслительные процессы также играют роль в восприятии цвета. Наш мозг анализирует и интерпретирует визуальные сигналы, которые поступают от глаза, и создает смысловое представление о цвете. Это включает в себя распознавание и классификацию цветов, а также ассоциации, которые мы связываем с определенными цветами.Изучение цвета в контексте цветоведения имеет большое значение для воспитания школьников. Оно помогает развивать эмоциональность, творческое мышление и художественную выразительность. Уроки по цветоведению дают возможность детям почувствовать себя художниками и выразить свои мысли и чувства через цвет. Кроме того, изучение цветоведения помогает детям понять, как цвета влияют на нас и наше восприятие мира вокруг нас.Эмоциональное развитие учащихся имеет важное значение для формирования их самостоятельного подхода к применению художественных умений, знаний и навыков в цветоведении. Эмоции играют ключевую роль в творческом процессе и могут влиять на восприятие и интерпретацию искусства.Когда школьники развивают свои эмоциональные навыки, они могут лучше понимать и выражать свои чувства через художественные средства, такие как цвет. Это способствует более глубокому восприятию и анализу произведений искусства, а также позволяет школьникам улучшить свои художественные навыки.Развитие эмоциональной интеллектуальности также способствует развитию творческого мышления, что делает учебные и художественные задачи более интересными и мотивирующими. Школьники, чье эмоциональное развитие хорошо развито, имеют больше возможностей для самовыражения и экспериментирования с цветом, что открывает перед ними новые пути и возможности в творческом процессе.Таким образом, эмоциональное развитие школьников играет важную роль в формировании их способности применять художественные умения, знания и навыки в цветоведении для успешного выполнения учебных и художественных задач.ВФГОСпредставленыпланируемыерезультатыизученияизобразительномуискусству(поцветоведениюв1—4кл.):научитьсяразличатьосновныеисоставныетеплыеихолодныецвета;изменятьихэмоциональнуюнапряженностьспомощьюсмешиваниясбелойичернойкрасками;использоватьихдляпередачихудожественногозамыславсобственнойучебно—творческойдеятельности.Младшиешкольникиусваиваютвсеосновныеэлементыцветоведения,которыемогутприменятькакнаурокахизобразительногоискусства,такинаурокахтехнологии.Результаты работы педагогов показывают, что цветовое восприятие имеет большое значение для младших школьников. Они не только способны видеть и различать цвета, но и осознанно использовать их в своих рисунках и творческих проектах.Младшие школьники проявляют особую выразительность в своих детских рисунках, используя разные цвета для передачи эмоционального содержания. Цвета могут быть использованы для выражения радости, грусти, страха или любой другой эмоции, которую ребенок хочет выразить. Это позволяет детям создавать эмоционально значимые образы и вовлекаться в художественную деятельность более глубоко.Помимо этого, работа с цветом может также способствовать развитию других навыков у детей, таких как координация движений, воображение, внимание к деталям и т.д. Поэтому, уделяя особое внимание цветовому восприятию и его использованию, педагоги помогают развивать множество аспектов творческого мышления и детской личности в целом.Каждый учитель должен знать структуру уроков по обучению основам цветоведения, программное содержание и правильно его применять.Каждый урок должен быть законченным, цельным и в тоже время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫАгостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 2002.– 181с.Алёхин А. Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа : [учеб. пособие]. М.: Просвещение, 2011.– 231 с.Алёхин А. Д. Когда начинается художник: [книга для учащихся].М.: Просвещение, 2013.– 165 с.Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителей. — М., 1984.– 177 с.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.–392 с.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Психология. (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова) .—М.:»Прогресс»,1978—180 с.Башаева Т.В.«Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук». – Ярославль, «Академия развития» 1999 г.ВальдесОдриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественнойдеятельности: метод. пособие — М.; Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.Вартанов А.В. Цветовое семантическое пространство; автореф. дисс. докт. псих. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.– 15 с.Виноградова Н.В. Развитие художественно—образного восприятия учащихся ДШИ в живописи натюрморта // Искусство и образование. – 2009. – №1. – С.115—121Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 2004.– 320 с.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 2006.– 573 с.Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.Ершова А. П. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками: [книга для учителя]. М.: Просвещение, 2012.– 241 с.Живопись / Пер. с англ.; Оформл. А. Кузнецова. — М.: «Астрель», АСТ, 2001.Журнал педагог [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/632620 (дата обращения 18.11.2023)Зайцев. А. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 2006.– 158 с.Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей, 2012.–262 с.Измайлов И.А. Восприятие цвета./Автореф. дисс. конд. псих. наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005.– 21 с.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учеб. под редНеменского Б.М. 1—4 классы.– М.: Просвещение, 2011.Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. —М. : издатель Аронов, 2001. — 136 с.Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М. 1995.Кузин B. C. Методика преподавания изобразительного искусства в младшем школьном возрасте: [пособие для учителей]. М.: Просвещение, 2009.– 276 с.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — М., 1984.Литвинова О.В. Развитие цветовосприятия детей в процессе знакомства с произведениями прикладного искусства // Интернет—журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014.– № 6.– С.26—28.Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М.: Просвещение, 2005.– 177 с.Марченко Е.О единых закономерностях восприятия произведений разных видов искусства // Искусство в школе. – 2018. – № 2. – С. 4—7.Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. Сред. И высш. Пед. учеб. завед., — М. 2001. Миронова Л. Цветоведение. Минск :Выш. шк., 2014.– 154 с.Мухина В.С. Возрастная психология. — М. 2001.Неменский Б.М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1–8 кл. М.: Просвещение, 2022.– 204 с.Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... Учебное издание . Библиотека художника. пер. с англ. У. Сапциной — М.: Астрель: АСТ, 2007.Планируемые результаты начального общего образования/[Л. Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой .— 3—е изд. — М.: Просвещение, 2011.— 120с.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Изо. В 2 ч. Ч.2. —4—е изд., перераб.: Просвещение, 2022.Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учебное пособие. — Издательство: Издательство Михайлова В.А., 2020. – 196 с.Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Просвещение, 2011.– 217 с.Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: [3—е изд., доп. И перераб.] М.: Агар, 2010.– 188 с.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: [учебное пособие для студ. пед. вузов]. М.: Издательский центр «Академия», 2013. –368 с.Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы : рабочая программа / Н. М. Сокольникова. — М. : Дрофа ;Астрель, 2017 — 117 с.ПРИЛОЖЕНИЕ АТехнологическая карта урока 2 класса на тему:Цвет.Основыцветоведения.Цели:расширитьпонятиеоцветевживописи,основахцветоведения:цветовомкруге,основных,составных,теплыхихолодныхцветах,контрастеинюансе,насыщенностицветаиегосветлоте;учитьприменятьполученныезнаниявпрактическойработе;развиватьцветочувствительность,образноемышление,наблюдательность;совершенствоватьнавыкиработыкрасками;прививатьинтересилюбовькизобразительномуискусству.Задачиурока:обучающие:—познакомитьспонятиемцветоведения— какнаукаоцвете;—познакомитьспонятиямиосновныеисоставныецвета,ахроматическиеихроматическиецвета,теплыеихолодныецвета;развивающие:—развиватьтворческийихудожественныйвкус,наблюдательность;—развиватьумениявыражатьсвоитворческиезамыслы;—развиватьумениянаходитьгармоническиецветовыесочетания;в)воспитывающая:—воспитыватьхудожественныйвкус;Планируемые результатыПредметные: Знают: о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства.Умеют: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.Владеют умением выражать свои творческие замыслы.Основныепонятия:«цветоведение», «цветовойкруг», «насыщенностьцвета», «хроматическиецвета», «ахроматическиецвета»Методы:словесные,наглядные,практические.Типурока:комбинированныйРесурсы:мультимедийнаяпрезентация,листформатаА4,простойкарандаш,акварель,гуашь,палитра,кисти.ХодурокаЭтапДеятельностьучителяДеятельностьучащихсяРесурсы1.Организационныймомент.Приветствиеучащихся.—Ребята,натаблице «Нашенастроение» изображенытриличика—смайликавразномнастроении:1.улыбающийся,2.равнодушный,3.грустный.Уменясейчаснастроениехорошее,ярадавасвидеть.Акакоенастроениеувас?Укогонастроениесоответствуетсмайлику№1,№2,№3?Почему?Янадеюсь,чтонашасовместнаяработавампонравится,инастроениепоокончанииурокаувсехбудетпрекрасным.Приветствиеучителя.Отвечаютнавопросы.Мультимедийнаяпрезентация2.ВведениевтемуурокаСкажи,скажи,художник,Какогоцветадождик,Какогоцветаветер,Какогоцветавечер?СкажикакогоцветаЗима,весна,илето?Ребята,акаквыдумаете,очеммысегоднясвамибудемговорить?Оцвете3.Объявлениетемыицелиурока.Теманашегоурока:Цвет.Основыцветоведения.Фантазийноеизображениесказочногоцарстваограниченнойпалитрой «ЦарствоСнежнойкоролевы», «Изумрудныйгород».Мультимедийнаяпрезентация.4.Мотивацияучебнойдеятельности.Мывидиммирцветным,ицветоказываетнанасогромноевоздействие.Цветстольсложноеизагадочноеявление,чтоегоизучаютмногиенауки,причем,ссовершенноразныхпозиций.Физикаизучаетэнергетическуюприродуцвета,математика–способыизмеренияцвета,биология–значениецветавжизнедеятельностиживотныхирастений.Дляхудожникавидимыйцветноймир–этомирнашихжизненныхпереживаний,нашихчувствипредставленийокрасоте.СлушаютучителяМультимедийнаяпрезентация5.ИзучениеновогоматериалаЦвет–одноизсамыхвыразительныхсредстввискусстве.Цветоведение–наукаоцвете.Ребята,видимлимывтемнотецвета?Толькокогдавглазапопадаютлучисолнечногоилиэлектрическогосвета–световыеволны,унасвозникаетощущениецвета.Чтотакоецвет?Цвет—дитясвета.Свет—эточастныйслучайэлектромагнитногоизлучения.Светраспространяетсяволнами,которыеотражаютсяилипоглощаютсяповерхностьюпредметов.Световыеволнынеимеютцвета,цветвозникаеттолькопривосприятииэтихволнчеловеческимглазом.Короткиеволныдаютощущениекрасныхижелтыхцветов,аболеедлинные–синихифиолетовых.Историяоткрытияцветовогоспектра.В1676годуфизикИсаакНьютонспомощьютрёхграннойпризмыразложилбелыйсолнечныйсветнацветовойспектр,которыйсодержал7цветов:красный,оранжевый,желтый,зеленый,голубой,синийифиолетовый(радуга).Еслиразложитьэтицветавгоризонтальнуюцветовуюлинию,тополучимкартинкуцветовогоспектра,которуюспособенувидетьчеловеческийглаз.Заграницейкрасногоифиолетовоголежатневидимыечеловеческимглазомцвета—инфракрасныйиультрафиолет.ДляудобстваработыхудожниковизвидимогоцветовогоспектрабылсозданЦВЕТОВОЙКРУГ—геометрическийпорядокцветов,содержащийосновные(первичные),составные(вторичные)итретичныецвета.Основныепонятиявцветоведении.—Ахроматическиецветаотличаютсядруготдругатолькопоодномупризнаку—посветлоте(светло—серыйилитемно—серый).Хроматическиецвета,кромеотличияпосветлоте,характеризуютсяещедвумяглавнымипризнаками—цветовымтономинасыщенностью.Хроматическиецветаусловноделятнатеплыеихолодные.Ктеплымотносятсяжелто—краснаячастьспектра,акхолодным—сине—голубая.Своенаименованиетеплыхихолодныхэтигруппыцветовполучили:одни—поассоциациисцветомсолнцаиогня,другие—поассоциациисцветомнеба,водыильда.Фиолетовыйизеленыйцветазанимаютпромежуточноеположениеивразличныхконкретныхслучаях,взависимостиотсочетания,могутбытьотнесенытоктеплым,токхолодным.Ковсякомухроматическомуцветуможноподобратьдругойтакойцвет,которыйвсмесиспервымдастахроматическийцвет(практическиблизкийкчерному).Такиепарыцветовназываютсядополнительными.Так,кмалиново—красномудополнительнымбудетзелено—голубой,кжелто—зеленому—пурпурно—фиолетовыйит.д.Практическипарытакихдополнительныхцветоввцветовомкругележатдиаметральнопротивоположно.Цвета(желтый,красный,синий)которыеневозможнополучитьсмешиваниемкаких—либокрасокназываютосновными.Цветакоторыеможнополучитьотсмешиванияосновныхкрасок,ихназываютсоставнымиДляпростотыинаглядностибылпридуманцветовойкруг.Изсмешениятрёхосновныхцветоврождаетсявсёцветовоебогатствомира.Проведявцветовомкругедиаметрчерезсерединужёлтогоцвета,можноопределить,чтопротивоположенныйконецдиаметрапройдётчерезсерединуфиолетовогоцветаНапротиворанжевогорасположенсинийцвет.Такимобразом,легкоопределитьпарыцветовкоторыеназываютдополнительными.Чтотакоенасыщенностьисветлота.Изсмешениятрёхосновныхцветоврождаетсявсёцветовоебогатствомира.Цветоваягармония.Втеориицветацветовойкругсодержитвсебевсецвета,видимыечеловеком,отфиолетовогодокрасного.Цветовойкругпоказывает,какцветасвязанымеждусобой,ипозволяетопределятьпоопределённымправиламгармоничноесочетаниеэтихцветов.Черный,белыйисерыйнеобозначенынацветовомкруге,таккак,строгоговоря,онинеявляютсяцветамиВцветовыхсхемахприведеныгармоничныесочетанияцветов.Нет.Отвечаютнавопросы.Внимательнослушаютучителя.МультимедийнаяпрезентацияФизминутка6.Практическоезадание.Упражнение «Цветовыеассоциации».Альбомныйлистнужноразделитьпростымкарандашомна4части.Вкаждомизполучившихсяпрямоугольниковнеобходимоподобратьцветовыепятна,соответствующиеодномуизчетырехвременгода.Композиция «Сказочныйгород».Сегоднявамнужноизобразитьсвоифантазийныегородаистраныприпомощиоттенковсближенных,родственныхцветовтеплойилихолоднойцветовойгаммы,взависимостиоттого,какаявамподойдетдлявыполненияпоставленнойцели.ВыможетепридуматьсказочныйИзумрудныйгород,ДворецСнежнойкоролевы,Розовуюстрану,Странузолотогосолнцаит.д.Посмотрите,пожалуйста,навариантыкомпозиций.Подумайте,накакомформате(вертикальном,горизонтальном)лучшезакомпоноватьобъектизображения.Дворцыигородаизображайтеизразличныхкомбинацийгеометрическихфигур.(Учительприпомощипедагогическогорисункадемонстрируетнадоскепримерпостроениядворца).ВыполняютзаданиеоченьбыстроВыполняютработуМультимедийнаяпрезентация,листА4,краски7.РефлексияучебнойдеятельностинаурокеВыставкаработ.Учительвыделяетнаиболееудачныеработы.проверяетсянастроениеуребят.—Ребята,натаблице «Нашенастроение» изображенытриличика—смайликавразномнастроении:1.2.3.Учащиесяпредставляютудоскисвоифантазийныекомпозиции,совместносучителеманализируютиоцениваютих.Мультимедийнаяпрезентация.Работыучеников.
2. Алёхин А. Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа : [учеб. пособие]. М.: Просвещение, 2011.– 231 с.
3. Алёхин А. Д. Когда начинается художник: [книга для учащихся].М.: Просвещение, 2013.– 165 с.
4. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителей. — М., 1984.– 177 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. –392 с.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Психология. (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова) .—М.:»Прогресс»,1978—180 с.
7. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук». – Ярославль, «Академия развития» 1999 г.
8. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие — М.; Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.
9. Вартанов А.В. Цветовое семантическое пространство; автореф. дисс. докт. псих. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.– 15 с.
10. Виноградова Н.В. Развитие художественно—образного восприятия учащихся ДШИ в живописи натюрморта // Искусство и образование. – 2009. – №1. – С.115—121
11. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 2004.– 320 с.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
13. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 2006.– 573 с.
14. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
15. Ершова А. П. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками: [книга для учителя]. М.: Просвещение, 2012.– 241 с.
16. Живопись / Пер. с англ.; Оформл. А. Кузнецова. — М.: «Астрель», АСТ, 2001.
17. Журнал педагог [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/632620 (дата обращения 18.11.2023)
18. Зайцев. А. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 2006.– 158 с.
19. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей, 2012.–262 с.
20. Измайлов И.А. Восприятие цвета./ Автореф. дисс. конд. псих. наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005.– 21 с.
21. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учеб. под ред Неменского Б.М. 1—4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
22. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. — М. : издатель Аронов, 2001. — 136 с.
23. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М. 1995.
24. Кузин B. C. Методика преподавания изобразительного искусства в младшем школьном возрасте: [пособие для учителей]. М.: Просвещение, 2009.– 276 с.
25. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — М., 1984.
26. Литвинова О.В. Развитие цветовосприятия детей в процессе знакомства с произведениями прикладного искусства // Интернет—журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014.– № 6.– С.26—28.
27. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М.: Просвещение, 2005.– 177 с.
28. Марченко Е.О единых закономерностях восприятия произведений разных видов искусства // Искусство в школе. – 2018. – № 2. – С. 4—7.
29. Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. Сред. И высш. Пед. учеб. завед., — М. 2001.
30. Миронова Л. Цветоведение. Минск : Выш. шк., 2014.– 154 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. — М. 2001.
32. Неменский Б.М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1–8 кл. М.: Просвещение, 2022.– 204 с.
33. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... Учебное издание . Библиотека художника. пер. с англ. У. Сапциной — М.: Астрель: АСТ, 2007.
34. Планируемые результаты начального общего образования/[Л. Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой . — 3—е изд. — М.: Просвещение, 2011.— 120с.
35. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Изо. В 2 ч. Ч.2. —4—е изд., перераб.: Просвещение, 2022.
36. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учебное пособие. — Издательство: Издательство Михайлова В.А., 2020. – 196 с.
37. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Просвещение, 2011.– 217 с.
38. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: [3—е изд., доп. И перераб.] М.: Агар, 2010.– 188 с.
39. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: [учебное пособие для студ. пед. вузов]. М.: Издательский центр «Академия», 2013. –368 с.
40. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы : рабочая программа / Н. М. Сокольникова. — М. : Дрофа ;Астрель, 2017 — 117 с.