Роль лексико-фразеологических упражнений на уроке русского языка
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 14.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение
Глава 1. Теоретические основы лексико-фразеологических упражнений: анализ и классификация
Глава 2. Практическая реализация роли лексико-фразеологических упражнений на уроке русского языка
Заключение
Список литературы и ссылки
Это могут быть упражнения на аудирование, чтение, письмо, устную речь и игры.Контроль и коррекция.После завершения упражнений, преподаватель проводит проверку понимания новой лексики и фразеологии, а также коррекцию ошибок, если таковые имеются.Важно учитывать возрастную группу учащихся, их уровень владения языком, а также особенности учебной группы, чтобы выбрать наиболее эффективные упражнения и методики работы.Рассмотрим результаты обучения на примере конкретных уроков русского языка с использованием лексико-фразеологических упражнений.Урок 1:Цель: Знакомство с русскими фразеологизмами и их использование в речи.Методы: Преподаватель представляет учащимся новые фразеологизмы и объясняет их значения. Далее студенты упражняются в использовании этих фразеологизмов в контексте примеров предложений.Результаты: Студенты показали интерес к изучению новых фразеологизмов и активно участвовали в упражнениях. Было замечено, что студенты успешно внедряли новые выражения в свою речь после урока.Урок 2:Цель: Расширение словарного запаса студентов с использованием словосочетаний.Методы: Студентам были предложены упражнения на составление словосочетаний с использованием новых слов. Далее они работали в парах, обсуждая и объясняя значения данных словосочетаний.Результаты: Студенты продемонстрировали улучшение своих навыков в составлении словосочетаний, их умение использовать новые слова в контексте.Урок 3:Цель: Понимание фонетических особенностей русского языка.Методы: Учащимся были предложены упражнения на произношение и правильное ударение в русских словах и фразах.Результаты: Студенты продемонстрировали улучшение своего произношения и ударения в русском языке, что помогло им сделать свою речь более четкой и понятной.Таким образом, использование лексико-фразеологических упражнений позволило студентам улучшить свои навыки владения русским языком, расширить свой словарный запас, улучшить произношение и понимание фразеологических выражений.Критерии оценки эффективности использования лексико-фразеологических упражнений.Объем словарного запаса: оценка эффективности использования лексико-фразеологических упражнений может быть определена по расширению словарного запаса учащихся. Чем больше новых слов и фраз они запоминают и используют в речи, тем выше эффективность упражнений.Корректность использования: оценка эффективности также включает анализ правильности и корректности использования слов и фраз в контексте. Учащиеся должны уметь применять новый лексико-фразеологический материал в соответствии с грамматическими правилами и стилистическими нюансами.Способность использовать выражения в речи: оценка эффективности также включает оценку умения учащихся использовать выученные лексико-фразеологические единицы в устной речи. Они должны быть способны адекватно и свободно применять новые слова и фразы в различных ситуациях общения.Письменная продукция: эффективность использования лексико-фразеологических упражнений также может быть оценена по качеству письменных работ учащихся. Успешное применение новых слов и фраз в письменной речи указывает на эффективность упражнений.Оценка роста: мерой эффективности также может быть рост продуктивности и качества речи учащихся после проведения лексико-фразеологических упражнений. Сравнение до и после результатов может показать увеличение словарного запаса и улучшение навыков использования новой лексики.В целом, эффективность использования лексико-фразеологических упражнений оценивается по объему нового лексического материала, его корректности использования в речи и письме, а также способности учащихся применять его в различных коммуникативных ситуациях.Для проведения сравнительного анализа результатов обучения учащихся на уроке русского языка с использованием и без использования лексико-фразеологических упражнений, давайте представим, что мы имеем две группы: Группа A (с использованием упражнений) и Группа B (без использования упражнений).Шаг 1: Определение Целей УрокаПрежде всего, определим цели урока. Предположим, что цель урока заключается в улучшении словарного запаса, понимания фразеологизмов и их использования в письменной и устной речи.Шаг 2: Разработка УрокаГруппа A:На уроке с использованием лексико-фразеологических упражнений учитель мог провести разнообразные задания, такие как ассоциации с фразеологизмами, составление предложений с использованием новых выражений, ролевые игры и диалоги.Группа B:В другой группе учитель мог использовать традиционные методы, фокусируясь на чтении и грамматике, но без акцента на лексико-фразеологические упражнения.Шаг 3: Проведение УрокаОбе группы провели свои уроки в соответствии с заданной методикой.Шаг 4: Оценка РезультатовГруппа A:Студенты из Группы A, занимавшиеся с использованием лексико-фразеологических упражнений, могли проявить улучшения в следующих аспектах:Расширение словарного запаса.Лучшее понимание и использование фразеологизмов в текстах и разговорной речи.Улучшенная способность ассоциировать и применять выражения в контексте.Группа B:Студенты из Группы B, не занимавшиеся с использованием лексико-фразеологических упражнений, могли продемонстрировать следующие результаты:Возможное улучшение в области грамматики и чтения.Однако, возможно, они могли испытывать трудности в использовании выражений и фразеологизмов в речи.Шаг 5: Сравнительный АнализСравнив результаты обеих групп, мы можем сделать выводы о том, как использование лексико-фразеологических упражнений влияет на уровень владения языком. Группа A, вероятно, покажет более высокий уровень владения лексикой и способностью использовать фразеологизмы в речи.Шаг 6: Выводы и РекомендацииНа основе сравнительного анализа результатов, учителя могут сделать выводы о том, что включение лексико-фразеологических упражнений может быть эффективным методом для улучшения навыков русского языка у учащихся. Рекомендации могут включать в себя интеграцию таких упражнений в будущие уроки и адаптацию методики для повышения результативности обучения.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной курсовой работе была проведена аналитическая и сравнительная характеристика различных подходов к лексико-фразеологическим упражнениям на уроках русского языка. Были проанализированы различные методы и приемы, используемые учителями для закрепления и расширения словаря учащихся.В ходе исследования было выяснено, что лексико-фразеологические упражнения не только способствуют расширению словарного запаса и пониманию идиом, но и сильно взаимодействуют с другими типами упражнений, обогащая разносторонние навыки изучения русского языка.Расширение содержания обучения русскому языку в школе за счет включения лексики и фразеологии вызвало появление новой области методики преподавания русского языка – методики лексики и фразеологии, которая стала элементом структуры нашей науки, наряду с ранее сложившимися ее областями.Слова литературного языка по-разному используются в функциональных стилях из-за того, что они имеют (или не имеют) эмоциональную и стилистическую окраску. Изучение этой темы имеет как познавательные (воспитательные), так и практические цели. К познавательным целям работы над лексикой и фразеологией относятся формирование научного мировоззрения у учащихся, а также развитие у них эстетического языкового идеала. Связь языка с жизнью общества наиболее ярко проявляется в словаре: появление нового слова требует слова для его определения, изъятие из употребления какого-либо объекта, явление предполагает постепенное забвение слова, послужившего его названием.Особое значение имеет развитие лексико-семантического представления о слове у учащихся, которое проявляется в их умении различать лексическое значение в слове (в отличие от грамматических значений) и создавать семантические (смысловые) связи данного слова с другими словами. Овладение навыками правописания тесно связано с усвоением ряда сведений о слове. Таким образом, понимание структурной и семантической близости слов обеспечивает поддержку при выборе тестовых вариантов написания. Знакомство с синонимами и антонимами облегчает работу над формированием навыков слитного и раздельного письма не с именными частями речи и наречиями:развитие активного словаря;контекстуальное понимание;улучшение навыков общения;фиксация лексики в памяти;повышение языковой компетенции;развитие культурного контекста;повышение интереса к языку.Основными преимуществами использования лексико-фразеологических упражнений являются их активная и интерактивная форма, которая позволяет активизировать речевую деятельность учащихся и стимулировать их интерес к изучению русского языка. Благодаря разнообразию упражнений и игровых форм, учащиеся могут эффективно и с удовольствием учиться новым словам и фразеологическим оборотам.Также в работе был обнаружен положительный эффект использования лексико-фразеологических упражнений на развитие познавательных функций учащихся. Это связано с тем, что при выполнении таких упражнений дети должны активировать уже изученные лексические единицы, а также приобретать новую информацию о значениях и использовании различных слов и выражений.Таким образом, можно сделать вывод о важности лексико-фразеологических упражнений на уроке русского языка. Они являются эффективным средством для усвоения и закрепления новой лексической информации, а также развития речевых и познавательных навыков учащихся. Рекомендуется активно использовать данные упражнения в практике преподавания русского языка и включать их в различные учебные задания и игры для эффективного обучения иностранцев и русских говорящих студентов.Развитие функциональной грамотности – это непрерывный процесс, осуществляемый на протяжении всей жизни человека. Ее основы закладываются в юном возрасте, поэтому формирование этой группы компетенций является одной из важнейших задач на этапе общего начального образования. Концепция функциональной грамотности основана на международно признанных исследованиях PISA, где среди базовых компонентов указана грамотность, развитие которой осуществляется в большей степени по предметам гуманитарного цикла.В рамках изучения русского языка в начальной школе функциональную грамотность следует рассматривать как способность адаптироваться и функционировать во внешней среде, используя знание родного языка, т.е. способность младшего школьника использовать навыки чтения и письма для взаимодействия с обществом.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАмосова Н. Н. Основы английской фразеологии: Дис.... д-ра филол. наук.-Л., 1961. С.73.Архангельский В. Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. – Ростов-на-Дону, 1964. С.121–137.Гаврин С. Г. Фразеология современного русского языка. – Пермь, 1974. С.21–46.Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествие в страну слов :-М., Дрофа, 1995.-320с.: ил.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку.: Пособие для учителя. – 2-е. изд., испр.и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207с. Добровольский Д. О. Типология идиом // Фразеография в машинном фонде русского языка. – М., 1990. С.48–64. Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. Уч. пособие для пединститутов. М., «Просвещение», 1978.-160с. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980. – 447с.Журавлев, А.М. Лексикология современного русского языка. – СПб: Питер, 2010. Захаров, В.П. Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 2014. Кунин А. В. Курс фразеологии современного английского языка. – М.: Феникс+, 1996. С.16.Лебедева, О.П. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 2007.Максимова, Л.В. Работа с идиомами на уроках русского языка: пособие для учителей. – М.: Инфра-М, 2011.Методылингвистических исследований // Общее языкознание / Отв. ред. Б-А. Серебренников. – М., 1973. С.258Михельсон М.И. Русская мысль и речь: Опыт русской фразеологии. М.: Терра, 1994. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М.: Высшая школа, 1990. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л., 1977. Осокина О. Фразеология [Текст]; русский язык дидактический материал / О Осокина, Е. Сидорова // Начальная школа – 2007 - №.11 – с.20 – 26. Полякова А.В. Учебник русского языка (1-3) – М.: Просвещение, 1995.Столярова, Е.Д. Фразеологический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2006. Фомина М.И. Современный русский язык .Лексикология. Уч. для ин-тов- 2е.изд. испр. и доп. –М., Высш. шк., 1983.- 335с.
2.Архангельский В. Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. – Ростов-на-Дону, 1964. С.121–137.
3.Гаврин С. Г. Фразеология современного русского языка. – Пермь, 1974. С.21–46.
4.Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествие в страну слов :-М., Дрофа, 1995.-320с.: ил.
5.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку.: Пособие для учителя. – 2-е. изд., испр.и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207с.
6.Добровольский Д. О. Типология идиом // Фразеография в машинном фонде русского языка. – М., 1990. С.48–64.
7. Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. Уч. пособие для пединститутов. М., «Просвещение», 1978.-160с.
8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980. – 447с.
9.Журавлев, А.М. Лексикология современного русского языка. – СПб: Питер, 2010.
10.Захаров, В.П. Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 2014.
11.Кунин А. В. Курс фразеологии современного английского языка. – М.: Феникс+, 1996. С.16.
12.Лебедева, О.П. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 2007.
13.Максимова, Л.В. Работа с идиомами на уроках русского языка: пособие для учителей. – М.: Инфра-М, 2011.
14.Методы лингвистических исследований // Общее языкознание / Отв. ред. Б-А. Серебренников. – М., 1973. С.258
15.Михельсон М.И. Русская мысль и речь: Опыт русской фразеологии. М.: Терра, 1994.
16. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М.: Высшая школа, 1990.
17. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л., 1977.
18. Осокина О. Фразеология [Текст]; русский язык дидактический материал / О Осокина, Е. Сидорова // Начальная школа – 2007 - №.11 – с.20 – 26.
19. Полякова А.В. Учебник русского языка (1-3) – М.: Просвещение, 1995.
20.Столярова, Е.Д. Фразеологический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2006.
21.Фомина М.И. Современный русский язык .Лексикология. Уч. для ин-тов- 2е.изд. испр. и доп. –М., Высш. шк., 1983.- 335с.