Теория стратификации Ельмслева.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Языкознание
  • 12 12 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 15.02.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Глоссематика как новое лингвистическое учение в 1930-1960 гг……..4
3. Глоссематические принципы описания языка…………………………..5
4. Функции и функтивы. Три типа функций…………………………….…7
5. Степени абстракции языка………………………………………….….…9
6. Теория стратификации Л.Ельмслева: план выражения и план содержания…………………………………………………….………….10
7. Заключение………………………………………………………………..11
8. Список использованной литературы………………………………...…..12

Фрагмент для ознакомления

И, наконец, сам конкретный «речевой акт» как актуализация или материализация звука или другого элемента в определённых условиях речевой деятельности.Теория стратификации Л.Ельмслева: план выражения и план содержанияРазвивая мысль Ф. де Соссюра о двустороннем характере языкового знака, то есть «означающим» и «означаемым», и об исключительной важности формы, Л.Ельмслев вводит понятия«план выражения» и «план содержания». Каждый из них обладает формой и субстанцией – материалом. Лингвистическими объектами являются только формы обоих планов. Что касается субстанций, то для плана выражения – это звук, который должен интересовать науку акустику; а в плане содержания – это мысль, которая как процесс и продукт сознания должна изучаться психологией.Таким образом,глоссематика Л.Ельмслева выводится из состава психологической науки, вопреки иерархии наук по Ф. де Соссюру, который видел языкознание как часть социальной психологии.Форма плана выражения иллюстрируется датским ученым на примере предложения с общим планом содержания «Я не знаю» в датском, английском французском, финском и эскимосском языках. В датском конструкция «jegvéddetikke» буквально переводится как «я – знаю – это – отрицание». В английском языке:«Idonotknow»– «я – глагольное понятие – отрицание – знать». Во французском: «jenesaispas»– «я – вид отрицания – знаю – вторая отрицательная частица».В финском: «entiedä» – «не-я – знать». В эскимосском: «naluvara» – «не-знающий-есмь-я-это».Иллюстрациями формы плана содержания могут служить слова цветообозначения в английском и уэльском языках. Английскому обозначению зелёного цвета «green» соответствует два различных слова в уэльском – «gwyrrd» и «glas»; трём английским обозначениям зелёного, синего и серого («green»,«blue», «grey») может соответствовать одно уэльское «glas»; двум английским обозначениям серого и коричневого («grey» и«brown») может соответствовать одно в уэльском – «llwyd». ЗаключениеВ качестве заключения следуетсказать,что своей строгостью и истинной научностью теория глоссематикивпечатлило широкий круг учёных того времени. Её влияние сказалось на деятельности американской дескриптивнойлингвистики и на развитие математическойлингвистики.Однако общепризнанным её недостаткомсчитается неприменимость к исследованиюреальных языков. Описание естественных языковых фактов нуждалось в построении ещё одной промежуточной модели, которая так и не была создана.Список использованной литературыАлпатов В. М. История лингвистических учений. Учебное пособие. -2-е изд.,испр. — М.: «Языки русской культуры», 1999.Амирова Т.А. История языкознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А.Амирова, Б.А.Ольховиков, Ю.В.Рождественский; Под ред. С. Ф. Гончаренко. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.Баранникова Л.И. Введение в языкознание: Учебное пособие / Предисл. В. Е. Гольдина. Изд. 2-е, доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2010.Даниленко В.П.Общее языкознание и история языкознания: курс лекций / В.П. Даниленко. — М.: Флинта: Наука, 2009.Кодухов В. И. К57 Введение в языкознание: Учеб. для студентов пед. ин-тов поспец. № 2101 “Рус. яз. и лит.” — 2-е изд., перераб. и доп.— М: Просвещение, 1987.Кондратов Н. А.История лингвистических учений: Учеб. пособие длястудентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». —М.: Просвещение, 1979.Попова, З.Д.Общее языкознание. Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Восток - Запад, 2007. — 408, [8] с. — Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия.

Список использованной литературы
1) Алпатов В. М. История лингвистических учений. Учебное пособие. -2-е изд., испр. — М.: «Языки русской культуры», 1999.
2) Амирова Т.А. История языкознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А.Амирова, Б.А.Ольховиков, Ю.В.Рождественский; Под ред. С. Ф. Гончаренко. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3) Баранникова Л.И. Введение в языкознание: Учебное пособие / Предисл. В. Е. Гольдина. Изд. 2-е, доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2010.
4) Даниленко В.П. Общее языкознание и история языкознания: курс лекций / В.П. Даниленко. — М.: Флинта: Наука, 2009.
5) Кодухов В. И. К57 Введение в языкознание: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 “Рус. яз. и лит.” — 2-е изд., перераб. и доп.— М: Просвещение, 1987.
6) Кондратов Н. А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для
студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». — М.: Просвещение, 1979.
7) Попова, З.Д. Общее языкознание. Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Восток - Запад, 2007. — 408, [8] с. — Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия.