Психолого-педагогические основы преподавания русского языка как иностранного.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык
  • 25 25 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 16.02.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Особенности преподавания русского языка как иностранного 4
– общая характеристика 4
2. Основные принципы методики преподавания русского языка как иностранного 8
3. Психолого-педагогические основы преподавания русского языка как иностранного 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23

Фрагмент для ознакомления

Психолог А.Н.Леонтьев осуществляет анализ мотивации в ходеформирования речи. Он разделил мотивы на два больших класса: осознаваемые и неосознаваемые. По его словам, «неосознаваемые мотивы «проявляются» в сознании в особых формах – в форме эмоций и в форме личностных смыслов. Эмоции – это отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если безуспешно – отрицательные. Личностный смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива».А.Н.Леонтьев исследовал роль мотивации в изучении русского языка, а также сравнил отражение отношения результата деятельности к ее мотиву, обобщил значение личностного смысла.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых,для того, чтобы подробнее проанализировать взятую тему, необходимо понимать, что из себя представляет основное понятие. В научных источниках есть определение, где говорится о том, что язык – главное средство человеческого общения. С помощью языка люди общаются друг с другом, передают собственные мысли, чувства и желания. Считаясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом –носителем этого языка. Общество не может жить без языка, как и язык вне общества. Язык появился в глубокой древности, в ходе совместной деятельности людей.На данный момент рассматриваемое понятие описывается во многих научных источниках, а также в повседневной жизни широко используется. Поэтому мы предлагаем рассмотреть данное понятие более детально.Русский язык считается наиболее богатым языком мира. Он имеет существенный лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех требуемых понятий в любой сфере человеческой деятельности.Из-за того, что в последние годы ХХ в. и в начале XXI в. в нашу жизнь, а следовательно, и в школу, пришли такие незнакомые ранее понятия, как переселенцы, иммигранты, все больше увеличивается значение русского языка как средства межнационального общения, увеличиваетсяжелание людей различных национальностей овладеть русским языком. Следовательно, появляютсянекоторые трудности при изучении и преподавании русского языка как иностранного.По этой причине в последнее время особенное внимание отводится методике преподавания русского языка как иностранного. Любая наука разрешает комплексную задачу. Методика обладает своими законами и категориями. Она имеет собственный предмет изучения – учит речевому общению, обучает иному языку как еще одному средству общения, развивает у учащихся способности пользоваться языком как средством общения и получения информации.Русский язык считаетсясамым сложным языком в мире, по данной причине при его изучении у иностранных обучающихся появляются определенныесложности. Для того, чтобы обучение иностранцев русскому языку было эффективным, преподаватель должен грамотным образом сформировать учебные занятия, принимая во внимание типичные сложности, которые возникают в ходе образовательного процесса. Обучение русскому языку как иностранному считается очень сложным, но в то же время интересным процессом как для обучающихся, так и для преподавателя. Для успешного преподавания требуется подробным образом изучить разные методики преподавания, а также принять во внимание личностные и культурные особенности обучающихся. Заметим, что преподаватель иностранного языка особенное внимание отводит именно коммуникативно-обучающей функции, что характеризует значимость формирования учебного занятия на коммуникативно-речевой основе и дает возможность ему лучше взаимодействовать с обучающимися. Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно говорить о том, что интенсивное и качественное изучение русского языка как иностранного является невозможным без некоторых барьеров общения, что и представляет особенную сложность в ходе обучения. Однако, при детальном изучении сходств и отличий культур, указанная проблема является достаточно разрешимой. При формировании учебного процесса преподаватель должен принимать во внимание предполагаемые сложности усвоения учебного материала иностранцами и отводить каждой проблеме особенное внимание, чтобы иностранные обучающиеся могли в полной мере применять усвоенный материал в коммуникативной сфере.Во-вторых, учителя русского как иностранного языка имеют дело не с детьми, а с довольно взрослыми людьми, однако не может быть и речи о том, как и где воспитывался ученик и воспитывался ранее, когда и кто был вовлечен в его образование, как и что мотивировало/ не мотивировало его образование, каковы его цели и т.д.Русский как иностранный язык является важным компонентом успешного преподавания русского языка как иностранного.психолого-педагогические основы, знания которых позволят учителю более эффективно организовать обучение китайских студентов устной русской речи.Основоположник психологического направления в языкознании – немецкий лингвист XIX века Х.Штейнталь – предложил изучать язык во взаимосвязи с культурой и народным творчеством. Данный подход, по мнению Х.Штейнталя, способствует лучшему познанию народной психологии. Данная концепция была развита в трудах неогумбольдтианцев и этнолингвистов в XX столетии. Этнопсихологические исследования XIX–XX вв. формируют условия для более тщательного изучения национально-психологических особенностей в настоящее время.Так, например, ориентация сознания китайцев на довольство минимумом в условиях повседневной реальности сформировалась под влиянием конфуцианской идеологии. Русские же стремятся к удовлетворению всё новых потребностей, в то время как китайцы пытаются достичь счастья с тем, что есть. Китайцы считают, что счастье зависит от них самих. «Неприхотливость, умеренность, приспособляемость, умение наслаждаться жизнью, довольство малым стали целым комплексом взаимосвязанных черт их национального характера».Китайский образ мышления считается практичным, чуждым ненужным сложностям и редко руководствуется абстрактными принципами. Россияне очень любят говорить на абстрактные темы, строить сложные схемы и представлять сложные конструкции сознания. Логика взрослого китайца чрезвычайно объективна, о чем свидетельствуют пословицы:" Не забывай прошлое, это учитель будущего"; " счастье пришло — будь бдительным; боль пришла — будь стойким."Все это убедительно показывает, что русский исторический материал в обучении устной речи китайских студентов может стать дополнительной причиной для изучения связной речи на русском языке. Мышление китайского народа странно. Его нельзя назвать примитивным: простота всегда скрывает сложный контент. Специфика мышления определяет интерес к истории и обычаям русских.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАврамчикова, Н. Т. Русский язык: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 174 с.Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить: для преподавателей русского языка как иностранного. — М.: Русский язык. Курсы, 2002. — С. 26-31.Аникина М. Н. В Россию с любовью. Начинаем изучать русский: учебное пособие по русскому языку. — М.: Дрофа, 2014. — 142 с.Антонова В. Е. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень) / В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых. — 6-е изд. — М.: ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2020. 344 с. Будильцева, М.Б. Культура русской речи: Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный / М.Б. Будильцева, Н.С. Новикова, И.А. Пугачев, Л.К. Серова. - М.: Рус.яз. Курсы, 2022. - 232 c.Власова Н. С. Русский язык как иностранный. Базовый курс — 1 (с поурочным словарем на английском и немецком языках). Учебник для детей русскоязычных эмигрантов. Типография Гутенберг, 2019. — 204 с.Волков О.И., Скляренко В.К. Русский язык: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2020.Вольнова Д. Н., Меланченко Е. А. Организация процесса обучения русскому языку как иностранному: актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного, роль преподавателя и учащегося в процессе обучения // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 8Горемыкин В.А. Русский язык. Учеб. Для студ. вузов М.: Филинъ, 2019Губина Е. П. Русский язык/ Е. П. Губина, С. А. Карелина. – М.: Статут, 2022. – 256 с.Дрогомирецкий, И.И. Русский язык.учебное пособие для академического бакалавриата / И.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 224 c.Дрогомирецкий, И.И. Русский язык: Учебное пособие для СПО / И.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 224 c.Дубинская, Е.В. Русский язык как иностранный. Русский язык будущему инженеру. Книга для преподавателя / Е.В. Дубинская. - М.: Флинта, 2015. - 168 c.Земская, Е.А. Русский язык как иностранный. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения / Е.А. Земская. - М.: Альянс, 2022. - 221 c.Капитонова Т. И., Московкин Л. В., Щукин А. Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. — М.: Русский язык. Курсы, 2018. — 312 с.Косович, Л.Ф. Русский язык как иностранный. Русская литература Х-ХХ веков / Л.Ф. Косович и др. - М.: Флинта, 2022. - 536 c.Крючкова, Л.С. Русский язык как иностранный. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. / Л.С. Крючкова, Н.В. Мошинская. - М.: Флинта, 2023. - 480 c.Лысакова И. П. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб.пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2022. — 270 с.Московкин Л.В., Щукин А.Н. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного. Приемы. Методы. Результаты. – М., 2010.Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 16.01.2024)Стародумов, И. В. Особенности преподавания русского языка как иностранного // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (226). — С. 204-207Страунинг А.А.Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2020Шевченко Г.П. Русский язык: вопросы: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2022;Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2020. - №12. – С. 22-23 Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2022. - №2

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аврамчикова, Н. Т. Русский язык: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 174 с.
2. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить: для преподавателей русского языка как иностранного. — М.: Русский язык. Курсы, 2002. — С. 26-31.
3. Аникина М. Н. В Россию с любовью. Начинаем изучать русский: учебное пособие по русскому языку. — М.: Дрофа, 2014. — 142 с.
4. Антонова В. Е. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень) / В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых. — 6-е изд. — М.: ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2020. 344 с.
5. Будильцева, М.Б. Культура русской речи: Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный / М.Б. Будильцева, Н.С. Новикова, И.А. Пугачев, Л.К. Серова. - М.: Рус. яз. Курсы, 2022. - 232 c.
6. Власова Н. С. Русский язык как иностранный. Базовый курс — 1 (с поурочным словарем на английском и немецком языках). Учебник для детей русскоязычных эмигрантов. Типография Гутенберг, 2019. — 204 с.
7. Волков О.И., Скляренко В.К. Русский язык: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2020.
8. Вольнова Д. Н., Меланченко Е. А. Организация процесса обучения русскому языку как иностранному: актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного, роль преподавателя и учащегося в процессе обучения // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 8
9. Горемыкин В.А. Русский язык. Учеб. Для студ. вузов М.: Филинъ, 2019
10. Губина Е. П. Русский язык / Е. П. Губина, С. А. Карелина. – М.: Статут, 2022. – 256 с.
11. Дрогомирецкий, И.И. Русский язык. учебное пособие для академического бакалавриата / И.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 224 c.
12. Дрогомирецкий, И.И. Русский язык: Учебное пособие для СПО / И.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 224 c.
13. Дубинская, Е.В. Русский язык как иностранный. Русский язык будущему инженеру. Книга для преподавателя / Е.В. Дубинская. - М.: Флинта, 2015. - 168 c.
14. Земская, Е.А. Русский язык как иностранный. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения / Е.А. Земская. - М.: Альянс, 2022. - 221 c.
15. Капитонова Т. И., Московкин Л. В., Щукин А. Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. — М.: Русский язык. Курсы, 2018. — 312 с.
16. Косович, Л.Ф. Русский язык как иностранный. Русская литература Х-ХХ веков / Л.Ф. Косович и др. - М.: Флинта, 2022. - 536 c.
17. Крючкова, Л.С. Русский язык как иностранный. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. / Л.С. Крючкова, Н.В. Мошинская. - М.: Флинта, 2023. - 480 c.
18. Лысакова И. П. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2022. — 270 с.
19. Московкин Л.В., Щукин А.Н. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного. Приемы. Методы. Результаты. – М., 2010.
20. Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 16.01.2024)
21. Стародумов, И. В. Особенности преподавания русского языка как иностранного // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (226). — С. 204-207
22. Страунинг А.А. Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2020
23. Шевченко Г.П. Русский язык: вопросы: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2022;
24. Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2020. - №12. – С. 22-23
25. Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2022. - №2