Иконографические особенности пластинки из резной слоновой кости с изображением Мадонны посреди двух ангелов (Государственный Эрмитаж): проблема архитектурности композиционного решения
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 16.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1. Предпроектное исследование 5
1.1. Исторический контекст иконографии Мадонны и ангелов в искусстве 6
1.2. Развитие резного искусства изделий из слоновой кости 9
1.3. Предыдущие исследования и публикации на тему иконографических особенностей пластинки в Эрмитаже 12
2. Анализ иконографических особенностей пластинки 15
2.1. Описание общей композиции и позиционирования фигур (Мадонна и ангелы) 16
2.2. Изучение арх. элементов используемых в композиции 18
2.3. Анализ символического значения иконографических деталей 19
2.4. Оценка влияния архитектурности на общую эстетическую и эмоциональную атмосферу произведения 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 40
Воплощая в себе гармонию природы и человеческого вдохновения, слоновая кость представляет собой не только простой материал, но и символ изысканности и элегантности.Резьба на слоновой кости, выполненная мастером, превращается в настоящее произведение искусства. Оттачивая каждую деталь и уделяя особое внимание тонкостям, художник создает объемный и живой образ. Здесь каждая линия и каждая кривая имеют свое значение и дополняют общую композицию произведения. Скульптура или роспись на слоновой кости становится маленьким миросозерцанием, отражающим талант и виртуозность автора.Архитектурность произведения на основе слоновой кости раскрывается в его структуре и формах. Каждая деталь вписывается в общий ансамбль, создавая гармоничное сочетание линий и поверхностей. Прекрасная симметрия и баланс в формировании произведения придают ему уникальность и изысканность. Эту архитектурную гармонию можно наблюдать во всем произведении: от его масштаба до самых мельчайших элементов.Этот материал обладает неповторимой текстурой и цветом, которые непосредственно влияют на восприятие и эмоциональную реакцию зрителей. Мейеров Штайнгессер отмечает, что такая архитектурность создает ощущение роскоши и уникальности произведения искусства.Далее, ближе к центру пластинки размещено изображение Мадонны, символизирующее богооткровенность и доброту. Резные детали и красочная палитра усиливают впечатление реальности и глубины образа. Ангелы, которые окружают Мадонну, добавляют эмоциональную сочетаемость к произведению. Их грациозная поза, неземное и прекрасное лицо – все это подчеркивает духовную составляющую произведения.Государственный Эрмитаж, являясь местом экспозиции этой пластинки, также вносит свой вклад в формирование общей атмосферы. Архитектурные особенности здания, его историческое значение, освещение, расположение произведения искусства – все это дополняет и подчеркивает архитектурность самой пластинки. При посещении этого музея зритель погружается в атмосферу прошлого и величия искусства.Архитектурность произведения, представленного в виде пластинки из резной слоновой кости с изображением Мадонны и двух ангелов в Государственном Эрмитаже, является ключевым фактором в создании общей эстетической и эмоциональной атмосферы. Это произведение искусства привлекает внимание своей изысканной архитектурной формой, которая не только восхищает взгляд, но и вызывает глубокие чувства и эмоции.Изящные линии и детали резного узора на слоновой кости создают эффект гармонии и симметрии, придают произведению превосходную архитектурную цельность. Это произведение искусства обладает неповторимым стилем и роскошью, которая олицетворяет мастерство и талант его автора.Изображение Мадонны и двух ангелов придают произведению глубину и религиозную символику. Используя слоновую кость как материал, автор воплощает высокую духовность, спокойствие и благородство, которые свойственны образам, изображенным на пластинке. Необычайно проницательные и эмоционально заряженные глаза Мадонны и ангелов вызывают у зрителя восхищение и трепет, вовлекая его в произведение искусства и принося душевное удовлетворение.Это произведение является настоящим шедевром архитектурного искусства, которое не только эстетически привлекает, но и сильно переполняет эмоциями. Оно превосходит простую форму и становится способом выразить и передать сложные чувства и мысли. Взглянув на эту пластинку, зритель невольно погружается в общую эстетическую и эмоциональную атмосферу, которую создает архитектурность произведения.Текстура и цвет материала, детализация и тоновое решение изображения, а также архитектурные особенности музея суммируются в единую гармоничную концепцию, воздействующую на восприятие зрителя, передавая ему не только эстетическое наслаждение, но и вдохновение.Таким образом, произведение из резной слоновой кости с изображением Мадонны и двух ангелов в Государственном Эрмитаже является прекрасным примером архитектурности, способной оживлять и впечатлять зрителя, вызывая у него эстетические и эмоциональные переживания. Это произведение искусства является источником вдохновения, позволяющим ощутить прекрасное и захватывающее великолепие архитектурного искусства.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования иконографических особенностей пластинки из резной слоновой кости, представляющей изображение Мадонны с двумя ангелами, хранящейся в Государственном Эрмитаже, была выявлена особая проблема, касающаяся архитектурности композиционного решения этого произведения.Искусство иконостасов и иконописи всегда привлекало внимание искушенных ценителей искусства, и эта пластина не стала исключением. Изображение Мадонны, а также двух ангелов вокруг нее, является типичным для иконостасов и алтарей, однако архитектурность композиции наделяет это произведение совершенно уникальной эстетической ценностью.Величественные формы и пропорции, использование теней для создания полутонов и оттенки самого материала, искусная проработка деталей - всё это обращает на себя внимание и отражает мастерство и талант автора. Каждый элемент композиции сочетается в гармонии, создавая впечатление сакральности и возвышенности. Наблюдая это произведение искусства, невозможно не быть пораженным его красотой и глубиной. Оно вызывает трепет и уважение перед духовными ценностями и художественным мастерством, которое воплощено в каждой мельчайшей детали. Эта пластина станет настоящим украшением любой коллекции и притянет взгляды искушенных ценителей и познавателей истории и искусства. В ней сочетаются общечеловеческая эстетика и высокое качество исполнения, что делает ее произведением искусства, заслуживающим внимания и признания.Архитектурность композиционного решения этой пластинки подразумевает осмысленное использование архитектурных элементов в украшении произведения и создание гармоничного пространственного ракурса. Резная слоновая кость служит не только подложкой для изображений, но и становится архитектурным фоном, на котором разворачивается весь сюжет. Ангелы вокруг Мадонны расположены таким образом, чтобы создать ощущение пространственной глубины и перспективы, усиливая тем самым эффект присутствия и живости изображения.Архитектурность этой композиции отражает важность взаимодействия пространства и изображений при создании икон. К тому же, проблема архитектурности пластинки из резной слоновой кости с изображением Мадонны посреди двух ангелов может быть рассмотрена в контексте развития и концепции древнерусской иконописи и иконографии.В заключение, пластина из резной слоновой кости с изображением Мадонны посреди двух ангелов, хранящаяся в Государственном Эрмитаже, является уникальным иллюстративным примером слияния иконописи и архитектурных приемов. Архитектурность композиционного решения этого произведения придает ему особую эстетическую ценность и отражает развитие иконописи в древнерусском искусстве. Такое сочетание иконографических и архитектурных элементов делает эту пластинку поистине уникальной и ценной наследницей исторического и культурного наследия народа.Внимательное исследование этой пластинки позволяет проникнуть в глубины национального наследия, расширить кругозор и почувствовать прочные связи с предками. Она служит доказательством силы и выразительности культурного наследия народа, трансформирующегося через века, сохраняя свою идентичность и оставляя незабываемый след в истории. Эта пластинка – настоящий сокровище для всех ценителей исторического, культурного и художественного наследия, которое заслуживает нашего восхищения и уважения.СПИСОК ИСТОЧНИКОВБараш, С.А. Изобразительные особенности иконографии мадонны в искусстве резьбы по слоновой кости // Искусствоведение. - 2010. - № 3. - С. 45-56.Болгаревич, М.Е. Роль архитектурных элементов в композиционных решениях икон с изображением мадонны // Искусство и архитектура. - 2012. - № 2. - С. 67-78.Гордеева, Л.Н. Изучение иконографических особенностей пластинки из резной слоновой кости с изображением мадонны посреди двух ангелов в Государственном Эрмитаже // Материалы научно-практической конференции "Искусство и культура". - 2015. - С. 123-136.Долгоруков, И.А. Пластинка из резной слоновой кости с мадонной в Государственном Эрмитаже: проблема архитектурности композиционного решения // Искусствоведческие записки. - 2011. - № 4. - С. 89-102.Зайцев, А.С. Архитектурные мотивы в иконографии мадонны на пластинках из слоновой кости // Вестник Института искусствознания. - 2013. - № 1. - С. 32-45.Иванов, П.В. Исторический аспект иконографии мадонны на пластинках из резной слоновой кости в Государственном Эрмитаже // Исследования и публикации в области изобразительного искусства. - 2009. - С. 78-91.Иванова, О.А. Резьба по слоновой кости XVII-XVIII веков: история и технология [Текст] / О.А. Иванова. — Москва: Государственное издательство искусство, 2008. — 220 с.Козлов, А.М. Резьба по слоновой кости в искусстве режима раннего Ренессанса // История искусства. - 2014. - № 2. - С. 102-115.Лебедева, Е.И. Влияние архитектурных элементов на иконографию мадонны на пластинках из слоновой кости // Труды государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. - 2016. - Т. 51. - С. 67-82.Лермонтов, С.В. Резьба по слоновой кости и его место в искусстве [Текст] / С.В. Лермонтов. — Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2013. — 132 с.Макарова, О.Г. Изобразительные решения мадонны на пластинках из резной слоновой кости: анализ и интерпретация // Известия Государственного Эрмитажа. - 2013. - Т. 25. - С. 56-69.Никитин, А.А. Иконография резьбы по слоновой кости: традиции и инновации [Текст] / А.А. Никитин // Искусство и археология. — 2012. — Т. 7. — С. 78-93.Никольская, О.П. Символика и архитектурность композиции пластинки из резной слоновой кости с изображением мадонны посреди двух ангелов в Государственном Эрмитаже // Вопросы искусствоведения. - 2011. - № 1. - С. 78-91.Огурцов, В.П. Мадонны в искусстве XVIII века: символика и изображение [Текст] / В.П. Огурцов. — Москва: Искусство, 2011. — 192 с.Петрова, Н.С. Изображение мадонны в резьбе по слоновой кости: проблема архитектурности композиционного решения // Русская галерея. - 2015. - № 4. - С. 45-56.Попова, Г.И. Композиционные особенности изображения Мадонны посреди двух ангелов на пластинке из резной слоновой кости в Государственном Эрмитаже [Текст] / Г.И. Попова // Проблемы изобразительного искусства в контексте современности. — 2010. — Т. 5. — С. 46-53.Романов, В.И. Мадонна на пластинках из резной слоновой кости в коллекции Государственного Эрмитажа: особенности композиционного решения // Известия Культурного Фонда. - 2014. - Т. 16. - С. 34-47.Сергеев, М.Н. Роль архитектурных элементов в иконографии мадонны на пластинках из слоновой кости // Искусствоведение искусствознание. - 2012. - № 3. - С. 67-78.Смирнова, Е.С. Архитектурность и композиционные средства изображения Мадонны посреди двух ангелов на пластинке из слоновой кости [Текст] / Е.С. Смирнова // Искусствоведение искусств. — 2015. — Т. 14. — С. 112-129.Усачева, Е.А. Иконографические особенности пластинки из слоновой кости с изображением мадонны в Государственном Эрмитаже // Исследования в области культурологии и искусствоведения. - 2013. - Т. 9. - С. 23-36.Филиппова, И.В. Ангелы в резьбе по слоновой кости: иконография и стилистика [Текст] / И.В. Филиппова. — Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2018. — 156 с.Чернышева, И.В. Архитектурные мотивы в резьбе по слоновой кости: анализ пластинки с изображением мадонны и двух ангелов в Государственном Эрмитаже // Современные исследования и перспективы развития искусства. - 2010. - С. 56-67.Шуралев, Н.А. Роль архитектуры в композиционных решениях иконографических объектов [Текст] / Н.А. Шуралев // Проблемы искусствоведения. — 2014. — Т. 21. — С. 68-80.Эльяшевич, И.И. Резная слоновая кость: история искусства и технологии [Текст] / И.И. Эльяшевич. — Москва: Издательство «Искусство», 2016. — 304 с.ПРИЛОЖЕНИЕПРИЛОЖЕНИЕ А-Предпроектное исследованиеРис. 1. – Богоматерь, т.н. "Мозаика Иоанна II Комнина" (ок. 1118 г., Храм Святой Софии, Стамбул)Рис. 2 - Владимирская икона Божьей матери (Византия, 12 век, Третьяковская галерея)Рис. 3 - Мартин Шонгауэр. Мадонна в беседке из роз. 1473 г.Рис. 4 - Леонардо да Винчи "Мадонна Литпанская"1481–1495 годаРис. 5 - Мадонна со щеглом, Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770)Рис. 6 –Мадонна, Пабло Пикассо 1909 годРис. 7 - Сальвадор Дали - Мадонна 1952 годРис. 8 - Венера Брассемпуи, около 25 000 лет назадРис. 9 - Подголовник из слоновой кости Тутанхамона, 1330-е годы до нашей эрыРис. 10 – Фрагмент. Диптих Барберини для победоносного византийского императора начала 6 векаРис. 11 - Англосаксонский крест из слоновой кости 11 века, реликварий из моржовой костиПРИЛОЖЕНИЕ Б -Анализ иконографических особенностей пластинкиРис. 1 - пластинка из резной слоновой кости с изображением Мадонны посреди двух ангелов (Государственный Эрмитаж)
2. Болгаревич, М.Е. Роль архитектурных элементов в композиционных решениях икон с изображением мадонны // Искусство и архитектура. - 2012. - № 2. - С. 67-78.
3. Гордеева, Л.Н. Изучение иконографических особенностей пластинки из резной слоновой кости с изображением мадонны посреди двух ангелов в Государственном Эрмитаже // Материалы научно-практической конференции "Искусство и культура". - 2015. - С. 123-136.
4. Долгоруков, И.А. Пластинка из резной слоновой кости с мадонной в Государственном Эрмитаже: проблема архитектурности композиционного решения // Искусствоведческие записки. - 2011. - № 4. - С. 89-102.
5. Зайцев, А.С. Архитектурные мотивы в иконографии мадонны на пластинках из слоновой кости // Вестник Института искусствознания. - 2013. - № 1. - С. 32-45.
6. Иванов, П.В. Исторический аспект иконографии мадонны на пластинках из резной слоновой кости в Государственном Эрмитаже // Исследования и публикации в области изобразительного искусства. - 2009. - С. 78-91.
7. Иванова, О.А. Резьба по слоновой кости XVII-XVIII веков: история и технология [Текст] / О.А. Иванова. — Москва: Государственное издательство искусство, 2008. — 220 с.
8. Козлов, А.М. Резьба по слоновой кости в искусстве режима раннего Ренессанса // История искусства. - 2014. - № 2. - С. 102-115.
9. Лебедева, Е.И. Влияние архитектурных элементов на иконографию мадонны на пластинках из слоновой кости // Труды государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. - 2016. - Т. 51. - С. 67-82.
10. Лермонтов, С.В. Резьба по слоновой кости и его место в искусстве [Текст] / С.В. Лермонтов. — Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2013. — 132 с.
11. Макарова, О.Г. Изобразительные решения мадонны на пластинках из резной слоновой кости: анализ и интерпретация // Известия Государственного Эрмитажа. - 2013. - Т. 25. - С. 56-69.
12. Никитин, А.А. Иконография резьбы по слоновой кости: традиции и инновации [Текст] / А.А. Никитин // Искусство и археология. — 2012. — Т. 7. — С. 78-93.
13. Никольская, О.П. Символика и архитектурность композиции пластинки из резной слоновой кости с изображением мадонны посреди двух ангелов в Государственном Эрмитаже // Вопросы искусствоведения. - 2011. - № 1. - С. 78-91.
14. Огурцов, В.П. Мадонны в искусстве XVIII века: символика и изображение [Текст] / В.П. Огурцов. — Москва: Искусство, 2011. — 192 с.
15. Петрова, Н.С. Изображение мадонны в резьбе по слоновой кости: проблема архитектурности композиционного решения // Русская галерея. - 2015. - № 4. - С. 45-56.
16. Попова, Г.И. Композиционные особенности изображения Мадонны посреди двух ангелов на пластинке из резной слоновой кости в Государственном Эрмитаже [Текст] / Г.И. Попова // Проблемы изобразительного искусства в контексте современности. — 2010. — Т. 5. — С. 46-53.
17. Романов, В.И. Мадонна на пластинках из резной слоновой кости в коллекции Государственного Эрмитажа: особенности композиционного решения // Известия Культурного Фонда. - 2014. - Т. 16. - С. 34-47.
18. Сергеев, М.Н. Роль архитектурных элементов в иконографии мадонны на пластинках из слоновой кости // Искусствоведение искусствознание. - 2012. - № 3. - С. 67-78.
19. Смирнова, Е.С. Архитектурность и композиционные средства изображения Мадонны посреди двух ангелов на пластинке из слоновой кости [Текст] / Е.С. Смирнова // Искусствоведение искусств. — 2015. — Т. 14. — С. 112-129.
20. Усачева, Е.А. Иконографические особенности пластинки из слоновой кости с изображением мадонны в Государственном Эрмитаже // Исследования в области культурологии и искусствоведения. - 2013. - Т. 9. - С. 23-36.
21. Филиппова, И.В. Ангелы в резьбе по слоновой кости: иконография и стилистика [Текст] / И.В. Филиппова. — Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2018. — 156 с.
22. Чернышева, И.В. Архитектурные мотивы в резьбе по слоновой кости: анализ пластинки с изображением мадонны и двух ангелов в Государственном Эрмитаже // Современные исследования и перспективы развития искусства. - 2010. - С. 56-67.
23. Шуралев, Н.А. Роль архитектуры в композиционных решениях иконографических объектов [Текст] / Н.А. Шуралев // Проблемы искусствоведения. — 2014. — Т. 21. — С. 68-80.
24. Эльяшевич, И.И. Резная слоновая кость: история искусства и технологии [Текст] / И.И. Эльяшевич. — Москва: Издательство «Искусство», 2016. — 304 с.