Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 18.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Общение как социально-психологическая категория 3
Основные виды общения 8
Общение как механизм взаимодействия в профессиональной деятельности 12
Заключение 16
Список литературы 17
д.Люди, которые связаны с производством, считают наиболее эффективным достижение цели с минимальными затратами. Если цель была достигнута, а затраты не сильно велики – это означает, что деятельность была эффективной. Такую же точку зрения могут высказывать и некоторые специалисты в сфере делового общения: «Деловое общение можно называть эффективным, если оно достигло своих целей с минимальными затратами энергии и времени и оставляет за собой чувство удовлетворения».В соответствии с этим, чем меньшими являются затраты на достижение цели, тем эффективнее представляется деятельность, если цель в итоге была достигнута. Если в производстве такого рода понимание эффективности зачастую приемлемо и по большей части необходимо - повышение эффективности производства достигается посредством снижения затрат для получения итогового результата, то в общении данный подход оказывается не неверным и неприменимым. Эффективное общение представляется не только общением, которое позволяет достичь результата, но таким, при котором между участниками общения сохраняется равновесие отношений. Именно на достижение сохранение равновесия отношений - и затрачивается в большинстве случаев основная часть коммуникативных усилий со стороны коммуникатора.В коммуникации не следует повышать эффективность, снижая при этом затраты. Следует, наоборот, использовать весь комплекс невербальных и вербальных средств, соблюдать правила и законы общения, использовать приемы эффективного общения, соблюдать принятые нормативные правила и т.д. Только максимум усилий может дать желаемый коммуникативный результат – достигается главная цель общения и также сохраняется равновесие отношений между общающимися. Эффективность коммуникации является прямо пропорциональной объему затраченных на неё коммуникативных усилий [10].Распоряжения и короткие просьбы всегда реализуются менее охотно – они, как правило, воспринимаются как более агрессивные, грубые. Вежливость подразумевает соответствующую интонацию, а также более развернутые формулы просьбы, такие формулы способствуют использованию сразу нескольких приемов установления контакта, подаче комплекса сигналов расположения, вежливости к собеседнику. Именно поэтому необходимо учиться отказывать, просить и т.д. развернуто – это представляется наиболее эффективным. Если собеседники ставят перед собой сугубо коммуникативные цели - поддержание отношения (фатический диалог, светская беседа), и при этом полностью соблюдают каноны светского общения, принятые в обществе, то данное общение (при отсутствии каких-либо нарушений) также всегда оказывается эффективным, поскольку в таком случае предметная цель напрямую совпадает с коммуникативной (поддержание отношений).В соответствии с этим, общение как взаимодействие эффективно в том случае, когда человек достиг результата и улучшил или сохранил отношения с собеседником; по крайней мере - не ухудшил. Это также означает, что было сохранено коммуникативное равновесие. Коммуникативное равновесие может быть двух видов - вертикальное и горизонтальное. Коммуникативное равновесие горизонтальное - это адекватное осуществление в полном соответствии с принятыми в обществе правилами роли равного - по уровню знакомства, по служебному положению, по возрасту, по социальному положению и др., что означает оправдание ролевых ожиданий равных человеку, разговор с ними в пределах принятых в обществе правил уважения и вежливости. Коммуникативное равновесие вертикальное, непосредственно связано с соблюдением норм общения, принятых для людей, которые находятся по вертикали в неравных отношениях: подчиненный - начальник, младший - старший, занимающий высокое служебное положение - занимающий низкое служебное положение, стоящий в социальной иерархии ниже - стоящий в социальной иерархии выше. И при вертикальном, и при горизонтальном, коммуникативном равновесии важным представляется то, чтобы полностью соблюдались ролевые нормы, принятые в обществе. Если начальник не унижает, равный не командует равным ему, сын послушен родителям, подчиненный уважителен и т.д., то коммуникативное равновесие будет всегда соблюдено.Для того, чтобы общение было эффективным, необходимым представляется соблюдение ряда основных условий. Если какие-то из данных условий не будут соблюдены, эффективность общения может оказаться под вопросом.Существует ряд условий, соблюдение которых необходимо для эффективности механизма общения:знание коммуникантом общих законов общения и неукоснительное следование им;соблюдение коммуникантом основных правил бесконфликтного общения;применение им приемов и правил речевого воздействия;реальная достижимость предметной поставленной цели [7]. В каждом профессиональном и делом обществе всегда действует важнейшая коммуникативная аксиома: со всеми людьми необходимо поддерживать коммуникативное равновесие. В том случае, если участники общения разделяют данную аксиому, придерживаются ее, то есть исходят их того, что коммуникативное равновесие необходимо поддерживать – с такими людьми можно говорить о приемах и способах эффективного взаимодействия, а также о бесконфликтном общении в процессе профессиональной деятельностиЗаключениеВ совместной деятельности человек объединяется с другими людьми, общается, вступает в контакт, добивается взаимодействия.Общение является специфической формой взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении непосредственно реализуются социальные отношения людей.Общение формируется социальными, общественными и иными потребностями человека, которые проявляются в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также складывается мотивами, образующимися в процессе реализации совместной деятельности.Функции общения по своей природе многообразны. Существуют разные основания для их классификации, основными из них являются: прагматическая; развития и формирования; подтверждения; объединения-разъединения людей; организации и поддержания межличностных отношений; внутриличностная функция.Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение, это многоплановый, сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого общения. Люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Чтобы этого достичь, необходимо изучать особенности выступлений, правила верного обращения со словом и техникой его использования. А знания основных принципов и слагаемых эффективного общения помогут налаживанию сотрудничества и личных взаимных контактов.Список литературыАндреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.Вердербер Р. Общение: интенсивный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2015. - 412Жарова, М.Н. Психология общения: Учебник / М.Н. Жарова. - М.: Академия, 2018. - 208 c.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2019 - 576 с.Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2016. - 352 с.Кузнецов И.Н. Риторика / И.Н. Кузнецов. - Минск: Амалфея, 2019. - С.178-179.Лунева О.В. Общение / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - №4. - С. 157-159.Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. - СПб.: Издательство Союз, 2016. - 355 с.Сафьянов В.И. Этика общения: Учебное пособие М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 2014. - 164 с.
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.
2. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
3. Вердербер Р. Общение: интенсивный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2015. - 412
4. Жарова, М.Н. Психология общения: Учебник / М.Н. Жарова. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2019 - 576 с.
6. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2016. - 352 с.
7. Кузнецов И.Н. Риторика / И.Н. Кузнецов. - Минск: Амалфея, 2019. - С.178-179.
8. Лунева О.В. Общение / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - №4. - С. 157-159.
9. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. - СПб.: Издательство Союз, 2016. - 355 с.
10. Сафьянов В.И. Этика общения: Учебное пособие М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 2014. - 164 с.