Разработка бизнес-плана с целью открытия предприятия ресторанного бизнеса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Туризм
  • 46 46 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 18.02.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.1. Функции, роль и значение бизнес-планирования в деятельности организации 7
1.2. Методы управления рисками в бизнес-планировании 10
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ПРОЕКТА 14
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия и обоснование идеи проекта развития существующего бизнеса 14
2.1.1. Краткое описание проекта 14
2.1.2. Краткая характеристика автора проекта (предприятия, организации, учреждения) 15
2.1.3. Краткая характеристика продукции (работы, услуги) и рынка сбыта 16
2.1.4. Финансовый анализ проекта 16
2.1.5. Характеристика предприятия 17
2.1.6. Характеристика продукции (работ, услуг) 18
2.2. Рынки сбыта продукции (работ, услуг) 19
2.3. Конкуренция на рынках сбыта 25
3. МАРКЕТИНГОВЫЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ, ФИНАНСОВЫЙ ПЛАНЫ И ОЦЕНКА РИСКОВ 29
3.1. План маркетинга 29
3.2. План производства 33
3.3. Финансовый план 35
3.4. Организационно-правовые аспекты плана 36
3.5. Оценка рисков и эффективности проекта 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Фрагмент для ознакомления

Система продвижения услуг на рынок – это программа общих маркетинговых коммуникаций кафе. Обычно называют четыре основных средства продвижения: реклама; стимулирование сбыта; связи с общественностью; персональные продажи [5].
Продвижение услуг требует специальных форм и методов, и упор делается на взаимоотношения между продавцом услуги и ее потребителем путем отхода от неосязаемости услуги. Таким образом, упор должен делаться на квалификацию, качество, обслуживание и прочие качества кафе.
5. Реклама. Первым шагом в процессе разработки рекламной программы является постановка задач рекламы. Перед рекламой может быть поставлено множество конкретных задач в области коммуникаций и сбыта. Мы выбираем информативную рекламу и подкрепляющую рекламу (необходимо привлечь постоянных клиентов).
Следующим шагом руководство должно разработать творческий подход к рекламе, ее творческую стратегию. В процессе ее создания можно выделить три этапа: формирование идеи обращения, оценку и выбор варианта обращения, исполнение обращения.
Творческим работникам предстоит найти стиль, тон, слова и форму воплощения этого обращения. В стилевом отношении любое обращение может быть использовано в разных вариантах. Можно акцентировать внимание на образ жизни (сделать упор на то, как посещение бара вписывается в определенный образ жизни) или использовать свидетельство в пользу качества обслуживания.
Следующая задача рекламодателя ( выбрать средства распространения для размещения своего рекламного обращения. Процесс выбора состоит из нескольких этапов [12]:
1) принятие решений о широте охвата, частоте появления и силе воздействия рекламы;
2) отбор основных видов средств распространения информации;
3) выбор конкретных носителей рекламы и показатель стоимости рекламы в расчете на 1000 человек;
4) принятие решения о графике использования средств рекламы.
При выборе средств распространения информации рекламодатель должен принять решения о желательной широте охвата, частоте появления и силе воздействия, которые необходимо обеспечить для выполнения поставленных перед рекламой задач [4].
Предполагается создать видеоролик на 15-20 секунд, в котором будет кратко рассказываться о предлагаемой кухне и месторасположении кафе. Также нужно опубликовать рекламу в таких журналах и газетах, как «7 дней», «Антенна», «Вокруг Света», «Разгадай-ка» (фото довольных посетителей в интерьере бара с указанием адреса, кухни и спецпредложений).
Кроме того, необходимо в течение 2-х недель раздавать листовки, в которых будет прописано: адрес, вид предлагаемой кухни и спецпредложения. Через 3 месяца необходимо повторить акцию.
Рекламу также можно осуществлять недорогими способами: давать по местному кабельному телевидению соответствующие объявления; целенаправленно разбрасывать по почтовым ящикам листовки; обзванивать и предлагать свои услуги. Вложений это потребует минимальных, а эффект может быть большим, но опять же при одном условии ( приемлемой цене, рассчитанной на средний класс [7].
Для привлечения внимания к своей продукции планируется выпустить майки и кепки с наименованием кафе и фирменным торговым знаком, их можно использовать в качестве призов при розыгрышах.
План маркетинга представлен в Приложении 5.

3.2. План производства
Для определения годового объема производства следует учитывать, что для изготовления одной единицы продукции требуется время:
- 0,5 часа всего;
- 0,3 часа непосредственно на выпечку продукции.
Также следует учесть вместимость печей, которые позволяют выпекать сразу 4 единицы продукции. Исходя из этого, объем производства за год составит: 3285 ч. х 0,3 ч. х 4шт. = 43800 шт. (рис. 4).
При расчете принималось, что объем производства составляет 85% от производственной мощности данного оборудования, что составляет 43 800 шт. продукции в год.
После ввода проекта в эксплуатацию объем выпуска продукции будет постепенно достигать своей проектируемой величины в течение 1,5 лет. Объем производства продукции на каждом интервале планирования представлен в табл. 6.1, Приложение 6.




50000
45000
40000
35000
30000
25000
20000
15000
10000
5000
0
1 год 2 год 3 год 4 год
Время

Рисунок 4 ( Планируемый объем производства продукции

Общая потребность в капитальных вложениях, необходимых для приобретения здания и оборудования, а также затраты связанные с доставкой оборудования, монтажом, проведением пусконаладочных работ представлены в табл. 10.
Общая стоимость инвестиционного проекта представлена в табл. 6.2, Приложение 6. Таким образом, капитальные вложения составляют 2 694 145 руб., а общий объем инвестиций составляет 2 869 145 руб. (табл. 6.3, Приложение 6).
Оборудование: Для технологического процесса приготовления блюд потребуется стандартное кухонное оборудование. А для реализации проекта в целом ещё комплект торгового оборудования и мебель для зала, предназначенного для общественного питания. Выбор основного технологического оборудования зависит от числа посадочных мест (т.е. посещаемости кафе) и подбирается под производственные возможности устанавливаемой печи [9]. Итак, для организации кафе на 25-30 посадочных мест потребуется следующее оборудование (табл. 6.4, Приложение 6).
Для расчета объема производства в натуральном выражении необходимо определить календарный фонд времени и фактический фонд рабочего времени [6].
Планируется, что предприятие, с целью получения наибольшей прибыли, будет работать в выходные, а также праздничные дни.
Работа на предприятии предусмотрена в односменном режиме.
Продолжительность смены 12 часов.
Таким образом, календарный фонд времени (ТК) для данного предприятия составит: ТК = 365дн. х 12ч. = 4 380 ч.
Тогда фактическое время работы (Т Ф) будет следующим: ТФ = 0,75 х ТК = 0,75 х 4380ч. = 3 285 ч.
Необходимо принять во внимание, что производственная программа предприятия определяется пропускной способностью печи, фактическое время работы которой составляет 3 285 ч.

3.3. Финансовый план
Финансовые результаты проекта представлены в следующих документах:
1. Отчет о прибылях и убытках (табл. 7.1, Приложение 7) (информация о прибыльности проекта);
2. Отчет о движении денежных средств (табл. 7.2, Приложение 7) (дает информацию о способности бизнеса генерировать наличные денежные средства);
3. Баланс предприятия (табл. 7.3, Приложение 7) (дает информацию о платежеспособности проекта).
В табл. 7.1 рассчитаны основные показатели на 4 интервала планирования (1 интервал – 1 квартал). В соответствии с этим отчетом планируется постоянный прирост выручки, однако это влечет за собой увеличение себестоимости продукции и налога на прибыль. Чистая прибыль увеличивается со 2 интервала.
Для наглядности, изменение на каждом интервале планирования таких показателей как выручка от реализации продукции, затраты на производство и чистая прибыль показаны на рис. 5.















0 2000000 4000000 6000000

Рисунок 5 ( Изменение выручки от реализации продукции, затрат на производство и чистой прибыли на каждом интервале планирования

3.4. Организационно-правовые аспекты плана
Подготовительный период перед началом производства включает следующие работы [13]:
- разработка бизнес-плана проекта,
- регистрация предприятия и организация юридического сопровождения проекта и производства;
- приобретение в собственность здания;
- заключение договора на приобретение основного оборудования;
- заключение договора на поставку сырья;
- проведение дополнительных работ по изучению рынка сбыта;
- комплектация штата предприятия необходимыми специалистами;
- проведение пуско-наладочных работ и опытной эксплуатации с получением разрешения на осуществление данной деятельности.
После завершения вышеперечисленных работ предприятие в течение 1,5 лет выходит на планируемую мощность выпуска продукции. Порядок, длительность и стоимость этапов отражены в календарном плане (табл. 8.1, Приложение 8). Для обеспечения производственного процесса предусмотрено штатное расписание (табл. 8.2, Приложение 8).
Средства на оплату труда включают в себя затраты по основному и дополнительному фонду заработной платы (табл. 8.3, Приложение 8).
В табл. 3 представлены общие расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды по интервалам планирования.
Таблица 3 ( Расходы на оплату труда и отчисления в социальные фонды

Показатели Интервалы планирования 1 2 3 4 Расходы на оплату труда производственных рабочих, всего
в том числе:
344935
856391
951546
951546 заработная плата 254377 631557 701730 701703 отчисления на соц. нужды 90558 224834 249816 249816 Расходы на оплату труда управленческого персонала, всего
в том числе:
227523
455045
455045
455045 заработная плата 171534 343068 343068 343068 отчисления на соц. нужды 55989 111977 111977 111977 Расходы на оплату труда, всего
в том числе: 572458 1311436 1406591 1406591 заработная плата 425911 974625 1044798 1044798 отчисления на соц. нужды 146547 336811 361793 361793
Подбор персонала планируется осуществлять перед пуском производства с учетом следующих требований [10]:
наличие профессиональной подготовки и квалификации по данной специальности;
наличие опыта работы на аналогичных предприятиях общественного питания;
коммуникабельность, умение работать с клиентами;
знание нормативных документов, регламентирующих работу в сфере торговли и общественного питания.
В дальнейшем, в случае большой посещаемости и при массовом обслуживании планируется привлекать к работе студентов на такие должности как уборщики в зале, работа за кассовым аппаратом и на раздаче, экономя, таким образом, на заработной плате. При этом повара и управленческий персонал должны быть профессионалами в своей сфере деятельности.

3.5. Оценка рисков и эффективности проекта
На каждой стадии реализации проекта могут возникнуть свои специфические риски. Виды таких простых рисков сгруппированы в Приложении 9 по разным стадиям [14].
В течение реализации инвестиционного проекта планируется застраховать имущество предприятия, в том числе и транспортное средство на случай гибели или хищения. Также планируется рассмотреть вопрос о страховании предпринимательского риска, то есть риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменений условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.
План доходов и расходов представлен в табл. 4.
Таблица 4 – План доходов и расходов

Наименование 2024 г. 2025 г. 2026 г. Доходы 1939155 4814369 5349294 Расходы 3885015 2318761 2505353
Показатели доходности инвестиций представлены в табл. 8.4, Приложение 8. Расчет внутренней нормы прибыли представлен в табл. 8.5, Приложение 8. Внутренняя норма прибыли IRR ( это значение ставки сравнения RD, при котором показатель чистой текущей стоимости NPV обращается в нуль: IRR = RD (NPV = 0).
NPV = 0 при RD = 45%, следовательно, внутренняя норма прибыли IRR составляет 45%.
3. Расчет рентабельности инвестиций
NPVR = (NPV / PVI) х 100,
где NPVR – рентабельность инвестиций, в процентах или коп./руб.;
NPV – чистая текущая стоимость проекта;
PVI – текущая стоимость капиталовложений, руб.
n
PVI = ( К t / (1+ RD) t, (1) t=1
где Кt – объем капиталовложений в t-м интервале планирования, руб.
PVI = 2869145 / (1 + 0,1)1 = 2869145 / 1,1 = 2 608 314 руб.
NPVR = (2032445 / 2608314) х 100 = 0,779 х 100 = 78 %
Расчет периода окупаемости представлен в табл. 8.6, Приложение 8. Значение дисконтированных денежных потоков, рассчитанное нарастающим итогом, становится положительным на четвертом интервале планирования. Следовательно, период окупаемости проекта составляет около четырех лет (табл. 5).
Таблица 5 ( Сводная таблица показателей финансовой оценки доходности инвестиционного проекта
№ Показатели доходности инвестиций Значение показателей 1. Чистая текущая стоимость проекта (NPV), руб. 2 032 445 2. Внутренняя норма прибыли (IRR), в процентах. 47 3. Рентабельность инвестиций (NPVR), в процентах 78 4. Период окупаемости капиталовложений (РР), года 3,3 Сумма чистых денежных потоков в день на четвертом интервале планирования составляет: 905159 / 365 = 2 480 руб.
Следовательно, уточненное значение периода окупаемости составит:
3 года + 344462 / 2480 = 3 года 130 дней
Таким образом, срок окупаемости капиталовложений ( 3,3 года. Чистая текущая стоимость проекта ( 2 032 445 руб.
Внутренняя норма прибыли проекта ( 47%.
Рентабельность инвестиций ( 78%.
В данном проекте точка безубыточности в натуральном выражении рассчитывается по среднему чеку, и на 2023 год будет равняться 14 604 шт., в стоимостном выражении – 2 716,6 (табл. 6). Графически точка безубыточности на 2023 год показана на рисунке 6. В таблице 6 видны расчеты на последующие 3 года, заметим, что точка безубыточности от года к году уменьшается, что является хорошим сигналом к тому, что проект сможет иметь запасы, если произойдут сбои в работе. Разница в точке безубыточности за 3 года составила 794 штуки или 88,3 тыс. руб.
Анализ чувствительности заключается в оценке влияния изменения входных данных проекта на его конечные характеристики, в данном случае на NPV.
Таблица 6 – Точка безубыточности проекта
Период 2024 2025 2026 Qкр, шт. 14 604 14 236 13 810 Qкр, тыс. руб. 2 716,6 2 709,3 2 628,3
В таблице 7 представлен анализ чувствительности к изменению уровня валовой выручки. В таблицах 8 и 9 показан анализ чувствительности к изменению уровня общих постоянных и переменных затрат соответственно, затем все показатели отмечены на графике.


Рисунок 6 – Точка безубыточности на 2023 год

Таблица 7 – Анализ чувствительности к изменению выручки
Изменение, % NPV, тыс. руб. +20 5 383,0 -20 272,0
Таблица 8 – Анализ чувствительности к изменению общих постоянных затрат
Изменение, % NPV, тыс.руб. +20 2 083,0 -20 3 573,0
Разница составляет 1490 тыс. руб. при изменении в 40%.
Таблица 9 – Анализ чувствительности к изменению общих переменных затрат
Изменение, % NPV, тыс. руб. +20 2 193,0 -20 3 492,0
Разница составляет 1299 тыс. руб при изменении в 40%.
Графически анализ чувствительности выглядит следующим образом (рисунок 7).

Рисунок 7 – Анализ чувствительности проекта
На рисунке 7 линия а – чувствительность к изменению валовой выручки, b – чувствительность к изменению постоянных затрат, с – чувствительность к изменению переменных затрат. Как видно, наиболее чувствителен проект к изменению валовой выручки. К изменению постоянных и переменных затрат проект мало чувствителен.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью работы являлась разработка бизнес-плана проекта развития кафе «Гурман» в г. Новосибирск. Задачи работы: кратко описать объект исследования; провести анализ внешней и внутренней среды; разработать бизнес-план развития кафе. В ходе работы был сделан вывод, что предприятие общественного питания является перспективным направлением для работы в Новосибирске. В ходе исследования было выявлено, что за 2023 год в Новосибирской области количество заведений общепита выросло на 7,3% ( до более 3,9 тыс.. Наибольший прирост показали бары и кафе (8,3% и 8,1% соответственно), а также рестораны (7%).
В исследовании были решены следующие задачи:
1) рассмотрены теоретические основы бизнес-планирования;
2) разработан бизнес-план проекта;
3) составлены маркетинговый, производственный, финансовый планы и дана оценка рискам проекта.
Кроме того, в работе был проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия, а так же SWOT-анализ с формированием проблемных полей. В ходе анализа были выявлены возможности и угрозы внешней среды предприятия, сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия. Был проведен анализ безубыточности и чувствительности проекта и анализ рисков.
Продолжительность подготовительного этапа до открытия кафе занимает 65 дней. Итоговая общая потребность в финансировании проекта составляет 1 450 тыс. руб. Проект имеет достаточно большой запас финансовой прочности (≈ 50%). Проект наиболее чувствителен к изменению валовой выручки, что может произойти вследствие изменения цены и спроса, которые необходимо контролировать.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями).
Методические рекомендации МР 3.1/2.3.6.0190-20 «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (утв. Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2020 года).
Абрютина, М.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина. – М.: Дело и сервис, 2019. – 256 с.
Ахинов, Г.А. Экономика общественного сектора: учебник / Г.А. Ахинов, И.Н. Мысляева. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 331 с.
Баканов, М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2018. – 248 с.
Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. – М.: Форум, 2021. – 256 c.
Барногльц, С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений / С.Б. Барногльц. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 427 с.
Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. – СПб.: Питер, 2017. – 352 c.
Уткин, Э.А. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело / Э.А. Уткин, А.И. Кочетков. – М.: ТАНДЕМ, Экмос, 2018. – 176 c.
Ушаков, И.И. Бизнес-план / И.И. Ушаков. – М.: Питер, 2020. – 224 c.
Худякова, Т.А. Инвестиции и инвестиционный анализ: учебное пособие / Т.А. Худякова, А.В. Шмидт. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 73 с.
Черняк, В.3. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 152 с.
Экономика предприятия: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 499 с.
Экономический анализ деятельности предприятий: учебное пособие для вузов / отв. ред. С.М. Пястолов. – М.: Академический Проект, 2019. – 173 с.
Эргардт, О.И. Комплексный экономический анализ: учебное пособие / О.И. Эргардт. – Барнаул: Изд-вo Алт. гос. ун-та, 2018. – 309 с.
Анализ рынка общественного питания в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/research/562950001098810.shtml (дата обращения: 30.08.22).
Кузнецова Т. Почему закрываются кофейни. 9 фатальных ошибок владельцев заведений [Электронный ресурс] // Общепит: бизнес и искусство. ( №8. ( 2019. – С. 41-44. – Режим доступа: https://panor.ru/articles/pochemu-zakryvayutsya-kofeyni-9-fatalnykh-oshibok-vladeltsev-zavedeniy/3338.html# (дата обращения: 15.01.24).
Самые яркие открытия и закрытия в ресторанной сфере Новосибирска в 2023 году [Электронный ресурс] // Электронный портал «Континент Сибирь». – Режим доступа: https://ksonline.ru/519944/horeca2023/?ysclid=lrge0ouuad435964006 (дата обращения: 15.01.24).
















ПРИЛОЖЕНИЯ








5


43 800

43 800

39420

15878

Объем производства, шт

1.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями).
2.Методические рекомендации МР 3.1/2.3.6.0190-20 «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (утв. Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2020 года).
3.Абрютина, М.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина. – М.: Дело и сервис, 2019. – 256 с.
4.Ахинов, Г.А. Экономика общественного сектора: учебник / Г.А. Ахинов, И.Н. Мысляева. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 331 с.
5.Баканов, М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2018. – 248 с.
6.Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. – М.: Форум, 2021. – 256 c.
7.Барногльц, С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений / С.Б. Барногльц. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 427 с.
8.Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. – СПб.: Питер, 2017. – 352 c.
9.Уткин, Э.А. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело / Э.А. Уткин, А.И. Кочетков. – М.: ТАНДЕМ, Экмос, 2018. – 176 c.
10.Ушаков, И.И. Бизнес-план / И.И. Ушаков. – М.: Питер, 2020. – 224 c.
11.Худякова, Т.А. Инвестиции и инвестиционный анализ: учебное пособие / Т.А. Худякова, А.В. Шмидт. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 73 с.
12.Черняк, В.3. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 152 с.
13.Экономика предприятия: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 499 с.
14.Экономический анализ деятельности предприятий: учебное пособие для вузов / отв. ред. С.М. Пястолов. – М.: Академический Проект, 2019. – 173 с.
15.Эргардт, О.И. Комплексный экономический анализ: учебное пособие / О.И. Эргардт. – Барнаул: Изд-вo Алт. гос. ун-та, 2018. – 309 с.
16.Анализ рынка общественного питания в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/research/562950001098810.shtml (дата обращения: 30.08.22).
17.Кузнецова Т. Почему закрываются кофейни. 9 фатальных ошибок владельцев заведений [Электронный ресурс] // Общепит: бизнес и искусство. №8. 2019. – С. 41-44. – Режим доступа: https://panor.ru/articles/pochemu-zakryvayutsya-kofeyni-9-fatalnykh-oshibok-vladeltsev-zavedeniy/3338.html# (дата обращения: 15.01.24).
18.Самые яркие открытия и закрытия в ресторанной сфере Новосибирска в 2023 году [Электронный ресурс] // Электронный портал «Континент Сибирь». – Режим доступа: https://ksonline.ru/519944/horeca2023/?ysclid=lrge0ouuad435964006 (дата обращения: 15.01.24).