Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование экономического роста.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 18.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ, ИХ СТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЯ
1.1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И МЕСТО В ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
1.3. СРАГТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
2. ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
2.1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЗАДАЧИ, СУЩНОСТЬ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.2 ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВКАНИЕ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИКАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
После получения политической независимости, Индия заимствовала опыт планирования от СССР, адаптировала его к рыночной экономике и включила в основу всех мер государственного регулирования с целью достижения социально-экономического развития. Индийское планирование является важной стратегией постепенного и всеобъемлющего модернизации социально-экономической структуры страны.Отметим характерные особенности индийского планирования. По мнению индийскихспециалистов, ее основными элементами являются:1. составление парадигм развития;2. определение стратегии развития и поддерживающей ее политики;3. разработка макропараметров экономического роста и его отраслевой структуры;4. распределение ресурсов между центром и штатами, между различными секторамии детализация распределения бюджетной поддержки;5. рассмотрение отдельных объектов, программ и проектов в государственномсекторе, которые должны быть реализованы для более прямого влияния напроцессы развития [28].Кроме того, индийское планирование предусматривает федеративный характер государства, распределение властных полномочий между центром и регионами. Планирование осуществляется как на уровне центрального правительства, так и на уровне региональных органов власти, и между ними происходит согласование планов. В Индии планированию присущ ряд особенностей. Оно имеет достаточно демократичный характер, где ключевую роль играет Плановая комиссия, опираясь на авторитетные научно-исследовательские организации (Индийская экономическая школа, Индийский статистический центр П. Махаланобиса и др.). Законченные схемы плана планировойкомиссии передаются в региональные органы власти, которые вносят свои предложения. Крупные предприниматели также представляют свои предложения и активно участвуют в процессе планирования. Ключевые настройки индийского плана имеют ориентировочный характер и могут немного отличаться от плана Плановой комиссии, однако обычно это касается деталей. В целом, планы деятельности индийских предпринимателей, особенно крупных монополистических групп, соответствуют целям государственного плана.[24].Индикативное планирование стало развиваться с 50-х годов. В период 1951-1965 гг.Индия имела три пятилетних плана. В основном из-за пограничного конфликта сПакистаном в период 1966-1969 гг. разрабатывались ежегодные планы социальноэкономического развития. В 1969 г. был принят IV пятилетний план. Вследствиеполитической нестабильности в 1991-1992 гг. страна возвратилась к ежегодномупланированию. В 1992 г. был принят VIII пятилетний план, в 1997 г. – IX пятилетнийплан, в декабре 2002 г. – X пятилетний план развития. В настоящее время в странедействует ХI пятилетний план (2007/08-2011/12 гг.).Каждый из принятых планов имеет свои особенности, связанные с изменениями в политической и социально-экономической обстановке. Однако основные настройки, такие как индустриализация и развитие промышленного сектора, особенно энергетики, черной металлургии, морского и железнодорожного транспорта, обеспечение продовольственной безопасности, развитие науки и техники, поддержка малого предпринимательства, борьба с безграмотностью населения, присутствуют в каждом из планов. Важным направлением индийского планирования стала поддержка национальной науки, связанной с ней промышленности и системы высшего образования. Благодаря этому, в конце ХХ в. Индия стала ключевым игроком в развитии мирового рынка информационных технологий. В рамках планирования также уделялось внимание поддержке малого производства всех видов. В каждом из пятилетних планов предусматривалось выделение отдельных отраслей для малых производителей, создание профессиональных учебных заведений, развитие сети магазинов для продажи их продукции, а также обязательство государственных организаций закупать продукцию малых предприятий.Данные целевые установки планов опирались наосновные ориентиры государственной политики относительно малого бизнеса. Главнойсоциальной целью развития малого бизнеса стало не расширение среднего класса, ауменьшение бедности путем расширения занятости. Во главу угла была поставлена задачаразвития не малого бизнеса как средоточие среднего класса, а развитие мелкойпромышленности как важного составного элемента развития промышленности, занятостии экспорта. Главной формой содействия стало не устранение государственногорегулирования, а, напротив, активное участие государства в развитии мелкойпромышленности путем обеспечения ее кредитом, производственной инфраструктурой,дефицитным сырьем, современными средствами производства (по договору аренды илилизинга), содействия сбыту ее продукции и т.п.Кроме того, предусматривалась особая политика относительно иностранныхинвестиций. Поначалу индийские пятилетние планы были ориентированы на жесткоеограничение прямых иностранных инвестиций. Была проведена национализация в сфереэлектроэнергетики, нефтеперерабатывающей промышленности, предприятий оборонногокомплекса, производящих продукцию прямого и двойного назначения. Затем был закрытдоступ иностранному капиталу в целый ряд отраслей промышленности и рыночнойинфраструктуры, например, во внешнюю торговлю, в банковское и страховое дело,розничную торговлю. В условиях укрепления индийской экономики число подобных мерувеличивалось. Было принято решение о передаче контрольного пакета всех иностранныхкомпаний, действующих на территории страны, что вызвало самоликвидацию многих изних [24].В настоящее время стратегия отношения к иностранным инвестициям основывается на их предназначении в качестве источника передовых технологий, а не в качестве основного источника капиталовложений. Прием внешних инвестиций строго регулируется с целью направить их прежде всего в приоритетные сферы экономики, требующие применения высоких технологий, а также для предотвращения притока спекулятивного капитала и доминирования иностранных компаний [8].Современные изменения в государственной политике относительно публичного и частного секторов экономики являются еще одной тенденцией. Планы развития в прошлом с планомерностью предусматривали расширение государственного сектора экономики, так как он играл важную роль в преодолении колониальной структуры. Государственным сектором взяты на себя задачи, которые национальный частный капитал не желал или не мог выполнить, и являлся опорой для развития экономики в целом, включая частный сектор. Развитие частного сектора осуществлялось не путем передачи государственных предприятий в его ведение, ачерезпредоставление государственной поддержки для создания и развития новых мощностей. С ХI пятилетки планы стали опираться на партнерство между государственным и частным секторами. Правительство Индии учредило комитет представителей частного банковского сектора, который способствует осуществлению инвестиционной политики правительства [9].В индийском планировании сочетаются долгосрочное (на 20-25 лет), среднесрочное (пятилетние) и текущее планирование. Основное значение придается пятилетним планам. Они определяют параметры экономического развития и роста, а также устанавливают макроэкономические показатели, такие как общий объем ресурсов, накопления, инвестиции, рост ВВП и другие, отражающие более широкие экономические и социальные требования. Пятилетние планы также детализируют программы развития разных отраслей и секторов экономики, а также возникающие проблемы и пути их решения. Таким образом, пятилетние планы определяют программу инвестиций и области их размещения для поддержки развития экономики в заданном направлении. План включает как государственный, так и частные инвестиции. Планирование для государственного сектора связано с более детальным рассмотрением показателей производства, инвестиций и программ. Плановые цели для частного сектора имеют ориентировочный характер. Однако, если для достижения определенных плановых показателей, важных с общенациональной точки зрения, необходимо положительное влияние на частный сектор, правительство может применять политику и меры стимулирования, которые используются для государственного сектора.Пятилетний план реализуется через годовые планы. Разработка годового плана связана с более подробным распределением ресурсов между центральным и региональными органами власти, а также между различными отраслями деятельности правительства, особенно распределением бюджетных ресурсов в рамках годового бюджета. В годовом плане также более подробно разрабатываются программы и проекты, включая развитие конкретных объектов.В качестве главного органа планирования выступает Плановая комиссия, которая определяет ресурсный потенциал и разрабатывает план развития страны, осуществляет его дальнейшее сопровождение и предлагает корректировки социально-экономического развития. Основные функции Плановой комиссии включают: определение ресурсов страны и возможностей увеличения ресурсов, формулирование плана наиболее эффективного использования ресурсов, установление приоритетов и этапов реализации плана с расчетом необходимых ресурсов для каждого этапа, выявление факторов, препятствующих экономическому развитию, и разработка механизма выполнения каждого этапа плана, периодическая оценка хода реализации плана и предложение корректировок социально-экономической политики. Плановая комиссия состоит в основном из экспертов, а также министра финансов и других ключевых министров, премьер-министр является ее председателем [10].После установления плана, Комиссия активно следит за его реализацией и предоставляет необходимую помощь исполнительным органам на центральном и региональном уровнях, при необходимости внося корректировки. Задача Комиссии - обеспечить соответствие экономической и финансовой политики требованиям плана, а также не упускать из виду его социальные и долгосрочные цели на каждом этапе. Координирующие функции Комиссии также распространяются на работу различных министерств, ведомств и региональных правительств.Главным органом, ответственным за утверждение пятилетних планов, является Национальный совет развития. Данный совет включает в себя премьер-министра, министров центрального правительства, глав правительств регионов и членов Комиссии. Разработка планов начинается с создания документа, известного как "Подход", в котором содержатся макроэкономические параметры, стратегия и цели конкретного плана. Документ обсуждается в Комиссии и предоставляется Совету для дальнейшего рассмотрения и утверждения. Все предложения и планы на основе детального анализа "Подхода" обсуждаются вместе с Комиссией. В конечном итоге, разрабатывается окончательный проект плана, который представляется Комиссии и Совету для утверждения. Пятилетние планы разрабатываются в виде документа, четко определяющего цели и перспективы развития, макроэкономические параметры, основы экономической политики, источники финансирования и отраслевые разделы.Огромную роль играет Комиссия, предоставляя обществу доступ к полным текстам планов развития. Все планы, включая долгосрочные, среднесрочные и годовые, доступны для ознакомления на всех этапах их разработки и реализации. Документы не только публикуются Комиссией и доступны для покупки, но также размещаются в Интернете, что позволяет любому желающему их бесплатно скачать. Такой открытый подход к планам позволяет общественности принимать участие в их обсуждении не только на заключительных этапах, но и на ранних стадиях разработки. Общественность имеет возможность ознакомиться со стратегией и прогнозами развития на 20 лет, с "Подходом" к пятилетним планам, а также с полными текстами планов и годовыми оценками выполнения задач. Кроме того, индийская общественность также имеет возможность выразить свои замечания и предложения, что мобилизует ее для участия в социально-экономическом развитии страны. Процесс планирования имеет особую важность и для предпринимательской среды. Благодаря четким программам развития и приоритетам государственной экономической политики, бизнес-сообщество может осуществлять свою деятельность с меньшими рисками и большей осознанностью выбора сферы предпринимательства.Таким образом, социально-экономическое планирование и степень его реализации с использованием экспертов, а не чиновников, играют ключевую роль в индийском опыте. Комиссия предоставляет открытый доступ к деталям планов и обеспечивает активное участие общественности в их обсуждении. Этот процесс также важен для предпринимательской среды, помогая повысить прозрачность и снизить риски для бизнеса. Роль экспертов, возглавляемых лидером страны, в осуществлении планов развития придает им дополнительную значимость.Современная плановая практика Индии характеризуется огромным разнообразием специальных программ развития. Эти программы различаются длительностью, охватом текущих проблем и главных целей, в зависимости от социально-экономической ситуации в стране и политической направленности правящих политических партий. Кроме того, существуют межгосударственные программы, направленные на развитие экономического сотрудничества Индии с другими государствами, как в рамках международных интеграционных организаций, так и на основе двусторонних соглашений. Также разрабатываются частные программы, касающиеся отдельных секторов и областей экономического и социального развития, а также программы экономической стабилизации. Отличительной чертой индийской экономики стал доклад-прогноз Плановой комиссии "Индия – видение 2020". В этом документе выделены пять основных секторов, взаимодействие которых должно обеспечить самообеспечивающийся экономический рост. Эти секторы включают сельское хозяйство, производство электроэнергии, образование и здравоохранение, информационные технологии и стратегические отрасли, включая внешнеэкономическую деятельность. Доклад "Индия – видение 2020" является амбициозной программой индустриализации страны и постепенного становления постиндустриального сектора экономики [24]. Планируется рост промышленного производства и увеличение производства стали, что должно обеспечить стабильный экономический рост. В течение более полувека планирование было эффективным средством преобразования экономики Индии и способствовало развитию частного производства и устойчивому экономическому росту. Особенностью современного планирования является рост отдельных проектов и программ, а также усиление роли крупного частного бизнеса в их реализации.В докладе выделены пять основных секторов, интегрированное взаимодействиекоторых должно обеспечить режим самоподдерживающегося экономического роста.Первый сектор – это сельское хозяйство. Намечено увеличение производства зерновых до360 млн. т в 2020 г. Предполагается, что основой перелома в аграрном секторе будетпродолжение «зеленой революции», разработка и внедрение новых технологий,качественное преобразование системы хранения и маркетинга продукции, обеспечениесельского населения соответствующими услугами, включая информационную поддержку,а также микрокредитами. Второй – производство электроэнергии, третья сфера –образование и здравоохранение, четвертая – информационные технологии (особовыделена задача интеграции традиционных и инновационных производств). Пятыйприоритет – стратегические отрасли, в число которых включена внешнеэкономическаядеятельность.Доклад «Индия – видение 2020» является амбициозной программой продолженияиндустриализации страны и постепенного становления постиндустриального сектораэкономики. Планируется, что рост промышленного производства составит всреднесрочной перспективе 10% в год, очень высокие индикаторы экономического ростазаложены и в сопряженные отраслевые программы. Так, проектом новой государственнойполитики в области металлургии (NationalSteelPolicy, 2005) предусмотрено увеличениепроизводства стали с 36 млн. т в настоящее время до 110 млн. т к 2020 г. [24].Таким образом, более чем полувековая история индийского планированиясвидетельствует о том, что этот механизм государственного регулирования сталэффективным средством преобразования экономики от колониального типа к развитому.Опираясь на государственный сектор, планирование способствовало развитию мелкого икрупного частного производства и обеспечило устойчивые темпы экономического роста.На протяжении всего периода сущность планирования, а также его основные задачипрактически не менялись. Особенностью современного этапа планирования можносчитать значительный рост отдельных проектов и программ, связанных с реализациейконкретных объектов. Кроме того, положительным моментом является усиление роликрупного частного бизнеса в реализации плановых установок.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе реформирования экономики все больше возрастает потребность в прогностических исследованиях социально-экономических процессов на различных уровнях управления и принятия решений. Качество принимаемого решения непосредственно зависит от качества его обоснования. Прогнозирование является одной из функций управления, наряду с анализом, организацией, планированием, мотивацией и т.д. Миллионы субъектов рынка, домашние хозяйства, органы государственного и регионального управления активно используют прогнозные разработки. В демократическом обществе, открытом для всех, необходимо представлять различные альтернативные варианты развития общества и учитывать способности каждого участника рынка.На данный момент накоплен достаточный опыт и набор инструментов как для долгосрочного, так и для краткосрочного прогнозирования. Прогнозирование – это научно обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния, тенденций и особенностей развития управляемого объекта в перспективном периоде, основанное на выявлении и правильной оценке устойчивых связей и зависимостей между прошлым, настоящим и будущим.Одно из важных направлений в прогнозировании общественного развития – это социально-экономическое прогнозирование. Это научная дисциплина, изучающая социально-экономическую систему и познание возможных состояний функционирующих объектов в будущем, а также исследование закономерностей и методов разработки экономических прогнозов.Социально-экономическое прогнозирование основано на научных достижениях в изучении закономерностей развития общества, выявлении тенденций социально-экономического и технологического прогресса. Важную роль в совершенствовании прогнозирования экономики и повышении достоверности прогнозов играет также прикладная научная дисциплина, изучающая закономерности и методы разработки прогнозов для объектов различной природы.Прогнозирование тесно связано со статистикой и во многом основано на статистических данных и методах исследования массовых явлений. В настоящее время особую значимость приобретает прикладная статистика, которая адаптирует методы комплексного статистического анализа для решения социально-экономических задач.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВИ.М.Аблаев. Основы государственного регулирования экономики региона/И.М.Аблаев. – Казань: ТАУ, 2007. – 543 с.А.Г.Зельднер. Партнерские отношения государства, бизнеса и общества в условияхсмешанной экономики. М., ООО «Экономические науки», 2010.Глобальное экономическое регулирование: Учебник. / Под ред. Проф. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009..Г.П.Капканщиков, С.Г.Капканщиков. Государственное регулирование экономики.Учебное пособие, Ульяновск, 2000.И.Н.Мысляева. Роль государства в условиях открытой экономики// Проблемныйанализ и государственно-управленческое проектирование, выпуск 2, 2010.Рыночный потенциал экономического роста. – М.: 2002, 539 с.Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Основания смешанной экономики.Экономическая социодинамика. М.: Институт экономики РАН, 2008.Игнатовский П. Экономика и ее человечность // Экономист № 2. – 2009Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность № 2-3. -2007.Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие/ под ред. А.Н.Петрова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
1. И.М.Аблаев. Основы государственного регулирования экономики региона/ И.М.Аблаев. – Казань: ТАУ, 2007. – 543 с.
2. А.Г.Зельднер. Партнерские отношения государства, бизнеса и общества в условиях смешанной экономики. М., ООО «Экономические науки», 2010.
3. Глобальное экономическое регулирование: Учебник. / Под ред. Проф. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009.
4. .Г.П.Капканщиков, С.Г.Капканщиков. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие, Ульяновск, 2000.
5. И.Н.Мысляева. Роль государства в условиях открытой экономики// Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, выпуск 2, 2010.
6. Рыночный потенциал экономического роста. – М.: 2002, 539 с.
7. Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. М.: Институт экономики РАН, 2008.
8. Игнатовский П. Экономика и ее человечность // Экономист № 2. – 2009
9. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность № 2-3. -2007.
10. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие/ под ред. А.Н.Петрова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.