Занятия ритмической гимнастикой как средство развития физических качеств старших дошкольников.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 20.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Возрастные особенности организма детей 5-7 лет 6
1.2. Роль и значение занятий ритмической гимнастикой в развитии физических качеств детей 5-7 лет 10
1.3. Организационно-методические особенности занятий ритмической гимнастикой с детьми 5-7 лет 14
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1. Цель и задачи исследования 16
2.2. Методы исследования 16
2.3. Организация исследования 19
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Занятие Развитие ловкости, выносливости, равновесия Ритмическая гимнастика
ОРУ, строевые упражнения, легкоатлетические упражнения
Подвижные игры «Живая змейка», «Удержи равновесие» 10 Какой я гибкий! Занятие Развитие гибкости и общей выносливости Ритмическая гимнастика
ОРУ, строевые упражнения, легкоатлетические упражнения
Подвижные игры «Пройди под мостиком», «Сделай фигуру» 11 Какой я выносливый! Занятие Развитие ловкости и общей выносливости Ритмическая гимнастика
ОРУ, строевые упражнения, легкоатлетические упражнения
Подвижные игры Эстафета с полосой препятствий «Вездеход» 12 Осенние олимпийские игры Соревно-вание Развитие физических качеств (быстроты, силы, гибкости) Ритмическая гимнастика
ОРУ, строевые упражнения, легкоатлетические упражнения
Подвижные игры «Кто быстрее до флажка?», «Кто дальше бросит?», «Кто дальше прыгнет?», «Сделай фигуру»
Обучение основным комплексам упражнений составило содержание программы и проходило поэтапно в соответствии с литературным произведением.
Комплексы осваивались в порядке их усложнения, в соответствии с возрастными особенностями детей 5-7 лет.
Структура комплекса включала несколько частей-композиций, связанных сюжетной линией.
Программа занятий ритмической гимнастикой для старших дошкольников включала три этапа.
Первый этап – занятия, направленные на знакомство детей с программой, с упражнениями, с основными движениями.
Второй этап – освоение движений, формирование умений выполнения упражнения под музыкальное сопровождение в заданном темпе и ритме.
Третий этап – закрепление движений, самостоятельное выполнение композиций.
В Приложении представлены основные средства комплексной программы для детей старшего дошкольного возраста.
После реализации программы было организовано повторное тестирование физических качеств старших дошкольников.
В протоколе обследования фиксировался результат выполненных тестов, на основе полученных данных дети были распределены по уровню развития быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств (таблица 7, рисунок 2).
Таблица 7
Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням развития физических качеств, в %
Группы Уровни развития физических качеств низкий ниже среднего средний выше среднего высокий ЭГ 4 - 36 40 20 КГ 20 16 48 16 -
Рис. 2. Уровни развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе в ЭГ и КГ
В результате проведенного тестирования выявлено, что уровень физических качеств детей в экспериментальной группе повысился. Низкий уровень имеют 4% детей в ЭГ и 20% детей КГ. Средний уровень физических качеств выявлен у 36% детей в ЭГ и 48% детей в КГ. Все тесты успешно выполнили 40% детей ЭГ и 16% детей КГ (уровень выше среднего). Высокий уровень зафиксирован только в ЭГ – у 20% детей. В экспериментальной группе значительно улучшились результаты получены по таким тестам, как «челночный бег 3 раза по 10 м» и «бег 30 м».
Для того, чтобы выявить динамику уровней развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста, были сопоставлены результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы в обеих группах. Графически данные сравнительного представления результатов тестирования уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе отражены на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика уровней развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы
Из диаграммы (рисунок 3) видно, что в экспериментальной группе снизилось количество детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития физических качеств: с 20% на констатирующем этапе до 4% на контрольном этапе. Возросло на 20% количество дошкольников с высоким уровнем физических качеств.
Графически данные сравнительного представления результатов тестирования уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе отражены на рисунке 4.
Рис. 4. Динамика уровней развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста контрольной группы
Из диаграммы (рисунок 4) видно, что в контрольной группе количество детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития физических качеств снизилось незначительно: с 24% на констатирующем этапе до 20% на контрольном этапе. На контрольном этапе также не выявлено детей с высоким уровнем развития физических качеств.
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что программа занятий ритмической гимнастикой была эффективной, так как способствовала повышению уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В старшем дошкольном возрасте создаются условия для развития таких физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. При организации систематических занятий физическими упражнениями повышается уровень физической подготовленности дошкольников. Для развития физических качеств детей 5-7 лет важное значение имеют систематические занятия физической культурой.
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в укреплении здоровья детей, поддержании на высоком уровне их физической и умственной работоспособности. Упражнения ритмической гимнастики используются в качестве разминки, общей или специальной физической подготовки во всех формах организации физической культуры в детском саду.
Для развития физических качеств старших дошкольников была разработана программа занятий ритмической гимнастикой. Использовались различные упражнения, подвижные игры для развития ловкости, быстроты, выносливости, гибкости. В ходе проведенного тестирования выявлено, что программа занятий ритмической гимнастикой была эффективной, так как способствовала повышению уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Упражнения ритмической гимнастикой могут быть включены в структуру занятий по физической культуре, а также в структуру утренней гимнастики, физкультурных досугов, праздников и других форм образовательной деятельности.
При организации занятий необходимо учитывать возраст детей, уровень их физической подготовленности, уровень сформированности физических качеств.
В старшем дошкольном возрасте продолжительность занятий физической культурой составляет 25-30 минут в старшей группе и 30-35 минут в подготовительной группе.
Занятия ритмической гимнастикой включают в себя три части – подготовительную (разминка), основную (общеразвивающие упражнения, гимнастические упражнения, подвижные игры, основные движения) и заключительную (заминка).
Освоение упражнений на занятиях ритмической гимнастикой происходит постепенно. Первый этап – знакомство детей с упражнениями. Второй этап – освоение основных движений под музыку. Третий этап – закрепление, стимулирование творчества детей, воспитание самостоятельности.
Занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию физических качеств старших дошкольников за счет разнообразия упражнений и двигательных действий. Это общеразвивающие и гимнастические упражнения, основные движения (ходьба, бег, прыжки и другие).
Важное значение при подготовке к занятиям является выбор музыкального сопровождения. Важную роль играют такие особенности музыки, как темп, ритм, размер, динамические оттенки и структура музыкального произведения.
Для выявления влияния занятий ритмической гимнастикой на уровень физической подготовленности необходимо проводить мониторинг развития физических качеств в начале и конце учебного года.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Буренина А.И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста / А.И. Буренина. – СПб. : ООО «МОНОМАКС», 1997. – 128 с.
Вершинин М.А. Физическое воспитание старших дошкольников на основе использования средств спортивных игр / М.А. Вершинин, Н.В. Финогенова, О.А. Сабуркина // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 6. – С. 57-58.
Ветрова З.А. Физическое воспитание детей в условиях семьи / З.А. Ветрова, М.Е. Чертакова, Д.А. Благирева, К.А. Назранова // Приднепровский научный вестник. – 2018. – Т. 4, № -2. – С. 094-097.
Зарицкая А.А. Методика развития физических качеств старших дошкольников, посредством подвижных игр / А.А. Зарицкая // Уральский научный вестник. – 2017. – Т. 3. – № 6. – С. 49-51.
Мельниченко Я.И. Воспитание физических качеств дошкольников / Я.И. Мельниченко, О.С. Коновалова, В.А. Зигангирова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2017. – № 1 (10). – С. 184-186.
Переведенцева Т.А. Развитие физических качеств дошкольников с позиций ФГОС ДО / Т.А. Переведенцева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3-7 (7). – С. 137–139.
Расстанова Е.А. Гендерные особенности развития физических качеств старших дошкольников (ловкости, быстроты, гибкости) / Е.А. Расстанова // Проблемы педагогики. – 2016. – № 9 (20). – С. 43-45.
Расулов М.М. Эффективность занятий ритмической гимнастикой в «Школе здоровья» / М.М. Расулов, М.И. Катилина, И.С. Зоря // Теория и практика физической культуры. – 2011. – №6. – С. 54-56.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: учеб. пособие / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 255 с.
Синицына Т.В. Применение нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников / Т.В. Синицына // Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 1550–1553.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Литера, 2012. – 368 с.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник / С. О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.
Хонина Т.С. Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников / Т.С. Хонина // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 3. – С. 63–64.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развивающая направленность упражнений программы ритмической гимнастики
№ п/п И.п. Содержание базовых упражнений Физические качества детей 6 лет 1 Стоя Ходьба: с носка; «пружинная» Координация, согласование движений 2 Стоя Бег: быстрый по кругу («погоня»); на месте спокойный Выносливость, скоростная сила 3 О.с. Прыжки:
1) на одной ноге в равновесии;
2) произвольные прыжки (выполняют «разбойники»); на двух ногах через обручи;
3) в длину с места
Равновесие, сила
Координация
Скоростная сила 4 О.с. ОРУ:
1) для рук и плечевого пояса;
2) присед с прыжком в упор лёжа;
3) сед, наклоны вперёд и по дуге; прогиб в упоре сзади на 2 и одной руке;
4) круговые движения плечами;
5) наклоны вперёд с полуприседом;
6) полувыпады в сторону;
7) опускание в стойку на коленях
Ловкость
Сила
Гибкость, сила рук
Гибкость
Гибкость, сила
Координация
Сила ног 5 Лежа Акробатические упражнения:
1) «Рыбка»: лежа на животе, руки под грудью. Прогнуться, достать носками ног до головы.
2) «Лодочка»: лежа на животе прогнуться, руками взять за ноги, покачивание;
3) Стойка на лопатках Гибкость 6 Стоя Танцевальные упражнения:
1) приставные пружинные шаги в сочетании с движениями рук;
2) шаги на месте в сочетании с работой рук;
3) пружинные покачивания с ноги на ногу
Координация
Чувство ритма
7 Стоя Дыхательные упражнения:
– быстрые, ритмичные вдохи через нос Сила дыхательных мышц 8 Стоя Строевые упражнения:
1) перестроение из одной шеренги в три;
2) обратное перестроение;
3) по музыкальному сигналу возвращение в первоначальное построение Ориентировка в пространстве
9 Стоя Упражнения хореографии:
1) деми-плие;
2) батман-тандю;
3) соте Воспитание культуры движений, пластичности, силы, координации 10 Стоя Упражнения на снарядах (скамейка): преодоление полосы препятствий Быстрота, ловкость, сила, выносливость 11 Выразительность жестов Воспитание артистизма, выразительности
2
2
Лист1
Диаграмма1
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
-
ЭГ
КГ
0.20
0.12
0.48
0.20
0.24
0.16
0.44
0.16
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
Уровни
ЭГ
ЭГ
ЭГ
ЭГ
ЭГ
КГ
КГ
КГ
КГ
КГ
0.20
0.12
0.48
0.20
0.00
0.24
0.16
0.44
0.16
0.00
Лист1
Диаграмма1
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
-
ЭГ
КГ
0.04
0.36
0.40
0.20
0.20
0.16
0.48
0.16
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
Уровни
ЭГ
ЭГ
ЭГ
ЭГ
ЭГ
КГ
КГ
КГ
КГ
КГ
0.04
0.00
0.36
0.40
0.20
0.20
0.16
0.48
0.16
0.00
Лист1
Диаграмма1
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
-
Констатирующий этап
Контрольный этап
0.20
0.12
0.48
0.20
0.04
0.36
0.40
0.20
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
Уровни
Экспериментальная группа
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
0.20
0.12
0.48
0.20
0.00
0.04
0.00
0.36
0.40
0.20
Лист1
Диаграмма1
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
-
Констатирующий этап
Контрольный этап
0.24
0.12
0.44
0.16
0.20
0.16
0.48
0.16
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
Уровни
Контрольная группа
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
0.24
0.12
0.44
0.16
0.00
0.20
0.16
0.48
0.16
0.00
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста / А.И. Буренина. – СПб. : ООО «МОНОМАКС», 1997. – 128 с.
2. Вершинин М.А. Физическое воспитание старших дошкольников на основе использования средств спортивных игр / М.А. Вершинин, Н.В. Финогенова, О.А. Сабуркина // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 6. – С. 57-58.
3. Ветрова З.А. Физическое воспитание детей в условиях семьи / З.А. Ветрова, М.Е. Чертакова, Д.А. Благирева, К.А. Назранова // Приднепровский научный вестник. – 2018. – Т. 4, № -2. – С. 094-097.
4. Зарицкая А.А. Методика развития физических качеств старших дошкольников, посредством подвижных игр / А.А. Зарицкая // Уральский научный вестник. – 2017. – Т. 3. – № 6. – С. 49-51.
5. Мельниченко Я.И. Воспитание физических качеств дошкольников / Я.И. Мельниченко, О.С. Коновалова, В.А. Зигангирова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2017. – № 1 (10). – С. 184-186.
6. Переведенцева Т.А. Развитие физических качеств дошкольников с позиций ФГОС ДО / Т.А. Переведенцева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3-7 (7). – С. 137–139.
7. Расстанова Е.А. Гендерные особенности развития физических качеств старших дошкольников (ловкости, быстроты, гибкости) / Е.А. Расстанова // Проблемы педагогики. – 2016. – № 9 (20). – С. 43-45.
8. Расулов М.М. Эффективность занятий ритмической гимнастикой в «Школе здоровья» / М.М. Расулов, М.И. Катилина, И.С. Зоря // Теория и практика физической культуры. – 2011. – №6. – С. 54-56.
9. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: учеб. пособие / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 255 с.
10. Синицына Т.В. Применение нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников / Т.В. Синицына // Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 1550–1553.
11. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Литера, 2012. – 368 с.
12. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник / С. О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.
14. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.
15. Хонина Т.С. Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников / Т.С. Хонина // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 3. – С. 63–64.